"Ничего не препятствует доставке грузов при помощи БПЛА в нашей стране. Надо работать"

Добрый день. Расскажите немного о себе. Почему Вы начали использовать беспилотники в своей работе?

Я работаю в Группе «Кронштадт» более 10 лет (раньше это был «Транзас»), и все это время занят в беспилотных проектах. Наша компания является одним из лидеров российской беспилотной отрасли и работает над созданием БЛА тяжелых классов. Сейчас моей задачей является поиск и развитие новых направлений как технологических, так и рыночных для базовых проектов компании.

Расскажите, какие задачи помогают решать ваши беспилотные летательные аппараты и чем они уникальны?

БЛА «Орион», созданный нашей компанией, является первым отечественным беспилотным летательным аппаратом класса MALE, взлетной массой свыше 1 тонны. Это наиболее технологически продвинутый класс беспилотников и занимающий до 35% процентов рынка таких систем. Инициативно мы работаем над созданием скоростного БЛА вертикального взлета (проект «Фрегат»). Этот БЛА, по нашей оценке, будет востребован для грузовых перевозок.

Насколько сейчас, по Вашему мнению, в России развит рынок грузоперевозок при помощи БПЛА?  

Рынок беспилотных грузоперевозок, как рынок с балансом спроса и предложения в данный момент не существует. Есть несколько инициативных проектов по доставке малогабаритных посылок мультикоптерами. Это, безусловно, полезные инициативы, демонстрирующие возможности перевозок дронами. Как вы видите будущее беспилотников в грузоперевозках, какие и когда будут пройдены этапы до максимальной автоматизации, какие задачи человека нельзя переложить на машину? Технологически мы готовы. Человек на борту воздушного судна, особенно грузового, не нужен. Наиболее сложной представляется задача интеграции беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство. Но это общая задача всех беспилотчиков, а не специфическая для перевозки грузов.

Как Вы считаете, как будет работать сеть по доставке грузов в черте города и целого региона.

В черте города сеть будет работать, как сейчас работают курьерские службы: точечная доставка малогабаритных отправлений «до двери». А региональная сеть (а в перспективе и трансконтинентальная) – это более интересная задача, которой мы в Группе «Кронштадт» и занимаемся. Сейчас вокруг крупных городских агломераций растут складские терминалы. Автомобильные. К такому терминалу «пристраивается короткая взлетно-посадочная полоса или площадка, с которой могут взлетать летательные аппараты укороченного или вертикального взлета, осуществляющие доставку грузов с терминала на удаленные локации (1000-2000 км). На удаленных локациях создается полностью автоматизированный «дронопорт», минимально оснащенный для приема беспилотных воздушных судов (БВС). Управление полетом БВП на всех этапах в полете осуществляется автоматически. Система информационно интегрирована в цифровые логистические сети, т.е. участвует в мультимодальных перевозках Наблюдение ведется по спутниковому каналу связи. Мы убеждены, что пилотный проект по беспилотной доставке можно развернуть уже сейчас.

Какую экономическую модель Вы считаете более эффективной в коммерциализации технологий доставки?

Сегодня грузооборот авиаперевозок составляет всего 1% общего тоннажа мировых грузовых перевозок. Однако эти грузы составляют свыше 35% стоимости перевозимых товаров. Это высокотехнологичная продукция, продовольствие, модные товары. Рост доли этого рынка возможен при снижении стоимости тонно-километра, перевозимого по воздуху. Наши оценки показывают, что «обеспилочивание» грузовых воздушных судов позволит снизить стоимость летного часа на 30-40%. При большой дальности перевозки (свыше 500 км) это становится сопоставимым со стоимостью автомобильной перевозки. Грузовые авиаперевозки уже существуют и являются одним из видов авиаработ, выполняемыми авиапредприятиями, имеющими соответствующие лицензии. Соответственно, оператором грузовых авиаперевозок будет авиакомпания, обладающая флотом грузовых БВС и осуществляющая их эксплуатацию.

Давайте теперь поговорим об экономической стороне вопроса.  Какую экономическую модель вы считаете более эффективной в коммерциализации технологии доставки? И кто должен за это платить: потребитель, государство, сетевые интернет компании или создатели сетей по доставке?  

Как уже говорилось, эксплуатантом будет авиакомпания, а платить – так же как и сейчас: стоимость доставки включается в цену товара, т.е. потребитель.

Как Вы считаете, в ближайшем будущем и перспективе, доставка грузов какой массы и на какие расстояния будет наиболее востребованным.

Полагаем, что это масса от 1 до 5 тонн на дальность от 1000 до 2500 км

Опишите идеальный беспилотник для перевозки грузов.

Любой летательный аппарат – это продукт компромисса технологий производства, способов эксплуатации, запросов потребителя и других. Поэтому об «идеальном» грузовом беспилотнике говорить нет смысла. Вероятнее всего, первыми мы увидим на грузовых авиалиниях аппараты самолетной схемы, конвертированные в беспилотные или опционально-пилотируемые, потом – вертолеты. Есть ряд проектов по конвертопланам.

Появление, какой технологии обеспечит прорыв в этой области?

На наш взгляд, наиболее критическим будет интеграция в общее воздушное пространство и совместное с пилотируемыми воздушными судами базирование на аэродромах. Но это вопрос как технологический, так нормативно-законодательный. К чисто техническим задачам относится создание энергоэффективного самолета вертикального взлета и посадки.

Какое место Россия может занять на рынке грузоперевозок с помощью дронов? И какие есть предпосылки для этого?

Россия все еще может завоевать национальный приоритет в области коммерческого использования БВС для доставки грузов. Помимо наличия у нас вполне современных технологических компаний, как «Кронштадт», предпосылками являются наличие обширных регионов, со слаборазвитой транспортной инфраструктурой: Арктическая зона, Сибирь, Дальний Восток, а также невысокая загруженность воздушного пространства над большей частью территории нашей страны. Второе создает исключительно благоприятные условия для развития и апробации беспилотных технологий. Таких условий нет больше нигде в мире.

Что препятствует доставке грузов при помощи БПЛА в нашей стране и мире.

Ничего не препятствует. Надо работать

Каковы, на Ваш взгляд, условия для экспорта российской продукции во внешние страны? Как улучшить ситуацию?

Надо сокращать наше технологическое отставание и создавать конкурентоспособную продукцию. Сфера грузовых беспилотников, возможно, одна из не многих в которой мы пока еще имеем шанс выйти на мировой уровень и даже «установить планку», в том числе и благодаря территориально-географическим особенностям нашей страны. К сожалению, китайские коллеги нас опережают и в этом: в КНР уже создан демонстратор грузового дрона на базе конвертированного самолета, сильно напоминающего швейцарский Pilatus.

Как необходимо поддержать применение БПЛА для доставки грузов, какие уже есть меры поддержки, проекты?

Дорожная карта «Аэронет» Национальной технологической инициативы содержит раздел «Перевозки». В рамках этой ДК предполагается реализация проектов по беспилотной доставке.

Как Вы оцениваете значимость институтов развития (АСИ, Сколково, Фонд Бортника) в применении БПЛА для грузоперевозок.

Это безусловно полезные институты, особенно в плане определения точек роста перспективных рыночных технологий. Однако, надо понимать, что масштаб задачи развертывания сети авиационных беспилотных грузоперевозок превосходит мандат этих организаций. Они могут стать только инициаторами, например, пилотных проектов. Для успеха проекта необходимо участие венчурного капитала, создание консорциума технологических, транспортных, логистических компаний, существенное изменение регулирования.

Начальник центра перспективных исследований Группы «Кронштадт»


Возврат к списку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.