Как узнал “Ъ”, Росавиации предложили обязать владельцев воздушных беспилотников устанавливать транспондеры для определения их геопозиции и принудительной остановки. Оснащение ими всех имеющихся сегодня в РФ легких и средних дронов обойдется как минимум в 1,5 млрд руб. Установка таких устройств на беспилотники в Европе станет обязательной с 2024 года, а в США — уже с сентября. Там инициативу критиковали из-за удорожания беспилотников для частных пользователей, после чего для любителей предусмотрели зоны-исключения.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
“Ъ” стало известно о предложении к Росавиации об обязательном оснащении всех беспилотных воздушных судов бортовым оборудованием, позволяющим дистанционно идентифицировать дроны, получать данные об их плановых и фактических маршрутах, а также принудительно прекращать полеты в случае отсутствия разрешения на использование воздушного пространства РФ. Письмо с такой инициативой в ведомство 6 апреля направил производитель трекеров «М-Индастриз». «Мера позволит обеспечить безопасность полетов беспилотных воздушных судов (БВС), в том числе в едином воздушном пространстве с пилотируемой авиацией, ускорить развитие рынка услуг беспилотников и простимулирует вывод на рынок российских технологий связи, наблюдения и контроля БВС»,— говорится в письме.
В 2019 году Минтранс подготовил проект приказа об обязательном оснащении беспилотников от 0,15 до 30 кг передатчиком АЗН-В 1090 OUT. Проект был заморожен на стадии обсуждения. В Минтрансе, Росавиации и ГК ОрВД комментировать ситуацию не стали.
Автоматическое зависимое наблюдение (АЗН-В/ADS-B) — метод наблюдения за воздушными судами, когда транспондеры на них автоматически предоставляют авиадиспетчерам информацию о своих координатах, параметрах и маршруте движения. С них же получает данные, например, сервис Flightradar24. В РФ с 2020 года все ВС, летающие на высоте от 8100 м, за исключением самолетов госавиации, должны быть оснащены транспондерами АЗН-В. Но эксперты сомневаются в целесообразности применения на дронах АЗН-В, поскольку из-за их большого количества могут создаваться помехи самолетам. Кроме того, стоимость станций АЗН-В сравнительно высока. Поэтому в качестве альтернативы обычно рассматривают другие системы: в частности, Remote ID, Flarm, VDL-4.
Другой простейший вариант — использование сим-карт, говорит главред журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. Положение дрона при этом может определяться по данным встроенного GPS-приемника, а далее передаваться на землю по сотовой связи.
«М-Индастриз» предлагает трекеры с функционалом Remote ID. Это система передачи данных о дроне в полете, которая работает на базе бытовых неавиационных стандартов связи — Wi-Fi, Bluetooth, LTE, поясняет гендиректор компании Михаил Липатов. При этом сигналы Wi-Fi можно принимать на расстоянии до 2 км. В ОрВД информация обрабатывается специализированной системой UTM.
Как уточнили “Ъ” в Росавиации, которая ставит на учет беспилотники от 0,15 до 30 кг, всего в базе данных по состоянию на 31 марта числится более 76 тыс. дронов.
Стоимость разработки, по оценке Михаила Липатова, обойдется в 15 тыс. руб. НИЦ «Аэроскрипт» оценивает разработку и производство трекера в среднем в диапазоне от 20 до 30 тыс. руб. То есть оснащение всех имеющихся сегодня в РФ дронов обойдется их владельцам в сумму от 1,5 до 2,2 млрд руб.— дешевле, чем АЗН-В.
Компания «Навигатор», которая производит серийные самолетные ответчики АЗН-В, в 2022 году «в целях предотвращения возможных конфликтов между пилотируемыми ВС и беспилотниками разработала устройство для интеграции БВС в единое воздушное пространство» — малогабаритный излучатель сквиттеров ADS-Bee. Преимущество такого устройства, говорит гендиректор «Навигатора» Сергей Бабуров,— малый вес (8 г), а «также низкая стоимость изделия в сравнении с зарубежными конкурентами». Стоимость их ADS-Bee (2 Вт) при серийном производстве составит около 89 тыс. руб. Более мощная версия, ADS-Bee (20 Вт), сейчас в разработке и обойдется в 150–180 тыс. руб.
В России сейчас производятся десятки моделей трекеров, и при серийном производстве стоимость одного трекера для владельца БВС будет некритичной, полагает гендиректор «Флай Дрон» Никита Данилов. При этом, подчеркивает он, использование трекеров потребует как наземной, так и спутниковой инфраструктуры — в отдельных частях страны.
По мнению гендиректора ассоциации «Аэронекст» Глеба Бабинцева, прежде всего разработчикам оборудования необходимо работать над увеличением приема сигнала до 15–20 км «как минимум», а также «оценить все вопросы электромагнитной совместимости нового оборудования с уже применяемым для других целей». АЗН-В «пробивает» до радиогоризонта на высоте 10 км до 400 км, уточняет «Аэроскрипт»: для Wi-Fi или Bluetooth дальность не превышает 300–400 м. При хорошем покрытии LTE вопрос дальности передачи данных не встает, но возникает проблема с предельной высотой: сигнал поступает на высоте до 200–300 м.
В Европе идентификация дронов станет обязательной с 2024 года.
В США все дроны должны оснастить удаленными идентификаторами (Remote ID) с 16 сентября 2023 года. Это вызвало критику производителей и пользователей легких дронов, которые не хотели нести расходы на установку транспондеров. Сейчас FAA предлагает использовать беспилотники без трекеров в специальных одобренных зонах, спонсируемых общественными организациями или школами. До перехода на обязательное внедрение трекеров в РФ также нужно создать такие зоны для сохранения возможности использовать свое личное право на использование воздушного пространства, например, для авиамоделистов, любителей, а также для обучения детей и взрослых пилотированию, подчеркивает основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков. Замглавы дивизиона группы ФТК Юрий Некрасов добавляет, что исключение можно сделать там, где нет объектов промышленной и критической инфраструктуры.
Айгуль Абдуллина
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5941133