Всё о беспилотной отрасли на одном ресурсе
Ru En

Интервью с заместителем по научной работе 929-го Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны РФ имени В.П.Чкалова, г Ахтубинск (929 ГЛИЦ ВВС) Балык Олегом Алексеевичем

На вопросы портала "Российские Беспилотники" отвечает Заместитель по научной работе 929-го Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации имени В.П.Чкалова, г Ахтубинск (929 ГЛИЦ ВВС) Балык Олег Алексеевич.

Центр является ведущим российским военным испытательным учреждением с уникальным опытом исследований авиационной пилотируемой и беспилотной техники отечественного и зарубежного производства.

1.  С какого момента Вы начали заниматься беспилотной техникой, и какой путь удалось пройти? Насколько отлажена сегодня технология проведения испытаний беспилотных авиационных систем малого и среднего классов  для задач МО?

Вначале определимся с терминами. Беспилотной техникой будем называть летательные аппараты, осуществляющие управляемый полет без экипажа. Ракеты не рассматриваются.

Началом  работ с беспилотной техникой в 929 ГЛИЦ следует считать послевоенные годы. В связи с бурным развитием в послевоенные годы систем реактивного вооружения возникла необходимость применения воз­душных мишеней, способных имитировать по характеристикам самолеты вероятного противника. В  1952 году на полигоне Владимировка в составе 10 отдела НИИ-4ВВС было создано 9 отделение по применению самолетов-мишеней и парашютных мишеней во главе с И. И. Шилкиным.

Первые радиоуправляемые воздушные мишени создавались на базе серийных самолетов. В 1953—1954 годах успешно прошли испытания и стали применяться самолеты-мишени Ту-4 и Ил-28. Самолеты поднимались в воздух экипажем, а затем после наст­ройки аппаратуры автоматики экипаж покидал самолет. В даль­нейшем по радиокомандам самолет-мишень выводился в район стрельб.

При проведении первых государственных испытаний самолета  мишени Ла-17 ведущим инженером был И. А. Панюшин. В испы­таниях принимали участие: И. А. Свидерский, А. Захваткин. И. Н. Салтан, Ю. А. Ниверт, Е. А. Сигалов, В. С. Карачунский. М. Я. Капустин, С. А. Велигоцкий, Д. Р. Терентьев и др. Самолет-мишень был принят на вооружение ВВС и ПВО в 1954 году.

С 1959 по 1964 годы проводились государственные испытания беспилотной мишени Ла-17М и модифицированной беспилотной управляемой мишени Ла-17ММ. В процессе испытаний был разработан и реализован метод применения мишени на малых высотах. Мишень Ла-17ММ принята на вооружение и успешно применялась в ВВС и ПВО.

Начиная с 1956 года, проходят испытания и применяются при отработке комплексов перехвата и ЗУРС самолеты-мишени с автоматизированным взлетом  (Ил-28, МиГ-15, МиГ-19), а с 1959 года были отработаны самолеты-мишени Як-25, МиГ-19, Ту-16, МиГ-15МНВ с автоматизированной посадкой.

Трудную и сложную работу проводил личный состав испыта­телей при испытании самолетов-мишеней, а особенно самолетов- мишеней с пилотируемым взлетом, когда летчик покидал самолет на боевом курсе. Приведем случай из практики применения самолета-мишени Ил-28 (М-28) летчиком-испытателем Ф. Д. Богдановым.

На высоте свыше 12 000 м на боевом курсе летчик пригото­вился катапультироваться, сбросил фонарь и нажал на пусковой рычаг. Катапульта не сработала. В трудных условиях Богданов сумел найти неисправность, устранить ее и покинуть самолет.

На М-28 летали летчики Суриков Э.И. и Богданов Ф.Д. Оба летчика удостоены звания Героя Советского Союза за полеты с катапультированием.

Бурное развитие авиационной техники в 70-х годах, в том бортовых вычислительных устройств, телевизионной, лазер- и инфракрасной техники, принципиально новых радиотехнических систем навигации подготовило базу для разработки и создания в 1972—1980 годах второго поколения беспилотных самолетов - разведчиков, способных выполнять более широкий круг задач по ведению воздушной разведки. Такими беспилотными комплексами воздушной разведки явились «Рейс, «Стриж» и «Крыло-1».

