"Будущее за рынком законченных решений, заточенных под запросы Заказчиков"

Расскажите немного о себе. Почему Вы начали использовать беспилотники в своей работе?

Я бы начал с компании. Компания существует уже больше 10 лет, и стартом, началом стало решение о разработке программного обеспечения. Широко распространенный во всём мире (продается в более чем 110 странах) софт - Рhotoscan для обработки и создания высокоточных 3D моделей. Далее, если говорить о технологиях, мы понимали потребности в разработке технологий на базе беспилотных летательных аппаратов, и на сегодняшний день группа компаний «Геоскан» - это стабильная успешная компания, которая обладает сквозными технологиями на базе БПЛА. В этом мы видим наше большое преимущество, так как мы разрабатываем не только дроны, а также софт для обработки данных аэрофотосъемки и геоинформационные порталы для интеграции данных и последующего практического использования специалистами заказчиков.

В чём наша специфика? В мире мы не встречали компанию, которая делает одновременно и дроны, и софт по созданию 3D  моделей. Почему нам интересна это тема? Она интересна, так как очень перспективна. Все мы ежедневно слышим об изменениях, о развитии технологий, о росте рынков с применением БПЛА. Действительно,  мы сами видим, что даже не год от года - месяц от месяца растет количество запросов от заказчиков по разным темам на базе беспилотных технологий. Поэтому перспективы этой отрасли крайне велики, и даже сегодня применение идёт во всех сферах экономики: это и нефтегазовая отрасль и кадастр, конечно же, муниципальные задачи  и сельское хозяйство, открытая добыча полезных ископаемый, магнитометрическая съемка и так далее. То есть, очень большой объем задач, которые экономика ставит перед разработчиками технологий на базе БПЛА.

Вы уже говорили, что ваша компания уникальна. В чем именно заключается уникальность ваших беспилотников?

Уникальность наших беспилотников заключается, с одной стороны, в их технологической простоте и надежности, а с другой – в способности выдавать высокоточные геодезически привязанные результаты. Мы активно демонстрируем наши технологии не только в России, но и за рубежом. Приходится конкурировать в нашем секторе экономики с различными мировыми производителями. Последние демонстрационные показательные полеты проходили в Малайзии, где участвовали представители 6-ти стран. Мы представляли нашу страну. Были представители Соединенных Штатов Америки, Китая, Японии и Швейцарии. Мы показали и доказали, что мы можем гордиться нашими технологиями.  В частности, был показ нашего комплекса Геоскан-101, который превзошел все остальные комплексы и по производительности, и по надежности, и по продолжительности полета в своем сегменте.

А насколько, по Вашему мнению, сейчас в России развит рынок, если мы говорим о применении беспилотников в ДЗЗ?

Этот рынок развивается очень активно. В настоящее время профессиональным сообществом активно обсуждаются предложения по  корректировке нормативной базы при дистанционном зондировании земли. На текущий момент очень высока  динамика применения беспилотников. Многие задачи, которые ранее решались при ДЗЗ с помощью космической съемки, с помощью пилотируемых самолетов и вертолетов, сегодня можно решить с применением БПЛА.  Понятно, что пилотируемые аппараты требуют больших издержек на эксплуатацию, это техника требует более сложной инфраструктуры, наличия аэродромов и более сложных механизмов. В этом плане применение беспилотников позволяет существенно снизить как финансовые издержки на подготовку и осуществление работ, так и существенно повысить оперативность их выполнения.

Сейчас, в одном из наших проектов мы видим сложности с применение пилотируемой авиации в плохих климатических условиях. Эффективным способом оперативного решения этой задачи являются именно беспилотники. Ведь они очень компактные  и мобильные, в чём и есть одно из наших преимуществ. Вы можете взять беспилотник с собой: в самолет - сдать в багаж и прилететь на объект. Доехать на обычном легковом автомобиле на место работы, запустить и производить съемку даже при низкой облачности, недопустимой при съемке с самолетов.   

Таким образом, решается крайне важная задача - не только надежность, но и оперативность разворачивания комплекса. От момента открытия кейса до старта самолёта проходит 10-15 минут, и работа уже идёт.

Какие технологии, сенсоры, датчики, например, являются наиболее востребованными для этой сферы?

