По оценкам Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронет» коммерческий сегмент продуктов и услуг с использованием малых БАС ежегодно растет на 20-25% [62]. Согласно Дорожной карте НТИ по направлению «Аэронет» в 2035 г. в воздушном пространстве России будут одновременно и круглосуточно находиться 100 тыс. БВС. На данном этапе развития рынка рост приходится на такие отрасли как геодезия и картография, электроэнергетика и инфраструктура, частично, строительство, сельское хозяйство и видеопроизводство. Это в значительной степени обусловлено готовностью решений БАС и отраслевых приложений для данных отраслей. На текущий момент значительную поддержку данного сегмента применения БАС оказывает государство путем экосистемной, законодательной и финансовой поддержки в рамках институтов развития, прежде всего, Национальной технологической инициативы.
На конец 2017 г. [58] Россия владела 3%-ной долей в количестве проданных дронов и 2%-ной долей в стоимости мирового рынка БАС. Этот показатель составил 163 млн. долл. (9,5 млрд. руб.). К 2020 г. рынок может вырасти в 1,5 раза. Россия занимает более значительную долю в сегменте военных беспилотников - 15% по количеству продаж.
По данным J'son & Partners Consulting [58], доля дронов отечественного производства на российском рынке составила 10% в 2017 г. и увеличится до 11% к 2020 г. Основной рост будет в коммерческом сегменте, где ожидается большая активность российских производителей. До 40% коммерческих БАС, продаваемых в России, будут отечественного производства. Массовый сегмент потребителей будет полностью контролироваться популярными зарубежными брендами (такими как DJI) с небольшим присутствием российских производителей (5%).
Точные параметры коммерческого российского рынка БАС не известны, поскольку не ведётся статистика. Эксперты отрасли склоняются к объёму рынка в 10 млрд. руб. в год [78]. Из этой суммы примерно 1 млрд. руб. приходится на продажи лёгких БАС, около 1,5 млрд. руб. - на поставки средних БАС, а 7,5 млрд. руб. приходятся на оказание услуг с использованием БАС.
По данным круглого стола, прошедшего в рамках IV съезда Союза авиапроизводителей России (Казань, август 2018 г.), накопленная практика применения БАС в Российской Федерации позволяет с большой степенью достоверности оценить экономический эффект, который может дать применение БАС. Порядка 600 млрд. руб. может дать направление получения и обработки пространственных данных, в такую же цифру оценивается рынок логистического применения беспилотной авиации, около 300 млрд. руб. может принести использование БАС в сельском хозяйстве. Исходя из расчетов, эффект от масштабного применения БАС в разных сферах экономической деятельности может достичь 1,5 трлн. руб. в год [79].
Однако практика сегодняшнего дня разительно отличается от указанных прогнозов. Анализ государственных закупок за период 2016-2017 гг. с учетом коммерческих заказов, БАС для развлечений и образовательных услуг, дает размер рынка в России порядка 7 млрд. руб. за 2 года.
По мнению экспертов, факторами, тормозящими использование БАС на внутреннем рынке, являются низкая эффективность государственной поддержки, несовершенство законодательства и нерешенность вопросов безопасной интеграции БВС в национальное воздушное пространство. Сохранение высоких рисков внезапного столкновения беспилотных и пилотируемых воздушных судов, низкая эффективность инструментов поддержки технологий являются главными факторами, препятствующими развитию коммерческого рынка БАС в России.
В данный момент основным инструментом развития рынка БАС является Национальная технологическая инициатива. В рамках НТИ создан беспрецедентный механизм развития нормативного регулирования в виде постановления Правительства РФ от 29.09.2017 № 1184 (в редакции от 10.09.2018) «О порядке разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2018 г. № 576-р.
В ближайшей перспективе с развитием отраслевых решений малых БАС,
снятии инфраструктурных и иных барьеров, такие сегменты как сельское хозяйство,
геологоразведка и добыча, логистика и транспорт будут увеличивать свой рост по
отношению к существующим отраслям применения (таблица 2.1, рисунок 2.1).
Таблица 2.1 - Факторы, влияющие на спрос на малые БАС, российский рынок
Отрасли |
Готовность решений |
Драйверы спроса |
Барьеры |
% потребления БАС к 2025 г., прогноз |
Геодезия и картография |
Высокая |
Развитие новых технологий в цифровой картографии, необходимость постоянной актуализации картографических и иных данных, создание карт масштабов от 1:500 |
Инфраструктурные, процессуальные (контроль и рецензия отснятого материала в «ручном режиме»), возможны нормативные правовые, в связи с измерением результатов (легитимность конечных продуктов) |
15 |
Геологоразведка и добыча |
Средняя, необходимо развитие отраслевых приложений |
Необходимость создания высокоточных ортофотопланов существующих полезных ископаемых на территории РФ, особенно малоизученные регионы СФО, ДВФО |
Инфраструктурные, возможны технологические |
4 |
Видеопроизводство/ реклама |
Высокая |
Простота использования решений, большое число потенциальных потребителей и применений |
Административные, сложность получения разрешений на съемку |
17 |
Электроэнергетика и инфра-структура |
Высокая |
Эффективность решений и их низкая стоимость по сравнению с аналогичными способами производства |
Инфраструктурные |
33 |
Строительство |
Средняя, отсутствие достаточного числа отраслевых приложений с различным функционалом |
Ускорение этапов строительства, выявление ошибок на ранней стадии при строительстве, эффективный инструмент сбыта объектов |
Разнообразие отраслевых приложений, |
11 |
Сельское хозяйство |
Высокая в части исследования состояния растений, низкая в части выполнения операций по уходу за растениями, в первую очередь БАС и периферия |
Высокая потребность в средствах производства, высокая стоимость аналогичных традиционных решений |
Инфраструктурные, технические в части малых БАС и узкоспециализированной периферии |
16 |
Логистика и транспорт |
Низкая, отсутствие комплексных отраслевых решений с учетом российской специфики эксплуатации |
Расширение транспортно-логистических операций без необходимости создания сложной и дорогостоящей транспортной наземной инфраструктуры |
Инфраструктурные, технические, процессуальные |
4 |
Реализация потенциала и объемов рынка возможна только при снятии ограничительных законодательных барьеров, массовость рынка можно обеспечить только путем введения регламентов и процессов осуществления коммерческих операций на основе БАС, а также систем управления трафиком.
Реализация возможной емкости рынка будет зависеть от следующих факторов:
Рисунок 2.1 –
% потребления малых БАС по отраслям к 2025 г., российский рынок, прогноз
1) интеграция в производственную цепочку потребителей услуг на основе малых БАС;
2) развитие спектра отраслевых приложений;
3) охват территорий, решаемого спектра целевых задач во временном интервале;
4) удешевление стоимости решений;
5) снятие ограничительных барьеров;
6) модели развития рынка и консолидация усилий участников рынка.
Спрос на услуги по отраслям зависит от следующих факторов:
- замещение традиционных технологий и способов производства
технологиями БАС. Проникновение беспилотных технологий в существующие способы
производства может составить в 2018 г. - 10%, 2025 г. - 20%, 2030 г. - 30% (рисунок
2.2);
Рисунок 2.2 - Прогноз
спроса на услуги российский рынок БАС с учетом замещения традиционных
технологий
- территория использования. БАС быстрее всего будут находить применение в отраслях, где предполагается обслуживание удаленных объектов от черты города и аэропортов, а также частных (закрытых) территориях предприятий - сельское хозяйство, мониторинг инфраструктуры, экология, геологоразведка и добыча;
- функциональность, готовность и доступность решений. Фактором, также существенно влияющим на формирование спроса в конкретных отраслях, является готовность и доступность БАС решений. Сегодня наибольшее число малых БВС оснащены фото- и видеокамерами, что также способствует развитию отраслей мониторинг инфраструктуры, видеопроизводство, картография. Также готовы отраслевые приложения в этих областях.