В отличие от комплексов беспилотной разведки первого поколения ТБР-1 и ДБР-1 прошедших государственные испытания и принятых на вооружение в 1964 - 1965 годах, комплексы «Рейс» и «Крыло-1» превосходили  своих предшественников  в мобильности, видам выполняемых разведок, оперативности ,получения разведданных, а также по своим летно-техническим характеристикам (полет из малых высотах, точность выхода на объект разведки и т. д.).

Испытания комплекса «Рейс» были закончены в 1976 году, и комплекс был рекомендован для принятия на вооружение.

В испытаниях комплексов принимали участие опытные инженеры-испытатели: К. П. Грабовецкий, Н. А. Бугаец, А. М. Юрбачев, А. X. Балев, И. Я. Шуткин, Е. К. Золотов, А. Ф. Носырев, А. А. Сидоров, В. А. Рыжиков, В. И. Никитин, М. И. Емельянов, А. Н. Низов, Г. В. Орехов, В. П. Шунько. Н. Я. Половинко. Н. И. Звягинцев, В. В. Татаркин.

Создание новых более сложных комплексов авиационного вооружения требовало разработки и создания воздушных мишеней, обеспечивающих проведение испытаний этих комплексов. Так была разработана и испытана маловысотная скоростная ракета-мишень КСР-5НМ. Работу возглавили В. Е. А. Покровский, Н. И. Звягинцев.

В 1961- 62 году были проведены государственные летные испытания опытного самолета-мишени Як-25РВ-II. В этом же году были проведены контрольные летные испытания пикирующей мишени ПМ-6, контрольные испытания серийной буксируемой мишени 77БМ-М, контрольные испытания буксируемой фотогондолы, а также совместные летные испытания радиоуправляемого самолета–мишени МиГ-19М с автоматизированным взлетом и посадкой.

В 1974-1978 годы проводились специальные работы по парашютной системе для мишени ПМ-6. Руководитель Ефимьев Ю.А., участники: инженер Зайченко Н.С., механик Яровой И.Д. В это же время проводились специальные работы по самолетам-мишеням МиГ-17М, МиГ-17МНВ. В специальных работах приняли участие: ведущие инженеры Белинский В.Г., Бондарчук И.М., Пашин А.С., инженеры Калентьев И.Г., Чертенко И.С., Зайченко Н.С., Ефимьев Ю.А., Костылев Г.А.. Фефелов А.Д., Копыл А.Г., Подоба В.А., техники Романцов В.Н., Курносов В.А., Герасименко В.Н., Дериглазов Ю.Г., Васильев В.Г., Петров А.И., Самохвалов А.С., Гаврилов П.А., Жарков Ж.И., Гусев Н.А., Стрельцов В.Ф., Касаткин А.В., Гончаров А.И., механики Ткачев В.И., Колпаков В.А., Беляев В.Г., Мирошниченко Л.В., Реснянский Н.Г., Просочкин А.М., Трушин А.И., Бырназ И.С.

В 1974 году в порядке оказания помощи войскам ПВО страны были проведены специальные работы по унифицированной парашютной мишени войск ПВО МС-21 МСТ, сбрасываемой с самолета МиГ-21. Руководил этими работами Зайченко Н.С.

В течении 1974-1976 годов бригады под руководством Белинского В.Г. и Ефимьева Ю.А. провели специальные работы по самолетам-мишеням Ту-16, оборудованных системами активных и пассивных средств радиопротиводействия, и усовершенствованными радио мишенями  управления и радиовизирования.

В 1979 -1982  годах были проведены специальные работы по созданию самолета-мишени на базе МиГ-21.        В 1983-1984 году выполнены специальные работы по радиоуправляемой мишени МиГ-21 с АСП.     

В конце 1984 года были проведены специальные работы по самолету-мишени МиГ -21 с аппаратурой «Веронал», ГА-20 и 21Г6. В это же время проводились специальные работы по самолету-мишени Ту-16 с аппаратурой постановки помех.

В 1987-1988 годах были проведены:

- специальные летные испытания самолета-мишени М-21, оборудованного приемниками ГА-20 с пониженной чувствительностью, ведущий инженер Ледовской А.А., ведущий летчик Диордица Н.Ф.;

-специальные летные испытания самолета-мишени М-21М на базе самолета МиГ-21 ПМ, ведущий инженер Копыл А.Г., ведущий летчик Чернышев А.В.;

 - специальные летные испытания самолета-мишени М-16 с аппаратурой ГА-20, 21Г6, 23Г6, ведущий инженер Голигоров В.Ф., ведущий летчик Полухин С.А.

