Беспилотные воздушные суда традиционно разрабатывались и использовались с начала XX века в военных целях. Достижения и доступность результатов в таких областях знаний как микроэлектроника, робототехника, распространение информационно-коммуникационных технологий, развитие материалов, их обработки и производства, и других отраслях, позволили создавать и использовать беспилотные авиационные системы в гражданских целях, в том числе, коммерческих.
Применение БАС является принципиально инновационным подходом к производству существующих и созданию новых продуктов и услуг. Многие эксперты отмечают факт использования решений на основе БАС как научно-техническую революцию в мировой экономике.
Беспилотные авиационные системы – высокотехнологичные системы для решения широкого круга задач в различных отраслях экономики (сельское хозяйство, строительство, мониторинг инфраструктуры, недвижимость, экология, геологоразведка, логистика и транспорт, связь, геодезия и картография, видеопроизводство, реклама и др.).
Несмотря на текущие, еще неразрешенные нормативные правовые и нормативные технические барьеры, БАС гражданского назначения находят все большее признание и демонстрируют высокую востребованность среди потребителей.
На текущий момент отсутствует единая международная классификация БАС. В соответствии с результатами, полученными Рабочей группой ИКАО по дистанционно пилотируемым авиационным системам (RPASP) и Консультативной группой ИКАО по беспилотным авиационным системам (UAS-AG), существует следующая обобщенная классификация БАС по максимальной взлетной массе входящих в их состав беспилотных воздушных судов [7]:
Таблица 1.1 – Классификация БАС ИКАО
Категория |
Вес БВС, кг |
Уровень регулирования |
Малые БАС |
До 25 |
Национальный |
Легкие БАС |
От 25 до 150 |
Национальный |
БАС |
Более 150 |
ИКАО, наднациональный |
По классификации ИКАО требования, предъявляемые к гражданским пилотируемым судам по эксплуатации и сертификации, справедливы к БАС, включающим в свой состав БВС с максимальной взлетной массой более 150 кг.
Помимо массы БВС можно классифицировать БАС по следующим признакам:
1) использование (военные, ведомственные, гражданские);
2) тип системы управления (дистанционно-пилотируемые в зоне визуальной видимости, дистанционно-управляемые, автоматические, дистанционно-управляемые авиационной системой, беспилотные автоматические, дистанционно-пилотируемые воздушные суда вне зоны визуальной видимости);
3) применяемые правила полета (визуальные, приборные, визуально-приборные);
4) используемое воздушное пространство (контролируемое органами ОВД и неконтролируемое, сегрегированное и несегрегированное);
5) тип воздушного судна (самолетные, вертолетные, конвертопланы, мультироторные);
6) тип крыла (с фиксированным крылом, с изменяемой геометрией крыла);
8) дальность полета;
9) взлет и посадка (горизонтальные, вертикальные);
10) тип взлета/посадки;
11) тип двигателя (электрический, топливные, реактивные и т.п.);
12) количество использований (одноразовое, многоразовое);
13) высота (маловысотные, средневысотные, высотные);
14) функциональное назначение и др.
В зарубежной индустрии БАС широко используется классификация БАС, разработанная Международной ассоциацией беспилотных систем (AUVSI), приведенная в таблице 1.2 [16,17].
Таблица 1.2 - Классификация БАС
Категория БАС |
Обозначение |
Радиус действия, (км) |
Высота полета (м) |
Время полета (часы) |
Максимальный взлетный вес MTOW (кг) |
Nano |
Η |
<1 |
100 |
<1 |
<0,025 |
Micro |
µ (micro) |
<10 |
250 |
1 |
<5 |
Mini |
Mini |
<10 |
150 to 300 |
<2 |
<25 |
Close Range |
CR |
10 to 30 |
3 000 |
2 ... 4 |
150 |
Short Range |
SR |
30 to 70 |
3 000 |
4 ... 6 |
200 |
Medium Range |
MR |
70 to 200 |
5 000 |
6 ... 10 |
1 250 |
Medium Range Endurance |
MRE |
>500 |
8 000 |
10 ... 18 |
1 250 |
Low Altitude Deep Penetration |
LADP |
>250 |
50 ... 9 000 |
0,5 ... 1 |
350 |
Low Altitude Long Endurance |
LALE |
>500 |
3 000 |
>24 |
<25 |
Medium Altitude Long Endurance |
MALE |
>500 |
14 000 |
24 ... 48 |
1 500 |
High Altitude Long Endurance |
HALE |
>2000 |
20 000 |
24 ... 48 |
5 000 |
Stratospheric |
STRATO |
>2000 |
>20 000 |
>48 |
2 500 |
Exo- Stratospheric |
EXO |
>2000 |
>30 500 |
>48 |
2 500 |
В виду развития и становления рынка БАС гражданского назначения и технологий БВС ранее принятые некоторыми странами классификации в настоящее время пересматриваются.
В Российской Федерации на текущий момент не существует официально утвержденной классификации БАС.
Согласно внесенным поправкам в Воздушный Кодекс РФ [15] обязательной регистрации и сертификации подлежат БАС, включающие БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и более. В дальнейшем БАС, включающие БВС с максимальной взлетной массой менее 30 кг, называются малыми.