Башкирия стала первым регионом России, где установлены специальные «авиационные» правила для беспилотников. Официально он называется экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС).
По сути, это позволяет республике не только производить, но и использовать БАСы в самых разных отраслях народного хозяйства.
Проект по созданию беспилотной гражданской авиации — один из тех, что имеет статус прорывных. Республика вышла с этой инициативой в правительство страны несколько лет назад, а в свете последних событий он стал, наверное, еще актуальнее. Потому что здесь можно отработать сразу несколько направлений — разработку технологий, сборку аппаратов и подготовку пилотов для их управления.
— Проект включен в перечень приоритетных, он рассчитан до 2030 года и предполагает создание инфраструктуры, производств, обучающих центров, нормативной базы. А полученный режим позволяет решать многие производственные вопросы без обязательной сертификации, которая может занимать до двух лет, — рассказывает директор Центра стратегических разработок Башкирии Рустэм Давлетов.
Полученный экспериментальный правовой режим (ЭПР) позволит беспилотникам работать по четырем направлениям: в сфере сельского и лесного хозяйства, грузовых перевозок, мониторинга протяженных объектов.
Взять, например, сельское хозяйство. Как поясняют специалисты, здесь для проведения летчиками химработ нужен специальный сертифицированный аэродром и участки, куда наземная техника добраться не может. Такие вот особенности законодательства. В Башкирии же дороги есть везде, авиация, получается, не особо и нужна. Но когда обработка ведется наземной техникой, то, по подсчетам аграриев, только на вытаптывании посевов можно потерять до 10 процентов урожая. Опять же, эффективность — расход препаратов при воздушной точечной обработке гораздо меньше. Не говоря уже о капризах сырой земли после дождя, когда колесная техника просто увязает в полях. Так что преимуществ у БАСов много.
— Один оператор может работать сразу с шестью беспилотниками, что резко повышает производительность труда. В Турции, например, именно беспилотниками обрабатываются все теплицы, техника туда даже не заходит. Но мы планируем, что не станем загружать фермеров покупкой БАСов. Создадим специальную сервисную компанию, которая по заявкам будет оказывать услуги на территории всей республики.
Примерно такая же схема будет действовать и в лесном хозяйстве. В Кумертау сейчас запускается производство беспилотных аппаратов БАС-200, которые могут нести до 50 килограммов полезной нагрузки. Выполнять сразу несколько задач для лесников, аграриев, а также мониторить ЛЭП или трубопроводы. А с помощью специально подвешенного дополнительного оборудования может заглянуть и под землю — в помощь геологам. Примечательно, что стоимость БАСа для нужд аграриев составит около 1,7 млн рублей, в республиканском минсельхозе рассматривают вариант субсидировать до 50 процентов от цены аппарата.
В республике надеются, что многие производители беспилотников массой больше 30 кг получат единственную в России точку притяжения, куда можно приехать и открыть или локализовать свое производство. А потом применить аппараты в деле. Экспериментальный режим, кстати, будет действовать в течение трех лет и в случае положительного экономического эффекта получит распространение на территории всей страны. Так что форой во времени в Башкирии рассчитывают воспользоваться сполна.
Кстати, в республике уже заключено соглашение с одной из китайских компаний, собирающей летательные аппараты массой до 40 кг. Предприятие, по предварительной договоренности, будет располагаться недалеко от Уфы, в Подымалово.
Причем китайцы зайдут не в одиночку, а через белорусскую ОЭЗ «Великий камень». Наверняка за восточной компанией подтянутся и другие зарубежные партнеры.
Там же, недалеко от Подымалово, запланировано строительство специального испытательного полигона с большим количеством датчиков и аэромачт, где все аппараты будут проходить сертификацию.
Другая проблема — сейчас на полет любого беспилотника, особенно весом более 250 граммов, нужно специальное разрешение. Центр стратегических разработок уже подписал соглашение о создании в масштабах республики специальной цифровой платформы. Благо ЭПР предоставляет такие возможности. Владельцу БАСа можно будет в режиме онлайн проходить регистрацию и автоматически вносить маршрут предполагаемого полета. Инициатива актуальна, например, для тех, кто занимается «высотной» съемкой свадеб и других мероприятий. Раньше, если действовать строго по закону, такое согласование могло занимать неделю. С внедрением «цифры» на это уйдет пара часов. В Уфе такая система уже работает, она стала второй в стране после Санкт-Петербурга. А полеты без регистрации в нынешние времена вряд ли будут просто так сходить с рук…
Что же касается подготовки кадров, то в республике есть свой «Кибердром», а в нем две крепкие команды — из бывшего авиационного университета (ныне УУНиТ) и предприятия УМПО.
— Мы дополнительно собрали ребят из девяти вузов, создаем полигон в парке «Патриот», где и будет проходить обучение пилотов и техников БАС. Всего планируем привлечь около трех тысяч выпускников вузов. Более того, на базе УУНиТ создана специальная кафедра. Так что молодежь здесь может проявить себя, найти работу по душе, — считает Рустэм Давлетов.
Объективности ради специалисты напоминают, что в Омской области тоже есть свой ЭПР, но он касается лишь аэрологистики, и работа ведется только с Почтой России. Такое взаимодействие с почтовиками, между прочим, в перспективе станет одним из элементов развития беспилотной авиации и в Башкирии.
— Республика обладает уникальными условиями для создания и развития беспилотной отрасли. Это инфраструктура, институты развития, финансы, кадры, научные разработки, развитая система господдержки бизнеса и инноваций, а также производственные предприятия с опытом авиастроения и бизнес-партнеры, готовые разместить свои производства в регионе, — считает премьер-министр правительства республики Андрей Назаров.
Сейчас в России насчитывается около 80 коммерческих компаний, массово занимающихся производством беспилотников, но их масса не превышает разрешенные 30 кг. Так что если бизнесмены хотят «утяжелить» свои аппараты, им теперь прямой путь в Башкирию.
Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