5 Анализ современного состояния технического регулирования беспилотных авиационных систем в Российской Федерации и разработка предложений по его совершенствованию
Переход к содержанию
Переход к предыдущему разделу
Переход к следующему разделу
Законодательную и нормативную базу технического регулирования отече-
ственной авиационной промышленности составляют (рисунок 5.1):
- Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам
исключительного ведения Российской Федерации;
- международные соглашения в области авиации, регулирующие вопросы
стандартизации;
- Федеральный закон Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ
«Воздушный кодекс Российской Федерации» в редакции от 03.08.2018 г.;
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
«О техническом регулировании» в редакции от 29.07.2017 г, определяющий право-вые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;
- Федеральный закон от Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ
«О стандартизации в Российской Федерации» в редакции от 03.07.2016 г., устанавливающий правовые основы функционирования национальной системы стандартизации, и направленный на обеспечение проведения единой государственной
политики в сфере стандартизации;
- Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в редакции от 13.07.2015 г.;
- нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;
- нормативные правовые акты Министерства промышленности и торговли Российской Федерации России по вопросам стандартизации;
- федеральные правила, другие документы авиационных властей РФ и документы ИКАО;
- основополагающие стандарты национальной и отраслевой системы стандартизации в авиационной промышленности, а также международные стандарты, которые могут использоваться в качестве основы для разработки авиационных технических стандартов.
Рисунок 5.1 - Структура технического регулирования авиационной промышленности
Российской Федерации
Организационно-функциональную структуру Единой системы авиационных стандартов составляют:
- национальный орган по стандартизации - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции
государственных заказчиков при выполнении работ по стандартизации (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство Транспорта, Министерство обороны Российской Федерации и др.);
- головная организация по стандартизации в авиационной промышленности – ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (НИИ-СУ);
- технический комитет по стандартизации № 034 «Воздушный транспорт» и его подкомитеты;
- технический комитет по стандартизации № 323 «Авиационная техника» и его
подкомитеты;
- Комитет по авиационной промышленности Союза машиностроителей России;
- Отраслевой совет по стандартизации в авиационной промышленности Союза
авиапроизводителей России;
- ведущие научно-исследовательские организации по направлениям деятельности, определенные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30.12.2008 № 478;
- базовые организации по стандартизации авиационной техники;
- службы стандартизации предприятий (организаций) авиационной промышленности.
В целях реализации Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ и повышения эффективности работ по стандартизации в области гражданской авиации Приказом Ростандарта от 20 августа 2008 г. № 2568 создан Технический комитет по
стандартизации (ТК 034) «Воздушный транспорт», ведение Секретариата которого
поручено ФГУП Государственный научно-исследовательский институт гражданской
авиации (ГосНИИ ГА).
В составе ТК 034 образовано 8 подкомитетов:
- ПК 1 –Безопасность полётов, Нормы лётной годности, испытания и лётная
эксплуатация воздушных судов;
- ПК 2 –Воздушные перевозки;
- ПК 3 –Авиационные работы;
- ПК 4 –Аэродромы, Аэропорты;
- ПК 5 –Поддержание лётной годности, техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники;
- ПК 6 –Организация воздушного движения;
- ПК 7 –Авиационная безопасность;
- ПК 8 –Авиационный персонал.
ТК 034 участвует в формировании и проведении единой технической политики в области стандартизации, унификации, сертификации и метрологии применительно к гражданской авиации.
ТК 034 в соответствии с утвержденным Положением о комитете осуществляет
функции, среди которых участие:
- в разработке программ и планов проведения работ по созданию национальных стандартов, относящихся к сфере авиационной деятельности;
- в разработке, рассмотрении, согласовании и подготовке к утверждению проектов государственных стандартов и других государственных нормативных документов (их пересмотре, подготовке изменений, подготовке предложений по их отмене);
- в разработке, экспертизе, рассмотрении, согласовании и утверждении национальных, межгосударственных и международных стандартов и других нормативных документов (авиационных правил, положений, регламентов, руководств и др.), их пересмотре, подготовке изменений, подготовке предложений по их отмене;
- в проведении работ по гармонизации стандартов и других нормативных документов со стандартами других стран, профессиональных, региональных и международных организаций по стандартизации;
- в оказании научно-методической помощи предприятиям, организациям, внедряющим стандарты и другие документы по стандартизации, разработанные по тематике ТК 034; в осуществлении анализа внедрения и эффективности применения этих документов;
- сотрудничество с предприятиями и организациями-пользователями стандартов, в том числе с сертификационными и испытательными центрами, общественными организациями и другими заинтересованными организациями;
- с техническими комитетами по стандартизации (ТК) в смежных областях деятельности, в том числе с российскими и расположенными на территориях других государств, обеспечивая при этом принципы комплексной международной стандартизации.
