4 Анализ современного состояния нормативной правовой базы Российской Федерации в области использования воздушного пространства беспилотными авиационными системами и разработка предложений по ее совершенствованию
Переход к содержанию
Переход к предыдущему разделу
Переход к следующему разделу
Проблеме интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации
в настоящее время уделяется повышенное внимание. Вопросы нормативного регулирования в области применения БАС в Российской Федерации находятся в ведении
следующих организаций:
- Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (создана Указом Президента Российской Федерации от 11 июня 2016 г. №285);
- Правительственная комиссия по транспорту (создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 220);
- Межведомственная рабочая группа по разработке предложений по вопросам
государственного регулирования беспилотной авиации и «дорожной карты» развития сегмента беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в
гражданской авиации (создана распоряжением Министерства транспорта РФ от 9
июля 2015 г. № МС-74-р);
- Рабочая группа Министерства транспорта Российской Федерации «Развитие беспилотных технологий в транспортном комплексе Российской Федерации (создана Распоряжением Минтранса России от 11 июля 2016 г. N МС-93-р)»;
- Комитет по беспилотным авиационным системам Союза авиапроизводителей
России (создан решением Наблюдательного совета Союза авиапроизводителей России от 29 мая 2014 г.);
- Рабочая группа по разработке и реализации планов мероприятий («дорожных
карт») Национальной технологической инициативы (НТИ) по направлению БАС
«Аэронет» (создана Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 9 июня
2015 г. № 3);
- Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем («Ассоциация Аэронет») (зарегистрирована в Минюсте России 14 мая 2013 г.).
Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим сферу применения гражданских БАС как составной части воздушного транспорта, является Воздушный кодекс Российской Федерации, введение в действие и изменения в который вводится соответствующими Федеральными законами.
К подзаконным актам в сфере нормативного регулирования применения БАС
относятся Федеральные правила, утверждаемые Постановлениями Правительства
Российской Федерации, Федеральные авиационные правила, утверждаемые Приказами Министерства транспорта Российской Федерации, Приказы и Распоряжения
Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Принятие Федерального закона от 3 июля 2016 г. №291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» обеспечило значительное снижение нормативных барьеров для создания условий развития массового рынка БАС гражданского назначения, а также ускорения разработки и реализации соответствующих регуляторных механизмов их интеграции в национальное воздушное пространство.
30.12.2015 г. был принят Федеральный закон №462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» [44], вступивший в силу с 30 марта 2016 года и которым был
фактически введен запрет на легальное использование БАС гражданского назначения до разработки и реализации соответствующих регуляторных механизмов интеграции БАС в национальное воздушное пространство. В соответствии с принятым законом были введены обязательная государственная регистрация беспилотных воздушных судов в Федеральном агентстве воздушного транспорта от 0,25 кг и учет в Федеральной службе безопасности, обязательная сертификация БВС, оборудования и эксплуатантов БАС. То есть к нормативному регулированию БАС, в том числе и малых (взлетной массой до 30 кг, понятие был введено в первой редакции Федерального закона) применены принципы, относящиеся к пилотируемым ВС. В условиях отсутствия механизмов реализации принятого закона это значительно ограничило создание и развитие нового массового рынка легального применения малых БАС.
Для устранения возникших барьеров нормативного регулирования сферы БАС
в Российской Федерации была проведена большая работа по внесению изменений в
Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ), снижающих чрезмерный уровень регулирования и создающих условия для развития рынка БАС. В обсуждении предложений по внесению соответствующих изменений в законопроект ВК РФ
приняли активное участие Рабочая группа по разработке и реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы (НТИ)
по направлению беспилотных аэронавигационных систем «Аэронет», Ассоциация
«Аэронет» и Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС».
Указанные предложения по изменению ВК РФ в части беспилотных авиационных систем нашли свое отражение в поправках, внесенных, депутатами Государственной думы Е.С. Москвичевым и А.А. Андреевым в находящийся на рассмотрении проект федерального закона № 891243-6 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части подготовки, аттестации и допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, а также использования беспилотных воздушных судов)».
Законопроект был принят в третьем чтении Государственной Думой 21.06.2016 г. Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» одобрен на заседании Совета Федерации и направлен на утверждение Президенту Российской Федерации 29.06.2016 г. 3 июля 2016 года Федеральный закон №291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» [45] подписан Президентом Российской Федерации.
Матрица изменений в Воздушном кодексе Российской Федерации в редакции от 30.12 2015 г., вносимых Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №291-ФЗ в части беспилотных авиационных систем, приведена в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Матрица изменений в Воздушном кодексе Российской Федерации
Вместе с тем, принятие ВК РФ в новой редакции определило только магистральные направления нормативного регулирования сферы БАС, но не определила механизмы его реализации, определяемые подзаконными нормативными актами. Одной из главной причин, сдерживающей рынок применения БАС в Российской Федерации, является отсутствие установленного государством механизма учета БВС с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, вводимого в новой редакции ВК РФ.
