Единый тематический раздел, посвященный беспилотным авиационным системам (БАС), впервые организовали в рамках МАКС-2019. Участниками коллективной экспозиции стали около 20 компаний. Организатором тематического раздела выступила Ассоциация «АЭРОНЕТ». Большое количество беспилотных летательных аппаратов было представлено и на других стендах.
С-70. Модель этого БЛА демонстрировалась на стенде ОАК рядом с истребителем Су-57Э. Аппарат создан компанией «Сухой» (тема «Охотник»). Опыт - ный экземпляр построен на Новосибирском авиационном заводе, на аэродроме которого с ноября 2018 г. аппарат проходил заводские наземные испытания. В конце января 2019 г. его перевезли в ЛИИ, а в мае — на аэродром 929-го Государственного летноиспытательного центра (ГЛИЦ) им. В. П. Чкалова, где 14 мая показали президенту России.
Модель БЛА С-70 на стенде ОАК
Первый полет состоялся 3 августа. 27 сентября МО РФ сообщило, что беспилотный летательный аппарат «Охотник» совершил первый совместный полет с истребителем Су-57. В рамках программы испытаний аппарат осуществил полет в автоматизированном режиме в полной конфигурации с выходом в зону дежурства. Первый совместный полет продолжался более 30 мин, было отработано взаимодействие между БЛА и самолетом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода самолета Су-57 в зону условного противодействия ПВО.
БЛА С-70 выполнен по схеме «летающее крыло» с использованием специальных материалов и покрытий, которые делают его практически незаметным для радиолокационных средств обнаружения. Аппарат оснащен разведывательным оборудованием (оптикоэлектронным, радиотехническим и др.).
В ходе выставки стало известно, что основной объем летных испытаний планируется выполнить в период 2023—2024 гг., в том числе в ударном варианте с различными авиационными средствами поражения. Серийные поставки должны начаться с 2025 г.
«Орион-Э». АО «Кронштадт» впервые на МАКС показало многоцелевой БЛА большой продолжительности полета «Орион-Э». Он предназначен для воздушного патрулирования, противопожарного и экологического мониторинга, топографической съемки местности, ретрансляции сигналов радиосвязи. «Рос оборонэкспорт» рекламировал аппарат в виде листовки.
Это первый в России средневысотный БЛА большой продолжительности полета (MALE). Разработка аппарата велась по заказу МО РФ с 2011 г. Летные испытания подтвердили его расчетные характеристики (в том числе время полета 24 ч, высоту полета до 7500 м). Максимальная взлетная масса 1000 кг, максимальная масса полезной нагрузки 200 кг.
Беспилотный аппарат «Орион-Э» и макет авиационного средства пожаротушения
Опытный аппарат вышел на испытания весной 2016 г. Экспортный вариант «Орион-Э» был впервые продемонстрирован на выставке LIMA в марте 2019 г.
30 августа генеральный директор группы «Крон - штадт» Сергей Богатиков сообщил, что запущено производство комплексов: «Это больше установочная партия, но это уже первый серийный контракт. Мы сейчас начинаем работу над созданием крупносерийного производства, на котором можно будет строить до семи таких комплексов в год — это порядка 30 беспилотников». Поставка армии первого комплекса запланирована на 2019 г. В состав каждого комплекса будут входить от трех до шести БЛА, в зависимости от поставленных задач. Кроме того, АО «Кронштадт» работает над модификацией аппарата, способного тушить на начальной стадии лесные пожары. Рядом с аппаратом демонстрировался макет авиационного средства пожаротушения АСП-200, способного по расчетам распылить пламегасящую смесь на площади 500 м2.
Перспективный многоцелевой БЛА тяжелого типа («Сириус»). Натурный макет этого аппарата на статической стоянке представило АО «Кронштадт». В пояснительной табличке было указано, что БЛА «предназначен для мониторинга Аркти ческой зоны и морской экономической зоны, для воздушного патрулирования протяженных объектов и больших территорий».
Натурный макет перспективного многоцелевого БЛА тяжелого типа
Летная модель БЛА «Фрегат»
Генеральный конструктор группы «Кронштадт» Николай Долженков в ходе выставки сообщил: «Есть уверенность, что бо’льшую часть затрат по этой программе мы сможем взять на себя. Я думаю, что первый опытный образец мы сможем получить к 2023 г. Если нам не удастся найти какого-либо стратегического инвестора, то мы выполним эту работу сами, а если найдем, то завершим ее быстрее». Также стало известно, что БЛА получит название «Сириус».
