Пока гибридные аппараты массово не пришли на рынок, он будет оставаться все-таки в стадии “детства”

Здравствуйте, Кирилл. Расскажите немного о себе. Как Вы начали заниматься беспилотниками?

В декабре 2013 года Джефф Безос сказал замечательную фразу: “One day, Prime Air vehicles will be as normal as seeing mail trucks on the road today.” и тем самым фактически перевел тему гражданских дронов из маргинализированной сферы для гиков и продвинутых свадебных фотографов в мейнстримовую промышленную тему. И мы создали компанию «Оптиплейн беспилотные системы» по разработке дронов для специализированных применений в разных индустриях. 

Расскажите про беспилотные летательные аппараты «Оптиплейн беспилотные системы». Какие задачи они помогают решить, и чем они уникальны?

Даже краткое знакомство с рынком показало, что беспилотные самолеты и коптеры не очень подходят ни для грузоперевозок, ни для большинства прочих промышленных применений. Самолеты далеко летят и несут груз, но не могут вертикально взлететь, сесть, зависнуть. Коптеры, наоборот, маневренны на малых скоростях, но, во-первых, очень плохо летают на дальность, во-вторых, имеют технологический “стеклянный потолок” по грузоподъемности - эффективность их работы после 10-20 кг груза резко снижается, а цена неадекватно растет. Таким образом, мы поняли, что нужен отдельный вид дронов - с гибридной аэродинамикой - вертикальный взлет, вертикальная посадка “по-коптерному”, но полет на крыльях - “по-самолетному”, и сделали ставку на него. Наша схема не имеет проблем, при работе на малых скоростях и в режиме висения, что открывает возможности быстрого удаленного мониторинга для объектов энергетики, сельского и лесного хозяйства, а также для охраны.

А насколько сейчас, по Вашему мнению, в России вообще развит рынок БПЛА в сравнении с зарубежными рынкам?

Впереди Китай и Америка, без сомнений, которые занимают и будут занимать большую часть рынка. Дальше мы наверное где-то в пятерке-десятке. Наш рынок я бы назвал средне-слаборазвитым, но он и во всем мире рынок пока не очень развитый. Пока гибридные аппараты массово не пришли на рынок, он будет оставаться все-таки в стадии “детства” - и у нас, и в мире. Мы пока в первую очередь импортеры, и пока не видно тенденции к перелому ситуации. Опять же, в области аппаратов с гибридной аэродинамикой мы пока имеем наименьшее отставание, поскольку они только появляются на рынке.

Каковы, на Ваш взгляд, условия для экспорта российской продукции во внешние страны? Как улучшить ситуацию?

Собственно, такой же путь, как и у нас - создавать в странах опорные центры кооперации местных отраслевых заказчиков и наших производителей. Возможно, на первых порах дополнительно помогать - субсидиями, юридическими и организационными услугами и т.д.

Как Вы считаете, появление каких технологий является наиболее востребованной в области БПЛА на данный момент?

Развитие технического зрения позволит сделать аппараты более автономными. Важной областью для БПЛА является электрохимия, поэтому появление батарей с высокой энергетической плотностью, безусловно, позволит многократно увеличить возможности применения беспилотников в разных индустриях. Прямо сейчас мы заинтересованы в развитии решений комбинированной полезной нагрузки, когда для упрощения и ускорения принятия решений на основе данных, полученных с БПЛА, одновременно ведется съемка в видимом спектре и за его пределами.

Какие услуги и сервисы, на Ваш взгляд, будут наиболее востребованы в ближайшее время и в перспективе?

С массовым внедрением все более дальних и грузоподъемных гибридных дронов сбор и анализ данных о земле и наземных объектах будет развиваться автономная приземная сеть на основе хабов автоматической зарядки и забора/ выгрузки грузов, со смарт-контрактами и ВИЭ. Поэтому мы считаем перспективным развитие сервисов, на основе данных, полученных с беспилотников, для всех отраслей промышленности — от энергетики до сельского хозяйства.

Что больше всего сдерживает развитие беспилотных технологий? 

Очень медленный цикл запуска и внедрения инноваций. В это время, когда китайцы разрабатывают, испытывают и выпускают на рынок новые дроны за 1 год, у российских компаний на это уходит по 5-7 лет. Механизмы оперативной открытой конкурентной кооперации разработчиков с отраслевыми заказчиками мог бы улучшить ситуацию. В том числе системное формирование отраслевого заказа со стороны корпораций не на уровне пиара, а на уровне интеграции в корпоративные бизнес-процессы.

Национальная Технологическая Инициатива разделяет рынок АЭРОНЕТ на основные сегменты рынка: Дистанционное зондирование земли (ДЗЗ) и мониторинг, Перевозки, Поиск и спасание, Связь и телекоммуникации и СХ". Насколько Вы согласны с таким разделением?

Оно, на мой взгляд, вполне обосновано, но, возможно, его стоит расширить. Я допускаю, что есть резоны, почему не включен огромный рынок развлекательноинформационной отрасли, но почему нет рынка, например, условно назовем его, высотной манипуляции? К примеру, наши дроны с манипуляторами выполняют на высоте разные работы - замена оборудования, разрушающие испытания и т.д. - в какую отрасль их включить?

Давайте поговорим о специалистах. Как Вы думаете, какими навыками должен обладать специалист по БПЛА и что необходимо для подготовки таких специалистов?

"Специалист по БПЛА" - понятие очень широкое. Разработчик автопилота сильно отличается от аэродинамика, а пилот — от специалиста по ремонту. Сотрудники в Optiplane пришли из разных областей - из проектирования самолетов и ракет, из пилотирования беспилотных самолетов, из приборостроения, из ИТ. В целом, как обычно, необходима система утвержденных стандартов и центры подготовки.

Как Вы оцениваете значимость институтов развития (АЭРОНЕТ АСИ, Сколково, Фонд Содействия Инновациям и др.) в развитии рынка БПЛА. Расскажите про поддержку стартапов АСИ в Новосибирске?

Наш стартап пользовался поддержкой Фонда Бортника, но полученные из Фонда средства — это совсем небольшая часть нашего бюджета. В "Сколково" пока не подавались. Деятельность Аэронета оцениваем положительно. Сам факт организации ими различных онлайн и оффлайн-пространств, где собираются профильные проекты и профильные эксперты, очень важен. Именно в Новосибирске деятельность АСИ мы пока не очень ощущаем, но все развивается, и, верю, у нас тоже забурлит жизнь.

Расскажите про ваши проекты, поддержанные фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО.

ФИОП начал поддержку наших проектов в 2016 году, и благодаря ей уже в 2017 мы смогли достигнуть первых успехов - первые госконтракты, первые коммерческие контракты, технологические партнерства.

Расскажите о планах компании. Планируются ли какие-то новые проекты?

Планов много, в этом году начались первые зарубежные партнерства - с крупными авиапредприятиями и не только. Близкое знакомство с зарубежными производителями беспилотников с гибридной аэродинамикой показало, что наш Colibri S2 в ключевых параметрах не только не уступает, но и превосходит зарубежные аналоги. В том числе по таким параметрам, как энергоэффективность (а это, фактически, равно дальность), удельное соотношение грузоподъемности и максимальной взлетной массы. Кроме того, многие заказчики уже “наелись” самолетами и коптерами, столкнулись с их непреодолимыми недостатками в большом количестве применений и активно выходят на нас с запросом на модернизацию парка беспилотников, мы не можем это игнорировать.


Основатель КБ «Оптиплейн», директор по развитию


Возврат к списку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.