Беспилотники и закон: новые реалии в РФ

Беспилотники и закон: новые реалии в РФ 

«Закон суров, но он закон»: основной смысл нового законодательства сводится к тому, что все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) весом более 250 граммов, будь то хоть квадрокоптер, хоть радиоуправляемый самолет, хоть воздушный змей — с 5 июля 2017 года необходимо регистрировать, а их владельцам — получать лицензию внешнего пилота.

Зачем это вдруг понадобилось? В оппозиционных кругах распространена версия о том, что, мол, слишком беспокоятся государственные мужи насчет того, чтобы кто попало не фотографировал их имения с «шубохранилищами» — вот и отбирают у свободных людей их право управлять квадрокоптером.

SAFETY FIRST

На самом деле, скорее, все дело в безопасности: сейчас квадрокоптеры стали доступны действительно всем желающим, а в неумелых руках такой девайс все-таки довольно опасен. Не ровен час, налетит или упадет куда-нибудь (а приличный дрон весит больше килограмма и развивает скорость свыше 60 км/ч) — серьезных травм не избежать.

Да и пресловутая террористическая угроза — не пустой звук; привязать к дрону мешочек с взрывчаткой и залететь в открытое окно проще простого: любые заборы и охранники ничего не смогут с этим сделать.

Можно привести аналогию с мопедами: долгое время для них не требовалось никаких прав, а хлынувший на рынок поток подержанных скутеров из Японии (по цене от 10 тысяч рублей) сделал «моторянку» доступной любому школьнику, не знающему ПДД и никогда не державшему в руках шлема.

А еще их полюбили любители ездить навеселе: права-то не отберут! Все это привело к лавинообразному росту числа смертельных ДТП с участием скутеристов, и теперь для управления ими нужны права.

Порог в 250 граммов — очень важный момент: легкие дроны не могут нанести заметного вреда здоровью человека или повредить какие-то важные объекты, а грузоподъемность таких БПЛА не позволяет использовать их для террористических целей. Плюс, опять же, дальность и скорость невелика: в случае чего можно быстро найти пилота.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Однако закон оказался совершенно сырым: в нем БПЛА приравниваются к воздушным судам (то есть, квадрокоптер — это то же самое, что вертолет или самолет), но никто не знает, как их регистрировать: у Росавиации, которая, по идее, занимается этими вопросами, понимания процесса нет; ни она, ни Минтранс до сих пор не выпустили никаких нормативных актов; пока их нет — не проявляет инициативу и Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД).

Известно лишь о том, что в качестве «номеров» на дрон будут ставиться RFID-метки, которые позволят считывать информацию о беспилотнике на расстоянии до 300 метров. Заниматься регистрацией дронов будет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а заявку можно будет подать через интернет, заплатив 200-300 рублей, либо сразу оформить регистрацию при покупке дрона. Но это всё теоретически: по состоянию на конец апреля 2017 года система регистрации лишь находится в процессе разработки.

Где летать — тоже непонятно, потому что даже частный самолет или воздушный шар ведь не летает просто так, он каждый полет согласовывает с множеством ведомств: от Росавиации и ФСБ до авиадиспетчеров. При этом должен быть план полета — то есть, согласованный маршрут в согласованное время.

Где получать лицензию пилота (без действующей лицензии к полету не допустят) — тоже решительно непонятно. Получается замкнутый круг и, де-факто, полный запрет на использование частных БПЛА.

ЛУЧ СВЕТА

Некоторое понимание процесса имеется пока разве что в Департаменте транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа: они сообщают, что нужно получить разрешение на использование воздушного пространства, которое выдают в Екатеринбургском зональном центре Единой системы организации воздушного движения ЗЦ ЕС ОрВД Екатеринбург, однако напоминают, что передвижения беспилотных летательных аппаратов над населёнными пунктами могут выполняться при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Что характерно, здесь не указывается масса дрона — то есть, по идее, разрешение нужно получать и на легкий квадрокоптер.

В разных странах Европы есть свои дополнительные ограничения по дронам (например, в Германии высота не более 100 метров).

СТРОГОСТЬ ЗАКОНОВ КОМПЕНСИРУЕТСЯ НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬЮ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ?

Таким образом, сейчас любой запуск беспилотника — это нарушение закона, за которое предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей. Впрочем, как это обычно бывает в России, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения: пока известно только два случая, когда за запуск квадрокоптеров задерживали и штрафовали, оба раза в Москве на глазах у полиции (в частности, возле стен Кремля — и именно поэтому теперь, оказавшись около Красной Площади, вы по GPS внезапно перекидываетесь во Внуково — в зоне аэропорта дрон, согласно заложенной в него программе, стартовать откажется).

Обычные же полицейские, как правило, не знают о запрете дронов, так что если они увидят в небе ваш квадрокоптер — никто не будет объявлять план «Перехват»; найти пилота достаточно сложно. Опытные «летуны» перед завершением полета советуют сначала отлететь в сторону и зависнуть, чтобы дезориентировать противника, а затем, держа наготове сумку, резко вернуть дрон на базу, прыгнуть в машину и уехать.

Впрочем, есть один нюанс: вы же наверняка захотите выложить видео с дрона в YouTube, и вот оно уже может вызвать интерес органов (хотя, опять же, никого еще за это не оштрафовали).




comments powered by HyperComments

Возврат к списку


Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.