Какие технологии, используемые на базе беспилотных летательных аппаратов, сейчас являются передовыми?

Наиболее перспективная технология - это решения, применяемые для устранениях  кадастровых ошибок и нарушений с применением БПЛА. Компания «Геоскан» является активным участником Национальной технологической инициативы Агентства стратегических инициатив. В прошлом году наш проект был утвержден один из первых, и в этом году один из первых он завершается. Все поставленные задачи НТИ нами выполнены. Разработано типовое решение по выявлению кадастровых нарушений, с возможностью дальнейшего масштабирования.

Кроме того, это конечно же, опыт взаимодействия с Федеральной Сетевой компанией. В прошлом году мы сделали 3D модель более 4200 км линейных километров высоковольтных линий. Мы использовали специализированный комплекс Геоскан 201 и специализированное программное обеспечение, разработанные нашими специалистами Спутник ЛЭП.

Наше преимущество в том, что мы владеем исходным кодом как по оборудованию, так и по программному обеспечению. Мы можем «затачивать» и дорабатывать софт и наши беспилотники под определенную узкую задачу. А именно в таком подходе конечные заказчики видят основную потребность в применении новых технологий.

В этом году была разработана технология по магнитометрической разведке. Специалистами нашей компании был разработан магнитометр, который позволяет кратно снизить издержки компаний, осуществляющих разработку месторождения полезных ископаемых. С помощью нашей технологии более чем в 10 раз повышается производительность труда при геологоразведке. Это решение уже нашло свое коммерческое применение не только в России, но и за рубежом.

Нами активно применяются технологии мониторинга объектов с помощью тепловизора. Есть конечно решение видеопотока с тепловизором. Но мы решили более сложную задачу - синхронизацию видимого спектра и тепловизионного. Это во многом позволяет нашим заказчикам видеть проблематику и определять в видимом диапазоне, что именно на объекте происходит, где идут утечки тепла, и какие сложности возникают.

Какие услуги и сервисы, по Вашему мнению,  будут наиболее востребованы в ближайшее время и в перспективе?

В ближайшее время беспилотники будут всё более активно решать мониторинговые задачи. Сейчас данные работы уже ведутся на объектах нефтегазовых и энергетических компаний. Большим шагом будет внедрение технологий для решения кадастровых вопросов - государственных задач по наведению порядка на территориях. Геоинформационная платформа является одним из ключевых элементов цифровой экономики, которая позволяет интегрировать все остальные дополнительные опции для решения государственных, управленческих, и коммерческих задач.

В каких новых отраслях будут применены беспилотники в ближайшее время и в перспективе?

Одной из отраслей, отражающих  активное внедрение беспилотных летательных аппаратов, является сельское хозяйство. Это – совместная работа беспилотников и используемой на полях спец техники и тракторов. Одно без другого в высокоточном земледелии в настоящее время сложно представимо. Беспилотные технологии будут всё больше и больше находить свое развитие в Агро сегменте.

Какую экономическую модель Вы считаете наиболее эффективной для коммерциализации технологии?

Сейчас наличием беспилотника никого не удивишь. Они находят широкое распространение, как в промышленности, так и в быту.

Сервисная модель имеет наибольшие перспективы. При работе с заказчиками из разных отраслей мы понимаем их основную потребность – законченное решение. Меньше всего заказчиков интересует, как мы получили материалы и как их обрабатывали. Фокус на  выходных формах, графиках, таблицах Excel и тд.

Как пример, для Федеральной Сетевой компании, по каждой точке линии электропередач мы выдаем более 30 параметров. Поэтому, я считаю, что будущее за рынком законченных решений, заточенных под запросы Заказчиков.

Вы говорили, что использование беспилотников становится всё более популярным за счет своей  эффективности. Является ли космосъемка и пилотируемая авиация конкурентами?

В данном случае скорее имеет место взаимное дополнение технологий. Мы понимаем, что на больших территориях, как например леса, более эффективна пилотируемая или космическая съёмка. Всё зависит от технического задания, от требований к разрешению. Поэтому сфера беспилотников вполне гармонично встраивается в сферу мониторинга ДЗЗ с пилотируемой и космической съемкой.

Кто должен применять беспилотники, и кто за них должен платить – государство, бизнес, сервисные компании?

