Всё о беспилотной отрасли на одном ресурсе
Ru En

Тренды и барьеры рынка Аэронет (БПЛА), Часть 1. “Нет человека – нет проблем”

Предыдущее Интервью - "Беспилотник - это инструмент для создания конкурентного преимущества"

 

Тренды и барьеры рынка Аэронет (БПЛА) – интервью с Вячеславом Барбасовым

1 часть. Нет человека – нет проблем

2 часть. Аэротакси, Токены, ICO и время простых решений для операторов БПЛА

3 часть. Барьеры в головах 

 

1 часть. Нет человека – нет проблем 

Добрый день, мы берём интервью у Технологического предпринимателя, Генерального директора компании “СЪЕМКА С ВОЗДУХА”, Руководителя отраслевого объединения “Российские беспилотники”, Эксперта по применению БПЛА для бизнеса и государства – Вячеслава Барбасова.

Сегодня мы с Вячеславом хотели поговорить про тренды и барьеры на рынке беспилотных летательных аппаратов. Вячеслав, можем мы начать с общих цифр, чтобы зрители могли понять, о каких размерностях пойдет речь.

- Добрый день. 

Касательно компаний, которые преимущественно существуют на этом рынке, то можно сказать, что на данный момент их около 200, в большей массе состоящие из 4-7 человек и занимающиеся продажей (перепродажей) дронов и услугами, художественной или простой технической съемкой. Гигантов превышающих 100 человек всего несколько, часть из них работают исключительно на военных. Остаётся пара компаний, которые могут превратиться в глобальных лидеров.

Что касается рынка Аэронет, так рынок назван в рамках Национальной Технологической Инициативы, то на сегодняшний день его объём по разным подсчётам от 5 до 10 млрд.руб, что составляет 1-2% от общемирового. Основное - это сегмент дистанционного зондирования земли, мониторинг или аэрофотосъёмка. Самые крупные проекты здесь аэрофотосъемка Тульской области и создание многослойной, так называемой 4d модели Татарстана. Что касается трендов, ожидается, что в ближайшие 5-10 лет будет серьезный скачок в сегментах сельского хозяйства и логистики с помощью дронов.

 

Можете рассказать немного про сегменты рынка. На Вашем выступлении в рамках рабочей группы Аэронет в АСИ, Ваша классификация немного отличалась от утвержденной в дорожной карте Аэронет.

Сейчас рынок Аэронет, это четыре сегмента: Сельское xозяйство, Поиск и спасание, Дистанционное зондирование земли и Доставка грузов. Здесь я бы внёс некоторые коррективы. Выделив отдельно потребительский сегмент, не по типу бизнеса, а по типу конечного получателя услуги, это хобби, дрон-рейсинг, СМИ, проф. видео, шоу дронов, реклама и т.д., выделил отдельный “Образовательный сегмент”, так как по сути это сейчас некий отдельно функционирующий рынок, хорошо мне известный т.к. мы производим учебные БПЛА ГеоДрон.

В сегмент ПСО (поисково-спасательные операции), добавил бы перспективный охранный рынок и все силовые структуры.

В сегмент Сельское хозяйство входит всё, что связанно с авиахимработами и тематическим анализом, кроме Сельского хозяйства там должны быть лесные хозяйства, садоводства и более мелкие подходящие сегменты. 


 

 

Отдельно обозначу трендовые сегменты: Это конечно логистика, в которую входят и доставки последней мили и даже логистика последнего фута, и Аэротакси. Сегмент связь и интернет, в этом направлении активно работает, например Фейсбук, который планирует на Африку распространить дешевый интернет, через стратосферные беспилотники на солнечных батареях. И новый раздел специальных Дронов, которые выполняли бы бесконечное множество узкопрофильных задач, например, такие как мойка окон, покраска стен или игра в пейнтбол и теннис. Этот сегмент разделил по уровню взаимодействия с человеком, где Дроны для работы это дроны для специалистов, а Дроны ассистенты могут взаимодействовать с неподготовленным человеком, что накладывает на них дополнительные требования по интерфейсам, безопасности и т.д. Но можно здесь классифицировать и по-другому, например дроны для работы в помещении и на улице и т.д. Сейчас этот сегмент начинает делать только первые пилотные проекты, но в долгосрочной перспективе у него есть потенциал, стать одним из основных сегментов.

 

Расскажите про существующие и перспективные технические тренды.

Что касается технических устойчивых трендов их много, но я выделю несколько очевидных:

БПЛА с вертикальным взлётом-посадкой, - всё большее количество производителей включается в эту гонку, оттачивая всё более сложные аэродинамические схемы и винтомоторные группы, насколько этот тренд будет устойчивым и масштабным – посмотрим! Коптеры всё же проще и скачок в эффективности аккумуляторов позволит решать большую часть промышленных задач.

 

Соответственно следующий тренд, но по значимости гораздо более масштабный, это улучшенные и новые источники питания. Отложим пока альтернативные источники энергии, такие как солнечная энергия и лазер, заряжающий на расстоянии, суперконденсаторы и поговорим про более насущные тренды.