Несомненно, в целях идентификации БВС и возможности определения их принадлежности (в случае падения, несанкционированного использования) они должны
быть зарегистрированы и поставлены на учет (для БВС менее 30 кг.). Возложение
функции по проведению регистрации и учета всех БВС на государство представляется также избыточной. Это также потребует от уполномоченного ФОИВ – Росавиации расширения состава, увеличения финансирования, создания сети регистрационных центров. Чрезмерно усложненный механизм государственного учета малых БВС будет являться также сдерживающим фактором развития сферы БАС, приведет к попыткам нелегального использования БАС. Необходимо создание взвешенного и легко реализуемого механизма учета малых БВС, предполагающего обязательную интеграцию собственной базы данных о зарегистрированных БВС с государственной системой регистрации, а также предоставление информации о зарегистрированных БАС заинтересованным ФОИВ.
Порядок регистрации БВС с максимальной взлетной массой более 30 кг определен приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457 - Административным регламентом государственной услуги по регистрации гражданских воздушных судов, выполняемой Росавиацией.
Основная идея разделения в ВК РФ процедуры регистрации БВС на две - регистрацию и учет, состояла в исключении обязательной регистрации прав собственности на малые БВС. В остальном процедура должна была идти в точности по существующему регламенту, но с переводом в простую электронную форму подачи сведений. Вместе с тем на данный момент, внесенная в Правительство РФ четвертая редакция Постановления «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации», была отклонена в сентябре 2018 года в четвертый раз за последние два года. Отсутствие простого для владельцев малых БВС и эффективного для государства механизма учета БВС в настоящее время является серьезной проблемой, сдерживающей рынок легального использования БАС в Российской Федерации и начала разработки и реализации систем организации воздушного движения БАС, схожих по принципу действия с системами UTM.
К настоящему времени не установлены процедуры проведения обязательной
сертификации БАС и их взаимосвязанных элементов (БВС, станции внешнего пилота, линии передачи данных управления и контроля С2, системы DAA, оборудование для запуска и посадки БВС и др.). Отсутствуют утвержденные требования к летной годности для БВС различных категорий. Классификация БВС в РФ до сих порнормативно не закреплена.
Возложение на государство функции по проведению обязательной сертификации всех без исключения БАС представляется избыточной. Реализация такой функции потребует от уполномоченного ФОИВ расширения состава, увеличения финансирования, создания значительной сети сертификационных центров (привлекаемых организаций) и по объективным обстоятельствам потребует длительного временного периода. Это неизбежно приведет к значительному усложнению процесса сертификации БАС, что для малых БАС представляется избыточным и будет являться сдерживающим фактором в развитии сферы БАС в целом.
Действующая редакция ВК РФ освобождает от необходимости проведения обязательной сертификации БАС в составе с БВС с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее. Сертификация указанной категории БАС могла быть реализована в системе добровольной сертификации в профобъединении эксплуатантов и разработчиков БАС (Союз авиапроизводителей, Ассоциация «Аэронет» и др.) в соответствии с законодательством РФ о саморегулировании и о техническом регулировании.
В ст. 36 ВК РФ определено, что все БВС с максимальной взлетной массой более 30 кг должны иметь сертификат летной годности. При отсутствии такого документа эксплуатация БВС будет считаться нарушением воздушного законодательства. При этом для получения такого разрешительного документа эксплуатант (разработчик) обязан предварительно пройти процедуру обязательной сертификации.
Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2015 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. При этом подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. В действующей редакции ВК РФ указанное требование не распространяется на БВС с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.
Как уже указывалось ранее, сертификация указанной категории БАС может быть реализована в системе добровольной сертификации в профобъединении эксплуатантов и разработчиков БАС (Союз авиапроизводителей, Ассоциация «Аэронет» и др.) в соответствии с законодательством РФ о саморегулировании и о техническом регулировании. Результатом сертификации может быть документ, эквивалентный сертификату летной годности, и подтверждающий способность БВС безопасно летать. Такого рода документ будет востребован Росавиацией при прохождении процедуры допуска эксплуатантов БАС к деятельности, связанной с использованием БВС (авиационные работы, в перспективе – воздушные перевозки).
Кроме того, такой документ потребуется для страховых компаний и для заказчика
при заключении договора на выполнение работ.
Учитывая, что право допуска к коммерческому использованию БАС в соответствии с воздушным законодательством закреплено за государством, необходимо
формирования механизма организации и последующего признания результатов сер-
тификации БВС с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее в системе
саморегулирующих организаций.