В 1990-1993 годах были проведены:

 - специальные летные испытания самолета МиГ-23М, оборудованного под носитель ПМ-6Р, и буксировщика мишеней комплекса «Комета», ведущий инженер Володин А.А., ведущий летчик Сафронов В.В.;

В 1993 году прекратилось применение самолетов-мишеней М-16.

В 1994 году начаты государственные летные испытания самолета-мишени М-29, созданного на базе самолета Л-29, Чехословацкого производства, ведущий инженер Алчебаев В.А., ведущий летчик Дахтлер В.Э.   В 1996 году государственные летные испытания самолета-мишени М-29 были закончены.

Новый этап испытаний КБЛА начался в 2000-х годах. Проведены государственные испытания многофункционального комплекса с БЛА «Орлан-10», комплекса с БЛА «Орлан-30», комплекса воздушной разведки Т28 с БЛА «Элерон-3», комплекса воздушной разведки Т10 с БЛА «Элерон-10», комплекса воздушной разведки с БЛА «Тахион», комплекса аэровидеомониторинга «Курс-ММ», комплекса малоразмерной воздушной мишени   Е-95. комплекса «SEARCHECR-MKIIJ».

2. Какие виды летных исследований проводит Ваш центр и в чем суть испытаний БАС для МО? Какие технические параметры и потребительские качества вы исследуете и насколько они соответствуют требованиям заказчика?

929 ГЛИЦ проводит государственные испытания всех образцов вооружения и военной техники (ВВТ), создаваемой по заказу Министерства обороны РФ и других силовых ведомств.

 Цель данных испытаний – оценка соответствия испытываемого образца требованиям ТТЗ  для последующего принятия решения о серийном производстве и принятии на вооружение (снабжение).

БАС (в нашей терминологии – комплексы с БЛА) испытываются практически аналогично другим видам ВВТ.

Технология проведения испытаний КБЛА развита достаточно хорошо и основывается на системе нормативно- методического обеспечения испытаний. В частности,  существует система руководств по испытаниям авиационной техники (РИАТ), в которых приведены перечень оцениваемых характеристик и показателей в процессе испытаний и методы их получения. Например. РИАТ Часть I. Выпуск 19. Определение характеристик устойчивости и управляемости беспилотных ЛА. Книга 3. Определение аэродинамических характеристик беспилотных крылатых ЛА.

3. Как Вы думаете, полезно было бы предоставить предприятиям промышленности Ваши общие требования к комплексам с БПЛА и порядок проведения государственных испытаний?

Общие тактико – технические требования (ОТТ) к КБЛА и методам их государственных испытаний, разработанные в 2015-2017 г.г., 929 ГЛИЦ разосланы всем заинтересованным предприятиям разработчикам КБЛА, институтам промышленности (ЛИИ, ЦАГИ, ГосНИИАС и др.).  В процессе разработки данных документов проходило их согласование с указанными организациями. Работа по совершенствованию ОТТ ведётся постоянно и 929 ГЛИЦ готов рассматривать все предложения.

4. Каково влияние беспилотной техники на отечественные ВС и характер ведения боевых действий? Мы можем говорить об эволюции или революции?

Ответ пока не готов из-за отсутствия достаточности данных

5. Можете сравнить по уровню отечественную и зарубежную беспилотную технику?

Приведем таблицы для сравнения характеристик зарубежных и отечественных разработок.

Страна-производитель

Россия

Фото БЛА

 1.png  

2.png   

3.png   

4.jpg   

5.jpg   

Название

«Орион»

"Форпост" (Searcher)

«Корсар»

Орлан-30

Орлан-10

Компания производитель

Группа «Кронштадт»

АО «УЗГА»

КБ Луч

СТЦ

СТЦ

Размах крыла, м

8.55

6,5

3,1

Длина, м

5,85

1,8

Высота, м

1,4

Масса:

- полезной нагрузки

До 300

100

45

6,5

5

максимальная взлетная

1200

454

200

40

18,5

Тип двигателя

1 × Jabiru 2200

Мощность, л.с.