Я думаю, рынок как всегда все расставит на свои места. В настоящее время мы работаем как с государственным так и с коммерческим сегментами. Спрос на применение беспилотных технологий есть в каждом из них.

Появление какой технологии обеспечит прорыв в этой области?

Крайне актуальный вопрос - это продолжительность полета беспилотного летательного аппарата. Использование новых носителей энергии, безопасных, надежных, взамен применяемых сейчас. Безусловно,  есть технологии на базе двигателя внутреннего сгорания или водорода - это всегда имеет свои плюсы и свои минусы, также как и с электрическими батареями. Прорыв необходим в развитии технологий источников питания для беспилотников. И я уверен, что в ближайшее время такие технологии появятся.

Какое место Россия может занять на этом рынке. Какие есть предпосылки для этого?

Конечно, технологии развиваются  во всем мире. Всем известно о применении беспилотников в Израиле,  Америке и Европе. Но российские технологии и программные разработки занимают одни из лидирующих мест. Наш программный продукт - Рhotoscan нашёл широкое распространение не только в Дистанционном Зондировании Земли, но и в сфере развлечений. Он использовался в съемке таких известных фильмов, как «Безумный Макс», «Разлом Сан-Андреас». Крупнейшие мировые лидеры производства фильмов используют наши решения. Кроме того, Photoscan используется для разработки компьютерных игр.

Давайте теперь поговорим о специалистах. Какими навыками должен обладать специалист в области ДЗЗ? Что необходимо для подготовки таких специалистов?

В настоящее время тема  создания центров подготовки операторов БПЛА звучит действительно очень часто. Мы это понимаем и принимаем активное участие в их формировании. Важно понимать, что просто оператор БПЛА возможно не будет настолько востребован коммерческими компаниями и крупными холдингами. Скорее нужен будет летающий агроном, либо умеющий использовать беспилотник, маркшейдер. Опыт применения беспилотника в ближайшее время будет являться важной компетенцией, дополняющей квалификацию выпускников вузов и университетов.

Одним из основных требований, которое мы предъявляем к нашим специалистам в дистанционном зондировании земли, является знание основ геодезии и картографии. Выпускники таких профильных ВУЗов, как МИГАИК,  Государственный университет по землеустройству, СГУГИТ в Новосибирске находятся в прямом фокусе внимания для нас.

В целях повышения уровня технической грамотности детей, компанией Геоскан разработан конструктор «Пионер», который является платформой для обучения не только сборке квадрокоптеров, но и программирования их полета внутри помещений. Дети в восторге от этого продукта нашей компании.

Мы говорили уже об экспорте. Каковы, на Ваш взгляд, условия для экспорта российской продукции во внешние страны?

В плане продаж программного обеспечения проблем нет. Мы продаем наш софт в более чем 110 стран мира. При экспорте беспилотных летательных аппаратов есть требование по оформлению лицензии, которое может занимать до 45 дней. Это конечно же в определенной степени сдерживает экспортный потенциал российских производителей.

Есть какие-то меры поддержки для развития применения беспилотников в сфере ДЗЗ? Как Вы оцениваете значимость институтов развития (АСИ, Сколково, Фонд Бортника).

В настоящее время государство оказывает очень большую поддержку российским производителям беспилотных летательных аппаратов. Это, конечно же, Национальная Технологическая Инициатива, Российская Венчурная Компания, активным участником, получателем поддержки которой мы являемся, Фонд Сколково. Существует много грантовых программ по различным проектам. Так же существенную поддержку мы получаем от Фонда Содействия Инновациям.

Мы видим, что государство очень активно заинтересовано в поддержке и развитии новых технологий. В своей ежедневной работе мы обращаемся за содействием в такие министерства, как Минпромторг, Минсельхоз, Министерство экономического развития и Минкомсвязи. Прямая поддержка экспортных возможностей нам оказывается Российским экспортным центром. Государственные структуры предоставляют нам площадки для обсуждения проблематики и перспектив развития новых технологий на  круглых столах. Ведется активная работа, и, действительно, сейчас далеко не всегда нужна финансовая поддержка. Часто, очень важными становятся меры не финансовой поддержки, которые позволяют открыть новые рынки и целые ниши экономики и образования.

Заместитель генерального директора


Возврат к списку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.