Ярким представителем комплексов тактических БПЛА является семейство современных американских комплексов БПЛА Shadow (Тень) разработки AAI Corporation (США). Комплекс тактических БПЛА (Tactical UAV, TUAV) Shadow содержит в своём составе:
наземную станцию управления (Ground Control Station) на шасси армейского автомобиля-фургона Hummer;
четыре БПЛА (TUAV - Tactical Unmanned Aerial Vehicles) Shadow;
гидравлическую пусковую установку (Launcher) на прицепе; транспортную машину для БПЛА (Aerial Vehicle Transport), размещённую на таком же шасси, как и наземная станция управления; терминал приёма/передачи данных (Ground Data Terminal).
Весь комплекс RQ-7A Shadow 200 размещается на шести автомобилях, и для его воздушной транспортировки используют три самолёта C-130.
БПЛА Shadow выполнены по нормальной аэродинамической схеме с двубалочным фюзеляжем с толкающим воздушным винтом. БПЛА Shadow 400 и Shadow 600 имеют двухкилевое вертикальное оперение и горизонтальный стабилизатор, Shadow 200 оснащён перевёрнутым V-образным хвостовым оперением. Крыло БПЛА – съёмное и разборное для удобства укладки. В качестве двигателя БПЛА Shadow используют роторные двигатели. Основное различие БПЛА Shadow 200, 400 и 600 в области их применения.
Рис. 1. RQ-7 Shadow
Комплекс БПЛА Shadow 200 предназначен для ведения разведки непосредственно в интересах командного пункта мотопехотной бригады. Комплекс тактических БПЛА Shadow 200 заявляется американской армией как "глаза бригадного командования, чтобы увидеть первым, понять первым и действовать первым - решительно".
Комплекс БПЛА Shadow 400 предназначен для поддержки морских операций. БПЛА может быть запущен как с корабля, так и с суши. То же касается и посадки (посадку на корабль производят в сеть).
Комплекс БПЛА Shadow 600 является прямым наследником известного комплекса БПЛА Pioneer той же фирмы AAI Corp. и создавался по рекомендациям боевых расчётов, непосредственно применявших комплекс Pioneer в операции "Буря в пустыне" в 1991 году. Отличительной особенностью БПЛА Shadow 600 является повышенная продолжительность полёта.
Для БПЛА Shadow характерна разнородная целевая нагрузка, одновременно установленная на борту. По сведениям AAI Corp. на БПЛА Shadow 200 установлены следующие компоненты целевой нагрузки:
электронно-оптическая или инфракрасная кадровая обзорная система;
радиолокатор с синтезированной апертурой или селектор движущихся целей;
облегчённая аппаратура ретрансляции сигналов радиосвязи;
целеуказатель (подсветка целей); лазерный дальномер;
многоспектральная камера.
По информационным сообщениям о закупке комплексов RQ-7A Shadow 200 на 2003 год можно предположить, что на БПЛА Shadow 200 основной целевой нагрузкой служат фотокамеры (цифровые), снимающие в видимом и инфракрасном диапазонах. Снимки передаются на землю в масштабе времени, близком к реальному.
На БПЛА Shadow 400 и Shadow 600 в состав целевой нагрузки включены бортовые ленточные видеомагнитофоны.
Основной способ посадки всех БПЛА Shadow - это посадка «по-самолётному» на колёсное шасси. Такой способ требует довольно большой ровной площадки, поскольку масса БПЛА составляет сотни килограммов.
Например, для посадки БПЛА Shadow 200 требуется площадка размером с футбольное поле. Для сокращения дистанции торможения приземлившегося БПЛА применяются вспомогательные устройства. На БПЛА Shadow 200 применяется выпускной крюк (бортовое оборудование) и натянутый поперёк глиссады трос (наземное оборудование). Особенно остро проблема сокращения дистанции торможения стоит для БПЛА Shadow 400, который должен садиться на корабль. Поэтому для этого БПЛА используют специальную посадочную сеть.
Старт БПЛА Shadow может производиться с ровной площадки «по-самолётному» на колёсном шасси. Для запуска БПЛА в условиях, где невозможен старт «по-самолётному», используются гидравлические пусковые установки с рельсовыми направляющими.