США. Разработка механического манипулятора для возвращения БЛА "Гремлинз" на самолёт-носи-тель в полёте

Фирма Дженерал Атомикс разрабатывает специальный механический манипулятор, при помощи которого транспортные самолёты смогут захватывать в воздухе беспилотные летательные аппараты (БЛА) проекта "Гремлинз" (см. ЭИ, 2016, № 32, с. 4). Такой манипулятор будет принимать беспилотники и переправлять их в грузовой отсек самолёта.

Проект "Гремлинз" предполагает создание небольших БЛА, способных объединяться в стаи и совместно выполнять различные задания. Планируется, что "гремлинов" будут запускать с бомбардировщиков B-52, B-1B и военно-транс-портных самолётов (ВТС) C-130 с высоты 12,2 км.

Аппарат массой 225…450 кг должен нести 27,2 кг полезной нагрузки и иметь достаточно топлива для полёта на дальность 555 км, барражирования над целью в течение часа и возвращения на самолёт-носитель.

По оценке Дженерал Атомикс, во всем проекте наибольшую сложность представляет именно возвращение БЛА на самолёт-носитель в полёте. Специалисты компании уже занялись разработкой специального манипулятора и управляющего им программного обеспечения. При разработке последнего предполагается учитывать опыт воздушной дозаправки самолётов при помощи топливной штанги.

В полёте беспилотник и самолёт-носитель должны выровняться друг относительно друга. После этого механический манипулятор выдвигается из нижней части самолёта и захватывает один беспилотник. Благодаря использованию манипулятора количество отлавливаемых аппаратов будет ограничено только свободным пространством в грузовом отсеке самолёта.

Разработчики заявили, что проект манипулятора крайне сложен в части выравнивания самолёта и беспилотника друг относительно друга и точного управления механической рукой. Дело в том, что ВТС C-130 создает вокруг себя множество сильных турбулентных потоков, которые не позволяют беспилотнику занять неподвижное положение относительно транспортника.

В качестве одного из вариантов решения проблемы Дженерал Атомикс рассматривает возможность использования воздушного аэрофинишера – выдвигаемого троса, за который "гремлин" будет зацепляться в полёте. Разработчики полагают, что зацепившийся аппарат значительно проще захватить манипулятором.

Использовать только воздушный аэрофинишер для захвата беспилотников в воздухе не получится, т.к., согласно требованиям военных, один самолёт-носитель должен запускать и принимать не менее 16 "гремлинов". На одном тросе столько аппаратов просто не поместится.



comments powered by HyperComments

Возврат к списку


Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.