Следует отметить, что в зону ответственности Технического комитета ТК 034 вопросы, связанные с поддержанием летной годности, технической эксплуатацией и организацией воздушного движения БАС, до недавнего времени не входили и не включались в ежегодные Программы разработки национальных стандартов, утверждаемые Росстандартом.
Вместе с тем на совещаниях руководителей авиационной промышленности, заседаниях Союза машиностроителей России, Союза авиапроизводителей России вопросы, касающиеся технического регулирования сферы применения малых БАС, неоднократно поднимались.
В результате на заседании Комитета по авиационной промышленности 18.03.2015 г. было принято решения о необходимости создания нормативной базы применения БАС, в частности разработки норм летной годности для БВС различных категорий и методик оценки соответствия БВС нормам летной годности. Информация о текущем статусе разработки указанных документов отсутствует в открытых источниках.
Технический комитет по стандартизации № 323 «Авиационная техника» (ТК 323) образован на базе ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации
и унификации» в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии (Росстандарт) от 1 ноября 2010 г. № 4214. Указанным
приказом ФГУП «НИИСУ» было поручено ведение секретариата ТК 323.
Приказом Росстандарта от 17 июля 2017 г. № 1550 ведение секретариата ТК 323 поручено Союзу авиапроизводителей России.
ТК 323, в состав которого в настоящее время входят 19 рабочих подкомитетов,
в том числе ПК 11 «Беспилотные авиационные системы», выполняет также функции
постоянно действующего национального рабочего органа в международной организации по стандартизации ИСО (технический комитет «Авиационные и космические аппараты» TK 20/ПК16).
Целью деятельности ТК 323 является реализация Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и смежных с ним законодательных актов в рамках системы технических комитетов по стандартизации, способствование повышению эффективности работ по стандартизации в авиационной промышленности на национальном и международном уровнях.
Основные направления деятельности ТК 323:
- организация разработки, разработка, экспертиза, согласование и подготовка к
утверждению проектов национальных и межгосударственных стандартов, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;
- обеспечение интересов Российской Федерации, в том числе участвуя в работе
подкомитетов технического комитета ТК 20 международной организации по
стандартизации ИСО «Аэрокосмическая техника»;
- гармонизация отечественных стандартов с международными, подготовка обоснований позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях, содействие принятию государственных стандартов РФ в качестве международных;
- участие в разработке и пересмотре международных стандартов, в том числе в
рассмотрении проектов международных стандартов, разработанных в других странах;
- взаимодействие с международными ассоциациями SAE International, ASTM, ARINС, развитие сотрудничества с международными организациями по стандартизации, в том числе в части стандартов на системы менеджмента качества, а также двустороннее сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств Европейского Союза;
- участие в организации проведения в России заседаний международных орга-
низаций по стандартизации и др.
В настоящее время в Российской Федерации при разработке, производстве, испытаниях и эксплуатации авиационной техники используется свыше 800 национальных (межгосударственных) стандартов и более 22 000 отраслевых (авиационных)
стандартов и других нормативных документов, разработанных и применяемых в
авиационной промышленности.
Тем не менее, несмотря на наличие двух Технических комитетов по стандартизации (ТК 034 и ТК 323), нормативное техническое регулирование в области разработки, производства, испытаний и эксплуатации БАС в Российской Федерации в настоящее время отсутствует. В частности, до сих пор отсутствует национальная классификация и категоризация БАС, для БАС всех классов и действуют только два национальных государственных стандарта:
- ГОСТ Р 56122-2014 «Беспилотные авиационные системы. Общие требования», утвержденный и внесенный в действие Приказом Росстандарта от 18 сентября
2014 года № 1130-ст, разработанный ФГУП «ГосНИИ ГА» и внесенный на рассмотрение Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»;
- ГОСТ Р 571258-2016 «Системы беспилотные авиационные. Термины и определения», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 10 ноября 2016 года № 1674, разработанный ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «НИИСУ» и внесенный на рассмотрение ТК 323 «Авиационная техника».
4 сентября 2015 г. в Федеральном агентстве по техническому регулированию и
метрологии состоялось первое расширенное совещание на тему: «О вопросах
нормативного обеспечения, стандартизации и сертификации беспилотных авиационных систем в Российской Федерации». На совещании было принято решение о необходимости разработки Программы стандартизации в области БАС, являющейся
составной частью Программы стандартизации в авиационной промышленности,
инициированной Союзом авиапроизводителей России.
Одобренная на совещании структура документов по стандартизации БАС в
Российской Федерации приведена на рисунке 5.2.