Это беспилотный самолет взлетной массой 5 т с размахом крыла 30 м, способный находиться в воздухе до 40 ч. Большая грузоподъемность (1 т) позволяет нести комбинированные целевые нагрузки, что обеспечит высокую информативность данных воздушного мониторинга. Дальность полета превышает 10 000 км, а это дает возможность доставлять экстренные грузы на большие расстояния. Аппарат также может использоваться для задач ретрансляции сигналов радиосвязи, мониторинга погоды и климата, геофизических измерений. Он разрабатывается с учетом сертификации в качестве беспилотного воздушного судна и предназначен для решения широкого спектра задач гражданской авиации. По оценкам аналитиков, рынок беспилотных авиационных систем будет расти со среднегодовым темпом около 20%, а основной прирост этого рынка обеспечат гражданские аппараты (для воздушного мониторинга и перевозки грузов).
В ходе круглого стола «Интеграция беспилотных авиационных систем в сферу гражданской авиации России» (модератором мероприятия выступил академик РАН, председатель Совета директоров АО «Крон - штадт» Борис Алешин) Сергей Богатиков заявил, что «Кронштадт» подаст заявку на сертификацию беспилотной авиасистемы тяжелого класса.
Директор Центра перспективных исследований АО «Кронштадт» Владимир Воронов сказал:
«Тяжелые БЛА уже готовы к выполнению различных видов авиаработ, однако существуют барьеры, которые препятствуют их применению в задачах гражданской авиации. Это проблемы не столько технологического характера, но в большей степени нормативного регулирования, безопасности и организации воздушного движения».
Возникающие затруднения АО «Кронштадт» предложило решить с помощью летающей лаборатории на платформе БЛА «Орион-Э» для исследований и апробации технологий интеграции БАС в сферу гражданской авиации и создания процедур сертификации. В частности, чтобы изучить вопросы безопасной организации воздушного движения, на БЛА «Орион-Э» предлагается отработать системы моментального обмена информацией «земля — борт», системы Detect-And-Avoid и др.
«Фрегат». АО «Кронштадт» на статической стоянке показало летную модель БЛА «Фрегат», на которой изучается схема скоростного аппарата безаэродромного базирования (термин «конвертоплан» в компании предпочитают не произносить). БЛА «Фрегат» предназначен для перевозок грузов в районах Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Оригинальная конструкция позволит использовать его на минимально подготовленных посадочных площадках и сократить затраты на наземную инфраструктуру.
По проекту выполнены исследования, произведена оценка характеристик подъемно-маршевых движителей, создана летная модель, совершен ряд испытательных полетов. Прорабатывается несколько вариантов с максимальной взлетной массой 500, 1900 и 5000 кг (в зависимости от мощности двигателей).
Беспилотный аппарат «Корсар-Э»
«Корсар-Э». КБ «Луч» из состава концерна «Вега» впервые на МАКС представило БЛА малой дальности самолетного типа из состава комплекса «Корсар-Э». Аппарат получил необходимые разрешения для поставки на экспорт и будет предлагаться зарубежным заказчикам. К августу 2019 г. аппарат «Корсар» проходил государственные испытания.
БЛА «Корсар-Э» имеет радиус действия не менее100 км при скоростях полета от 100 до 180 км/ч. Рабочая высота от 100 до 4000 м. Продолжительность полета не менее 7.5 ч. Аппарат может быть укомплектован оптико-электронными системами, радиолокационной станцией, цифровой аэрофотокамерой, метеорологическим оборудованием, а также транспортным модулем.
Главным преимуществом комплекса является открытая архитектура, позволяющая адаптировать его под различные задачи: от разведки погоды и аэрофотосъемки до поиска целей и транспортировки грузов.В рамках проекта «Корсар» были созданы инновационные системы электрогенерации, малогабаритная система запуска двигателя и электронный регулятор силовой установки. Коммуникационная система формирует с другими воздушными и наземными объектами защищенную сеть, через которую информация без задержки и потерь передается получателю.
ВРТ 300. ООО «ВР-Технологии» демонстрировало на статической стоянке БЛА вертолетного типа ВРТ 300 с надписью «экспериментальный» на борту. Еще один аппарат (бортовой номер ВРТ-069) был представлен в павильоне. Заводские испытания планировалось начать в III квартале 2019 г.
Хотя аппарат разрабатывался в первую очередьдля ведения ледовой разведки (в том числе с посадкой на морские и речные суда), в 2018 г. было подписано соглашение со «Сбербанком» по использованию этого БЛА для доставки грузов и денег.