По предварительным оценкам, учитывая потенциал применения коммерческих
БАС на территории России, а также замещение традиционных технологий
производства, можно ожидать ежегодный рост коммерческих малых БАС от 20% до 40%
к 2025 г. (таблица 2.2).
Таблица 2.2 Прогноз количества малых БАС коммерческого сегмента в России
Год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во БАС в шт., коммерческий сегмент (B2B), нарастающим итогом |
1250 |
1750 |
2500 |
3500 |
6000 |
10000 |
15000 |
25000 |
В целом распределение рынка в % доли рынка от общего объёма выглядит следующим образом:
1) производители малых БАС – 7%;
2) разработчики операционных систем – 3%;
3) разработчики отраслевых приложений – 50%;
4) сервис-провайдеры и операторы услуг – 40%.
При изменении структуры рынка возможно перераспределение денежного объёма по составу продуктов/услуг/решений. На зрелых этапах рынка дополнительная коммерциализация будет осуществляться на основе существующих данных (Big Data).
По данным Ассоциации «Аэронет», на гражданском рынке присутствуют 190 +/- 20 компаний, работающих на рынке гражданских БАС, возраст которых не превышает трех лет, а штат сотрудников составляет до пяти человек. Их общая выручка оценивается Ассоциацией в 1400 +/- 500 млн руб. [79]
На российском рынке работают как минимум 58 отечественных производителей БАС с уже существующими моделями или хотя бы прототипами. Большинство компаний выпускают продукцию двойного назначения: выполняют госзаказ и одновременно пытаются заработать на коммерческом рынке. Производителями с наибольшим количеством коммерческих моделей БАC в портфеле являются группа компаний Zala Aero, группа компаний «Геоскан», ООО «Беспилотные системы» и «Истринский экспериментальный механический завод», ООО «Птеро», ООО «Коптер Экспресс» и др.
Коммерческий сегмент представлен в основном российскими малыми БАС самолетного и коптерного типа таких марок как «Суперкам», «Птеро», «Геоскан», «Дельта-М» и др. Малые БАС коммерческого сегмента представлены также зарубежными марками – DJI, Sense Fly и другими.
Отличительная черта российского рынка БАС – низкий уровень финансирования отрасли гражданских БАС со стороны государства. До последнего времени практически все государственные инвестиции в НИОКР и производство в области БАС вкладывались преимущественно Министерством обороны РФ, что стало решающим фактором «в образе» российских продуктов и услуг БАС. В частности, Минобороны России, являясь основным заказчиком БАС, сформировало специфический спрос на определенные изделия, разрабатываемые в соответствии с потребностями ОПК.
Так, свое развитие получили малые и средние предприятия, такие как казанская компания «Эникс», ООО НПО «Автономные аэрокосмические системы – ГеоСервис», ЗАО «АЭРОКОН», АО «Кронштадт» и др. Всего в России сегодня насчитывается около 20 основных производителей решений рынка БАС, ориентированных преимущественно на сегмент B2G и B2B (таблица 2.3).
Наиболее успешно нашли коммерческое применение среди потребителей сегмента B2B решения таких компаний, как «АФМ-Серверс», «Геоскан», Zala Aero. Как правило, российские компании предоставляют сервис «под ключ», то есть выступают одновременно разработчиком БАС (включая программное обеспечение), производителем, подрядчиком наземной инфраструктуры и непосредственно оператором услуги. Но чаще всего на текущий момент для конечных потребителей поставляется решение «под ключ», то есть полный комплекс БАС. Таким образом, вложения в собственные НИОКР, обеспечение наземной инфраструктуры применения БАС, операторские функции существенно сказываются на конечной стоимости услуг БАС, что является одной из причин локального характера рынка.
Другими причинами, существенно тормозящими развитие рынка,
являются реализация способов управления БАС и отсутствие общей
стандартизированной системы предупреждения столкновений в воздухе и с Землей.
Сегодня могут применяться БАС, управляемые оператором либо в зоне
непосредственной визуальной видимости, либо дистанционно с наземного пункта (в
поле, выездные работы) управления в радиусе около 40 км. Управление БВС
осуществляется внешними пилотами, использующими станции внешнего пилота,
включающие УКВ радиолинии с совершенно различными наборами рабочих частот,
запрещенные к использованию без наличия специальных лицензий.
Координатно-временная информация по реально осуществляемым полетам нигде не
фиксируется, централизованно не собирается и не хранится. Кроме того, на
сегодняшний день, в соответствии с воздушным законодательством, при выполнении
полетов любыми БАС в воздушном пространстве Российской Федерации его
используемая область закрывается для других участников воздушного движения и,
таким образом, используется неэффективно. При этом проконтролировать реальные
отклонения от маршрута и выход за указанные зоны малых БАС в режиме реального
времени не представляется возможным, и, как следствие, не представляется
возможным обеспечить надлежащий уровень безопасности полётов.
Таблица 2.3 - Основные игроки российского рынка малых БАС гражданского назначения
№ |
Название компании |
Специализация |
Отрасли |
Продукты, услуги, решения |
1. |
Zala Aero GROUP |
Разработка и производство беспилотных летательных аппаратов; целевых нагрузок; катапульт; программного обеспечения; мобильных наземных станций управления |
Геодезия и картография, мониторинг инфраструктуры нефтегазопроводов, безопасность и чрезвычайные ситуации |
Поставляются преимущественно комплексами. Основная группа Заказчиков – государственные корпорации, министерства и ведомства, а также спец. потребители. |
2. |
Совзонд |
Разработчик и интегратор геоинформационных технологий и аэрокосмического мониторинга. Облачные вычисления и тематический анализ данных.
|
Все отрасли
|
Отличительной особенностью продуктов, услуг и решений – использование различных способов получения данных ДЗЗ (спутниковые снимки и снимки аэрофотосъемки). Возможность создания решений «под ключ», готовые отраслевые решения, геоинформационные онлайн сервисы. Среди основных заказчиков – федеральные и региональные органы власти. |
3. |
Геоскан |
Производитель и разработчик БВС, специализированного программного обеспечения по обработки данных аэрофотосъемки и геоинформационной системы построения 3D моделей городов |
Все отрасли |
Коробочные решения «под ключ», типовые программные отраслевые приложения. Заказчики разные как B2B, так B2G сегмента в отраслях – геодезия и картография (включая построение 3D моделей), геологоразведка и добыча, мониторинг инфраструктуры (ЛЭП), сельское хозяйство, экомониторинг. |
4. |
Группа компаний «Беспилотные системы» (ООО «Финко») |
Разработчик ПО и производитель БВС Supercam (хорошие тактико-технические характеристики)
|
Мониторинг инфраструктуры, сельское хозяйство, мониторинг лесных массивов и животных |
В основном B2B компании электроэнергетического сектора |
5. |
АФМ-Серверс (Птеро) |
Производитель БАС и разработчик ПО |
Геодезия/картография, мониторинг инфраструктуры |
Типовой беспилотный авиационный комплекс, поставляется вместе с ПО обработки данных для отраслей геодезия/картография, мониторинг инфраструктуры. По заказу могут быть предоставлены услуги на основе малого БАС «Птеро» «под ключ» |
6. |
ГК «Кронштадт» |
Разработчик и производитель БАС |
Безопасность |
Поставляется комплексом в Минобороны России и другие силовые ведомства |
Примечательно, что почти 99% отечественных БАС сегодня на своем
борту имеют оборудование спутниковой навигации – ГЛОНАСС/GPS, а некоторые зарубежные
малые БАС и специальное оборудование по высокоточному позиционированию.
С другой стороны, немаловажным фактором торможения рынка является условия получение разрешений и согласование выполнения авиационных работ на основе БАС. По текущим условиям необходимо получение разрешений на полёты в различных инстанциях в зависимости от типа выполняемых работ: Минобороны России, территориальные органы ФСБ, администрация субъекта РФ, центры Единой системы организации воздушного движения. Подача заявок на закрытие воздушного пространства в территориальные органы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляется за трое суток до выполнения полёта БВС в неконтролируем воздушном пространстве класса G, а план полёта подается за сутки до его выполнения.