Очевидно, что для получения допуска к коммерческому использованию БАС
эксплуатанту малых БВС потребуется подтвердить уполномоченному ФОИВ (Росавиация) наличие подготовленного экипажа. Для этого должен быть предусмотрен механизм организации подготовки авиационного персонала. Несмотря на то, что в Приказе Минтранса России №240 от 04.08.2015 г. – в его редакции от 03.11.2016 – внешний пилот БВС уже включен в состав летного экипажа гражданской авиации, в ФАП №147 это отражения не нашло. В перечне лиц, которым, согласно этому ФАП, Росавиация может выдать свидетельство, внешнего пилота БАС до сих пор нет.
Положение п. 4 ст. 61 ВК РФ обязывают при использовании легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения иметь сертификат эксплуатанта АОН. Требования к таким экспуатантам установлены Федеральными авиационными правилами «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», утвержденными Приказом Минтранса России от 18.06.2003 № 147 (ФАП-147).
Указанными ФАП устанавливается ряд дополнительных требований, связанных с обеспечением безопасной эксплуатации ВС с взлетной массой 150 кг и выше:
- создание необходимой базы для хранения воздушных судов, выполнения работ по поддержанию их летной годности и хранения эксплуатационно-технической
и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов;
- обеспечение технического обслуживания и ремонта заявленных воздушных судов;
- учет данных об отказах и неисправностях воздушных судов;
- учет наработки воздушных судов;
- обработку полетной информации при наличии на борту воздушного судна бортовых самописцев;
- медицинское, метеорологическое, аэронавигационное и другие виды обеспечения полетов;
- обеспечение (осуществление мер) авиационной безопасности.
В случае приема на работу авиационного персонала эксплуатант обязан разработать в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания воздушных судов. Кроме того, ФАП-147 устанавливается ряд дополнительных требований.
Очевидно, что подобные требования необходимо распространить на эксплуатантов БВС с взлетной массой 30 кг и выше, использующихся в интересах АОН.
К подзаконным актам в сфере нормативного регулирования, относящимся к рименению БАС и подлежащим изменению, относятся следующие Федеральные авиационные правила:
- Федеральные правила использования воздушного пространства Российской
Федерации (ФП ИВП), утвержденные Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральные авиационные правила «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденные Приказом
Минтранса России от 16 января 2012 г. № 6;
- Федеральные авиационные правила «Организация воздушного движения в
Российской Федерации» (ФАП-ОрВД), утвержденные Приказом Минтранса России
от 25 ноября 2011 г. № 293 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в
гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-128), утвержденные Приказом
Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве российской федерации (ФАП-136), утвержденные Приказами Министра обороны РФ №
136, Минтранса России № 42, Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002;
- Федеральные авиационные правила «Радиотехническое обеспечение полетов
воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», утвержден-
ные Приказом Минтранса России от 20 октября 2014 г. № 297;
- Федеральные авиационные правила «Порядок осуществления радиосвязи в
воздушном пространстве Российской Федерации», утвержденные Приказом Минтранса России от 26 сентября 2012 г. № 362;
- Федеральные авиационные правила «Предоставление метеорологической
информации для обеспечения полетов воздушных судов», утвержденные Приказом
Минтранса России от 3 марта 2014 г. № 60;
- Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденные Приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. № 246;
- Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной
сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденные Приказом Минтранса России от 23 декабря 209 г. № 249 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок
пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотпра-
вителей, грузополучателей», утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28 июня
2007 г. № 82 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации», утвержденные Приказом Минтранса РФ от 10 февраля 2014 г. № 82;
- Федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам,
расположенным на участке земли или акватории», утвержденные Приказом Мин-
транса РФ от 4 марта 2011 г. № 69;
- Федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», утвержденные Приказом Минтранса РФ от 18 июня 2003 г. № 147 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральные авиационные правила «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденные Приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. № 132 (с изменениями и дополнениями);
- Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2008 г. № 530 (с
изменениями и дополнениями);
- Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, осуществляющим аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации. Форма и порядок выдачи окумента, подтверждающего соответствие юридических лиц указанным требованиям», утвержденные Приказом Минтранса России от 14 июля 2015 г. № 216.
Следует также отметить, что в соответствии с постановлением Постановления
Правительства РФ от 28.11.2015 г. № 1283 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» полномочия по
проведению бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов,
а также радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемого для обслуживания воздушного движения, возложены на Росавиацию, а издание нормативных правовых актов, устанавливающих требования и порядок проведения сертификации – на Минтранс России.
В настоящее время нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения сертификации и сертификационные требования к гражданским воздушным судам, и, в частности к БАС, находятся в стадии разработки. Временно, до издания указанных нормативных правовых актов, в части сертификации оборудования гражданских воздушных судов порядок сертификации определен Авиационными правилами часть 21 «Сертификация авиационной техники, организации разработчиков и изготовителей» (АП-21), разработанные и введенные в действие Межгосударственным авиационным комитетом в 2013 году.
