Основополагающая услуга инфраструктуры навигационно-информационного обеспечения БАС, которая обеспечивает централизованное обслуживание, диспетчеризацию и контроль выполнения полетов БАС на основе технологий ГЛОНАСС.
Услуга ориентирована на дистанционно-пилотируемые БАС с контролем выполнения полетов внешним пилотом в прямой зоне видимости (VLOS) и вне прямой зоны видимости (BVLOS), а также в последующем автономные БАС с искусственным интеллектом принятия решений и корректировки программы полета.
Услуга представляет собой автоматизированную подачу заявки на выполнение полета с использование БАС, формирование в автоматическом режиме полетного задания и согласования полета с уполномоченными государственными органами (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), включая корреляцию полета с закрытыми зонами и полетами других видов воздушного транспорта и полетов малых БАС, информационное и координатно-временное обеспечение полета на основе технологий ГЛОНАСС, включая навигационное поле высокоточных координат, диспетчеризацию выполнения полета – контроль отклонения от заданного маршрута не более чем на 10% в режиме реального времени. Заложенные алгоритмы работы продукта по предоставлению навигационно-информационного обеспечения полетов малых БАС и контроля их выполнения позволяют осуществлять эти функции в автоматизированном режиме, в т.ч. с помощью автоматизированного межведомственного информационного обмена с системами ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», системами МВД и ФСБ России и других уполномоченных органов. Заложенные алгоритмы позволяют автоматически рассчитывать риски и выдавать решения по полетам.
Кроме того, продукт навигационно-информационного обеспечения БАС при формировании полетного задания для БАС по маршруту использует специальный картографический материал, в основе которого как статичная, так и динамическая (постоянно обновляемая) информация по закрытым для полетов зонам, специальные 3D модели местности и картографические слои, искусственные вертикальные препятствия и сооружения, линии ЛЭП, лесополосы и т.п. Кроме того, заложенные программные алгоритмы на основе координат ГЛОНАСС, а также учета скорости перемещения БАС, высоте полета, уровня заряда батареи БВС и пр., а также аналогичной информации по другим воздушным судам выполняющих полеты в этой же местности позволяют реализовывать превентивные меры по предотвращению столкновений с землей, другими участниками воздушного движения и искусственными препятствиями. Тем самым с одной стороны позволяя обеспечивать безопасность выполняемых полетов, с другой стороны более эффективно использовать воздушное пространство, обеспечивать гибкость и комфорт при выполнении массива полетов БАС.
Процедура получения услуги:
1) подача заявки на полет. Подача заявки на полет может быть осуществлена посредством личного кабинета на портале инфраструктуры, посредством отправки запроса из автоматизированной информационной системы управления полетом БВС внешних пользователей, с помощью мобильного приложения. По ID пользователя осуществляется идентификация, зарегистрированного/ых на него беспилотного/ых воздушного/ых судна/суден. Далее выбирается одно беспилотное воздушное судно (если несколько, то из списка закрепленных за ID пользователя), фиксируется ID БВС, указывается цель полета, дата и время полета, желаемый маршрут и/или зона полета (координаты пункта взлета, координаты пункта посадки, промежуточные точки маршрута, желаемая высота полета), указывается цель полета, дата и время полета (точные или диапазон), желаемый способ обратной связи (e-mail, отправка подтверждения получения разрешения в АИС внешнего пользователя, уведомление в личный кабинет или мобильное приложение). Для рассмотрения заявки на полет баланс расчетного счета пользователя должен быть положительным, но не менее одной стоимости минимальной фиксированной стоимости за полет. В случае если баланс расчетного счета пользователя ниже стоимости одного полета рассмотрение заявки не осуществляется. Для рассмотрения заявки в данном случае необходимо пополнить баланс счета пользователя;
2) после получения заявки на полет эксплуатант инфраструктуры в течение 15 минут осуществляет проверку корректности полученных данных на полет и возможности выполнения полета как посредством уже имеющейся в системе информации с учетом закрытых зон полета, ранее поступивших заявок, так и путем автоматизированного согласования плана полета с уполномоченными органами по управлению воздушным движением – ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения РФ» (ГК ОрВД). После получения подтверждения полета из ГК ОрВД формируется полетное задание - состав полета – подгружается актуальная картография с учетом рельефа по маршруту полета, координатно-временная информация, актуальный прогноз метеоинформации по маршруту, устанавливается рекомендованная скорость выполнения полета и т.п.