80

Максимальная скорость, км/ч

350

204

90-210

180

75-170

Крейсерская скорость, км/ч

148

150

Радиус действия, км

250

250

125

125

120

Продолжительность полета, ч

24

18

10

10

10

Практический потолок

800

6100

6000

3500

5000

Полезная нагрузка

МБРЛС-МФ-2

MOSP-3000

ТВ, ИК, фото, метео, МБРЛС-МФ-2

Controp D-STAMP, U-STAMP, Flir Photon 640

Controp D-STAMP, U-STAMP, Flir Photon 640

Этап создания

Завершено эскизно-техническое проектирование

Не принят на снабжение, поставлен в МО

Завершено эскизно-техническое проектирование

Завершены ЛКИ

Принят на снабжение МО

 

«Орион»

"Форпост" (Searcher)

«Корсар»

Орлан-30

Орлан-10





























































Стратегические разведывательные БЛА (рисунок 1) имеют следующие тактико- технические характеристики

- практический потолок 8...25 км,

 - радиус действия до 550 км;

- продолжительность полета свыше 24 ч;

- крейсерская скорость у БЛА с ТРД 500...630 км/ч, у БЛА с винтомоторной силовой установкой 200...370 км/ч.

 - масса полезной нагрузки (0,4... 1,4 т).

Большие дальность и продолжительность полета обеспечиваются большим относительным запасом топлива, например, у БЛА RQ-4А «Глобал Хок» ξпн = 0,6, при малой относительной массе полезной нагрузки ξпн = 0,085.

6.jpg

Рисунок 1. Стратегические разведывательные БЛА.

Невысотные стратегические БЛА, например, типа RQ-1В «Предатор» с более экономичным ПД имеет меньшую взлетную массу (1,1 т) при относительном запасе топлива ξт=0,273 и относительной массе полезной нагрузки ξпн=0,182 (таблица 10).

Таблица 10 - Характеристики БЛА семейства «Предейтор»


 

RQ-1К

RQ-1L

MQ-1

MQ-9

Альтаир

Маринер

MQ-9

заказчик

ВВС

ВВС

ВВС

ВВС

NASА

ВМС

ВВС

 

назначение

 

опытный

 

разведка

развед.-ударный

развед.-ударный

 

 

разведка

перспек­тивный

силовая установка

 

ПД

 

ПД

 

ПД

 

ТВД

 

ТВД

 

ТВД

 

2хТРДД

вооружение

 

 

ракеты

ВП, ВВ

ракеты ВП,ВВ

 

 

4-6 КАБ по 227кг

mпустого, кг

 

513

431

 

 

 

 

mмакс.взл., кг

1020

1035

1020

4536

3175

4765

 

mцел.нагр., кг

204

204

204

360

360

360

 

mбоев.н., кг

 

 

 

1360

 

1360

>1360

Vмакс, км/ч

 

217

222

430

430

460

 

Vпотр., км/ч

 

130

128

274

 

 

 

Hэкс.потолок, м

7620

7900

7620

15250

15860

15860

15250

Lвпп, м

610

610

 

 

 

 

 

Lполета, км

3700

5500

5500

 

 

 

>15400

Rдействия, км

715

715

740

 

 

 

3700

tпатр., ч

16-20

16

24

 

 

32

24

tмакс, ч

40

40

40

>30

>30

50

>24


Стратегические разведывательные БЛА вертолетного типа (например-А-160 «Хамингберд») разрабатываются с хвостовым (рулевым) винтом.  Время патрулирования достигает 30 ч на высоте 9,15 км, максимальная дальность полета составляет 500 км.

Стратегические разведчики самолетных схем с ПД большой продолжительности полета (25...50 ч) при максимальном радиусе действия 200..1000 км разработаны в Израиле и во Франции (рисунок 2). Данный тип БЛА отличается малой скоростью 130...300 км/ч, значительной взлетной массой 0,45...1,65 т и повышенной относительной массой полезной нагрузки ξпн =0,21...0,33.

7.png

Рисунок 2. Стратегические разведывательные БЛА самолетных схем большой продолжительности дежурства

Тактические разведывательные БЛА (рисунок 3) имеют следующие ТТХ:

-практический потолок до 6...7 км;

- радиус действия до 200...300 км;

скорость полета 120...200 км/ч;

продолжительность полета до 10...12 ч.

Французский разведывательный БЛА «Спервер» НV разрабатывается по самолетной схеме с ТРД, имеет максимальный радиус действия до 400 км при высоте полета 10 км и крейсерской скорости 720 км/ч, однако при существенно меньшей (по сравнению с самолетами с ПД) продолжительность дежурства (1,5 ч вместо 4... 12 ч у БЛА с ПД).

