"Всем участникам рынка требуется начинать мыслить глобальным рынком"

Расскажите немного о себе. Как Вы пришли к деятельности в беспилотной индустрии?

С третьего-четвертого курса в 2008 году, имея задел в электронике и авиамоделировании мы начали заниматься тематикой БПЛА. Сделали свой первый автопилот (тогда еще открытые проекты не были так развиты) и сделали самолет. С 2010 года пересмотрели весь задел архитектурно, разработали новую идеологию построения пилотажно-навигационного комплекса БПЛА. А в 2012 году организовали компанию. Начинали мы с услуг по ДЗЗ с использованием своих самолетов DELTA. Сейчас основной фокус компании — технологические проекты, направленные на создание новых кооперационных продуктов и вывод их в серийное производство. 

Как Вы оцениваете в целом индустрию БПЛА: как отдельную самостоятельную сферу, часть авиационной отрасли или как инструмент для других отраслей: геодезии, сельского хозяйства, энергетики, маркшейдерии и т.д.?

Пока сфера БПЛА -  это отдельная, изолированная от «большой» авиации сфера со своими подходами. Тем не менее ситуация будет развиваться, на мой взгляд, как с автомобилями.  БПЛА будут включены во все области экономики как повседневный инструмент, причем с более широким спектром приложений, так как это – по умолчанию робот. 

Национальная Технологическая Инициатива разделяет рынок Аэронет на несколько основных сегментов рынка: дистанционное зондирование земли (ДЗЗ) и мониторинг, перевозки, поиск и спасание, сельское хозяйство и дополнительный - "Космические системы (СпейсНэт)". Насколько Вы согласны с таким разделением?

Не вижу противоречий в данном структурировании. Сферы даже пересекаются в разных приложениях.

Какие задачи помогают решать ваши технологии или сервисы на их основе, чем они уникальны? 

Наша уникальность заключается в возможности получить комплексный результат в области систем БПЛА в сжатые сроки. В комплексе решаем вопросы конструкций, систем управления и навигации, энергетики и двигательных установок, полезных нагрузок, систем связи. Если выделить направление, за которое отвечаю лично — системы управления, то там мы получили программно-аппаратный комплекс, который может управлять любым летательным аппаратом. Система апробирована на самолетах и вертолетах массой от 4 до 300 кг. Там мы развиваем набор технологий, который сокращает путь от запроса заказчика до реализации и делает его гарантированно успешным. За счет внедрения специализированных метаязыков мы сокращаем сложность реализации, что дает возможность формировать широко автоматизированные и «умные» изделия в короткий срок

Появление и развитие каких технологий, на Ваш взгляд, является наиболее актуальным для индустрии БПЛА?

БПЛА в целом базируется на следующих технологиях: навигация, связь, управление, энергетика, конструкции и материалы. Прорывы или планомерное развитие каждой из составляющих будет создавать новые возможности для БПЛА. Примеры далее. Взросление технологий SLAM (одновременное картирование и локализация) позволит аппаратам автономно функционировать внутри помещений. Прорывы в организации подвижной широкополосной связи позволят роям БПЛА мгновенно формировать информационное поле в любой точке. Удвоение удельной ёмкости аккумуляторных батарей увеличит эффективность коптерных решений, что сделает их более привлекательными в логистике. Прорывы в габаритах вычислителей и стабильности алгоритмов выведут встроенный искусственный интеллект дрона до возможности функционировать в неизвестной среде решая целевую миссию: от охраны правопорядка до доставки грузов и сбора урожая.

Как Вы думаете, какие услуги и сервисы отрасли БАС будут наиболее востребованы в ближайшее время и в перспективе?

Если говорить про промышленное, коммерческое применение, то главный фронт развития, на мой взгляд, на ближайшие 3-5 лет будет связан с созданием ценности относительно извлекаемой уже сегодня информации. Для этого потребуется создание узкоспециализированных отраслевых решений, сворачивающих экспертизу интерпретации данных для конкретной области. 

Логистика будет «буксовать» из-за проблем в области законодательства, каким бы совершенным не был комплекс управления, будут возможны лишь локальные специализированные внедрения. 

Что сегодня, на Ваш взгляд, больше всего сдерживает развитие рынка беспилотных технологий? 