«Грач». Беспилотный вертолет (БПЛА-ВТ) «Грач» впервые на МАКС показало Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро (ООО «АПКБ»). Аппарат, разработанный под научным руководством Воронежской военно-воздушной ака - демии, впервые демонстрировался на форуме «Армия-2018» и был признан одним из девяти наиболее перспективных инновационных проектов. Среди достоинств аппарата отмечали весомую полезную нагрузку (50 кг) при собственных малых весе и габаритах, максимальную дальность полета 300 км на высоте до 3500 м и продолжительность полета до 6 ч.
С тех пор аппарат был модернизирован: снижен вес носителя и полезной нагрузки для увеличения дальности и времени полета. Также конструкторы усовершенствовали форму пеленгатора, чтобы вертолет стал более маневренным и устойчивым к ветру. В ны нешней компоновке проведены первые летные испытания.
Беспилотный вертолет ВРТ 300
Беспилотный вертолет «Грач»
Пока все работы ведутся в инициативном порядке за счет собственных средств предприятия. Основное назначение БЛА «Грач» — радиоэлектронная борьба. После полного перевода элементной базы на отечественные комплектующие аппарат планируется представить МО РФ и получить финансирование на продолжение ОКР.
AURA-100. БЛА вертолетного типа AURA-100 является новой разработкой российской компании AURA, входящей в международную группу AGC. Аппарат имеет соосную схему с винтами диаметром 4.5 м. Макси мальная взлетная масса до 275 кг (в зависимости от варианта), масса полезной нагрузки 60 кг, продолжительность полета до 3 ч, максимальная скорость 150 км/ч, радиус действия 100 км.
При проектировании аппарата реализованыпринципы открытой архитектуры, а это дает возможность применять аппарат для решения различных задач: транспортные перевозки, земледелие (внесение удобрений, пестицидов, посадка растений с помощью капсул с семенами), геологическая разведка с помощью специального оборудования, мониторинг и поисково-спасательные работы (в том числе эвакуа- ция раненых). Аппарат может оснащаться спутниковым каналом связи, что позволяет проводить работы за пределами прямой видимости.
БЛА компании «Аэромакс». Инновационный центр по развитию гражданских беспилотных проектов «Аэромакс» (входит в группу АФК «Система») показал на выставке несколько вариантов БЛА различного типа и назначения. Среди них аппарат «Кречет» с четырьмя поворотными мотогондолами, аппарат «Снегирь» комбинированной схемы (четыре двигателя на продольных балках и маршевый двигатель в носовой части) и беспилотный вертолет «Журавль».
Облик ряда аппаратов был разработан на основе анализа грузоперевозок и логистической инфраструктуры на участках ПАО «Газпром Нефть». Каждая из рассмотренных схем имеет достоинства и недостатки.
Беспилотный вертолет AURA-100
Самолетная схема обеспечивает большую дальность полета, но требует создания инфраструктуры. К достоинствам вертолетной схемы отнесли вертикальный взлет и посадку на малоподготовленные площадки, маневренность, грузоподъемность, возможность комбинации крепления грузов (в грузовом отсеке, на внешней подвеске); к недостаткам — высокий удельный расход топлива и сложность в управлении.
БЛА мультикоптерной схемы возможно сейчас использовать в ПАО «Газпром Нефть» только на нескольких коротких маршрутах. К достоинствам отнесли простоту конструкции, к недостаткам — низкую скорость (в 2—3 раза ниже, чем у других схем) и продолжительность полета (около 30 мин). Масса полезной нагрузки может достигать 150 кг, но дальность полета не превышает 30 км.
БЛА «Кречет»
БЛА «Снегирь»
Аппараты гибридной схемы рационально использовать в ПАО «Газпром Нефть» для доставки грузов небольшой массой (1—10 кг) на расстояния более 100 км. Обеспечивая возможность эксплуатации с малоподготовленных площадок и высокую скорость полета, такие аппараты имеют небольшую весовую отдачу (около 10% стартовой массы). Кроме того, к ним предъявляются более жесткие требования по ветроустойчивости, чем к аппаратам самолетной и вертолетной схем.
БЛА «Журавль»
Беспилотный вертолет «Бриз»
БЛА НПП «Радар ммс». Предприятие «Радар ммс» на своем стенде показало известные уже беспилотные воздушные суда вертолетного типа (БВС ВТ) «Бриз» и БВС ВТ 500 для оперативного мониторинга с воздуха больших площадей и протяженных участков земной, водной и ледовой поверхности в труднодоступной местности. Аппарат «Бриз» имеет стартовую массу 45 кг, способен нести полезную нагрузку массой до 10 кг, аппарат БВС ВТ 500 — 500 и 150 кг соответственно. В состав комплекса «Бриз» входит комплект быстросъемных блоков целевых нагрузок, устанавливаемых в зависимости от поставленной задачи. Полезная нагрузка БВС ВТ 500 включает турельную оптико-электронную систему и бортовую радиолокационную систему с активным и пассивным радиолокационными каналами.