По прогнозу ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с 2015 по 2020 гг. [81] количество разрешений на использование воздушного пространства вырастет в 16 раз. По итогам 10 месяцев 2018 г. поданы более 50 тыс. заявок на использование воздушного пространства в целях коммерческого применения БАС.
При этом диспетчерское обслуживание внешних пилотов БВС не предоставляется, и на время выполнения полётов необходимо уточнять метео- и аэронавигационную обстановку в районе выполнения работ, режимы полетов и параметры работ, обеспечивающие выполнение установленных требований, готовить аэронавигационные карты, уточнять маршруты движения к району выполнения работ, выполнять расчеты времени в пути, осуществлять подготовку инфраструктурных компонентов производства полётов, проводить контроль готовности к выполнению работ и др.
Гендиректор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко предложил создать единую систему контроля за БАС путем формирования единого оператора на основе государственно–частного партнерства за счет собственных средств госкорпорации и привлечения инфраструктурных инвесторов.
Существующие проблемы при организации полётов БВС:
- жесткая привязка выполнения работ от сроков поданной заявки на использование воздушного пространства;
- накладываемые ограничения по времени, высоте полета при прохождении маршрута БВС;
- недостаточное полетно-информационное обеспечение внешних пилотов БВС;
- сложности доступа к заданной точке взлёта и посадки.
Согласно внесенным поправкам в Воздушный Кодекс РФ не требуется сертификация и обязательная регистрация малых БАС потребительского и коммерческого сегментов весом до 30 кг. Учет малых БАС на территории Российской Федерации будет производиться согласно порядку, установленному правительством РФ. При этом законодательно не регламентирована процедура безопасной эксплуатации малых БАС.
Применение БАС обладает рядом особенностей как по организации их эксплуатации, так и по организации производства полётов. На текущий момент у Минтранса России, Росавиации и других органов исполнительной власти, а также органов, исполняющих контрольно-надзорные функции в области безопасности применения воздушных судов, отсутствуют механизмы организации безопасной и эффективной эксплуатации малых БАС наряду с другими видами воздушного транспорта, а также инструменты централизованного контроля и надзора в области выполнения полётов БАС
Таким образом, существуют проблемы не только централизованного учета БАС, находящихся в обороте на территории Российской Федерации, но и контроля их состояния, применения в режиме реального времени, и главное, навигационно-информационного обеспечения. Решение указанных проблем можно осуществить только на основе реализации крупномасштабного проекта по созданию соответствующей инфраструктуры.
Российский рынок БАС коммерческого сегмента обладает значительным потенциалом. Основанием для этого являются следующие параметры:
1) география применения малых БАС. На 2018 г. территория Российской Федерации составляет 17 125 191 кв. км;
2) количество отраслей экономики (не менее восьми, как отмечалось выше), где могут использоваться малые БАС;
3) количество текущих и перспективных применений малых БАС в различных отраслях экономики. На текущий момент малые БАС гражданского назначения коммерческого сегмента предоставляют базовую услугу – аэрофотосъёмку с использованием различной полезной нагрузки. В последующие годы наряду с нею будут развиваться и другие применения на основе различной полезной нагрузки и узкоотраслевой специализации малых БАС;
4) текущие потребности отраслей российской экономики в продуктах и услугах, производимых с использованием малых БАС. Аэрофотосъёмка с использованием малых БАС в разы (в 3-5 раз) доступнее технологий пилотируемой авиации, а использование различной бортовой нагрузки позволяет производить в интересах заказчика целый перечень конечных продуктов на основе данных с малых БАС, в т.ч. и в динамике;
5) периодичность выполняемых операций с использованием малых БАС. Малые БАС могут использоваться как разово, так и на постоянной или периодической основе в зависимости от характера и целевого назначения операций, выполняемых с использованием малых БАС, в т.ч. согласно производственным регламентам предприятий различных отраслей;
6) количество конечных продуктов, производимых с использованием малых БАС. На базе полученных «сырых» данных аэрофотосъёмки при выполнении определенных операций, например, мониторинге роста растений, учете индекса NDVI может создаваться не просто перечень конечных продуктов, но и системообразующие продукты на основе учета динамики процессов.
Индустрия малых БАС состоит из разработки и производства БВС, систем управления, оказания основных целевых услуг (например, аэрофотосъёмки, доставки и т.п.), наземного комплекса обработки данных (специальное ПО для создания продуктов и услуг на основе «сырых» данных).
Реализация продуктов и услуг осуществляется двумя путями:
- поставка малых БАС конечному эксплуатанту (например, АО «Газпром космические системы»);
- оказания перечня услуг с использованием малых БАС, включая реализацию и предоставление конечных продуктов и услуг на основе получаемых данных.
В виду недостаточного масштаба рынка индустрии, а также учитывая, что российские компании осуществляют полный цикл работ по производству, разработке и эксплуатации, включая системы связи и управления, стоимость малых БАС достаточно высока.
К примеру, стоимость БВС российского производства для аэрофотосъёмки составляет от 500 тыс. руб. до 4,5 млн. руб. Тактико-технические характеристики малых БАС позволяют осуществлять полеты на высоте от 50 до 4 000 метров над землёй.
Себестоимость аэрофото- и видеосъёмки складывается из стоимости приобретенного/произведенного малого БВС, операционных затрат, срока эксплуатации и других факторов. Приобретение услуги аэрофотосъёмки и/или «сырых» данных отдельно от других работ представляется затруднительным. Чаще аэрофотосъёмка входит в состав работ «под ключ».
На текущий момент услуги аэрофотосъёмки могут предоставляться следующими способами:
1) с использованием собственного малого БАС – получение «сырых» данных, стоимость которых определяется стоимостью приобретения и обслуживания малого БАС, а также числом применения малых БАС и территорией. Для получения конечного продукта необходимо приобретение доступа к специализированному ПО по обработке данных;
2) заказ у поставщика услуг полного спектра работ для получения конечного продукта согласно требованиям Заказчика;
3) полный спектр работ
на базе собственных разработок.
Отрасли экономики, текущие и перспективные услуги, применения и конечные продукты на основе использования малых БАС.
Геодезия и картография – область деятельности, специализирующаяся на изучении форм и размеров Земли, измерении земельных площадей и составление географических карт. Тренды отрасли – автоматизация за счет применения современных инфокоммуникационных технологий, создание цифровых карт (3D), построение цифровых моделей рельефов и местности.
На текущий момент малые БАС уже используются при построении цифровых карт масштабом 1:500; 1:1000; 1:2000; 1:5000.
Услуга с использованием малых БАС для геодезии и картографии – аэросъёмка для получения «сырых» данных. Используемая бортовая аппаратура – лидары, фото- видеокамеры высокого разрешения, установка геодезических навигационных приёмников (высокоточная привязка к координатам).
При использовании различной полезной нагрузки появляется возможность получить «сырые» данные в виде облака точек местности, фотоматериалы, на основе которых с использованием специального отраслевого ПО строятся конечные продукты – ортофотопланы, цифровые модели местности (3D), топографические планы местности и др.
Среди многочисленных сфер использования цифровой модели рельефа можно выделить следующие:
- изучение и количественная оценка современного состояния природной среды;
- территориальное планирование (городское, ландшафтное и др.);
- моделирование экологических ситуаций;
- прогнозирование ландшафтных процессов и др.