Приведенные нормативные правовые акты не учитывают специфику применения БАС и должны быть скорректированы и/или дополнены новыми Федеральными правилами, в которых такой учет будет осуществлен. Необходимо срочное принятие мер по совершенствованию воздушного законодательства и созданию благоприятных условий для безопасного применения беспилотных воздушных судов в народном хозяйстве. При этом важно обеспечить безопасность полетов, не создав неоправданных барьеров для развития производства и применения БАС.
Проект Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательной
сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных
винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, а
также беспилотных авиационных систем и их элементов. Требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего
соответствие юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники требования федеральных авиационных правил», разработанный Минтрансом России не прошел оценку регулирующего воздействия Минэкономразвития России в 2017 году и находится на стадии доработки.
Рассмотрим специфику нормативного регулирования и особенности применения БАС в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 ФП ИВП «использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а
также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом».
В соответствии со ст. 109 ФП ИВП «сообщение о плане полета беспилотного
летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства».
В соответствии со ст. 110 ФП ИВП «план полета воздушного судна содержит:
а) информацию об опознавательном индексе воздушного судна (номере рейса,
радиотелефонном позывном командира воздушного судна, государственном и
регистрационном опознавательных знаках);
б) информацию о правилах полета и типе полета;
в) информацию о количестве и типе воздушных судов, категории турбулентности следа;
г) информацию об оборудовании воздушного судна;
д) информацию об аэродроме вылета и времени вылета;
е) информацию о маршруте полета;
ж) информацию об аэродроме назначения и общем расчетном истекшем времени (до посадки), запасных аэродромах;
з) прочую информацию, необходимую для описания особенностей маршрута
полета, регистрационных знаков воздушного судна, наименования эксплуатанта,
летно-технических данных воздушного судна, используемого бортового оборудования, и иную необходимую информацию, если она отличается от типовой или требует особого отношения со стороны органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);
и) необходимую дополнительную информацию относительно запаса топлива, числа лиц на борту, аварийно-спасательного оборудования, фамилии командира воздушного судна и другую информацию».
Состав (объем) информации, включаемой в сообщение о плане полета воздушного судна, и правила передачи указанного плана определяются «Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации» утвержденным Приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13.
В соответствии со ст.112 ФП ИВП сообщения о плане полета воздушного судна передаются по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, с использованием сети Интернет, на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение.
Система представления планов полётов ВС с использованием телефонной сети
связи общего пользования (ТССОП) и сети Интернет (СППИ) предназначена для
обеспечения возможности своевременного представления пользователями воздушного пространства корректных, прошедших предварительный форматно-логический
контроль планов полётов ВС в оперативные органы ЕС ОрВД посредством использования ресурсов и возможностей сети Интернет и ТССОП. Пользователями СППИ могут стать - только те пользователи ВП (лётный состав авиационного персонала
или эксплуатанты ВС), по которым в базе данных информационной системы «Воздушный транспорт» (БД ИСВТ) Росавиации имеются необходимые данные.
Заполнение пользователем полей бланка плана полета (ФПЛ) осуществляется на русском или английском языках в соответствии с правилами «Инструкции по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства
– планов полетов воздушных судов, заявок на запуски аэростатов (шаров - зондов),
проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ», утвержденной Приказом
Минтранса России от 24.01.2013 № 13.
Система СППИ проводит форматно-логический контроль и проверку полноты
данных, вводимых при заполнении электронного бланка плана полёта. Система не
допускает передачу (отправку) планов полетов, составленных с ошибками (ошибкой
является отсутствие государственных регистрационных знаков в сообщении), т.е. в
настоящее время отсутствует возможность получения разрешения на полеты малых
БВС, без государственных и регистрационных опознавательных знаков, незарегистрированные в базе данных информационной системы «Воздушный
транспорт» Росавиации (БД ИСВТ).
В соответствии со ст. 113 ФП ИВП разрешительным порядком использования
воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства
В соответствии со ст. 116 ФП ИВП разрешительный порядок использования
воздушного пространства устанавливается:
- для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с
выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов ис-
пользования воздушного пространства (графиков) - во всем воздушном пространстве Российской Федерации;
- для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C (за исключением деятельности, указанной в пункте 114 Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G - для полетов беспилотных летательных аппаратов.
