Беспилотные системы на выставке IDEX-2017

В феврале 2017 года в столице ОАЭ Абу-Даби состоялась очередная выставка вооружений и военной техники IDEX-2017. Наш блог представляет вниманию материал известного специалиста по беспилотным летательным аппаратам Дениса Федутинова о представленных на выставке беспилотных и безэкипажных системах.

Даже при том, что беспилотники не доминировали в экспозиции IDEX-2017 на фоне прочих систем, если собрать воедино разбросанные по этой масштабной выставке представленные системы БЛА, получится достаточно представительная подборка, дающая неплохое представление о соответствующем местном рынке.

Модель БЛА Piaggio Aerospace P.1HH HammerHead

Масштабная модель БЛА P.1HH HammerHead большой дальности была показана на стенде эмиратской компании ADASI (Abu Dhabi Autonomous Systems Investments), занимающейся продвижением беспилотных систем местным потребителям из силовых структур. Любопытно, что по части авиационных беспилотных систем крупные формы практически полностью отсутствовали. Скажем, если на UMEX в 2016 году можно было наблюдать полноразмерные макеты БЛА HammerHead и Predator, то на IDEX-2017 подобной размерности системы были представлены лишь масштабными моделями на стендах местных компаний-партнеров иностранных фирм-разработчиков. И это при том, что разработчик БЛА HammerHead – итальянская компания Piaggio Aerospace в прошлом году полностью перешла под контроль эмиратской инвестиционной компании Mubadala Development Company, которая контролируется правительством Абу-Даби.

Стенд американской корпорации General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI), как и несколько другихстендов крупных американских компаний-разработчиков систем БЛА, не баловал посетителей ни собственно беспилотниками, ни информацией о них. Здесь, в частности, было только две уменьшенные модели экспортной версии американского «Хищника» - БЛА Predator XP и кино о нем. Правда, присутствовал президент компании Френк Пэйс. Такая же малоразмерная модель была показана на традиционно грандиозном стенде местного партнера американской GA-ASI эмиратской International Golden Group (IGG). И это несмотря на информацию о том, что приобретенные ОАЭ БЛА Predator XP уже поставляются заказчику.


Стенд американской корпорации General Atomics


Модель БЛА CH-5 (Rainbow 5) разработки китайской Academy of Aerospace Aerodynamics - CAAA

Китайские разработчики пошли тем же путем. На выставке можно было обнаружить различные модели производимых в КНР и предлагаемых на международном рынке систем БЛА вплоть до аппаратов MALE-класса. Так, на стенде эмиратского фонда Trust можно было видеть модель CH-5 (Rainbow 5) разработки китайской Академии аэрокосмической аэродинамики (Academy of Aerospace Aerodynamics - CAAA, также известна как "Одиннадцатая академия", а ранее именовалась НИИ-701), входящей в состав государственной корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC). БЛА имел внешний облик, отличный от демонстрировавшегося в конце прошлого года на Air Show China в Чжухае. Макетная мастерская не успевает за разработчиками готовых изделий?


Новый вариант БЛА Aerosonde разработки одноименной австралийской компании

На стенде американской корпорации Textron Systems была представлена новая версия БЛА Aerosonde с системой вертикального взлета-посадки на базе электрического квадрокоптера. Это относительно новая система – Textron Systems Australia предложила подобный вариант только в прошлом году. Интересно, что данное решение предлагалось также в виде модернизационного комплекта для доработки уже существующих БЛА этого типа.

Научно-исследовательский институт Принца Султана, входящий в состав Университета Короля Сауда из Саудовской Аравии представил собственный БЛА тактического класса, внешний облик которого имеет определенное сходство с американским БЛА Sahdow достаточно старого образца.

Британская компания QinetiQ среди продемонстрированных роботизированных систем также выставила известную воздушную мишень Banshee созданную еще в середине 1980-х гг. Она была разработана британской же компанией Meggitt Target Systems, которую QinetiQ приобрела в конце прошедшего 2016 года.


