"БВС под силу решить многие задачи, при одном условии – четкое понимание заказчиком, что же ему необходимо получить на выходе."

Расскажите немного о себе. Почему Вы начали использовать беспилотники в своей работе?

Одними из первых в России изучать работы гражданского применения БВС в картографии стали сотрудники кафедры фотограмметрии в Московском Государственном Университете Геодезии и Картографии. Кафедра обеспечила рынок БВС не только грамотными, с технической и научной стороны методиками, но и коммерческими компаниями, которые способны предложить консультационные услуги, обеспечить поставку оборудования и программного обеспечения, обучить специалистов и выполнить научно-исследовательские работы. В рамках работы кафедры сложилась уникальная инфраструктура, состоящая из поставщиков программного обеспечения, производителей аппаратов, геодезистов, картографов, заказчиков работ. Всё это позволяет нам объективно оценивать рынок БВС и работать над решением конкретных отраслевых задач.

Какие задачи помогают решать ваши (или в целом) беспилотные летательные аппараты или сервисы на их основе, чем они уникальны?

За многие годы мы поняли, что БВС под силу решить многие задачи, при одном условии – четкое понимание заказчиком, что же ему необходимо получить на выходе. Беспилотник не является волшебной палочкой, сам по себе он - всего лишь носитель полезной нагрузки, имеющий как плюсы, так и минусы. На рынке ДЗЗ специфика использования БВС заключается в том, что для решения каждой конкретной задачи, нужно разработать методику использования конкретного аппарата, программного и геодезического обоснования.  Такие научно-практические исследования проводятся на нашей кафедре.      

Насколько сейчас, по Вашему мнению, в России сформирован рынок ДЗЗ при помощи БПЛА и отличается ли он от зарубежного?

Рынок БВС появится в тот момент, когда будут утверждены нормативные акты и инструкции технического регулирования. По вопросам ДЗЗ, до сих пор, БВС находятся, отчасти, вне закона.

Если говорить про рынок аэрофотосъемки с помощью БВС, то тут Россия находится в очень выигрышном положении в сравнении с западными странами. Отчасти это происходит из-за общих проблем в отрасли картографии, где катастрофически не хватает профессиональных аэрофотосъемочных комплексов. Мы просто вынуждены закрывать текущие потребности в ДЗЗ с помощью БВС.

Появление каких технологий, на Ваш взгляд, является наиболее востребовано для нужд ДЗЗ?

Все технологии хороши и все они могут найти свое применение. На данный момент ожидается развитие профессионального малоформатного и среднеформатного аэрофотосъемочного оборудования и использование высокоточных инерциальных систем для позиционирования БВС.


Как Вы думаете, какие услуги и сервисы будут наиболее востребованы в ближайшее время и в перспективе?

Для такой огромной страны как Россия, картографирование территории всегда будет актуальным. Конечно же, очень актуальным будет профессиональное образование в области использования БВС для выполнения картографических работ. 


А в каких новых отраслях будут применены беспилотники в ближайшее время и в перспективе?

Такие направления определены НТИ Аэронет: ДЗЗ, поиск и спасание, транспортировка грузов, управление траффиком и ретрансляция сигналов.

Появление какой технологии, на Ваш взгляд, обеспечит прорыв в этой области?

Для прорыва в этой области требуется довести сначала технологию до максимально надежной, автономной, производительной и понятной. Большие надежды на технологии машинного зрения.    

Какую экономическую модель Вы считаете более эффективной в коммерциализации технологий ДЗЗ? Как Вы думаете, является ли космосъемка и пилотируемая авиация конкурентом? Кто должен применять БПЛА для ДЗЗ и платить за это: бизнес, государство, сервисные компании, производители БПЛА?

Технология на данный момент считается новой, поэтому любая модель коммерциализации может быть востребована. Другой вопрос: окажется ли она рентабельной. Космическая сканерная съемка и аэрофотосъемка с пилотируемых аппаратов не являются конкурентами, а представляются дополнением друг к другу. БВС могут применять все, вопрос лишь в рентабельности для каждой конкретной задачи.

Какое место Россия может занять на этом рынке. Какие есть предпосылки для этого?

Российские реалии всегда будут отличаться от зарубежных, что будет сказываться и на специфике аппаратов, и на рентабельности их использования. К сожалению, мы до сих пор зависимы от иностранных комплектующих и камер. С другой стороны, российские разработки изначально рассчитаны на большие объемы работ и могут быть интересны крупным странам.  

А что именно препятствует развитию получения данных ДЗЗ при помощи БПЛА в нашей стране и мире?

Прямых законодательных актов сейчас нет. Однако, технология успешно применяется уже не один год, постоянно совершенствуясь, что подтверждают результаты наших исследований. Т.к. технология новая, то компетенции по ее изучению появляются только сейчас, включая стандарты образования. Это означает, что дипломированных специалистов в отрасли ДЗЗ с БВС сейчас не так много. Соответствующее обучение или повышение квалификации мы готовы предоставить.


Давайте теперь поговорим о специалистах.
 Какими навыками должен обладать специалист по БПЛА в области ДЗЗ? Что необходимо для подготовки таких специалистов? Где уже идёт их подготовка?

Специалист обязательно должен обладать знаниями и навыками в области аэрофотогеодезии, геодезии и фотограмметрии.

Каковы, на Ваш взгляд, условия для экспорта российской продукции во внешние страны? Как улучшить ситуацию?

Активнее участвовать в иностранных выставках и лоббировать интересы снятия преград на экспорт продукции двойного назначения.

Как необходимо поддержать применение БПЛА для ДЗЗ, какие уже есть меры поддержки, проекты?

Существует «Ассоциация Аэронет», она уже сделала много полезного и объединила профессионалов. Пока остро чувствуется нехватка независимых экспертов, которые могли бы провести экспертизу конкретных проектов.      

Как Вы оцениваете значимость институтов развития (АСИ, Сколково, Фонд Бортника) в применении БПЛА для ДЗЗ.

К сожалению, других механизмов достучаться до руководящих лиц у нас нет, поэтому и АСИ, и Сколково, безусловно нужны. 


Возврат к списку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.