8.png
Рисуок 3. Тактические разведывательные БЛА 3-го и 4-го уровня 

Основными требованиями к базовому самолету разрабатываемому в рамках программы «Единой боевой беспилотной системы» (для ВВС и ВМС) являются время патрулирования на удаление 1850 км до 2 ч при массе боевой нагрузки во внутренних отсеках не менее 2 т. В рамках этой программы разрабатываются ББЛА типа Х-45СN, Х-45С и Х-47В (см.табл.11) со взлетной массой 16,5…19,0 т, т.е. с взлетной массой пилотируемых тактических ударных истребителей.

 

Х-45А

Х-45С

X-45СN

Х-47А

Х-47В

Производитель

Боинг

Нортроп Грумман

Заказчик

ВВС

ВВС

ВМС

ВВС

ВМС

Схема ББЛА

летающее крыло

 

летающее крыло

Размах крыла, м

11

 

 

8.4

 

МАССОВЫЕ ДАННЫЕ                                     ;

mмакс взл, т

6.8

16.5

 

3.29

19

mпустого ЛА, т

3.6

 

 

 

 

      mбоевой нагрузки, т

1.4

2

2

0.5

2

mтоплива

 

 

 

0.72

 

ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

R, км

1100

 

 

 

 

Rс топливнымибаками,км КМ

1850

 

 

 

 

Lперегоночная, км

5500

 

 

 

 

Vмакс, км/ч

1000

 

 

 

 

Нпракт, км

12

 

 

10

 

nу, ед.

-2...+5

 

 

 

 

μстартовая

0.41

 

 

0.28

 

силовая установка

(тяга)

ДТРД F124-GА

100(28кН)

 

ДТР F404-102D

1хТРД JТ15D-5С (7.2 кН)

 

F-100

взлет и посадка

самолетные

 

 

самолетные

 

шасси убирающиеся

3-х опорное

 

 

3-х опорное

 

дозаправка в воздухе

 

 

 

 

 

СИСТЕМЫ

Автономное управление

+

 

 

 

 

Полуавтономное управление

+

 

 

+

 

РЛС

+

 

 

+

 

«Навстар»

+

 

 

+

 

лазер

+

 

 

+

 

ИК-станция

+

 

 

+

 

ВООРУЖЕНИЕ ВО ВНУТРЕННИХ ОТСЕКАХ

Управляемые бомбы

+

 

 

 

+

УР «воздух-земля»

+

 

 

 

+

РЭБ аппаратура

+

 

 

+

+

Сравнительно малая стартовая тяговооруженность μ0=0,28...0,41 характерна ударным истребителям (не истребителям воздушного боя). Практический потолок не превышает 10...12 км, а максимальная скорость - 1000 км/ч. Состав вооружения соответствует задачам нанесения авиационного удара по НЦ. Маневренность определяется предельной нормальной перегрузкой 5 единиц, достаточной для вывода ББЛА из крутого пикирования после атаки НЦ, но явно заниженной для ведения воздушного боя с пилотируемыми самолетами.

Вывод:

Представленных данных достаточно, что бы сделать вывод о соотношении сил.

6. На что бы Вы посоветовали обратить внимание разработчикам БАС, претендующих на использование их техники в ВС?

Возможные направления развития КБЛА:

- повышение надежности комплекса и безопасности применения;

- проведение исследований с целью расширения объема решаемых задач за счет разработки новых датчиков и аппаратуры;

- увеличение глубины и радиуса действия до стратегической за счет увеличения дальности действия радиолинии и увеличения дальности полета БЛА;

- повышение точностных характеристик бортовой аппаратуры разведки и целеуказания, обеспечивающих высокое качество изображения при полете БЛА на средних и больших высотах;

- разработка высокоточных образцов вооружения специально для оснащения БЛА;

- комплектация комплексов на основе перспективных БЛА типа СВВП, обеспечивающих возможность использования вертолетных и самолетных режимов полета;

- разработка технических мероприятий для обеспечения надежной работы радиолинии управления БЛА и передачи данных на НСУ.

Портал "Российские Беспилотники" благодарит Олега Алексеевича за содержательный разговор!



Заместитель по научной работе 929-го Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации имени В.П.Чкалова, г Ахтубинск (929 ГЛИЦ ВВС)


Возврат к списку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.