«Сегодня в части эксплуатации беспилотников существует четыре основных риска: недостаточная безопасность и опосредованная угроза для людей, недостаточная эффективность и неприятие обществом. Работа по минимизации рисков в настоящее время ведется посредством эксплуатационных ограничений дронов», — сказал он.
Помимо этого, Шифрин отметил, что к эксплуатационным ограничениям относятся ограничения интенсивности, сложности движения, типы используемых беспилотных воздушных систем, их оснащенность и прочее. По словам эксперта, в России минимизируют риски по большей части таким образом. Он отметил, что их используют в том случае, где технологии не позволяют достичь приемлемого уровня рисков. Специалист также отметил, что за счет управления рисками их можно снизить до приемлемого уровня, в основном за счет технологических и нормативных мер.
«Несмотря на то, что риски, связанные с эффективностью и неприятием обществом, не относятся к безопасности, их необходимо также учитывать. Подход к их оценке и управлению ими может быть организован так же, как и для рисков, связанных с безопасностью.… Отдельная категория рисков связана с намеренным использованием беспилотной авиационной системы (БАС) в целях причинения вреда людям и объектам на земле, другим воздушным судам», — заявил Шифрин.
Кроме этого, эксперт подчеркнул, что управление рисками эксплуатации дронов не подразумевает участия человека в том случае, когда для этого созданы достаточно зрелые технологии, то есть нормативная база. По его словам, не менее важную роль играет приверженность участников к обеспечению безопасности. Примечательно, что НИЦ «Аэроскрипт» работает над созданием специализированной системы.
«Система управления рисками будет автоматизированной и предусматривать формулирование целей управления рисками в цифровом виде для всех категорий рисков, требований к характеристикам и ограничениям, нормативной базы. Технологически первый облик системы управления рисками может быть реализован к 2025 году. «Аэроскрипт» работает над созданием такой системы», — резюмировал Шифрин.