Применение БАС гражданского назначения в странах Европейского союза началось с середины 2000-х гг. государственными учреждениями в целях экологического мониторинга и безопасности.
Согласно докладу Европейской комиссии [48] к 2050 г. доля рынка БАС гражданского назначения в странах Евросоюза оценивается в 25% от общемирового. В 2015 г. в Стратегию авиационной безопасности ЕС внесен пункт по созданию условий и обеспечению безопасной эксплуатации БВС как в личных, так и в коммерческих целях.
В настоящее время в Европейском союзе ведется активная деятельность по достижению лидерских позиций наравне с США в разработке и внедрении БАС, которые могут принести миллиарды евро дохода в бюджет его государств. По выполненным в [50-58] оценкам, европейский рынок БАС будет составлять 10 млрд. евро в год к 2035 году и более 15 млрд. евро в год к 2050 году. Предполагается, что к 2050 году в Европе будет задействовано около 7 миллионов рабочих мест в индустрии БАС, в том числе коммерческий парк превысит 400 000 БВС.
С быстрым ростом индустрии БАС Европейская комиссия предпринимает активные шаги для координации исследований, разработок и внедрения БАС в интересах содействия безопасным полетам БВС и устойчивого роста этого быстро развивающегося сектора.
До недавнего времени в соответствии с Регламентом ЕС № 216/2008 по общим правилам в области гражданской авиации в государствах Евросоюза (Basic Regulation) разработка нормативного регулирования для БВС с максимальной взлетной массой более 150 кг была возложена на Европейского агентство по безопасности полетов (EASA). Применение БВС с максимальной взлетной массой ниже 150 кг регулировалось каждым государством-членом EC по своему усмотрению.
В последние годы количество малых БАС в Европе значительно возросло после стремительного развития рынка перспективных гражданских приложений. Многие страны Евросоюза уже приняли или собираются принять правила применения БВС массой 150 кг и менее. Однако степень, содержание и уровень детализации правил различаются, а условия для взаимного признания между странами ЕС не достигнуты. Как следствие, Комиссия предоставила мандат EASA начать нормативную инициативу, которая включает продление срока её полномочий на все классы БАС, а также обеспечить разработку согласованных европейских требований для БАС на основе пропорционального подхода, основанного на оценке риска.
26 июня 2018 г. Совет Европы утвердил обновленные Правила в области гражданской авиации в государствах Евросоюза (Документ PE-CONS 2/18), отменяющие Регламент ЕС № 216/2008 после голосования Европейского парламента 12 июня 2018 г. Эти Правила были утверждены обоими учреждениями и опубликованы в Официальном журнале ЕС 22 августа 2018 г. В правилах, касающихся применения БАС, устанавливаются основные принципы обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, конфиденциальности, защиты данных и защиты окружающей среды. В тексте документа установлен порог обязательной регистрации для операторов БАС, а именно: операторы должны зарегистрировать БВС, если они способны передавать более 80 джоулей кинетической энергии при ударе с человеком. Другие подробные правила о БВС будут установлены Еврокомиссией при содействии EASA на основе принципов, изложенных в этом регулировании.
Государства-члены Евросоюза стремятся к достижению лидерства в области интеграции БАС в национальные воздушные пространства наравне с США. На реализацию 109 программ и проектов по интеграции БАС и развитию их коммерческих применений в странах Евросоюза из различных источников по данным на середину 2018 г. выделены 505 773 000 евро. Активно реализуется европейская программа U-Space, являющаяся аналогом американской программы UTM [57].
Уполномоченные Европарламентом организации (EASA, EUROCONROL, EUROCAE, JARUS) обеспечивают поэтапную, планомерную, гармонизированную с международным регулированием ИКАО интеграцию БАС всех типов в систему воздушного пространства Евросоюза. Для достижения поставленных целей в Евросоюзе ведется постоянное активное сотрудничество широкого круга заинтересованных сторон, включающего в себя производителей БАС и оборудования, коммерческих поставщиков, торгово-промышленных ассоциаций, технических организаций по стандартизации, научных учреждений, научно-исследовательских центров, правительственных учреждений и других регулирующих органов.
На текущий момент странами-лидерами по применению БАС в Евросоюзе являются [57] Великобритания, Франция и Испания. На конец 2017 г. в Великобритании было зарегистрировано более 3000 операторов БАС, во Франции - 2250, в Испании - 2420.
Основными отраслями применения БАС являются: видеопроизводство, сельское хозяйство, мониторинг инфраструктуры. На конец 2017 г. на территории Евросоюза было зарегистрировано более 1000 компаний – разработчиков и производителей БАС и решений [57].
Стоит отметить, что европейские компании, специализирующиеся на продуктах и услугах малых БАС, осуществляют свою деятельность в международном масштабе. Так, британская компания Sky-Futures предоставляет услуги по промышленным инспекциям (мониторинг инфраструктуры) для объектов таких транснациональных корпораций нефтегазового сектора как Total, BP, а также логистическая Maersk и другие. Французский разработчик и производитель малых БАС потребительского сегмента Parrot занимает второе место в мире по количеству продаж потребительских БАС после китайской компании DJI.