С любой цифровой моделью рельефа можно получить много разных параметров, которые принято разделять на такие группы:
- категорий морфометрических параметров: геометрические (величина уклона, экспозиция склона, различные виды кривизны земной поверхности, оценка зон видимости и др.) — описывают морфологические особенности территории, определяющие скорость и интенсивность потоков вещества и энергии, динамику склоновых процессов;
- гидрологические (направление стока, бассейновое моделирование, топографический индекс влажности, индекс мощности линейной эрозии, индекс баланса геомасс, оценка зон потенциального затопления и др.) — используются для оценки поверхностного стока, степени увлажнения почвы и перемещения обломочного материала;
- топографо-микроклиматические (показатели потенциальной солнечной радиации инсоляции, дифференциации температуры земной поверхности, воздействия ветра и др.) — данная группа показателей характеризует влияние земной поверхности на особенности распределения солнечной радиации, температурного поля и воздействия ветра;
- параметры вертикальной дифференциации природной среды (относительная высота, глубина речной долины и др.).
В каждой сфере использования цифровой модели рельефа рассчитываются /вычисляются разные параметры.
Так, например, для сельского хозяйства вычисляются потенциальные (максимальные) показатели фотосинтетической активной солнечной радиации (ФАР) — части солнечной энергии, используемой растениями для фотосинтеза, а также количественная оценка площадной и линейной эрозии и влияние рельефа на распределение влаги.
Моделирование ФАР основано на информации о географическом положении территории (широта и долгота, зональный фактор) и определенных модельных характеристиках атмосферы. Расчет может быть осуществлен для различных временных периодов с учетом сезонности и позволяет выбрать оптимальные участки под конкретные сельскохозяйственные культуры.
Показатели площадной и линейной эрозии основаны на двух производных морфометрических показателях — водосборной площади и уклоне местности. Это позволяет оценить особенности эрозионных процессов с учетом гидрологических ресурсов для их развития: чем больше удельная водосборная площадь, тем больше вероятность развития эрозии.
Важным аспектом при размещении сельскохозяйственных культур выступает показатель гидроморфности почвенного покрова, который во многом определяется особенности рельефа территории. Топографический индекс влажности (Topographic Wetness Index) позволяет оценить предпосылки к развитию переувлажненных земель и учесть данный фактор при планировании оптимизационных (мелиоративных) мероприятий.
Наличие вышеперечисленной информации позволяет оптимизировать структуру сельскохозяйственного землепользования, учесть характер развития негативных природных процессов и потенциальную деградацию сельскохозяйственных угодий с целью рационального использования земельных ресурсов.
Особенности рельефа территории оказывают также значительное влияние на условия произрастания лесов. Для этого нужно учитывать характер увлажнения территории, величину уклона и экспозицию склона, на котором располагаются участки леса. Беря во внимание цифровую модель рельефа местности (ЦМР), на которой находятся лесные участки, можно заблаговременно выявить первые предпосылки для развития негативных природных процессов, оказывающих влияние на качество лесных ресурсов (выявление переувлажненных участков лесов и др.).
Информация о рельефе также очень часто используется для решения множества задач в рамках городского планирования: выявления участков избыточного увлажнения развития склоновых процессов, анализа освещенности и затененности территории и др. Использование подобной информации позволяет осуществить комплексный подход к планированию городской среды и минимизировать возможные негативные последствия.
Также использование ЦМР вносит большой вклад в оценку пространственного охвата и потенциала развития опасных ландшафтных процессов. В частности, информация о рельефе является просто необходимой при оценке и прогнозировании последствий половодий и паводков, так как позволяет достаточно точно определить границы затапливаемой области, а также социальные и инфраструктурные объекты, которые подвергаются опасности.
Еще одним значимым с точки зрения прогнозирования опасных склоновых процессов (оползни, обвалы, осыпи) и оценки их воздействия на объекты транспортной и инженерной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, мосты и т. д.) выступает показатель индекса баланса геомасс (Mass Balance Index), который раскрывает топографические предпосылки к разрушению и отложению грунтов.
Данный показатель позволяет выявить участки с высокой степенью вероятности развития осыпных склоновых процессов и нанесения вреда значимым объектам инфраструктуры и соответственно учесть эту информацию при проектировании и создании защитных сооружений.
Что касается экологии, так информация о ЦМР может позволить смоделировать потенциальные зоны загрязнения в районах размещения опасных производств. На основе информации о рельефе территории можно определить направление поверхностного стока и соответственно направление перемещения загрязняющих веществ, которые потенциально могут попасть со стоком в речные системы и районы с социально значимыми объектами. Кроме направления стока, важными параметрами при моделировании зон загрязнения выступают удельная водосборная площадь (т. е. площадь водосбора для конкретной ячейки растра или области интереса), а также вышележащая и нижележащая области стока.
Вышележащая область стока представляет собой участок территории, поверхностный сток из которого попадает в область интереса, а нижележащая область стока — участок территории, на который попадает поверхностный сток из области интереса. Данные показатели представляют особый интерес при моделировании зон загрязнения и влияния негативных антропогенных факторов на сельскохозяйственные угодья и лесные массивы.
Для получения конечных продуктов и отчетов (например, в динамике по индексам) «сырые» данные необходимо обработать специальными отраслевыми приложениями для конкретных отраслевых задач и/или специальным программным обеспечением. Спектр таких приложений достаточно широк даже при текущих способах производства (спутниковые снимки, самолетные снимки).
Применение БАС и услуг на их основе в данном сегменте основывается на следующих положениях (таблица 2.4):
- периодичность использования (обновления контента);
- территория;
- тактико-технические характеристики малых БАС;
- возможности производства и потребления;
- другие способы производства;
- масштаб и свойства карт;
-
типы карт.
Таблица 2.4 Прогноз количества БАС коммерческого сегмента в отрасли геодезия и картография по годам в шт.
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во БАС в шт. (B2B), нарастающим итогом |
369 |
516 |
885 |
1 474 |
2 211 |
3 686 |
Геологоразведка и добыча – направлены на изыскательные работы по обнаружению и фиксации залежей природных полезных ископаемых. Услуги БАС применяются на этапе разведывательных работ для любых видов полезных ископаемых, а также непосредственно при добыче твердых полезных ископаемых (мониторинг отвалов).
Использование БАС в отрасли геологоразведки – это новый способ производства и автоматизации процесса работ по изучению, воспроизводству минерально-сырьевой базы, а также проведения горных работ. Следующим этапом станет использование БАС при проведении подземных горных работ. Отличительной особенностью этой отрасли применения БАС является консерватизм при проведении геологоразведочных работ. Тем не менее, БАС могут стать незаменимыми помощниками при выполнении опасных и/или трудных работ для человека. БАС могут применяться для автоматизации труда на нескольких этапах:
1) планирование работ (разовые, периодические). Картографические и геодезические работы, геологическая съёмка с применением мульти и гиперспектральных датчиков, картографические работы, топографо-геодезические работы на суше и при обследовании шельфов и морских акваторий;
2) поддержка извлечения горных пород (постоянные). Разведка техногенных отвалов, оценка устойчивости уклонов, мониторинг выполнения работ при разработке. Идентификация нарушений растительного покрова, связанные с геологическими аномалиями (включая поиск и обнаружение таких аномалий), первичная оценка для формирования дальнейших планов;
3) охрана окружающей среды (постоянные). Оценка воздействия на окружающую среду геологоразведочной деятельности и других горных работ, мониторинг процесса рекультивации земель, недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Стоит отметить, что правительства многих стран постоянно ужесточают экологические стандарты в этой области и наказание за их несоблюдение. В связи с этим для предприятий отрасли становится все важнее контролировать процесс восстановления флоры и фауны. Использование малых БАС с камерами инфракрасного диапазона позволяют увидеть процесс восстановления даже на больших участках Земли.
Услуга БАС в данной области – аэрофотосъёмка с нивелировкой местности, привязка снимков к координатам, аэровидеосъёмка в целях мониторинга.
Применение БАС в целях определения залежей природных полезных ископаемых применяется разово. Конечным продуктом при этом является – ортофотопланы и топографические планы, цифровые карты с разнесением зон залежей.