Конкретно в России — отсутствие предпринимательской составляющей в политике развития страны в целом, застой. Внедрение любой инновации, создание рынка — это совместное движение и заказчика, и исполнителя. Если по-крупному по гражданскому рынку: вся страна пронизана потребностями, чаяниями и правилами игры госкопораций — вот и весь рынок: принесите готовые решения, а мы, может быть, через год, заплатим. Какие-то движения есть, но системного стимула нет. Предпринимателям в этих отношениях не всегда хватает оборотных средств, поддержки, чтобы додавливать технологию до рынка самостоятельно. 

Работа на зарубежный рынок — это способ расширить горизонт, но есть законодательные ограничения по экспорту БПЛА и связанных технологий с ними, как технологий двойного назначения. Барьер этот преодолимый, но усилия и ресурсы можно было бы пустить на развитие конкурентоспособности. 

Если говорить о законодательных барьерах в целом, какие из них тормозят сегодня развитие отрасли, насколько это критично, и что необходимо предпринять, чтобы преодолеть эти барьеры?

Не буду проговаривать законодательные барьеры, они всем известны. Фактически, кроме запретительных мер существенно ничего не проработано. 

Как Вы оцениваете значимость институтов развития (Ассоциация АЭРОНЕТ, АСИ, Сколково, Фонд Содействия Инновациям и др.) в развитии рынка БПЛА? 

Не готов отнести Ассоциацию к институтам развития, это отраслевое объединение, которое само нуждается в развитии. 

Что касается федеральных ИР, то это, пока, один из немногих системных стимулов для всей страны. Причем, Фонд Развития Инновациям в этом плане, самый продвинутый, т. к. налажена прозрачная «облачная» система работы в регионах. 

Важно, чтобы совесть грантополучатенией вела их на глобальный рынок, в глобальный AeroNet. На локальном — отсутствие платежеспособного спроса у малого бизнеса и «стена» госпредприятий, которые не мотивированы проводить изменения. 

Правда есть ещё «оборонка», там множество точек приложений для стремлений, компетенции и интеллекта. В нашей стране Министерство Обороны — исторически, лучше всего организованный «институт развития» аэрокосмической области, пусть и с жестким условиями. Там нужно встраиваться в кооперацию, иначе двери закрыты. 

Насколько сейчас, по Вашему мнению, в России развит рынок БПЛА по сравнению с зарубежными рынками? 

Отсутствие плотного авиационного траффика, большие пространства, конечно же ставят промышленные применения БПЛА в РФ в выигрышное положение, по сравнению, с той же Европой. В цифрах — не владею информацией. 

Как Вы думаете, мы являемся импортёрами или экспортёрами в этой отрасли, и какая у нас доля мирового рынка и перспективы? В каких сегментах мы конкурентоспособны, а в каких сильно отстали? 

Если взять только один DJI, уверен, что он на 2-3 порядка по импорту превышает весь остальной наш экспорт. Стоит ли по-другому считать?.. Если отбросить потребительский рынок, то, скорее всего, экспорт превышает импорт. 

Каковы, на Ваш взгляд, условия для экспорта российской продукции во внешние страны? Как улучшить ситуацию? 

На данный момент действует ограничение на экспорт БПЛА, как технологий двойного назначения. Эту норму требуется смягчать. 

Всем участникам рынка требуется начинать мыслить глобальным рынком. 

Амбициозная Дорожная карта Аэронет предполагает завоевание российской индустрией БПЛА к 2035 году пятой части мирового рынка, а так же выход нескольких отечественных компаний на мировой уровень. Ваше отношение к этим задачам? 

Подвох в самом вопросе: «нескольких компаний». Все компании должны быть ориентированы на глобальный рынок. 

Внешняя политика и, как её следствие, «информационная война» крайне затрудняет реализацию этих планов, т. к. подрывается доверие к российским компаниям на эмоциональном уровне. А предпринимательство и партнерство в нем всегда наполнено эмоциональной составляющей - верой. 

Задача — архисложная. Денег нет, мозги есть, этим и держимся. Считаю, что нужно выходить на рынки знаний, технологий, IT решений в области БПЛА. Быть сборочной мастерской в области БПЛА — выглядит невыполнимой задачей. 

Чтобы реализовать имеющееся шансы, в образовании требуется даже не авральная работа, а мобилизационная. 

Какие новые услуги, сервисы, виды бизнесов, области применения индустрии БПЛА появятся на горизонте 2020…2035 года? Как сильно может измениться наша жизнь под влиянием робототехники? 

Самый радикальный сдвиг, на мой взгляд, который ждет планету в этой части, это транспорт: персональный роботизированный воздушный транспорт.



Возврат к списку

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.