В соответствии со ст. 117 ФП ИВП разрешение на использование воздушного
пространства органам обслуживания воздушного движения (управления полетами)
на полеты воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов, а также пользователям воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов, выдают:
а) главный центр Единой системы:
- при выполнении разовых международных полетов и на полеты, выполняемые с отклонением от международного расписания;
- при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения вне расписания и с отклонением от расписания - в случае использования воздушного пространства более одной зоны Единой системы;
- при выполнении полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения - в случае использования воздушного пространства 3 и более смежных зон Единой системы;
б) зональный центр Единой системы:
- при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения вне расписания и с отклонением от расписания в границах зоны Единой системы;
- при выполнении полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения - в случае использования воздушного пространства 2 смежных зон Единой системы или более 2 районов Единой системы одной зоны Единой системы;
- при осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов в зоне Единой системы (только для зонального центра Единой системы, не имеющего в границах своей зоны районного центра Единой системы);
в) районный центр Единой системы:
- при выполнении полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения - в случае использования воздушного пространства в районе Единой системы или 2 смежных районов Единой системы одной зоны Единой системы;
- при осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов в районе Единой системы.
В соответствии со ст. 118 ФП ИВП диспетчерское разрешение выдается органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) на основании полученного разрешения на использование воздушного пространства.
В соответствии со ст. 119 ФП ИВП в разрешении на использование воздушного пространства указывается:
а) для полетов воздушных судов:
- номер рейса (радиотелефонный позывной командира воздушного судна, государственный и регистрационный опознавательные знаки);
- аэродром вылета и расчетное время вылета;
- маршрут и профиль полета;
- запасные аэродромы;
- аэродром назначения;
- другие необходимые данные (органы обслуживания воздушного движения
(управления полетами) пользователей воздушного пространства, привлекаемые к
управлению воздушным движением, рубежи передачи, приема управления, основ-
ные и запасные частоты управления);
б) для осуществления деятельности, не связанной с выполнением полетов воз-
душных судов:
- время начала и окончания деятельности;
- границы района и диапазон используемых высот.
В соответствии со ст. 125 ФП ИВП при планировании полетов в воздушном
пространстве класса G пользователи воздушного пространства, в том числе и внешние пилоты БАС обязаны иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию.
Ответственность за предотвращение столкновений с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями при выполнении полетов в воздушном пространстве класса G в соответствии со ст.127 возлагается на командира воздушного судна – внешнего пилота БАС.
В соответствии со ст. 52 ФП ИВП использование воздушного пространства
беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления
временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным
летательным аппаратом».
В соответствии со ст. 136 ФП ИВП временный и местный режимы, а также
кратковременные ограничения устанавливаются с целью:
а) полного запрещения использования воздушного пространства, за исключением деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых
устанавливаются временный и местный режимы, а также кратковременные ограничения;
б) частичного запрещения деятельности по использованию воздушного пространства (место, время, высота).
Для выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов:
- временный режим устанавливается Главным центром Единой системы ОрВД
в воздушном пространстве классов A и C (ст.137 ФП ИВП);
- местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве классов С и G (ст.138 ФП ИВП);
- кратковременные ограничения устанавливаются Главным центром, зональными центрами и районными центрами ЕС ОрВД на срок до 3 часов для оперативного введения запретов или ограничений в целях обеспечения безопасного выполнения полетов воздушных судов (ст.140 ФП ИВП).
Временный и местный режимы вводятся соответствующими центрами Единой системы на период фактической деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых режим установлен.
Порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений определяется «Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений», утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 171.
Контроль за соблюдением временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений осуществляют центры ЕС ОрВД.
В соответствии с «Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений» представление на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений или на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение в соответствующие центры Единой системы. В представлениях указывается достоверная и полная информация о планируемой деятельности по использованию воздушного пространства.
В представлении на введение временного или местного режима указывается
следующая информация:
а) дата проведения мероприятия (не более трех основных и трех резервных дней) и вид деятельности;
б) при установлении временного или местного режимов для района проведения мероприятия:
- границы района, обозначаемые в системе географических координат (градусы, минуты, секунды), и диапазон используемых высот (метры);
- время начала и окончания мероприятия (всемирное координированное время);
- предлагаемые эшелоны для полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения и в районах гражданских аэродромов, находящихся в границах района проведения мероприятия;
- предлагаемые ограничения в районах гражданских аэродромов;
- резервный эшелон для обеспечения безопасности полетов в особых случаях при проведении мероприятия;
в) при установлении временного или местного режимов для обеспечения полетов воздушных судов по маршруту (маршрутам):
- маршрут полета (маршруты полетов) воздушных судов с указанием пунктов маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды) для каждого из его участков, которые по своей длине эквивалентны участкам с полетным временем не более 25 минут;
- необходимый эшелон (диапазон эшелонов) для маршрута полета воздушных судов;
- рубежи набора высоты и снижения на маршруте полета;
- количество и типы воздушных судов;
- количество групп воздушных судов, дистанции и интервалы междугруппами воздушных судов;
- дистанции и интервалы между воздушными судами при выполнении групповых полетов;
- время пролета (всемирное координированное время) воздушным судном каждого пункта маршрута, при выполнении групповых полетов;
- время пролета каждого пункта маршрута воздушным судном, следующим первым из группы;
- участки маршрута полета воздушных судов с выключенной аппаратурой государственной радиолокационной системы опознавания;
- участки маршрута полета воздушных судов, на которых планируется создание помех средствам радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, виды помех, типы средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, подверженных воздействию помех;
- время входа и выхода воздушных судов в воздушное пространство районов
гражданских аэродромов;
г) разрешения на использование воздушного пространства запретных зон и зон
ограничения, полученные в соответствии с Федеральными правилами;
д) данные о воздушных судах и аэродромах (вертодромах, посадочных площадках), с (на) которых разрешается их взлет (посадка) при проведении мероприятия;
е) порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами) воздушных судов, участвующих в мероприятии, с указанием географического месторасположения пунктов управления, частот воздушной радиосвязи и порядка установления связи с ними;
ж) фамилия, имя, отчество, должность руководителя мероприятия и способ связи с ним;
з) фамилия, инициалы, должность лица, разработавшего представление на
установление режима, и способ связи с ним.