Аэрофото- и видеосъёмка в целях мониторинга применяется на периодической основе. Периодичность использования устанавливается непосредственно горнодобывающими компаниями (комбинатами) в соответствии с установленными внутренними регламентами.
Количество БАС по данной категории распределяется между отраслями: геодезия, картография, электроэнергетика и инфраструктура.
Применение БАС и услуг на их основе в данном сегменте основывается на следующих положениях (таблица 2.5):
- периодичность использования;
- территория и количество мест разведки;
- тактико-технические характеристики БАС;
- другие способы производства;
- масштаб и свойства карт;
-
типы карт и слоев.
Таблица 2.5 - Прогноз количества БАС коммерческого сегмента в отрасли геологоразведка по годам в шт.
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во БАС в шт (B2B), нарастающим итогом |
105 |
147 |
253 |
421 |
632 |
1 053 |
Одно из перспективных направлений – использование БАС в качестве персонального ассистента сотрудника при выполнении геологоразведочных работ.
Видеопроизводство – отрасль деятельности, направленная на создание видеоконтента в интересах широких групп потребителей – средств массовой информации, компаний-производителей фильмов, частных потребителей (свадьбы, дни рождения, юбилеи и т.п.), коммерческих компаний (корпоративные мероприятия, события и т.п.), рекламные, PR компании, креативные и коммуникационные агентства, Web-студии, компании, специализирующиеся на сбыте рынка недвижимости и др.
Услуга БАС в данном сегменте: аэрофото- видеосъёмка, создание «сырого» контента. Конечный продукт представляет собой законченный видеоряд, включённый в общий видеоролик.
Создание видеоконтента в целях его использования при создании фильмов, репортажей, трансляций, производстве рекламных видеороликов, корпоративных фильмов, видеоклипов и т.д. В настоящее время БАС широко применяются в видеопроизводстве по всему миру на съемочных площадках, при производстве контента СМИ, мероприятиях. Потребителями видеоконтента также являются онлайн СМИ, каналы YouTube и Facebook. Своей все более возрастающей популярностью в этой отрасли БАС обязаны своей функциональностью, компактностью, гибкостью использования и высокой доступностью относительно текущих способов производства контента традиционными способами пилотируемой авиации. БАС используют для бюджетных съёмок с воздуха. Стоимость полетного часа в десять и более раз ниже стоимости летного часа пилотируемого вертолета. Кроме того, только с использованием БАС можно снять видеоряд, например, от первого этажа до высоты птичьего полета без монтажа и крупной тени. БАС позволяют передать зрителю более четкую картину определенной территории, спортивного поля, гоночного трека, объекта недвижимости, передать атмосферу праздника и т.п. Для съёмок БАС могут привлекаться как провайдеры услуг, так и отдельно операторы, умеющие работать с такой аппаратурой. При привлечении стороннего оператора стоимость услуги может составлять от 20 тыс. руб. до 2 млн. руб. за видеоконтент. Обычно покупается день (смена), продолжительность съёмок в день около 1-2 полетного часов БАС. В случае необходимости покупается несколько дней. Часто малые БАС используются в «составе «съёмочной группы» на протяжении нескольких лет. В этом случае привлекают сторонних операторов, умеющих работать с такой техникой. В некоторых случаях БАС могут заменять видеокраны и кронштейны.
Направления использования БАС в данном сегменте:
- использование БАС при производстве документальных и художественных фильмов, сериалов при панорамных съемках, экшн-сцен;
- использование БАС при съемках репортажей и событий. На сегодняшний день большинство крупных СМИ имеют в своем «штате» группу малых БАС, иногда собственного производства, съемки осуществляются непосредственно штатными сотрудниками. Продолжительность съемок может составлять от 0,5 до 2 часов;
- использование для съёмок в рекламе;
- использование для съёмок событий и мероприятий.
Кроме того, стоит отметить, что на текущий момент почти 60% потребительских БАС оснащены видеокамерами различных форматов. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать формирование значительного массива потребительского видеоконтента.
Объем рынка видеопроизводства в России исчисляется сотнями млрд. руб. ежегодно. В связи с фрагментарностью рынка точный объём рынка определить не представляется возможным. На 2017 г. в России насчитывалось более 250 продакшн-компаний, создающих контент для федеральных телеканалов.
Услуги для конечных потребителей физических лиц (на текущих решениях): аэрофото- и видеосъёмка свадеб, торжеств, дней рождения, на отдыхе, при занятии экстремальными видами спорта (сноуборд, горные лыжи, кайтсёрфинг, сёрфинг и т.п.) и др.
Применение БАС и услуг на их основе в данном сегменте основывается на следующих положениях (таблица 2.6):
- количество потребителей (B2B, B2C);
- количество проектов, событий (дни рождения, корпоративные мероприятия, спортивные состязания и т.п.);
-
спектр применения (индустрии – кино, СМИ, отдых,
спорт, события и т.п.).
Таблица 2.6 - Прогноз количества БАС коммерческого сегмента в отрасли видеопроизводство по годам в шт.
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во БАС в шт (B2B), нарастающим итогом |
426 |
596 |
1 022 |
1 703 |
2 555 |
4 258 |
Одним из перспективных применений будет «Телевидение реального присутствия».
В частности, имеется в виду съёмка события (трансляция онлайн/офлайн) событий –
спортивные матчи, концерты и т.п. Принцип заключается в одновременных съёмках с
разных ракурсов с использованием малых БАС с помощью специальных 3D камер и
последующая трансляция на 3D очки виртуальной реальности, использование которых
позволяет создать эффект присутствия на мероприятии.
Другие перспективные использования БАС в сегменте видеопроизводство, реклама:
Сборные рекламные конструкции в воздухе, шоу/перформанс, летающий проектор, летающий громкоговоритель, растяжки в небе, дымовые надписи и т.д.
Сельское хозяйство – отрасль деятельности, связанная с возделыванием почв и выращиванием различных культур на территории РФ.
В России по данным Росстата на 2015 г. насчитывалось 79,3 млн. га посевных площадей различных культур (овес, пшеница, кукуруза, рис, гречиха и т.д.). Площадь посевных из года в год увеличивается на примерно 500 тыс. га. Стоит отметить, что Россия обладает большим потенциалом сельскохозяйственных земель - 406,2 млн. га, или 13% всего земельного фонда.
Использование БАС помогает автоматизировать и повысить производительность деятельности сельхозорганизаций в части:
1) растениеводство и зерновые культуры;
2) картирование почв – создание ортофотопланов, топографических планов, 3D моделей полей с целью оптимального построения систем ирригации и мелиорации, обустройства лесополос, а также уточнения состояния почв для планирования посадки;
3) оперативное определение индекса вегетативности (NDVI) с целью эффективного внесения удобрений, борьбы с вредителями и болезнями;
4) мониторинг проведения сельскохозяйственных работ;
5) обследование и инвентаризация земель;
6) уход за культурами – внесение удобрений, опыление, ликвидация вредных насекомых, обработка полей пестицидами.
На текущий момент для решения задач по уходу за полями используется такие технические комплексы как мелиоративные машины, машины для внесения удобрений, опрыскиватели и др. Практически все комплексы работают с использование автомобилей, тракторов или самоходных машин. Стоимость таких комплексов высокая (десятки тыс. долл.). При этом существуют сложности с масштабом и скоростью обработки территорий, а также эффективностью использования веществ – чрезмерное использование. Применение БАС позволяет в пять раз быстрее производить операции по уходу за культурами, а стоимость БАС значительно ниже текущих аналогов. Кроме того, преимуществом использования БАС является возможность изменения и моделирования распыления в режиме реального времени для равномерного покрытия. Использование пилотируемой авиации для решения поставленных задач на больших сельскохозяйственных территориях, во-первых, значительно дороже, во-вторых, неэффективно. Основным ограничением по использованию БАС является неготовность специализированного периферийного навесного оборудования и «прошивки», малая ёмкость электрических аккумуляторов (т.к. скорость прохождения может быть невысокой) и инфраструктурные барьеры;
7) животноводство – мониторинг больных животных в стаде с использованием тепловизоров, мониторинг растительности пастбищ для выпаса скота, поиск пропавших животных и др.
