Всё о беспилотной отрасли на одном ресурсе
Ru En

Тренды и барьеры рынка Аэронет (БПЛА), Часть 2. “Бизнес-тренды на рынке Аэронет”

Часть 1: Тренды и барьеры рынка Аэронет (БПЛА),  “Нет человека – нет проблем”


Рынку коммерческих беспилотных летательных аппаратов в России всего чуть больше десяти лет. За это время появился вторичный рынок промышленных БПЛА, где компании обновляют оборудование и продают подержанное, произошло несколько крупных сделок: были успешно проданы компании «АФМ-Серверс», «Центр Беспилотной Авиации» и «Zalaaero Group».

Эти и другие показатели говорят о то, что рынок уже не в зачаточном состоянии: целевая аудитория в каждом сегменте достаточно четко обрисована, понятны основные запросы и выявлены бизнес-модели компаний, работающих в сфере беспилотников.

Основной критерий, по которому мы можем судить о развитии рынка и определить вектор его развития – наличие бизнес-трендов. О них нам рассказал руководитель портала "Российские беспилотники" Вячеслав Барбасов.

 

Простые решения на рынке БПЛА

"Одним из главных бизнес-трендов на рынке беспилотных летательных аппаратов - простые решения, - объясняет Вячеслав. - То есть, на стандартные, недорогие дроны устанавливается недорогая обвеска (мультиспектральные и другие камеры, тепловизоры, высокоточные GPS приемники и т.д.), и за счет этого компания получает комплекс, который раньше стоил миллион и более рублей".

Ещё полноценно не вышли на рынок, но уже активно борются за клиента квадрокоптеры «Геоскан Gemini» и «DJIPhantom 4 RTK». На подобные аппараты уже можно оформить аренду, чтобы после их выхода на рынок, попробовать коптеры в работе. Полные комплекты с базовыми станциями можно взять за 600-800 тыс.руб.

Еще дешевле – за 400 тыс. руб. – предлагает продукцию «Атлас-аэро» и их геодезический коптер. Кроме того, умельцы компании устанавливают на обычный Phantom высокоточные ГНСС оборудование, которое поддерживает режим кинематики реального времени (RTK) и (PPK), и затем продают модифицированный дрон уже за 200 тыс. руб.

Нельзя не сказать о модели «COEX Пеликан» - автономный коптер выгодно представляет отечественных производителей в среднем ценовом сегменте.

«Чаще всего за основу новых простых, доработанных дронов, - поделился своим наблюдением Вячеслав, - берут аппараты компании "Dji"». В таблице представлены несколько примеров усовершенствования недорогого беспилотника путем добавления мультиспектральной камеры.

Фото

   

Название

Phantomc мультиспектральной камерой Sequoia

Phantomc камеройMAPIR

Flightwave Aerospace Systems - Edge Payloads

DJI Mavic2 Enterprise

Цена

Стоимость аппарата 100 тыс. руб. + камера 400 тыс. руб.

Стоимость аппарата 100 тыс. руб. + камера 50 тыс. руб.

650 тыс. руб. (10 тыс. дол.)

250 тыс. руб.

Особенности и преимущества

Решения на базе Фантомов для масштабов отечественных аграриев подходят достаточно слабо, так ограничено время полета - аппараты не могут покрыть большие площади.

Вертикальный взлёт, хорошая площадь съемки за 2 часа работы.

DJIMavic2Enterprise представляет несколько аппаратов. На одних установлена сдвоенная камера с тепловизором, на других - 3-х кратный оптический зум. У каждого из них есть авиационный ответчик, прожектор, громкоговоритель.

 

Представленные в таблице продукты компании «Dji», иллюстрируют варианты доработок недорогого дрона, превращая его в аппарат, способный выполнять серьезные задачи, которые раньше решали дорогие беспилотники.

«Простые решения на базе модернизированных массовых аппаратов в скором времени будут использоваться в подавляющей части работ, не связанных со съемкой очень больших площадных объектов», - заверят Вячеслав Барбасов.

Упрощение началось как в конструкторских решениях, так и в словосочетаниях, которые употребляются в сфере БПЛА. Укоренились такие сокращения как DSP - drone service providers (поставщики услуг дронов) и DaaS - droneas a service (дрон как услуга). Эти аббревиатуры вызывают вопросы у потребителя, который впервые заходит на рынок.

 

Новые возможности для вовлечения аудитории

Второй бизнес-тренд, определенный руководителем портала "Российские беспилотники" Вячеславом Барбасовым, связан с новыми возможностями получения прибыли для компаний-производителей: допродажи и расширенная гарантия – эти модели уже давно используют продавцы беспилотных аппаратов. К этому списку можно прибавить еще новый маркетинговый ход, упрощающий заход потребителя на рынок: компании предлагают аппарат за меньшие деньги, но с небольшими ограничениями, которые можно снять за дополнительную плату. Или, например, выпуск на рынок аппаратов с немного усечённой комплектацией: так на смену «Геоскан 101» пришёл «Геоскан 101 Light, agro».

Такие схемы, облегчают процесс вовлечения покупателя в сферу: он берет беспилотники начинает активно докупать сопутствующие товары или коды для отключения программных блокировок на своем аппарате.

Аренда беспилотников также позволяет потребителю лучше познакомиться с рынком. Все длиннее становится перечень дронов, которые можно арендовать. Этим активно пользуются небольшие геодезические компании или такие организации, которым редко нужно работать с беспилотной летательной техникой.

