Условия для экспорта российской продукции: "Мы должны сделать такое предложение, от которого они не смогут отказаться"

Добрый день, Алексей. Расскажите немного о себе. Почему Вы начали использовать БПЛА в своей работе?

Авиаконструкторские традиции в нашей семье уже в третьем поколении. Мой дедушка, Илья Флорентьевич Флоров (1908—1983) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1970). Был главным конструктором ОКБ-207, разработчиком ряда самолётов. Участвовал в создании первых советских самолётов с реактивным двигателем. Мой отец работал в группе ведущим инженером по созданию ракета-носителя сверхтяжелого класса Н1 в ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева, затем работал в центральном научном исследовательском институте, где посветил свою деятельность проблемам космонавтики и общества. Сейчас занимается преподавательской деятельностью, руководит студенческим конструкторским бюро в Королёвском Колледже Космического машиностроения. Возможно мне передалось их стремление к небу, так как уже с самого детства я начал увлекаться авиамоделизмом. Далее были годы обучения в Королевском колледже, где я получил теоретические основы. Затем вуз, защита кандидатской диссертации, работа в конструкторском бюро «Иркут-инжиниринг» инженером-испытателем БПЛА, где мне посчастливилось принять участие в разработке и испытаниях БПЛА Иркут-10 и Иркут-3. Все это определило для меня направление моей деятельности.

Расскажите о беспилотных летательных аппаратах, которые вы производите. Чем они уникальны и какие задачи решают? 

Так случилось, что я принимал участие не только в проектировании, испытаниях, но и в авиационных работах с применением БПЛА с самого их появления на Российском гражданском рынке. Большой опыт управления и эксплуатации позволил мне разработать свою собственную концепцию надежного и производительного инструмента. Что я и реализовал совместно с группой инженеров в ООО «Альбатрос». Уникальность заключается в самом БПЛА, аэродинамике корпуса, во множестве технических решений, которые обеспечивают преимущество в производительности работ. Мы можем оказывать любой сервис: от патрулирования и мониторинга в различных спектральных диапазонах, до точного картографирования городов – все необходимое оборудование и команда специалистов у нас есть.

А насколько, по Вашему мнению, в России сейчас вообще развит рынок БПЛА в сравнении с зарубежными странами? 

Есть несколько крупных компаний, которые уже много лет оказывают услуги в сфере мониторинга промышленных объектов, картографировании их охранных зон. Относительно недавно стали применять беспилотную аэрофотосъемку городов, а также известны попытки применять БПЛА для съемки целого региона. Рынок очень динамично развивается, в этом мы не уступаем развитым странам. В развитии нормативной базы мы ориентируемся на существующее зарубежное право и не отстаем от мировых лидеров. Надеемся, что развитие нормативной базы, касаемо регистрации БПЛА и их применение в России, будет сбалансированным. Такие организации как наша всегда выполняют требования законодательства.

Каковы, на Ваш взгляд, условия для экспорта российской продукции во внешние страны? Как улучшить ситуацию? 

В развитые страны сложно попасть потому, что продукция считается продукцией двойного назначения. Еще один момент – это санкции. Улучшить – очень просто. Мы должны сделать такое предложение, от которого они  не смогут отказаться.

Каково ваше мнение насчет технологий? Появление каких из них является наиболее востребованы для рынка беспилотников? 

Существующие технологии достаточно развиты, однако компактные специализированные фотокамеры для легких БПЛА остаются недоступными для российского рынка. Будем надеяться, что отечественные разработчики сумеют создать этот востребованный продукт.

А если говорить об услугах и сервисах с применением беспилотников? Какие из них будут наиболее востребованы в ближайшее время и в перспективе?

Полагаю, что объем сервисных услуг будет расти, это и сельское и лесное хозяйство, картографирование, мониторинг. Уровень обработки и анализа данных тоже будет расти. Аренда БПЛА на мой взгляд нецелесообразна из-за большого риска, что неопытный арендатор повредит технику.

Что на данный момент, на Ваш взгляд, больше всего сдерживает развитие беспилотных технологий?

Отсутствие документов, которые бы легализовали работы с применением БПЛА и позволили бы подтвердить юридическую значимость получаемых данных.

То есть законодательные барьеры? А что, по Вашему мнению, необходимо предпринимать, чтобы преодолеть эти барьеры?

Сейчас существуют достаточно сложные процедуры открытия пространственной информации для ее дальнейшего применения в открытом доступе. Очень важно найти баланс вопросов безопасности и экономики, что весьма сложно.

Как Вы оцениваете БПЛА: как отдельную сферу, подраздел авиации, “малую авиацию” или как инструмент для уже существующих отраслей: геодезия, сельское хозяйство, энергетика, маркшейдерия и так далее?

Для меня БПЛА - это прежде всего инструмент. Но авиационные правила никто не отменял, поэтому все участники воздушного движения должны быть взаимовежливы. Не важно насколько дорогой у тебя БПЛА, или вертолет, всем следует следовать установленным нормам авиации. 

Национальная Технологическая Инициатива разделяет рынок АЭРОНЕТ на четыре основных сегмента рынка: Дистанционное зондирование земли (ДЗЗ) и мониторинг, Перевозки, Поиск и спасание, Связь и телекоммуникации". Насколько Вы согласны с таким разделением?

Возможно стоит выделить "хоббийный" сегмент, это достаточно большой рынок, и они тоже должны быть «взаимовежливы»

Как Вы оцениваете значимость институтов развития (АЭРОНЕТ АСИ, Сколково, Фонд Содействия Инновациям и др.) в развитии рынка БПЛА?

АЭРОНЕТ делает большую и полезную работу, большое спасибо Сергею Александровичу и Глебу Владимировичу за последовательную работу по развитию рынка беспилотной авиации в России. Институты развития тоже вносят в развитие свою лепту. У любого талантливого инженера появилась возможность проявить себя, создать свой продукт.

Если говорить о специалистах. Какими навыками должен обладать специалист по БПЛА? И что необходимо для подготовки таких специалистов?

Мы сами готовим операторов. Обучение должны проводить на специализированных аэродромах, а теорию проводить в аудиториях, оснащенных современным оборудованием. Главным фактором я считаю опыт наставника, без опыта не научишь.

И напоследок, о будущем. Как Вы думаете, какие новые услуги, сервисы, области применения появится на горизонте 2020 и 2035 годов? Как сильно изменится наша жизнь, и как глубоко беспилотники и в целом роботы войдут в неё?

На горизонте 2020 и 2035 года возможно все. Стремительное развитие приведет к более рациональному использованию природных ресурсов, это хорошо и для экономики и для общества в целом.



Возврат к списку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.