БАС могут использоваться самими компаниями (штатными операторами) и с привлечением операторов – провайдеров услуг. Но учитывая разнонаправленность и специфичность решаемых задач, скорее всего, на зрелых стадиях рынка БВС для сельскохозяйственной отрасли будут создаваться по модульному принципу. Такие БВС позволят решать различные задачи с привлечением различных приложений по универсальному стандартному протоколу.
Потребление БАС и услуг на их основе в данном сегменте основывается на следующих положениях (таблица 2.7):
- количество потребителей (количество сельскохозяйственных организаций);
- количество применений в данной отрасли деятельности (направления деятельности, выполняемые функции);
- периодичность мониторинга засеянных полей (оптимально 1 раз в 2 недели);
- перечень используемой периферии и перспективные разработки периферии (опрыскиватели, внесение удобрений, тепловизоры и т.п.);
- перечень отраслевых программных приложений;
- территория (площадь) исследуемых полей, посевов;
- количество объектов;
- атаки вредителей;
-
необходимость материально-технического оснащения
деятельности сельхозпредприятий России.
Таблица 2.7 - Прогноз количества БАС коммерческого сегмента в отрасли сельское хозяйство по годам в шт.
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во БАС в шт. (B2B), нарастающим итогом |
403 |
564 |
966 |
1 610 |
2 415 |
4 025 |
Дополнительные услуги для сельскохозяйственных предприятий: поиск пропавших животных, мониторинг состояния пастбищ, осмотр состояния теплиц и других объектов на герметичность, борьба с вредителями (в т.ч. саранча) и др.
Строительство – область деятельности по возведению зданий, сооружений, а также работы по их ремонту и реставрации. К строительству можно отнести как объекты недвижимости, так и возведение инфраструктурных объектов (мосты, дороги, эстакады, трубопроводы и т.п.).
Услуга БАС в области строительства – аэрофото- и видеосъёмка.
Использование малых БАС в строительстве на разных этапах строительства позволяет создавать/осуществлять:
1) 3D модели поверхности и матрицы высот с привязкой точек;
2) ортофотопланы, топографические планы;
3) мониторинг строительной площадки с последующим проектированием 3D изображений строительных проектов;
4) фасадные и интерьерные фото- видеосъемки.
Использование БАС до 30 раз ускоряет проведение инженерно-геодезических работ на первых этапах строительства по оценке участка и проектирования.
Основным преимуществом использования БАС является широта охвата территории, оперативность получения и обработки данных, доступность, новизна и эффективность подхода в решении задач.
Стоимость работ определяется в зависимости от задач, цена аэрофотоснимка может составлять от 700 руб. и выше. Может быть использован проектный подход, то есть стоимость определяется за заказ. Мониторинг в период может иметь фиксированную абонентскую плату.
Использование БАС при проектно-изыскательных работах носит разовый характер, а на этапе возведения объектов может быть периодической (например, 1 раз в 2 недели/1 раз в месяц в зависимости от интенсивности проводимых строительных работ). В отличие от стационарных камер наблюдения появляется возможность оценивать ход строительства в «3D пространстве». Оценка в динамике позволяет предотвращать или предусматривать риски строительства.
Согласно данным Росстата в 2016 г. сдано в эксплуатацию около 300 тыс. зданий жилого и нежилого назначения. Объем работ по строительной отрасли Росстат оценил в денежном выражении 5945,5 млрд. руб. в 2016 г. Количество действующих строительных организаций в России на конец 2015 г. составляло 226 838, из которых около 90% - частные строительные компании и бюро. Следует учесть также градостроительство, строительство социальных объектов (дороги, коммунальная инфраструктура и т.п.) и телекоммуникаций.
Перспективными применениями БАС в строительстве могут быть: интерьерная, экстерьерная окраска стен, потолков, протяжка кабелей и тросов, ремонт и сварка в труднодоступных местах или местах опасных для жизни. При оценке необходимости ремонтных работ может проводиться тепловизионное обследование объектов.
Потребление БАС и услуг на их основе в данном сегменте основывается на следующих положениях (таблица 2.8):
1) количество объектов строительства;
2) продолжительность строительства объектов (около 2,5 лет);
3) количество строительных организаций, проектных бюро, эксплуатирующих организаций и иных предприятий данной отрасли деятельности;
4) спектр решаемых задач с использованием БАС;
5) частотность применения БАС на строительных площадках;
6) перспективное увеличение числа возможных применений БАС в строительстве;
7) строительство по
перечню сфер, по назначению (вооруженные силы, ЖКХ, дорожное хозяйство,
строительство жилых, коммерческих объектов недвижимости, социальных объектов,
предприятий и т.д.).
Таблица 2.8 - Прогноз количества БАС коммерческого сегмента в отрасли строительство по годам в шт.
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во БАС в шт (B2B), нарастающим итогом |
279 |
391 |
670 |
1 116 |
1 674 |
2 790 |
Топливно-энергетический комплекс и инфраструктура – система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей.
Под инфраструктурой понимается линейные протяженные объекты (линии ЛЭП, трубопроводы, теплосети, дорожные сети и т.п.), а также стационарные объекты – заводы, производственные предприятия, телекоммуникационные вышки, объекты загородной недвижимости и т.д.
Протяженность объектов инфраструктуры составляет:
- дорожная инфраструктура. По данным Росавтодора протяженность автомобильных дорог федерального значения составляет более 51 тыс. км;
- электроэнергетика – линии ЛЭП. Протяженность линий электропередач в России составляет более 139,8 тыс. км;
- трубопроводный транспорт. Линии нефте- и газопроводов составляют более 250 тыс. км. по данным Росстата;
- железнодорожные пути. Общая протяжённость железнодорожных путей составляет более 122 тыс. км;
- буровые установки, нефтяные платформы;
- объекты телекоммуникационной инфраструктуры (протяженность магистральных линий связи составляет около 500 тыс. км, число базовых станций на первое полугодие 2018 года достигло 625 тысяч);
- стационарные объекты.
Услуги БАС в данной отрасли – аэрофото- и видеосъёмка с применением различных видов периферийного оборудования с целью мониторинга состояния инфраструктурных объектов и фиксации нарушений.
Перспективными направлениями по применению БАС в этой отрасли могут быть: мониторинг уличной инфраструктуры в населенных пунктах, обследование придомовых территорий.
Применение БАС и услуг на их основе в данном сегменте основывается на следующих положениях (таблица 2.9):
1) количество объектов мониторинга;
2) протяженность объектов мониторинга;
3) периодичность мониторинга (для стационарных объектов 1 раз в сутки, для линейной инфраструктуры согласно внутренним регламентам предприятий – обычно 1 раз в месяц на каждый участок);
4) возможное увеличение численности объектов мониторинга;
5) тактико-технические
свойства малых БАС, используемых в этой отрасли.
Таблица 2.9 - Прогноз количества БАС коммерческого сегмента в отрасли электроэнергетика и инфраструктура по годам в шт.
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во БАС в шт. (B2B), нарастающим итогом |
829 |
1 160 |
1 989 |
3 315 |
4 973 |
8 288 |
Логистика и транспорт – отрасль деятельности, связанная с перевозкой грузов, а также система по организации доставки, а именно, по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту.
Услуги БАС в данной области – транспортировка и доставка товаров:
- внутри организаций;
- для конечных потребителей (физические лица);
- между организациями.
По видам доставки: экспресс-доставка, доставка последней мили, срочная доставка, доставка в отдаленные регионы.
Рынок доставки малыми БАС может приобрести характер массового за счет большого числа конечных потенциальных пользователей. В России их насчитывается около 100 млн. человек (без учета детей). Операции по доставке с помощью БАС может исчисляться сотнями тысяч в день в том или ином городе.