Можно смело сказать, что для привлечения новых клиентов уже придумано много подходов. Они появляются у лидеров рынка и перенимаются всеми остальными компаниями. Система продвижения товара на рынке, уже наметилась и активно распространяется, а это значит, что рынок беспилотных летательных аппаратов находится на стадии активного развития.

 

Перспективы развития

Четкую модель развития сферы БПЛА очень сложно определить. Выше мы постарались обрисовать несколько тенденций, которые будут влиять на рынок и дальше. Можно посмотреть на инновационные решения, которые предлагают для дальнейшей реализации российские производители. Это и доставка грузов, и перевозка людей с помощью аэротакси, и базовые станции для автономного функционирования дронов, работающие, в том числе через блокчейн, и развитие стратосферных БПЛА для создания интернет покрытия в труднодоступных уголках, ДЗЗ и многое другое.

С недавних пор многие идеи в сфере БПЛА стали воспринимать как варианты нереального будущего, которое никогда не наступит. В лучшем случае изобретателей называют мечтателями. Во многом это произошло после нескольких неудачных запусков российских беспилотников, которые активно освещались в СМИ: один был сделан для почты России, второй – для аэротакси в Сколково. Медиа под разными предлогами бесконечное количество раз вспоминали эти события. Их героями стали достаточно посредственные инженеры, которых гнали сроки и маркетологи - полноценных тестов не проводилось ни в первом, ни во втором случае, возможно, поэтому разработки потерпели фиаско. «Коллегам в сфере БПЛА обидно, - отмечает Вячеслав Барбасов, - что теперь с этими негативными историями ассоциируются все инновационные разработки на рынке».

Руководитель портала "Российские беспилотники" добавляет: «Плохо, что разрекламировали только негативные ситуации, а не, например, аэрофотосъемку Тульской области (выявлены десятки нарушений, что привело к увольнению некоторых чиновников), или обследование Волги (7500км, 372т. снимков, 500 нарушений, 109 из которых несанкционированные сбросы в Волгу), или успех маловысотной магниторазведки с БПЛА в 2019 году в Казахстане и Лаосе (были обнаружены залежи драгоценных металлов)».

Перечисленные выше события не привлекли прессу настолько сильно, как падения аппаратов, созданных для крупных корпораций незадачливыми умельцами.

«Что еще важно, - отмечает Вячеслав Барбасов, - в аппарате для аэротакси Сколково была целая смесь технологий. Он успел выйти на ICO и начал продавать токены, что очернило ещё и историю с блокчейном».

Блокчейн также может стать реальностью в сфере БПЛА. Первым об идее майнинга пространств заговорил основатель компаний «Сканэкс и Лоретт» Владимир Евгеньевич Гершензон. Он определил, что каждый, у кого есть беспилотник, может отснять участок, а затем загрузить получившийся материал на платформу для дальнейшей продажи. Тот, кто выполнял съемку, получает Geo или Mapcoinот покупателя снимков и сопутствующей к ним информации. Эту идею можно распространить не только на данные ДЗЗ, но и любые другие данные цифрового следа.

Например, глобальный цифровой информационный ресурс, объединяющий все памятные, исторические места страны, может быть полезен как для патриотического воспитания молодежи, так и для развития среди молодого поколения технологических лидеров, которые будут пополнять информацию на ресурсе. Каждый школьник может взять свой коптер и поснимать какую-нибудь достопримечательность в своем городе, например, в рамках проектной деятельности. Похожую платформу АСИ сейчас запускает в Севастополе. Как это превратить в бизнес-идею - пока вопрос.

Хранение информации необходимо как для исследования работы самих беспилотных аппаратов, так и для мониторинга изменений на самом объекте исследований. Чаще всего в сельском хозяйстве и строительстве появляются запросы на ретроспективный анализ. Помимо постоянного обновления ортофотоплана, заказчику интересно получить сводный анализ за сезон. Это позволит вычленить динамику или системные ошибки, которые становятся очевидными, при длительном (сезонном или многолетнем) анализе.

Пользование беспилотным летательным аппаратом уже давно подразумевает не только покупку дрона, но и получение соответствующей услуги. В своё время нефтяные компании хотели массово внедрить беспилотники и сформировать полноценные отделы по их применению. Однако, оказалось, что это существенно дороже, чем заказывать услугу у компании-производителю БПЛА. Самую низкую цену предложили Ижевские компании-разработчики БПЛА. Они настолько уронили цену, что сегмент мониторинга нефтегазопроводов стал достаточно малодоходным. Поэтому в этой сфере обсуждаются изменения в сторону автоматизации: внедрение базовых станций, где разработчики вместе с заказчиками будут владельцами мониторинговой сети с автономно функционирующими дронами. Это позволит прийти к высокой автоматизации процесса и на регулярной основе получать актуальную и достоверную информацию.

Все вышеперечисленные факторы, демонстрируют то, что рынок беспилотников находится не в зачаточном состоянии. Обозначены бизнес-модели, которые позволяют рынку расти и развиваться. Есть выстроенные схемы работы с клиентами, при этом создаются новые методы привлечения потребителей. Сфера беспилотных летательных аппаратов, определенно, будет развиваться, аппараты усовершенствуются, расширяются их функции и возможности. Вполне вероятно, что основные идеи воплотятся в жизнь и станут приносить пользу и большие деньги людям. 

    Часть 3: Тренды и барьеры рынка Аэронет (БПЛА),  “Барьеры рынка БПЛА и возможные пути их решения”



Возврат к списку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.