Лыжин Илья Григорьевич, студент 8(925)-131-16-09, lyzhin.iliya@gmail.com Московский институт электроники и математики НИУ«Высшая школа экономики»
Актуальность. В настоящее время стремительно развивается сфера беспилотных летательных аппаратов (дронов), все возможных коптеров. Повышается доступность дронов, как для частного использования, так и для использования коптеров в экономической деятельности различных коммерческих организаций. К сожалению, законодательство в сфере малых беспилотных аппаратов нуждается в серьезной доработке. [1][2] Тем не менее, уже в 2015 году министерство труда РФ внесла профессию «Оператор беспилотных летательных аппаратов» в список 50 новых наиболее востребованных в будущем профессий.[3]
Таким образом, есть потенциал применения дронов в различных сферах экономики и потребность в специалистах в сфере летающей робототехнике и БАС (беспилотных авиационных систем).
Возможное применение БАС. Одно из самых очевидных применений дронов – картография и кинематография, уже сейчас квадро- и октокоптеры активно используются при составлении топографических карт и съемках, так как имеют преимущество по стоимости и размерам перед съемкой с вертолета.[4] Так же квадрокоптеры могут применяться при доставке грузов в городских условиях, такой способ доставки может быть более эффективным по временным затратам.
Компактные дроны могут применяться при поисковых и спасательных операциях, оснащенные инфракрасными датчиками, они могут помочь спасателям при обнаружении людей в завалах, поиске на территории со сложным рельефом. И это лишь несколько сфер применений дронов, так же они могут применятся в рекламе (аэро-стенды), охране (мониторинг протяженных объектов), строительстве (создание 3D моделей зданий). [5][6]
Учебно-методический комплект «Сlever».
Образовательная программа «Clever», разработанная компанией «CopterExpress», направлена на изучение летающей робототехники и получение навыков сборки, проектирования, пилотирования, настройки и программирования квадрокоптеров.
Программа ориентирована на школьников старшей и средней школы, а также студентов младших курсов техникумов и колледжей. Предполагается, что обучение будет включать в себя 100 академических часов, занятия будут проводится в группах по 9-15 человек, с последующим разбиением на проектные группы по 3-5 человек.[7]
Специально для образовательных целей был спроектирован и выпущен одноименный конструктор квадрокоптера «Clever» включающий в себя реальные комплектующие, что является одним из отличий данного конструктора от «Flybrix».[8] Стратегическая задача программы заключается в подготовке будущих специалистов по программированию, эксплуатации и конструированию беспилотных авиационных систем.
После успешного прохождения курса, основанного на данной программе, ученик будет знаком с основами аэродинамики, промышленного дизайна, схемотехники и конструирования, сможет заниматься самостоятельно оттачиванием навыков по сборке, программированию и пилотированию дронов, что позволит ему продолжать заниматься проектно-конструкторской деятельностью в будущем. [9]
Тем не менее стоимость учебно-методического комплекта «Сlever» в базовой комплектации составляла 39 000 рублей за комплект, и не каждое образовательное учреждение может позволить такую закупку.
Заключение. Таким образом, беспилотные авиационные системы являются перспективным инновационным направлением, существует также необходимость обучения операторов беспилотных летательных аппаратов, обучение возможно проводить на базе старших классов школ и организаций среднего профессионального образования. Но в настоящий момент существует нехватка комплексных образовательных программ, не налажены процессы сертификации и получения разрешения на полеты и перевозки грузов на беспилотниках.
Внесение поправок в законодательство, совместно с комплексным подходом к обучению операторов БАС, смогут стать прочной основой для развития беспилотной авиации в России.
Список литературы:
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
2. Xaribda: правовые аспекты использования беспилотников в России [электронный ресурс] URL: http://xaribda.ru/?action=news&id=106 (дата обращения 04.10.2016)
3. Приказ Минтруда России №831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» от 2 ноября 2015 г.
4. Перспективы развития прикладной дронокартографии / Стешин Илья Сергеевич // ACADEMY– Изд.: Олимп (Иваново) – 2016г. – №2(5). – С.36-40. – ISSN: 2412-8236.
5. Применение беспилотных летательных аппаратов в пожаротушении на объектах нефтехимической промышленности/ Минин И.В// Новые технологии - нефтегазовому региону – материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2015– Изд.: Тюменский индустриальный университет (Тюмень) – 2015г. – С. 324-327.
6. 17 вариантов применения квадрокоптеров [электронный ресурс] URL: http://startapy.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0% BD%D0%B8%D0%B5- D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D 1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2/ (дата обращения 05.10.2016)
7. Семинар по применению коптеров в доп. образовании школьников [электронный ресурс] URL: http://snt.events.mosedu.ru/362/12350.html?view=event/ (дата обращения 05.09.2016)
8. Flybrix [электронный ресурс] URL: https://flybrix.com (дата обращения 07.10.2016)
9. Copterexpress: клевер конструктор программируемого квадрокоптера [электронный ресурс] URL: http://www.copterexpress.ru/clever/ (дата обращения 07.10.2016)