Инфраструктурный центр по направлению Аэронет НТИ
Реферат
Отчет состоит из 3 глав. Общий объем отчета – 136 страниц.
Иллюстраций – 8, таблиц – 21, количество использованных источников - 81.
Ключевые слова: беспилотные авиационные системы, беспилотные воздушные суда, рынок применений, услуги навигационно-информационного обеспечения, технологии ГЛОНАСС.
Целью исследования является оценка существующего состояния международного и отечественного рынка применений беспилотных авиационных систем гражданского назначения, оценка ключевых характеристик отечественного рынка, и разработка предложений по навигационно-информационному обеспечению беспилотных авиационных систем на территории Российской Федерации с применением технологий ГЛОНАСС.
Содержание
Реферат
Определения
Обозначения и сокращения
Введение
1 Анализ существующего состояния международного рынка применений беспилотных авиационных систем гражданского назначения
1.1 Международная классификация БАС гражданского назначения
1.2 Оценка сегментации рынка БАС гражданского назначения, потенциала и объема рынка
1.3 Анализ рынка БАС гражданского назначения в США
1.4 Анализ рынка БАС гражданского назначения в странах Евросоюза
1.5 Анализ рынка БАС гражданского назначения в Канаде
1.6 Анализ рынка БАС гражданского назначения других стран
2 Анализ существующего состояния отечественного рынка применений БАС гражданского назначения
2.1 Оценка потребительского рынка БАС гражданского назначения
2.2 Оценка коммерческого рынка БАС гражданского назначения
3.1 Предпосылки создания продукта
3.3 Способы предоставления продукта и перечня услуг на его основе
3.4 Описание услуг, реализуемых инфраструктурой навигационно-информационного обеспечения БАС с использованием технологий ГЛОНАСС.
3.4.1 Электронная регистрация и учет БВС
3.4.2 Подключение к единой платформе навигационных приложений
3.4.3 Автоматизированное навигационно-информационное обеспечение БАС на основе технологий ГЛОНАСС
3.4.4 Информационно-консультационная поддержка потребителей услуг
3.5 Риски реализации продукта и услуг
Задачами исследования являются:
- анализ существующего состояния международного рынка применений беспилотных авиационных систем (БАС) гражданского назначения;
- анализ существующего состояния отечественного рынка применений БАС гражданского назначения, в том числе:
- описание продуктов и услуг, реализуемых в целях навигационно-информационного обеспечения БАС с использованием технологий ГЛОНАСС;
- оценка возможностей и потенциального рынка предоставления услуг навигационно-информационного обеспечения БАС с использованием технологий ГЛОНАСС.
Объектом исследований являются беспилотные авиационные системы, выполняющие полеты в воздушном пространстве Российской Федерации.
Предмет исследований – рынок применений беспилотных авиационных систем гражданского назначения.
В ходе выполнения научно-исследовательской работы получены следующие основные результаты:
- выполнен анализ существующего состояния международного рынка применений беспилотных авиационных систем гражданского назначения, в том числе:
- проведена оценка сегментации рынка БАС гражданского назначения, потенциала и объема рынка;
- выполнен анализ рынка БАС гражданского назначения в США, странах Евросоюза, Канады и других стран;
- выполнен анализ существующего состояния отечественного рынка применений БАС гражданского назначения, в том числе:
- проведена оценка потребительского рынка БАС гражданского назначения;
- проведена оценка коммерческого рынка БАС гражданского назначения;
- выполнено описание продуктов и услуг, реализуемых в целях навигационно-информационного обеспечения БАС с использованием технологий ГЛОНАСС;
- выполнена оценка возможностей и потенциального рынка предоставления услуг навигационно-информационного обеспечения БАС с использованием технологий ГЛОНАСС.
Область применения, потенциальные потребители – гражданская авиация, эксплуатанты и разработчики БАС и их оборудования, органы ОрВД, ФОИВ.
Список использованных источников
Определения
В настоящем документе применяются следующие термины с соответствующими определениями.
Беспилотная авиационная система |
– комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов
|
Беспилотное воздушное судно
|
- воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешним пилотом)
|
Воздушное пространство ОВД |
- воздушное пространство определенных размеров с буквенным обозначением, в пределах которого могут выполняться конкретные виды полетов и для которого определены обслуживание воздушного движения и правила полетов |
Визуальный полет в пределах прямой видимости (VLOS) |
- полет, в ходе которого внешний пилот или наблюдатель БВС поддерживают непосредственный бес приборный визуальный контакт с БВС
|
Внешний пилот беспилотного воздушного судна |
- Лицо, которому поручено эксплуатантом выполнять необходимые обязанности по выполнению полета беспилотного воздушного судна и которое взаимодействует с соответствующими органами обслуживания воздушного движения в течение времени полета |
Геофенсинг |
- Предоставляемая пользователям воздушного пространства информация до начала и в процессе выполнения полета, содержащая статические и динамические данные, определяемые геозонами, в форме, которая может быть использована при планировании полета, а также быть загружена в навигационную систему БАС, если БАС имеет функции геофенсинга |
Конфликт |
- сближение беспилотного воздушного судна на менее, чем установленное нормативными документами расстояние при движении по маршруту с другим воздушным судном, естественным препятствием рельефа, искусственным препятствием местности, границей запретной для полетов зоны, границей запрещенного эшелона, границей минимально / максимально разрешенной высоты, зоной опасных метеоявлений |
Коридор, воздушный коридор |
- ограниченная по ширине полоса воздушного пространства для полёта воздушных судов. Коридор может быть с односторонним или двусторонним движением; различают коридоры входные, выходные и обходные. Ширина коридора зависит от местных условий, высоты полёта и типа воздушных судов |
Маршрут обслуживания воздушного движения
|
- установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и в соответствующих случаях обозначает воздушную трассу, маршрут зональной навигации, местную воздушную линию |
Маршруты полетов воздушных судов
|
- в контролируемом воздушном пространстве для выполнения полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения полеты воздушных судов выполняются по маршрутам |
План полёта |
- определенные сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, представляемые органам обслуживания воздушного движения |
Полет за пределами прямой видимости (BVLOS)
|
- полет, в ходе которого ни внешний пилот, ни наблюдатель(и) БВС не могут невооруженным глазом поддерживать прямой визуальный контакт с БВС |
Сегрегированное воздушное пространство |
воздушное пространство определенных размеров, предназначенное для исключительного использования конкретным пользователем |
Станция внешнего пилота |
- элемент беспилотной авиационной системы, включающий оборудование, используемое для пилотирования беспилотного воздушного судна |
Структура воздушного пространства |
- совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства |
Эшелонирование |
- вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы |
Обозначения и сокращения
В настоящем документе применяют следующие обозначения и сокращения с соответствующими определениями.
ASBU |
- Блочная модернизация авиационной системы (ИКАО) |
BRLOS |
- Полет за пределами прямой радиовидимости |
BVLOS |
- Полет за пределами прямой видимости |
DAA |
- Обнаружение и предотвращение столкновений |
EVLOS |
- Расширенные визуальный полет в пределах прямой видимости |
EUROCAE |
- Европейская организация по оборудованию для гражданской авиации |
EUROСONTROL |
- Европейская организация по безопасности аэронавигации |
FAA |
- Федеральная авиационная администрация США |
IFATCA |
- Всемирная федерация ассоциаций авиадиспетчеров |
RTCA |
- Комиссия по авиационным радиотехническим средствам |
RLOS |
- Полеты в пределах прямой радиовидимости |
VLOS |
- Визуальный полет в пределах прямой видимости |
АЗН-В |
- Радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение |
БАС |
- Беспилотная авиационная система |
БВС |
- Беспилотное воздушное судно |
БЛА |
- Беспилотный летательный аппарат |
ВС |
- Воздушное судно |
ГНСС |
- Глобальная навигационная спутниковая система |
ДПАС |
- Дистанционно пилотируемая авиационная система |
ДПВС |
- Дистанционно пилотируемое воздушное судно |
ИКАО |
- Международной организация гражданской авиации |
ОВД |
- Обслуживание воздушного движения |
ОрВД |
- Организация воздушного движения |
ПВП |
- Правила визуальных полетов |
ПДП |
- Пункт дистанционного пилотирования |
ППП |
- Правила полетов по приборам |
СВП |
- Станция внешнего пилота |
ФОИВ |
- Федеральный орган исполнительной власти |
Введение
Мировой рынок гражданских БАС, их комплектующих и услуг, оказываемых на их основе, испытывает взрывной рост. Согласно результатам проведенных статистических исследований, полученных из различных источников, объем мирового рынка гражданских БАС в 2017 году составил около $4,0 млрд и продолжает активно расти [1, 2]. В авиационной индустрии появилась новая экосистема, включающая производителей БАС и их комплектующих, разработчиков программного обеспечения, интеграторов, поставщиков услуг на основе применения БАС, страховые компании и торговые площадки.
Проведенные различными исследовательскими организациями оценки показывают, что объем мирового рынка БАС, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд. долларов (в текущих ценах) и будет предметом диверсификации различных отраслей экономики. Изменится не только структура рынка, но и запросы потребителей, под которые придется адаптироваться новым лидерам в глобальной конкуренции. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 35–40 млрд. долларов. Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах. Актуальность темы сформулирована в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию.
Однако сложившаяся в настоящее время практика применения БАС радикально отличается от прогнозируемых масштабов. Анализ государственных закупок за период 2016-2017, учет рынка коммерческих заказов, развлечений и образовательных услуг на основе БАС дает суммарную оценку рынка в России порядка 7 млрд. рублей за последние 2 года. Основными факторами, тормозящими внутренний рынок применения гражданских БАС, являются недостаточная государственная поддержка, несовершенство нормативного правового и технического регулирования, а также наметившееся отставание от ведущих зарубежных стран в технологическом развитии безопасной и эффективной интеграции БАС в национальное воздушное пространство.
Любое воздушное судно, предназначенное для полета без пилота на борту, относится Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) к беспилотным воздушным судам (БВС) [3-14]. Применение БАС, как новой категории воздушного транспорта, объективно создает новые угрозы для национальной безопасности, безопасности воздушного движения пилотируемой авиации, а также новые риски нанесения ущерба здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, нарушения коммерческой тайны и прав на защиту личной жизни.
Ключевым условием успеха внедрения беспилотной авиации в экономику Российской Федерации является совместное и компромиссное достижение интересов государства в лице нормативных регуляторов (федеральных органов исполнительной власти и органов сертификации) и бизнеса по развитию массового коммерческого рынка применения БАС при соблюдении установленных требований к безопасности полетов.
В настоящее время в Минтрансе России, Росавиации, Союзе авиапроизводителей России, предприятиях авиационной промышленности, научно-исследовательских организациях, различных бизнес-ассоциациях и некоммерческих объединениях ведутся постоянные дискуссии, на базе каких нормативных требований и технологических решений выполнять безопасную и эффективную интеграцию БАС в воздушное пространство Российской Федерации. Общепризнанного, согласованного и одобренного государственными регуляторами решения на данный момент не существует.
Роль и место НИР «Анализ существующего состояния международного и отечественного рынка применений беспилотных авиационных систем гражданского назначения, оценка ключевых характеристик отечественного рынка, и проведение оценки возможностей и потенциального рынка предоставления услуг навигационно-информационного обеспечения БАС с использованием технологий ГЛОНАСС заключается в получении результатов оценки международного и отечественного рынка применений БАС, получении новых знаний о возможностях предоставления услуг навигационно-информационного обеспечения БАС с использованием технологий ГЛОНАСС в интересах формирования стратегии интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации
Сфера действия выполненных аналитических исследований охватывает БАС, определенные в «Воздушном кодексе Российской Федерации» [15] и документах ИКАО, всех классов и категорий при выполнении полетов в неконтролируемом и контролируемом воздушном пространстве.
Список используемых источников
Инфраструктурный центр по направлению Аэронет НТИ
Нормативные источники
1. CORUS Concept of Operations for U-Space. Edition 01.00.00. SESAR JU. 2018.
2. European Drones Outlook Study. Unlocking the value for Europe. SESAR Joint Undertaking. 2016.
3. Приложение 2 к Конвенции о международной гражданской авиации. «Правила полетов». ИКАО, 2016.
4. Беспилотные авиационные системы (БАС). Циркуляр 328. ИКАО, 2011.
5. Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС), Документ 10019. ИКАО, 2015.
6. Remotely Piloted Aircraft System (RPAS) Concept of Operation (CONOPS) for International IFR Operation. ICAO. 2018.
7. The Aviation System Block Upgrades. The Framework for Global Harmonization. ICAO. 2013.
8. Глобальный аэронавигационный план на 2016-2030 г.г. ИКАО, Документ 9750-AN/963, пятое издание, 2016.
9. Global Air Traffic Management Operational Concept. Doc 9854. ICAO, 2005.
10. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (в редакции от 13.06.2018).
11. Руководство по управлению безопасностью полетов. ИКАО. Документ 9859. 2018.
12. Concept of Operations for Drones. A risk based approach to regulation of unmanned aircraft. EASA. 2015.
13. Technical Opinion. Introduction of a regulatory framework for the operation of unmanned aircraft. EASA. 2015.
14. RPAS ATM CONOPS. Edition 4. EUROCONTROL. 2017.
15. Федеральный закон № 291-ФЗ от 03июля 2016 года «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».