Основу Программы стандартизации в области БАС должны составить государственные стандарты, стандарты саморегулирующих организаций, стандарты, разработанные Союзом авиапроизводителей России.

Рисунок 5.2 - Структура документов по стандартизации БАС в Российской Федерации
9 декабря 2015 года Заместителем Министра промышленности и торговли
А.И. Богинским утверждена «Программа стандартизации в авиационной промышленности на 2016-2020 годы» (далее Программа). До этого документ был утвержден Наблюдательным советом Союза авиапроизводителей России и утвержден в
Росстандарте.
Основные документы, регламентирующие направления стандартизации в области авиационной промышленности, рассмотренные в Программе, представлены на рисунке 5.3.
Программа стандартизации в авиационной промышленности стала первой отраслевой программой, разработанной, согласованной и утвержденной совместными усилиями промышленности и органов власти после принятия Федерального закона «О стандартизации РФ» №162-ФЗ от 29.06.2015 года.

Рисунок 5.3 - Основные документы, регламентирующие направления стандартиза-
ции в области авиационной промышленности
Реализация Программы позволит обеспечить внедрение современных технологий, направленных на усиление конкурентных позиций российских авиационных
организаций на мировом рынке (в том числе на российском рынке), содействие достижению импортозамещения независимости в авиационной промышленности Российской Федерации путем актуализации и повышения эффективности применения
действующего фонда нормативных и нормативных технических документов в
авиационной и смежных отраслях промышленности.
Основанием для разработки Программы стали резолюция Второго Съезда
авиапроизводителей России и решения совместного Совещания Минпромторга России и Росстандарта во исполнение положений Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162–ФЗ. Разработка Программы осуществлялась совместно Техническим Комитетом по стандартизации №323 «Авиационная техника» и Союзом авиапроизводителей России при участии широкого круга интегрированных структур, научных организаций и предприятий авиационной
промышленности.
Программа предполагает разработку более 800 документов по стандартизации, при этом заданный уровень гармонизации документов с международными и зарубежными стандартами превышает 23%, в то время как в настоящее время менее 5% документов по стандартизации авиационной промышленности являются гармонизированными. По итогам реализации программы в авиационной промышленности планируется создание современной базы нормативных технических документов по стандартизации, отвечающих требованиям федерального законодательства.
В раздел 3.3 Программы «Разработка национальных стандартов и документов по стандартизации национального уровня» был включен подраздел 3.3.3 «Беспилотные авиационные системы». Однако в финальной версии Программы в подраздел
«Беспилотные авиационные системы», в подразделе 3.3.1. был указан только один
ГОСТ Р «Беспилотные авиационные системы. Термины и определения», запланированный к разработке в 2016 году ПК 11 ТК 323. В утвержденном Росстандартом в 2017 году Дополнении № 1 к Программе в части разработки национальных стандартов на беспилотные авиационные системы включены 9 стандартов, которые приведены в таблице 5.1. В настоящее время они находятся на стадии публичного обсуждения.
Таблица 5.1 - Разработка национальных стандартов и документов по стандартизации БАС национального уровня
Таким образом, на основании проведенного выше анализа существующих и
планируемых документов технического регулирования БАС можно сделать вывод
об отсутствии в настоящее время в Российской Федерации необходимой нормативной технической базы. Как и во многих развитых странах, это вызвано отсутствием
консенсуса между авиационными властями и отраслевыми заинтересованными
организациями по вопросам разработки технических стандартов, а также отсутствием апробированных технологических и технических решений по фундаментальным составным элементам БАС. Анализ «Программы стандартизации в авиационной промышленности на 2016-2020 годы» показал ее недостаточность и необходимость скорейшей доработки для создания базового государственного технического регулирования сферы применения БАС.
Вместе с тем, следует отметить работу, проводимую Федеральными органами
исполнительной власти совместно с отраслевыми организациями и комитетами по
стандартизации в части технического регулирования БАС, которая при принятии
соответствующих государственных мер поддержки по повышению ее эффективности будет способствовать интеграции БАС в единое воздушное пространство Российской Федерации.
Разработанные предложения по совершенствованию технического регулирования БАС включают консолидированные данные по включению в «Программу стандартизации в авиационной промышленности на 2016-2020 годы» государственных стандартов, поступившие в течении последних трех лет от организаций, входящих в Комитет по беспилотным авиационным системам Союза авиапроизводителей России (приведены в таблице 5.2).
Необходимым условием интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации является скорейшее создание нормативной технической базы в области применения БАС и ее гармонизация с международными техническими стандартами и требованиями.
Таблица 5.2 – Предложения по разработке государственных стандартов в области применения БАС.