Представление на установление временного режима в отношении выполнения
полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов А
и С подается в сроки, обеспечивающие его поступление в главный центр ЕС ОрВД,
не позднее чем за пять суток до необходимого времени введения в действие режима.
Представление на установление местного режима в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство классов С и G, исключая воздушное пространство воздушных трасс и местных воздушных линий, открытых для международных полетов, а также районов аэродромов, открытых для выполнения международных полетов, подается в сроки, обеспечивающие его поступление в соответствующий зональный центр Единой системы, не позднее чем за трое суток до необходимого времени введения в действие режима
В случае установления района временного или местного режимов, предусматривающего запрещение и (или) ограничение использования воздушного пространства класса G, зональный центр Единой системы информирует об установлении района органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), осуществляющие полетнонформационное обслуживание в воздушном пространстве своей зоны ответственности, направляет извещение NOTAM, а также опубликовывает информацию на веб-сайте в сети Интернет.
Введение временного или местного режимов осуществляется главным или зональным центром Единой системы посредством информирования соответствующих органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) о периоде фактической деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых режим установлен.
Период своей фактической деятельности пользователь воздушного пространства сообщает в Главный или зональный центры Единой системы не менее чем за два часа до установленного начала действия временного или местного режимов во всех случаях.
Увеличение фактического времени окончания временного или местного режимов допускается в случаях, если режимы установлены в воздушном пространстве классов А и С для обеспечения полетов воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов.
Приступать к осуществлению деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, для обеспечения которой установлены временный или местный режимы, без получения подтверждения от соответствующих оперативных органов Единой системы о готовности к их обеспечению не допускается.
Снятие временного или местного режимов осуществляют дежурные смены главного или зонального центров Единой системы на основании информации пользователя воздушного пространства о фактическом завершении деятельности, для
обеспечения которой вводился режим.
В случаях обеспечения временным или местным режимами полета воздушного судна по маршруту указанные режимы считаются снятыми по истечении времени действия района временного или местного режимов.
Кратковременные ограничения устанавливаются главным центром, зональными центрами и районными центрами Единой системы в соответствии с сообщением о плане использования воздушного пространства. Установление кратковременных ограничений (до трех часов) осуществляется, в том числе для оперативного введения запретов и ограничений, в случаях полетов БВС для проведения поисковоспасательных мероприятий.
Разработка органами кратковременных ограничений начинается с момента получения от пользователя воздушного пространства сообщения о плане использования воздушного пространства.
Кратковременные ограничения могут устанавливаться в любой части воздуш-
ного пространства.
Введение кратковременных ограничений осуществляется соответствующим центром Единой системы посредством информирования соответствующих органов
обслуживания воздушного движения (управления полетами) о периоде фактической
деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых кратковременные ограничения установлены.
Использование воздушного пространства без подачи плана полёта БВС, разрешения на использование ВП и подтверждения центра ОВД об установлении временного, местного режимов или кратковременных ограничений запрещается и влечёт за собой административную или уголовную ответственность в зависимости от причинённого ущерба.
К нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской
Федерации относятся (ст.147 ФП ИВП):
а) использование воздушного пространства без разрешения соответствующего
центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного
пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 114 Федеральных пра-
вил использования воздушного пространства РФ;
б) несоблюдение условий, доведенных центром Единой системы в разрешении
на использование воздушного пространства;
в) невыполнение команд органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и команд дежурного воздушного судна Вооруженных Сил Российской Федерации;
г) несоблюдение порядка использования воздушного пространства пригранич-
ной полосы;
д) несоблюдение установленных временного и местного режимов, а также
кратковременных ограничений;
е) полет группы воздушных судов в количестве, превышающем количество,
указанное в плане полета воздушного судна;
ж) использование воздушного пространства запретной зоны, зоны ограниче-
ния полетов без разрешения;
з) посадка воздушного судна на незапланированный (незаявленный) аэродром
(площадку), кроме случаев вынужденной посадки, а также случаев, согласованных с
органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);
и) несоблюдение экипажем воздушного судна правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования (за исключением случаев возникновения на борту
воздушного судна аварийной ситуации, требующей немедленного изменения профиля и режима полета);
к) несанкционированное органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) отклонение воздушного судна за пределы границ воздушной трассы, местной воздушной линии и маршрута, за исключением случаев, когда такое отклонение обусловлено соображениями безопасности полета (обход опасных метеорологических явлений погоды и др.);
л) влет воздушного судна в контролируемое воздушное пространство без разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).
В соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) главы 11 «Административные правонарушения на транспорте» статьи 11.4. «Нарушение правил использования воздушного пространства»:
Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно
наказуемого деяния, влечет - наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей,
или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Таким образом, на основании анализа существующей нормативной правовой базы в области применения БАС в Российской Федерации, опубликованных разъяснений Росавиации по порядку применения БАС, алгоритм выполнения полетов БВС в воздушном пространстве класса G в настоящее время выглядит следующим образом.
В соответствии с вышеперечисленными документами пользователи воздушного пространства при выполнении полетов БВС за трое суток до выполнения полетов должны подать представление на установление местного режима полетов в желаемом районе выполнения полетов в соответствующий зональный центр ЕС ОрВД, исключая воздушные трассы и районы аэродромов, открытые для международных полетов.
После получения разрешения на установление местного режима на определенный период времени накануне дня вылета необходимо подать заявку на использование воздушного пространства Российской Федерации в зональный центр ОрВД любыми средствами связи, оформляемую в виде формализованного плана полета.
За 1 час до вылета БВС необходимо запросить и получить диспетчерское разрешение на использование воздушного пространства в установленном районе в соответствующем районном центре ЕС ОрВД по телефонной связи.
Сообщить в соответствующий районный центр ЕС ОрВД не позднее, чем за 5 минут от запланированного времени, о фактическом времени начала полетов, о задержке, переносе или отмене их и не позднее 10 минут после окончания - об окончании полетов.
Следует отметить, что для БВС, не имеющих государственных регистрационных опознавательных знаков, незарегистрированные в базе данных информационной системы «Воздушный транспорт» Росавиации (БД ИСВТ) получение разрешения на использование воздушного пространства, используя существующие автоматизированные информационные системы ЕС ОрВД, в настоящее время невозможно.
Кроме того, установление временных, местных режимов или кратковременных
ограничений закрывает район, в котором выполняются полеты БВС одного оператора, для всех остальных пользователей воздушного пространства, в том числе пилотов авиации общего назначения, других операторов БАС. То есть, существующая в настоящее время нормативная правовая база в области применения БАС в Российской Федерации исключает возможность применения БВС в общем несегрегированном воздушном пространстве и создает нормативные барьеры для их эффектив-
ного применения, а также создания и развития массового рынка коммерческих услуг
на основе их использования.
Таким образом, несмотря на принятие Федерального закона от 3 июля 2016 г.
№291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», необходимым условием успешной интеграции БВС в единое воздушное пространство,
снижения нормативных барьеров для создания и развития массового рынка БАС
гражданского назначения, а также ускорения разработки и реализации соответствующих регуляторных механизмов их интеграции в национальное воздушное пространство, необходимым условием является внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, Минтранса России и других ФОИВ в части, касающейся сферы применения БАС.