3) расчет стоимости полета согласно тарифу – фиксированный тариф на полет (по дальности, по времени полета), абонемент на период с ограничением по пробегу, с ограничением по количеству полетов. Списание денежных средств с расчетного счета пользователя;
4) отправка одобрения заявки на полет согласно желаемой формы обратной связи, отправка запрограммированного маршрута в АИС внешнего пользователя, на борт автономного БВС;
5) загрузка полетного задания в бортовой контролер;
6) выполнение полета. Во время полёта с борта БВС с частотностью минимум 1 раз в 30 секунд передается координатно-временная информация о местонахождении, а также телеметрия с борта БВС – высота полета, уровень заряда батареи (количестве топлива) и т.п. в автоматизированную информационную систему продукта;
7) в случае отклонения от полета или наличии критических значений по параметрам внешнему пилоту (оператору) направляется уведомление о необходимости реализации корректирующих мер. В случае если полет выполняется автономным БАС, полет корректируется путем прямой отправки корректив на борт БВС;
8) после выполнения полета БВС и достижения точки назначения – назначается статус выполнено, расчетного счета пользователя списываются денежные средства в соответствии с установленными условиями.
Результат услуги – выполненный полет или отказ по поданной заявке.
Основания для отказа:
1) ненадлежащее техническое состояние БВС;
2) БВС не зарегистрировано или снято с учета;
3) отсутствие денежных средств на счету пользователя услугой;
4) технические причины прима/передачи информации между автоматизированными информационными системами;
5) грубые нарушения полета более пяти раз за три месяца;
6) многократные несоблюдения регламента выполнения полетов малыми БАС;
7) другое.
Вся координатно-временная информация по выполненным полетам (наименование юридического лица, количество полетов с привязкой к БВС, треки по полетам, аналитическая информация по нарушениям полетов и инцидентам по категориям) передается в контрольно-надзорные органы как в режиме реального времени посредством межведомственного информационного обмена между автоматизированными информационными системами, так и постфактум в виде отчетов посредством web-доступа на портале инфраструктуры навигационно-информационного обеспечения БАС.
Скорость согласования заявки на полет БВС обеспечивается, во-первых, за счет сопряжения с автоматизированными информационными системами органов исполнительной власти и управления воздушным движением для оперативного получения согласования полета, с другой стороны, за счет учета закрытых для полетов зон на уровне картографии при автоматизированном планировании полета.
В целях обеспечения выполнений полетов БВС используется следующие технологии:
1) мониторинг и связь при выполнении полетов в целях передачи минимального набора данных (координатно-временная информация на основе ГЛОНАСС и телеметрия, управляющее воздействие) и координация полетов с полетами других воздушных суден - АЗН-В/спутниковая связь;
2) выполнение отраслевого назначения полетов малых БВС – сети GSM/GPRS/LTE/5G/спутниковая связь и др.;
3) предупреждение столкновений АЗН-В/GSM/GPRS/LTE/5G, технологии технического зрения и искусственного интеллекта и др.
В перспективе постоянное и надежное покрытие территорий использования БВС сетями связи, а также обеспечение некорректируемости навигационной информации, передаваемой с борта БВС, будет являться обязательным требованием использования БВС.
В целях реализации услуги необходимо обеспечение межведомственного и иного информационного обмена с внешними автоматизированными информационными системами внешних пользователей:
- формирование полетного задания (ФГУП «ЦАГИ», поставщики метеоинформации, ГК по ОрВД и др.);
- согласование полетного задания (ГК ОрВД, местные органы исполнительной власти при полетах БАС над населенными пунктами);
- отправка и загрузка полетного задания (внешняя АИС пользователя);
- контроль выполняемых полетов (МВД России, включая территориальные органы);
- контроль выполненных полетов и корректность их осуществления (АИС контрольно-надзорных органов – Ространснадзор и др.).
Тарифы на услуги определяются в соответствии государственным регулированием.