Беспилотная воздушная мишень Banshee уже под брендом британской компании QinetiQ


Американская беспилотная воздушная мишень Kratos MQM-178 Firejet

Беспилотное подразделение американской компании Kratos Defense & Security Solutions также представило на выставке ряд экспортных вариантов известных воздушных мишеней, предназначенных для отработки поражения ракетами классов «земля-воздух» и «воздух-воздух». Экспозиция, в частности, включала мишень MQM-178 максимальной взлетной массой 145 кг, а также более тяжелые мишени BQM-167i и BQM-177i, массой порядка 640 кг, в том числе позволяющие имитировать противокорабельные крылатые ракеты.

Любопытно, что местный эмиратский производитель воздушных мишеней и беспилотных систем - расположенная в Абу-Даби компания Adcom Systems, ранее заявлявшая о планах по поставке некоторых беспилотных систем в Россию, на выставке вообще не присутствовала, что в кулуарах вызвало предположение о том, что компания испытывает серьезные трудности.


БЛА Thales Spy’Ranger

В силу сухопутной направленности выставки, значительная часть беспилотных летательных аппаратов представленных на ней относилась к системам малого класса. Их представляли как небольшие компании, так и промышленные лидеры. И в экспозиции французской Thales и в экспозиции их партнеров эмиратской группы IGG присутствовал мини-БЛА Spy’Ranger взлетной массой около 14 кг. БЛА был впервые представлен общественности на выставке Milipol в 2015 году. В конце 2016 года министерство обороны Франции приняло решение закупить 35 подобных систем. О поставках за рубеж пока ничего не известно.

Итальянская компания IDS (Ingegneria Dei Sistemi) выставила несколько более габаритный БЛА IA-17 Manta, взлетной массой около 25 кг. БЛА, оснащаемый полезной нагрузкой до 7,5 кг позволяет вести разведку и наблюдение, выполняя полеты продолжительностью до 14 часов.


БЛА IDS IA-17 Manta


БЛА Schiebel Camcopter S-100

Известный беспилотный вертолет разработки австрийской компании Schiebel был представлен на выставке «живьем», причем, непосредственно разработчиками - стенд эмиратских партнеров фирмы ADASI украшала только малоразмерная модель. 

Представлял БЛА лично руководитель компании Ханс Георг Шибель. По циркулировавшим слухам, ОАЭ, выступающие крупным заказчиком Camcopter S-100, пытались избавиться от зависимости от компании Schiebel, организовав не только сборочное производство данных беспилотных систем, но и производство отдельных деталей конструкции, что не увенчалось успехом.


БЛА Strsljen, представленный сербским объединением "Југоимпорт – СДПР"

Лавры компании Schiebel, пробившей себе дорогу на мировой рынок беспилотных систем именно через ОАЭ, очевидно, привлекают и других разработчиков, рассчитывающих повторить их успех на данном рынке. Так, на стенде сербского объединения "Југоимпорт – СДПР" был впервые представлен беспилотный летательный аппарат вертолетного типа Strsljen. Вертолет выполнен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Максимальная взлетная масса аппарата – 750 кг. БЛА может выполнять полеты на высотах до 4000 м продолжительностью до 4 ч (при максимальном запасе топлива). Помимо аппаратуры наблюдения предполагается, что БЛА также сможет оснащаться пушкой калибра 12,7 мм и различными ракетами класса «воздух-поверхность», в том числе ПТУР EDePro Spider сербской разработки. Разработка данного БЛА началась всего пару лет назад и видимо, далека от завершения. Первый полет запланирован на осень 2017 года.

В целом, стоит отметить, что присутствие разработчиков беспилотных систем из бывших соцстран, а также государств, ранее являвшихся республиками бывшего СССР, было достаточно заметным. Разработанный польской частной компанией WB Electronics S.A. (входит в состав WB Group) разведывательный БЛА Fly Eye имеет взлетную массу 11 кг, массу полезной нагрузки 4 кг. Максимальная родолжительность полета составляет до 120-180 минут. Как известно, данный БЛА был закуплен вооруженными силами Украины и применяется ими в конфликте на Донбассе.