«Адъютант». Элементы универсального мишенно-тренировочного комплекса (УМТК) «Адъютант» (9Ф6021) демонстрировались на МАКС впервые. Презентация комплекса состоялась на форуме «Армия-2018».
До недавнего времени основу мишенного парка составляли ракеты-мишени, переделанные из зенитных управляемых ракет старых ЗРК. Количество таких мишеней естественно снижается, а потребность в многоразовых мишенях растет в связи с принятием на вооружение новых средств ПВО. При этом для испытаний образцов новой техники особое внимание уделяется не просто воздушным мишеням, а именно тем мишеням, которые способны максимально имитировать современные средства воздушного нападения.
В 2015 г. анализ этой совокупности факторов подтолкнул руководство АО «Ижевский электромеханический завод «Купол», при одобрении АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей», к решению разработать новый комплекс, способный создать сложную мишенную обстановку.
В состав УМТК «Адьютант» входят: мобильный наземный пункт управления с рабочими местами операторов; четыре вида мишеней, имитирующих различные средства воздушного нападения; выносные средства отображения воздушной обстановки; системы связи и средства жизнеобеспечения персонала. Для размещения и перевозки оборудования запуска, обслуживания и заправки мишеней разработан грузовой модуль. Все мишени являются многоразовыми, их запуск производится с механической катапульты, а приземление — на парашюте.
Беспилотный вертолет БВС ВТ 500
Воздушная мишень ракетного типа МВ-Р с ТРД применяется для имитации малоразмерных высокоскоростных маневрирующих воздушных целей. Она демонстрировалась на стенде завода «Купол». В сентябре 2018 г. такая мишень использовалась на государственных испытаниях ЗРК С-300В4. Воздушная мишень самолетного типа МВ-С с толкающим воздушным винтом, разработанная на базе БЛА, служит для подготовки расчетов ЗРК на ранней стадии обучения. В августе 2019 г. такие мишени применялись на учениях подразделений ЗРК «Тор-М2ДТ» ПВО
Северного флота в Заполярье. Воздушная мишень самолетного типа МВ-СР с реактивным двигателем предназначена для имитации малоразмерных скоростных маневрирующих воздушных целей. Воздушная мишень вертолетного типа ВМ-В способна имитировать вертолет, в том числе находящийся на земле, зависший в воздухе на высоте до 100 м или выполняющий маневр «подскок». Такую мишень впервые представило на выставке АО Центр научно-технических услуг «Динамика». В июле этого года завершились летно-конструкторские испытания мишени, в ходе которых все заложенные в тактико-техническом задании характеристики полностью подтвердились, в ближайшее время планируется передать мишень ВМ-В в составе комплекса на государственные совместные испытания.
Комплекс обеспечивает применение всех четырех видов мишеней, при этом в воздухе их может находиться одновременно до шести.
Мишень МВ-Р комплекса «Адьютант»
Мишень МВ-С
Мишень ВМ-В
Китайские БЛА. Многие БЛА, представленные в павильоне CH, демонстрировались на МАКС впервые. На открытой площадке рядом с павильоном CH были выставлены беспилотные аппараты «Вин Лун I» и «Вин Лун II». Пер вый из них уже показывали на выставке МАКС в 2017 г., а второй представили в России впервые.
Государственная корпорация ASN (Сиань), ассоциированная с Северо-западным политехническим университетом и занимающаяся НИОКР в сфере беспилотных летательных аппаратов, показала БЛА ASN-207, ASN-209, ASN-218, ASN-301.
БЛА «Вин Лун I»
БЛА «Вин Лун II»
Первый китайский БЛА корпорация создала в 1958 г. С тех пор она разработала четыре серии малых и средних систем более 50 типов, выполненных на 15 платформах, включая БЛА общего назначения, мишени, разведывательные и ударные аппараты.
Многоцелевой БЛА ASN-207 способен совершать полет в любых метеоусловиях, решая задачи наблюдения и мониторинга. Обычно в одном подразделении действуют 3—5 таких аппаратов, наземный центр управления и контроля, а также газо-гидравлическая стартовая позиция. Максимальная взлетная масса 220 кг, полезная нагрузка 35 кг, продолжительность полета до 5 ч.
Ударный БЛА ASN-301
БