Аэротакси, летающие автомобили и самолеты вертикального взлета и посадки – популярные варианты названий для беспилотных транспортных средств, которые предназначены для перевозки пассажиров в будущем. Учитывая все варианты названий, сложно различить аэротакси от летающего автомобиля. Могут ли все эти устройства называться одинаково, и если да, то почему различные названия употребляют взаимозаменяемо? Как обычно, ответ спрятан в деталях. Все эти платформы имеют кое-что общее: он и разработаны для перевозки пассажиров. Из этого следует термин, который наиболее четко их описывает и не ограничивается техническими характеристиками (напр. относительно источников энергии, конфигурации и т.п.) это пассажирские дроны.
Чтобы объяснить, почему это так, мы создали схему, в которой пассажирские дроны распределены по категориям, основываясь на их характеристиках. А также, чтобы показать имеющиеся варианты.
Определение дрона.
Существует несколько уровней, на которых возможно провести различие между существующими воздушными платформами, разработанными для перевозки пассажиров. На первом уровне стоит определить являются ли они пилотируемыми/ управляемыми людьми или не пилотируемыми/беспилотными. Если обратиться к нашей схеме мы увидим, что все дроны созданные для перевозки пассажиров, и которыми не управляет человек, являются пассажирскими дронами.
Важно отметить, но сейчас платформы все еще управляются людьми, но в будущем их планируют сделать беспилотными. Для этого необходима полная автоматизация. Как только будут найдены автономные решения и как только они пройдут сертификацию в соответствии с авиационными стандартами, пассажирские дроны смогут перевозить людей без участия пилота.
С ростом индустрии и с развитием рынка частных услуг, любой пассажирский дрон сможет получить статус частного летательного аппарата, в зависимости от того, какой рынок производитель планирует освоить для своей платформы. Однако, учитывая недавнее развитие отрасли, до этого еще далеко.
Разновидности пассажирских дронов
Для дальнейшей классификации пассажирских дронов нам необходимо обратить внимание на их источники питания. Почти все беспилотные платформы получают питание от электродвигателей. Однако, электроэнергия может храниться в батарее, или же генерироваться водородом (в комбинации с водородным топливным элементом), либо бензином/керосином (в комбинации с двигателем внутреннего сгорания/турбиной и генератором).
И наконец, для классификации пассажирских дронов по третьему критерию, нам необходимо учесть их конфигурацию. Платформы бывают трех видов: вертикальный взлёт и посадка (ВВП), короткий взлёт и посадка (КВП) и обычный взлёт и посадка (ОВП). Каждая конфигурация предназначена для определённой цели то ли для длительного перелета, перевоза тяжелых грузов или для полетов в городе, где нет взлетно-посадочной полосы.
Исключением являются платформы с электроприводом, которые могут использовать ту же технологию, что и пассажирский беспилотник (напр. конфигурация с несколькими роторами), но требуют пилота (например, ховербайки, электрические самолеты). Существует множество примеров летательных аппаратов, работающих на водороде или бензине/керосине и важно привлекать внимание к возобновляемым источникам энергии. Но поскольку они пилотируемые, их не следует принимать за пассажирские дроны.
Что же означают другие термины?
Более специфические термины, которые часто звучат в новостях, такие как летающие автомобили, самолеты вертикального взлета и посадки и аэротакси используются, когда нужно отметить особые характеристики и цели некоторых пассажирских дронов.
Например, термин «аэротакси», подчеркивает специальное назначение пассажирского дрона: коммерческое использование для перевозки пассажиров по городу во избежание попадания в пробки. Поэтому аэротакси не может быть частным летательным аппаратом.
Термин «летающая машина» подчеркивает особую характеристику летательного аппарата - сочетание свойств автомобиля и воздушного судна. Из-за технологических сложностей и загвоздок в прохождении сертификации, данное устройство малочисленно, и все существующие на данный момент экземпляры - пилотируемы. Несмотря на то, что сейчас некоторые платформы оснащены колесами, их используют только для передвижения по земле/взлетно-посадочной полосе, а не для поездок.
И наконец, пассажирский дрон «самолет вертикального взлета и посадки» представляет группу дронов, которые работают от электричества и способны вертикально взлетать и приземляться. Термин «самолет вертикального взлета и посадки» описывает не только определенные возможности платформы, но и способность работать напрямую от источника энергии (батареи) без предварительной трансформации, для уменьшения экологического воздействия в населенных районах.
Эти ключевые термины важны для понимания различий между более 200 видами пассажирских дронов. Важно быть в курсе, так как с развитием отрасли пассажирских дронов, появляется все больше и больше специфических терминов, например, летающая скорая помощь, автобус-шаттл и другие. Тем временем, данная гибкая классификация разработана в качестве ориентира для лучшего понимания развивающейся отрасли.