Также на стенде WB Electronics демонстрировался уже известный барражирующий боеприпас Warmate. Согласно данным разработчиков, это БЛА массой 4 кг с электродвигателем и складываемым крылом, оснащаемый боевой частью весом 0,7 кг – кумулятивного (GK-1), или осколочно-фугасного (GO-1) действия. Дальность полета - до 10 км, продолжительность - до 30 минут. По информации на середину 2016 года было известно о заключении контрактов на поставку систем Warmate на Украину (где этот аппарат уже вызвал попытки подражания), а также в две страны Ближнего Востока.

Чешская компания New Space Technologies презентовала на IDEX-2017 амбициозный проект создания новых беспилотных летательных аппаратов гибридного типа Cantas, выполненных по схеме тейлситтер. Планируется создание семейства из трех моделей – Cantas A ( Advanced ), Cantas E ( Endurance ) и Cantas S ( Speed ) - на основе единой схемы с различными техническими характеристиками. Два из них - Cantas A и Cantas E были показаны на выставке в натуральную величину. Максимальная взлетная масса Cantas A – 75 кг, а Cantas E – 65 кг. Для горизонтального полета у Cantas A иcпользуется турбореактивный двигатель PBS TJ 40-G 1, у Cantas E – поршневой двигатель MVVS 58 IRS . Продолжительность полета у первого БЛА составляет 1,3 часа, у второго – 18 часов. На БЛА используются сменные модули полезной нагрузки с аппаратурой различного назначения общей массой 10 кг.


БЛА Cantas А чешской компании New Space Technologies


Белорусский БЛА «Беркут-1Э» предприятия «АГАТ-Системы управления» в новой версии

Первоначально белорусское предприятие «АГАТ-Системы управления» под наименованием «Беркут-1Э» предлагало собираемую в Белоруссии беспилотную систему «Иркут-3» на основе разработки российского АО «Корпорация «Иркут». На IDEX-2017 была продемонстрирована новая версия БЛА «Беркут-1Э». Она сохранила общую схему - высокоплан с толкающим винтом. При этом БЛА стал тяжелее – взлетная масса увеличилась более, чем вдвое с 3,5 кг до 8 кг, изменилась форма крыла и его размах, а также хвостовое оперение, блок полезной нагрузки, (новые модули, вероятно, также местной разработки), был смещен вверх. По-видимому, в рамках создания новой версии БЛА был локализован для максимального использования белорусских подсистем.

Украинский ГК «Укроборонпром», представил выставке новый БЛА самолетного типа Anser. По внешнему облику новый украинский беспилотник весьма схож с российским БЛА «Орлан-10» - Anser также представляет собой высокоплан с передним расположением двигателя и тянущим винтом, хвостовое оперение также выполнено по классической схеме, киль также более развит, чем горизонтальное оперение. Размерности БЛА достаточно близки, украинский беспилотник несколько крупнее российского – сообщалось, что взлетная масса БЛА Anser составляет 23 кг против 16-18 кг у российского. При эти беспилотники могут настии полезную нагрузку до 5 кг. Сообщалось, что во второй половине 2016 года БЛА Anser проходил летные испытания в различных модификациях по линии силовых ведомств Украины.


Украинский мини-БЛА Anser в экспозиции ГК «Укроборонпром»

Российская компания ZALA Aero Group продемонстрировала на выставке IDEX-2017 в Абу-Даби ряд беспилотных авиационных системы. В частности, среди них две системы с БЛА самолетного типа ближнего радиуса действия - ZALA 421-16E, ZALA 421-16ЕМ и одна система с малоразмерным БЛА вертолетного типа мультироторной схемы БЛА ZALA 421-22. Они были показаны на территории стенда концерна «Калашников», в состав которого компания ZALA входит с февраля 2015 года. Нельзя не отметить, что некоторые из продемонстрированных компанией на IDEX-2017 БЛА, а также систем полезной нагрузки, устанавливаемых на них, вызывают устойчивые ассоциации с разработками некоторых нероссийских компаний, в частности, израильских Aeronautics Defense Systems, и Controp.

Источник сайт bmpd.livejournal 27.02.2017 г.



comments powered by HyperComments

Возврат к списку


Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.