Сейчас огромное количество лабораторных опытов показывает, что можно сделать аккумуляторы для БПЛА в десятки раз эффективней, но их стоимости подойдут только для военного рынка. Одними из логичных альтернатив для БПЛА, которые придут на смену Li-Po и Li-ion, это, например, литий-тионил-хлоридные или литий-серные батареи, которые в 2 раза эффективней, или литий-оксидные, которые эффективнее почти в 7 раз. Но в ожидании прорыва в аккумуляторных источниках питания, появляется все больше коптеров с бензиновым и газовым двигателем, которые удачно подходят для сегмента Дронов для спецопераций.

 

Следующий очевидный тренд, это миниатюризация полезной нагрузки. За пару-тройку лет многие сенсоры из килограммов и десятков килограммов превратились во вполне подъёмные обычным дроном Dji полезные нагрузки. Мультиспектральная камера Mapir  Servey3 весит всего  80 грамм и является самой бюджетной камерой для сельского хозяйства и используется для определения вегетационных индексов. Сканирующая “голова” 100 метрового лидара velodyne весит в облегчённом варианте всего чуть более полукилограмма, специальная 36 Мп камера для аэрофотосъемки весит всего 200 грамм. Локаторы, магнитометры, сейчас все производители работают над оптимизацией полезной нагрузки под БПЛА.


   

- Вы сейчас проговорили про действующие тренды, а можете сказать, про то, что нас ждёт?

Если забежать немного вперед, то зарубежные Футурологи, “сговорившись” с архитекторами, готовят города, для нашествия дронов. Город адаптируется не просто под доставку последней мили, но и последнего фута. В статье Товаропровод, вместо мусоропровода, показана иллюстрация, как могут быть адаптированы наши высотки, под логистическую систему, работающую аналогично пневмопочте, где посылка будет доставляться дронами на крышу и оттуда попадать к нам в квартиру.


 

Иллюстрация из статьи “Товаропровод или пиццепровод”, https://russiandrone.ru/publications/tovaroprovod-ili-pitstseprovod/

Но перед этим сначала должны появиться сети базовых станций. Системы, которые будут подзаряжать и обслуживать дроны и хранить их, пока не появится для них задача. Как говорится «нет человека – нет проблем». Сейчас по всему миру и в России огромное количество подобных разработок, самый крупный проект в России ведётся технопарком “Дзержинский” в лице Дмитрия Рыбакова, идея проекта - создание универсальной зарядной станции, которая сможет принимать любые типы бортов, соответствующие определённому стандарту, БПЛА Dji, также при необходимости смогут там обслуживаться. 

 

Ещё один масштабный проект, это проект Россетей, которые совместно с Ростехом, также делают базовые станции для мониторинга ЛЭП. В проекте конвертоплан будет перелетать от станции к станции и, пролетая рядом с опорой, снимать её с разных ракурсов, для дальнейшего построения 3Д модели и анализа возможных повреждений.

У нас также есть свои запатентованные наработки по базовым станциям, но она не в форме коробки, а подвесная, что позволяет её установить, там, где нет места для обычной станции, нет проблем воздушной подушки, можно применять внутри помещений, компактней и проще в обслуживании, но минусы свои тоже конечно есть.


- А если говорить о IT трендах в БПЛА, можете что-то сказать?

Их, разумеется, тоже много, во-первых, на борту всё больше вычислительной мощности, разработчики ставят по несколько одноплатных компьютеров, что позволяет практически в режиме реального времени строить 3Д модель. Функции по распознаванию образов и событий становятся всё лучше и точнее. Но как самый важный тренд, это всё более углублённый анализ полученных данных, который активно применяется при анализе строек, линий электропередач (ЛЭП) и Сельского хозяйства, подобные проекты пользуются всё большим спросом. Периодически появляются новые фотограмметрические системы и ГИС, адаптированные под работу с данными с БПЛА. Не так давно на смену популярного  PhotoScana для обработки аэрофотосъемки вышел Metashape

 


В качестве тренда можно обозначить разделы программы Цифровая экономика в сфере пространственных данных. Государство планирует сформировать 3 системы: систему единой электронной картографической основы как базовую государственную «подложку», федеральный портал пространственных данных (по замыслу – объединяющий данные обо всех картах для возможности их заказа) и федеральный портал данных ДЗЗ, где будет агрегироваться все данные из космоса. Это может подстегнуть рынок БПЛА, т.к. впервые появятся цифровые государственные платформы, которые будут применяться всеми государственными органами и обеспечат распространение информации о пользе и возможностях, в том числе результатов аэросъёмки. Помимо систем государство планирует создавать карты крупного масштаба на всю территорию страны, а без аэросъемки, как известно, это сделать невозможно. Тренд этот будет актуален в течение 3-5 лет по данным программы.