Разработанные предложения по совершенствованию нормативной правовой
базы Российской Федерации в области использования воздушного пространства
БАС касаются изменений, которые должны быть внесены в первую очередь по
следующим аспектам и в следующие документы:
- разработка требований к регистрации и учету БВС, владельцев, эксплуатантов и внешних пилотов БАС, уровню квалификации внешних пилотов, создания электронной базы данных учета и ее сопровождение (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 2 июля 2007 г. № 85 «Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации» и принятие Постановления Правительство РФ «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации»);
- установление прав, обязанностей и ответственности эксплуатантов внешних пилотов БАС и наблюдателей БАС (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»);
- установление требований к сертификации и поддержание летной годности
отдельных категорий БАС (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 16 мая
2003 г. № 132 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации»);
- установление требований к порядку обязательной сертификации БАС и их элементов (Проект Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, а также беспилотных авиационных систем и их элементов. Требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники требования федеральных авиационных правил»);
- разработка требований к подготовке и лицензированию авиационного персонала, участвующего в организации и выполнении полетов БАС (внесение изменений
в Приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»);
- пересмотр структуры воздушного пространства, выделение частей воздушного пространства для приоритетного использования БАС (внесение изменений в
Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» и Приказ Министерства транспорта РФ от 15 марта 2016 г. № 64 «Об утверждении границ (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов), границ классов А, С и G воздушного пространства»);
- пересмотр требований и установления классификации воздушного пространства с учетом полетов БАС (внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» и Приказ Министерства транспорта РФ от 15 марта 2016 г. № 64 «Об утверждении границ (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов), границ классов А, С и G воздушного пространства»);
- изменение правил полетов с учетом правил полетов для БАС (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»);
- изменение процедур планирования полетов БАС, разрешительного порядка на ИВП БАС (внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» и Приказ Минтранса РФ от 16 января 2012 г. № 6 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации»);
- разработка требований к полетно-информационному обслуживанию эксплуатантов, внешних пилотов БАС (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 25 ноября 2011 г. № 293 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации»);
- упрощение доступа в неконтролируемое воздушное пространство за счет автоматизации процессов представления плана полета, включая использование Интернет ресурсов (внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 11
марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» и Приказ Минтранса РФ от 16 января 2012 г. № 6 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации»);
- установление правил и норм эшелонирования между полетами БАС и с учетом полетов пилотируемой авиации (внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»);
- пересмотр правил ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена внешних пилотов БАС с органами ЕС ОрВД (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 26 сентября 2012 г. № 362 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации»);
- пересмотр приоритетов на использование воздушного пространства, правил,
определяющих право первоочередности (внесение изменений в Воздушный кодекс
Российской Федерации и Приказ Минтранса РФ от 25 ноября 2011 г. № 293
«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации»);
- установление требований системы управления безопасностью полетов БАС и
обеспечение авиационной безопасности (внесение изменений в Постановление
Правительства РФ от 18 ноября 2014 г. № 1215 «О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими» и Приказ Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»);
- разработка требований к персоналу, осуществляющему эксплуатацию и тех-
ническое обслуживание БАС (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 12
сентября 2008 г. № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил
«Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техниче скому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»);
- разработка требования к организации наземного обслуживания БАС (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»);
- разработка требования к организации безопасной перевозки грузов (внесение
изменений в Приказ Минтранса РФ от 5 сентября 2008 г. № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»);
- разработка процедур на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств и аварийных ситуаций, таких как отказ линии C2, отказ связи между внешним пилотом и органом ОВД, процедуры перехвата и др. (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» и Приказ Минтранса РФ от 25 ноября 2011 г. № 293 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации»);
- требования к сертификации аэродромов и посадочным площадкам, используемых БАС (внесение изменений в Проект Приказа Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обяза - тельной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов», подготовленный Минтрансом России 06.02.2017);
- требования к созданию органов организации маловысотного движения БАС, к их оснащенности (внесение изменений в Приказ Минтранса РФ от 25 ноября 2011 г. № 293 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации» и Приказ Министерства транспорта РФ от 20 октября 2014 г. № 297 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации»);
- требования к инфраструктуре и функциональным возможностям системы организации маловысотного движения БАС (внесение изменений в Приказ Министерства транспорта РФ от 20 октября 2014 г. № 297 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации»); - требования к поисково-спасательному и аварийно-спасательному обеспечению полетов БАС (внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 15 июля 2008 г. № 530 «Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации»).
Таким образом, на основании проведенного выше анализа можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время необходимой нормативной правовой базы для интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации. Как и во многих развитых странах, это вызвано отсутствием консенсуса между авиационными властями и отраслевыми заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с использованием воздушного пространства БАС, а также отсутствием апробированных стандартов, технологий и технических решений по фундаментальным составным элементам БАС (прежде всего, линиям управления и контроля, системам обнаружения и предотвращения столкновений, связи, навигации и наблюдения) и необходимой инфраструктуре ОрВД.
Необходимым условием интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации, и, как следствие, развития массового рынка применения БАС гражданского назначения, является скорейшее создание и развитие нормативной правовой базы в области использования воздушного пространства БАС и ее гармонизация с международным нормативным регулированием.
В отличие от США, стран Евросоюза и других ведущих зарубежных стран, в Российской Федерации отсутствует поддержанный на государственном уровне проект создания системы организация маловысотного воздушного движения БАС, подобный UTM.
Реализация такого проекта в целях полетно-информационного обеспечения и безопасного включения БАС в воздушное движение пилотируемых ВС на основе использования новых информационных и навигационных технологий будет способствовать планомерной интеграции БАС в воздушное пространство без
снижения существующей производительности системы организации воздушного
движения, снижения безопасности полетов или недопустимого увеличения рисков,
связанных с их применением.
Для выполнения указанных задач разработаны предложения по необходимым
первоочередным изменениям в нормативные правовые акты, регулирующие использование воздушного пространства Российской Федерации беспилотными авиационными системами.