16. JARUS guidelines on Specific Operations Risk Assessment (SORA). JAR-DEL-WG6-D.04. JARUS. 2018.
17. Innovative Operational UAS Integration. D0.7 Final Activity Report, DFS, 2010.
18. Рынок дронов в России и в мире, 2018 г. (беспилотные летательные аппараты, БЛА, БПЛА) J’son & Partners Consulting. 2018 г.
19. FAA Aerospace Forecasts Fiscal Years 2018-2038. FAA. 2018.
20. UAV Report: Growth trends and opportunities for 2019. GPS World. October 2018.
21. Consumer Small Unmanned Aerial Vehicle Market. MD-CUAV-101, 2016
Электронные ресурсы
22. Parimal Kopardekar Safely Enabling UAS Operations in Low-Altitude Airspace, 2015. Режим доступа: [https://utm.arc.nasa.gov/docs/pk-final-utm2015.pdf ].
23. http://www.un.org/en/development/desa/population/
24. http://www.imf.org/en/Data
26. http://www.mckinsey.com/global-themes
27. http://iri.jrc.ec.europa.eu/scoreboard15.html
29. http://www.nielsen.com/ru/ru.html
30. http://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2016/05/Statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2016-----1.pdf
31. http://www.vestnik.stavsu.ru/71-2010/24.pdf
33. http://www.pwc.pl/clarityfromabove
34. http://www.technavio.com/report/global-machine-machine-m2m-and-connected-devices-digital-map-market
35. http://www.rosgeo.com/ru/content/intervyu-romana-panova-mia-rossiya-segodnya
37. http://www.itu.int/ITU-D/treg/broadband/ITU-BB-Reports_Regulation BroadbandSatellite.pdf
39. https://dcenter.hse.ru/data/2015/12/22/1132769416/IV%20%D0%BA%D0%B2.%202015.pdf
40. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/building/
41. http://rosavtodor.ru/activity/russia-road-sector/
42. http://www.fsk-ees.ru/press_center/company_news/?ELEMENT_ID=148122
43. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d3/17-23.htm
44. http://rzd.ru/static/portal/ru?STRUCTURE_ID=628
45. http://www.businessinsider.com/uav-or-commercial-drone-market-forecast-2015-2
46. http://www.slideshare.net/logist.ru/2017-44071545
48. http://www.marketsandmarkets.com/PressReleases/small-uav.asp
50. https://www.easa.europa.eu/unmanned-aircraft-systems-uas-and-remotely-piloted-aircraft-systems-rpas
52. https://unmannedsystems.ca/release-of-report-canadian-civil-uas-2014/
54. http://www.prweb.com/releases/2016/05/prweb13400345.htm
56. https://www.gpsworld.com/uav-report-growth-trends-opportunities-for-2019/
59. http://transportrussia.ru/item/4685-vneseny-izmeneniya.html
60. http://droneanalyst.com/2017/10/06/show-me-the-money
61. https://bisresearch.com/industry-report/global-uas-traffic-management-system-market.html
62. https://aeronet.aero/news/2018_06_06_aeronet_2018_integration
63. https://www.auvsi.org/our-impact/waivers-under-part-107-interactive-report
64. http://www.springer.com/978-3-319-71086-0
65. https://lop.parl.ca/sites/PublicWebsite/default/en_CA/ResearchPublications/201723E
66. https://www.tc.gc.ca/en/services/aviation/drone-safety/proposed-rules-drones-canada.html
68. https://bennettandco.com.au/wp-content/uploads/2018/05/Case-Study-BCo-Drone-April-2018-1.pdf
69. https://www.toptal.com/finance/market-research-analysts/drone-market
70. https://www.weforum.org/agenda/2018/09/china-drones-technology-leader/
73. http://ficci.in/spdocument/23003/Make-in-India-for-UAS.pdf
74. https://www.techsciresearch.com/report/uae-drone-market/2101.html
75. https://gulfnews.com/technology/uae-is-most-advanced-drones-market-in-middle-east-1.2104797
76. https://www.techsciresearch.com/report/uae-drone-market/2101.html
77. https://www.arabianbusiness.com/content/376998-gcc-drones-market-to-swell-to-15bn-study
78. https://gorod55.ru/news/economy/31-05-2018/rossiyskiy-rynok-bespilotnoy-aviatsii-nabiraet-vysotu
79. https://aeronet.aero/news/131663
80. https://vc.ru/flood/33856-regulirovanie-bespilotnikov-v-rossii-i-mire-problemy-potencial-rosta
PDF версия отчета: Анализ рынка беспилотных авиационных систем