Общая протяжённость воздушных линий ОАО «МРСК Северо-Запада» составляет более 160 тысяч километров, часть из них проходит в местах, труднодоступных даже для вездеходной техники. Итоги опытной эксплуатации и перспективы промышленного использования беспилотных летательных аппаратов для обследования линий электропередачи рассмотрел Научно-технический совет энергокомпании, который прошёл в Пскове.
Главный инженер МРСК Северо-Запада Андрей Горохов отметил, что сегодня для мониторинга объектов сетевой компании в отдельных случаях приходится снаряжать целые экспедиции на гусеничных вездеходах, в то время как для обслуживания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) необходимо 2—3 человека и автомобиль повышенной проходимости.
МРСК Северо-Запада проводит активную опытную эксплуатацию различных БПЛА. Специалисты рассматривают несколько вариантов применения беспилотников: для проведения работ по уточнению координат объектов электрохозяйства, для кадастровых работ и составления
паспортов объектов. Результаты исследований можно применять для контроля растительности, выявления дефектов оборудования, оценки объёмов повреждений при авариях на ЛЭП. В филиалах «Комиэнерго», «Новгородэнерго», «Псковэнерго» уже проводились работы с использованием БПЛА. В Карелии специалисты ООО «ТД Кировский» совместно с работниками филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в апреле текущего года провели обследование 75 километров участка ВЛ 110 кВ «ПС Гирвас — ПС Поросозеро» с помощью двух беспилотных летательных аппаратов Геоскан 101 и Геоскан 200. Аппараты Геоскан оборудованы фотокамерами высокого разрешения (24 мегапикселя) и способны находиться в полёте до 150 минут со скоростью до 72 км/ч. В память беспилотников вносятся данные о координатах опор, на основе которых строится маршрут полёта. Каждый участок воздушной линии четырежды облетается БПЛА, и с четырёх ракурсов делаются снимки, которые обрабатываются программным комплексом, разработанным совместно с ООО «Плаз».
По итогам полётов в Карелии, которые заняли всего два дня, сделано более 20 000 фотографий, составлен ортофотоплан участка ЛЭП длиной 75,3 км и шириной 200 м с указанием точных координат опор, траекторий проводов, площадью залесённости, количеством деревьев, их высотой и возможными траекториями падения.
Последний пункт особо важен для обеспечения надёжного энергоснабжения, так как падение веток и деревьев на опоры и провода — наиболее частая причина аварийных ситуаций на воздушных линиях, отмечают технические специалисты МРСК СевероЗапада.
Кроме того, возможности программы позволяют рассчитать объём так называемой деловой древесины, заготавливаемой во время валки леса, текущего контроля растительности и планирования расширения просек. С учётом информации о стреле провеса появилась возможность оперативно направлять аварийно-восстановительные бригады для ликвидации обледенения в места с максимальным провисом проводов.