80% потенциала логистического рынка БАС сосредоточено в городах и 20% вне городов.
Преимущества использования БАС - скорость (отсутствие пробок в воздухе). Правовые ограничения: массовое использование БАС в этом сегменте должно быть инфраструктурно и нормативно обеспечено. Технические барьеры: использование искусственного интеллекта (высокое число искусственных и естественных препятствий в городе), логистика управления роем БВС, ёмкость аккумулятора (дальность полёта), 1 полёт - доставка одним БАС одного товара одному потребителю в строго ограниченной местности. Стоимостные ограничения: всё ещё высокая цена доставки БАС. К важным ограничивающим факторам относятся также вопросы безопасности применения БАС в отношении окружающих людей и объектов.
БАС могут найти широкое применение в доставке еды, напитков, розничных товаров, одежды и аксессуаров, посылок, документов, запасных частей для автомобиля, медикаментов (дефибрилляторы, инсулин и т.п.), особенно в критических ситуациях. К примеру, половина москвичей (около 6 млн. чел.) минимум 2 раза в месяц заказывают доставку еды. Следовательно, в месяц только для предприятий общественного питания появляется 12 млн. заказов на доставку. Это около 400 тыс. заказов в день.
Таким образом, круг потенциальных эксплуатантов БАС в логистике огромен - от ресторанов, кафе, розничных продуктовых магазинов, интернет-магазинов до крупных гипермаркетов, медицинских центров, специализированных курьерских служб. Количество потенциальных потребителей продуктов и услуг составляет сотни тысяч предприятий.
Первым этапом использования БАС в логистике будут их применения вне черты города.
Потребление БАС и услуг на их основе в данном сегменте основывается на следующих положениях (таблица 2.10):
1) количество потенциальных заказов и операций по доставке для конечных получателей;
2) тактико-технические характеристики малых БАС;
3) существующие и перспективные технологии и разработки малых БАС в области логистики;
4) перечень
организаций – потенциальных потребителей, испольщующих услуги доставки БАС
(грузоотправители, грузополучатели, грузовые транспортно-логистические компании;
курьерские компании и службы, преимущественно осуществляющие доставку товаров
из интернет-магазинов, почтовые службы; существующие авиатранспортные
предприятия, вновь образованные сервисные компании по оказанию транспортных
услуг с применением БАС; медицинские компании; ритейл; предприятия
общественного питания и др.).
Таблица 2.10 - Прогноз количества малых БАС коммерческого сегмента в отрасли транспорт и логистика по годам в шт.
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во БАС в шт (B2B), нарастающим итогом |
90 |
126 |
217 |
361 |
542 |
903 |
Также к перспективным направлениям использования БАС в транспортной отрасли можно отнести съемку мест ДТП, мобильные светофоры, оценку транспортных потоков.
Кроме вышеперечисленных отраслей перспективными сферами по использованию малых БАС могут стать:
- градостроительство и учет земель (оценка строительства новых объектов в общей концепции местности, картирование земель и их учет, мониторинг несанкционированных свалок и др.);
- туризм (туры с аудиосопровождением, удаленные онлайн/офлайн туры, многофункциональный туристический малый БАС и др.);
- экология (мониторинг лесов, контроль метеообстановки, оценка состава атмосферы, оперативный мониторинг окружающей среды в районах техногенных и иных катастроф и локальных антропогенных воздействий, мониторинг животных, мониторинг добычи рыб, мониторинг флоры и фауны, разгон облаков, мониторинг морских акваторий);
- коммунальные и бытовые услуги (мойка окон, сезонные работы – посыпка тротуаров, удаление наледей, мониторинг стен, фасадов, герметичности, крыш, подвалов, проводов, антенн, и т.п., спиливание веток, контроль освещенности и др.);
- связь (ретрансляция сигналов (телерадио- и мобильная связь, интернет), мобильные точки доступа Wi-Fi и др.);
- образование (виртуальные обучающие туры онлайн/офлайн);
- безопасность и специальное использование (разведка,
наружное наблюдение, слежка, нейтрализация преступников, поиск и спасение
людей, доставка первой помощи и средств, мониторинг лесных пожаров и ЧС, охрана
периметра, сопровождение инкассации, мониторинг государственных границ и др.).
Предполагаемые участники экосистемы российского рынка БАС.
Производители БАС. На сегодняшний день в России существует более 50 моделей БАС российского производства коммерческого сегмента и более 100 моделей потребительского сегмента. Всего в мире насчитывается около 500 различных моделей БАС как коммерческого, так и потребительского сегмента. С развитием рынка количество моделей малых БАС для различных сегментов будет увеличиваться в геометрической прогрессии ежегодно.
Сегодня в мире насчитывается более 300 компаний-производителей
БАС для различных сегментов и отраслей применения, каждая из этих компаний
имеет в своей линейке минимум 3 модели БАС. Развитие отраслевой специфики и спектра
применений БАС приведет к развитию модельного ряда продуктовой линейки
большинства существующих производителей, а также к появлению новых производителей
(таблица 2.11). На текущий момент рынок БАС потребительского сегмента
представлен в основном моделями зарубежных производителей. В части коммерческих
малых БАС можно предположить, что с развитием внутреннего российского рынка
часть зарубежных игроков будут ориентированы на его выход (около 5%).
Таблица 2.11 - Прогноз количества моделей БАС на российском рынке (отечественные и зарубежные поставщики)
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во моделей в шт., нарастающим итогом |
125 |
143 |
168 |
205 |
259 |
335 |
Прогноз сформирован исходя из продолжительности производственного цикла, возникновения новых видов БАС, новых моделей, а также импорта зарубежных моделей.
Разработчики информационных систем по управлению БАС. Наряду с разработчиками решений для БВС, периферии и комплектующих, ряд компаний разрабатывает специализированное программное обеспечение по операционному управлению полетами БАС – программирование маршрутов, контроль выполнения полета. В настоящий момент в России таких компаний насчитывается около 20, ведущими из них являются «Геоскан», Zala Aero GROUP, Группа компаний «Беспилотные системы» (ООО «Финко»), АФМ-Серверс (Птеро), ГК «Кронштадт».
С развитием применений для решения узкоспециализированных задач будут разрабатываться и появляться новые системы операционного управления (таблица 2.12), которые будут тесно интегрированы с существующими системами и решениями по управлению процессами предприятий (в частности для решения задач логистики).
Таблица 2.12 - Прогноз количества компаний с операционными системами по управлению операциями БАС коммерческого сегмента
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во компаний в шт., нарастающим итогом |
12 |
17 |
22 |
27 |
32 |
37 |
Рост компаний, разрабатывающих собственные операционные системы (программное обеспечение по управлению операциями БАС, включая полеты) будет расти. Это обусловлено тем, что такие операционные системы помимо решения по обеспечению полетов будут комплексно решать вопросы, связанные с управлением выполнения операций малыми БАС в различных отраслях и применениях. Кроме того, их количество может увеличиваться за счет новых зарубежных игроков, выходящих на рынок России.
Разработчики отраслевых программных приложений. Существенную часть рынка, учитывая спектр применения и потенциал обработки «сырых» данных, получаемых с БАС, в ближайшие десять лет составят услуги отраслевых программных приложений. На сегодняшний день в каждой отрасли имеется минимум по пять-семь поставщиков таких решений, при этом каждый поставщик предлагает минимум по три-пять приложений. В отрасли видеопроизводства существуют десятки тысяч различных программных приложений как потребительского, так и коммерческого сегмента. Таким образом, к 2025 году можно ожидать ежегодный рост количества разработчиков таких приложений и, соответственно, самих приложений.
Стоит отметить, что существующие на российском рынке компании в текущей ситуации осуществляют свою деятельность на основе собственной созданной инфраструктуры. При запуске инфраструктуры организации воздушного движения БАС в промышленную эксплуатацию, вероятно, часть компаний, снижая свои операционные расходы, воспользуются услугой размещения приложений на данной инфраструктуре, в т.ч. в целях привлечения большего числа клиентов и, как следствие, увеличения дохода (таблицы 2.13 -2.14).