Сейчас большую работу по анализу потенциала организаций в сфере пространственных данных и геоинформационных технологий, геодезии, картографии, землеустройства, кадастровой и градостроительной деятельности ведёт  “Высшая школа экономики” опрашивая и тысячи коммерческих и государственных компаний по все стране, в конце года появятся результаты исследований и покажут, в том числе где имеется нехватка данных с БПЛА, а где есть потенциал для развития беспилотных технологий. Это очень важная работа, так как доступ к зарубежным технологиям потихоньку в том или ином виде перекрывают.


 

В целом инвесторы не охотно вкладываются в разработку самих дронов,  но готовы инвестировать проекты  в которых создаются перспективные узко профильные комплексы применяемы для решения  конечной задачи или закрытия потребностей заказчика, энергетика и строительство и сельское хозяйство, в первую очередь где БПЛА является частью технологии сбора данных, за которым идет обработка, обощение, анализ данных с целью извлечения из пространственных данных необходимых атрибутивной информации для анализа и поддержки принятия управленческих решения.

- Какие появляются сервисы, связанные с БПЛА.

Я бы разделил сервисы на 2 подгруппы: “Пользовательские” и “Для эксплуатантов и разработчиков”.

Пользовательские, это в первую очередь разные сервисы заказа аэрофотосъемки, по принципу ubera, между операторами БПЛА и заказчиками, самым известным является PilotHub и подобный сервис скоро появится на портале “Российские Беспилотники”, также там появится и некоторый аналог внутренней тендерной площадки, где запросы, приходящие от клиентов, будут разыгрываться между зарегистрировавшимися на портале компаниями.


  


Второй тип, для эксплуатантов и разработчиков:

Здесь набирают популярность сервисы он-лайн страхования, один из таких скоро тоже появится на портале “Российские Беспилотники”. Более того, у страховой компании ВСК, уже была первая выплата 150 000р.,  когда  дрон весом 3кг, летящий в автоматическом режиме, упал на припаркованный автомобиль. 

 

Следующие сервисы связанны с формированием облика БПЛА. Это трансформация старых сервисов по типу eСalc, которые по заданным параметрам рассчитывают, например, какая связка аккумулятора и ВМГ (винто-моторная группа) будет наиболее оптимальна для аппарата такого веса, теперь сервисы движутся в сторону выдачи предварительного облика летательного аппарата, на основе входных данных или даже на нечётко сформулированных запросах.

 

Сервисы закрытия воздушного пространства, тоже есть с человеком и без. Без человека, сервис помогает сформировать в правильном виде документы для Зонального центра ЕС ОРВД. А затем сам отправляет в нужное время и в нужный Зональный центр это письмо по факсу или почтой. Если сервис с человеком, то в таком случае он уже за вас созванивается с Зональным центром после отправки документов и уточняет согласования и другие нюансы и при необходимости согласовывает с остальными организациями, которые могут претендовать на данное воздушное пространство. Это выглядит как костыль, но у нас так всё затянулось с регистрациями и сертификациями, с внедрением систем Rfid меток и АЗН-В и автоматические системы увидел-уклонился, тоже не завтра появятся, так что лучше уже пользоваться подобным сервисом, чем постоянно чего-то бояться.

 

Сервис диагностики логов показывает, когда может у дрона возникнуть та или иная поломка, такие сервисы пока недостаточно точные и только начинают появляться, но весьма  перспективные.

 

Будут  появляться сервисы, связанные с ретроспективным анализом и образовательные сервисы c  калибровкой аэрофотоаппаратов.

 

- Можете немного рассказать, про системы АнтиДрон, как их внедрение и появление отразятся на жизни обычного человека?

Если говорить про систему АнтиДрон как тренд, то я бы здесь хотел выделить 2 способа борьбы с дроном кинетический метод и электромагнитный подавитель. Про электромагнитный импульс, получаемый от искрового разряда по типу генератора Маркса, который сжигает электронику дрона на расстоянии мы говорить не будем, т.к. это относится только к силовикам и военным. Кинетический, это механическая борьба, при помощи ружья или дрона с сетью, который ловит другой дрон, или при помощи специально обученных орлов. Электромагнитный, это подавление сигналов связи электромагнитным импульсом при помощи разного рода систем глушилок,  и здесь проблема в том, что становиться опасно летать в черте населенных пунктов, даже при полностью санкционированных полётах. Радиолокационные Системы АнтиДрон должны распространяться также как и огнестрельное оружие, так как массовая их продажа ни к чему хорошему не приведёт. Сейчас многие уже скупают в том или ином виде подобные системы или даже собирают их самостоятельно по инструкциям в интернете. Такое устройство глушит всё вокруг себя и телефон и wi-fi. Вот это меня беспокоит.

Доставлять пиццу на коптерах технически можно будет хоть завтра. А запретить людям сбивать всеми возможными способами летающие объекты, будет весьма проблематично.

По этому поводу 19 марта в рамках выставки Securika, под моей модерацией пройдёт “Дискуссионная сессия по применению БПЛА для решения задач по безопасности”, где мы подробнее разберём вопросы, связанные с защитой от дронов системы антидрон и даже антиантидрон. Начало в 14.00 - https://russiandrone.ru/events/securika-moscow-2019/ 




Возврат к списку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.