Таблица 2.13 - Количество отраслевых приложений по отраслям на текущий момент, используемых в России
№ |
Отрасли применения |
Кол-во отраслевых приложений по обработке данных с БАС |
Примечание |
1 |
Геодезия и картография, геологоразведка |
23 |
Количество приложений может быть увеличено за счет входа на рынок зарубежных игроков |
2 |
Электроэнергетика, инфраструктура |
20 |
Приложения будут двигаться, в том числе, в сегмент интеллектуальной аналитики видеоданных |
3 |
Видеопроизводство |
100 |
- |
4 |
Строительство |
3 |
На текущий момент данный сегмент представляют 3 компании-разработчика |
5 |
Сельское хозяйство |
6 |
Значительное число приложений для отрасли есть у зарубежных компаний-разработчиков |
6 |
Транспорт и логистика |
2 |
Российский сегмент малоразвит |
Таблица 2.14 - Прогноз количества программных отраслевых приложений по обработке данных с БАС
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во отраслевых приложений в шт., нарастающим итогом |
175 |
190 |
205 |
220 |
235 |
250 |
Основными драйверами роста числа приложений на российском рынке станут:
- вход на российский рынок зарубежных игроков;
- увеличение значительного числа приложений в малоразвитых отраслях;
- увеличение популярности и спроса на услуги БАС, в т.ч., услуг для физических лиц.
В связи с тем, что минимальный срок разработки программного приложения составляет около 2 лет, данный сегмент деятельности индустрии БАС будет развиваться уравновешенными темпами. Тем не менее, опираясь на опыт в других высокотехнологичных отраслях (AppStore, Play Market) на горизонте 2030-35 гг. можно ожидать взрывного роста данного сегмента с точки зрения количества приложений.
Сервис-провайдеры и операторы услуг на основе БАС. На текущий момент большинство российских компаний в области малых БАС – компании полного цикла. Они самостоятельно разрабатывают и производят БАС, операционные системы по их управлению, большинство из них также разрабатывают собственные отраслевые приложения по обработке «сырых» данных, а также оказывают услуги по проведению аэрофото- и видеосъёмок.
С развитием рынка данная модель с высокой долей вероятности будет меняться, появятся компании, специализацией которых станет оказание услуг на основе использования БАС, то есть компании, не специализирующиеся на производстве и поставке малых БВС, разработке операционных или отраслевых приложений.
Стоит отметить, что некоторые игроки российского рынка, к примеру, ООО «Финко» (группа компаний «Беспилотные системы») уже создают сеть своих представителей на территории Российской Федерации.
В России, по данным Росстата, на 2018 г. зарегистрированы 100 крупных городов, рассредоточенных по разным климато-географическим зонам. В целях обслуживания конечных потребителей услуг на основе БАС потребуются минимум 2 сервис-оператора, близко расположенных как к непосредственному заказчику, так и к объекту заказа. В связи с этим, можно предположить, что к 2025 г. на территории России будет действовать около 200 компаний сервис-операторов услуг на основе использования БАС (таблица 2.15).
Таблица 2.15 - Прогноз количества сервис-операторов услуг БАС в России
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во сервис-операторов в шт., нарастающим итогом |
100 |
120 |
140 |
160 |
180 |
200 |
Компании-эксплуатанты БАС. К компаниям-эксплуатантам БАС можно отнести компании, разворачивающие на базе своего предприятия решения по эксплуатации и управлению собственным парком БАС. Такой подход в потреблении услуг с использованием БАС будет характерен для крупных промышленных компаний, а также организаций, логистические процессы которых тесно связаны с использованием БАС.
К таким предприятиям можно отнести:
- электроэнергетика и инфраструктура: Газпром (дочерняя компания «Газпром космические системы»), Роснефть, Сургутнефтегаз, Лукойл, РЖД, Татнефть, Башнефть, Новатэк и другие;
- логистика и транспорт: Почта России, Юлмарт, российские отделения DHL, Pony Express, компании, специализирующиеся на доставке малыми БАС;
- СМИ (штучно).
К 2025 году таких компаний в России может быть около 40 (таблица 2.16).
Таблица 2.16 - Прогноз количества компаний-эксплуатантов БАС в России
Гг. |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Кол-во компаний в шт., нарастающим итогом |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
Страховые компании. В настоящее время как за рубежом, так и в России рынок страховых услуг для БАС только формируется. Воздушный кодекс РФ [15] устанавливает, что владелец воздушного судна обязан застраховать свою ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна (Статья 131), и, кроме этого, эксплуатант обязан застраховать свою ответственность за вред, который может быть причинен в связи с выполнением им авиационных работ (Статья 135).
Ассоциация «Аэронет» ставит одной из главных целей формирование цивилизованного рынка услуг с применением БАС. Необходимым признаком цивилизованности любого рынка услуг является, в том числе, наличие работающих механизмов обеспечения обязательной ответственности за причинение вреда. Запрос на это существует как у эксплуатантов, так и у их потенциальных заказчиков авиационных работ.
В течение 2017 года Ассоциацией совместно со всеми участниками сферы страхования в области гражданской авиации проведена работа над созданием базовых правил страхования ответственности владельцев БВС. В соответствии с решением общего собрания, Ассоциация организует внедрение системы коллективного страхования ответственности своих членов, основанной на системе добровольной сертификации «Аэронет».
Таким образом, Ассоциация выступает гарантом для страховой компании в том, что её члены подтвердили свое соответствие выработанным профессиональным стандартам и требованиям, необходимым для безопасного производства полетов и качественного выполнения авиационных работ с применением БАС, имеют квалифицированных пилотов, используют надежную авиационную технику.
Наличие у эксплуатанта действующего полиса страхования ответственности повышает его конкурентоспособность в глазах потенциальных заказчиков услуг, ведь возможный ущерб, причиненный беспилотным воздушным судном имуществу заказчика, например, при падении БВС во время мониторинга ЛЭП или трубопровода, будет гарантированно возмещен страховой компанией. Кроме этого, обязательным условием конкурсов на выполнение государственных или крупных частных контрактов по оказанию услуг с применением БАС является наличие страхования у исполнителя авиационных работ.
В Ассоциации «Аэронет» разработаны типовые правила страхования ответственности для беспилотных авиационных систем, и уже есть страховые компании, которые доработали свои базовые правила страхования гражданских воздушных судов и лицензировали их в ЦБ РФ. Например, «Альфа Страхование», «Ингосстрах», «ВСК». В последней компании стоимость страхования по программе рассчитывается с помощью специального калькулятора и зависит от марки и модели БВС, его взлетной массы, назначения и района полётов, наличия его регистрации и сертификации внешнего пилота. По итогам расчета автоматически формируются заявление и форма полиса. В зависимости от массы БВС страховая сумма по договору может составлять от 100 тысяч до 10 млн. руб. В «Ингосстрахе» подобная программа предусматривает лимиты страхового покрытия в размере от 50 до 300 тыс. руб.
Учитывая, что рынок страховых услуг достаточно консервативен, можно предположить, что доля услуг по страхованию БАС для собственников в 2020 г. составит только 5% от общего числа БАС, находящихся в эксплуатации как потребительского, так и коммерческого сегмента. Постепенно, в т.ч., за счет «обкатки» технологий страхования доля застрахованных БАС будет расти.
По аналогии с введением и использованием страховой телематики на автомобильном транспорте можно предположить, что количество страховых компаний в сфере БАС будет расти и к 2020 г. составит около 20. Это будут крупнейшие игроки страхового рынка такие как: «СОГАЗ», «Ингосстрах», «Росгострах», «Сбербанк страхование», «Альфа Страхование», «ВТБ страхование», «Интач страхование» и другие.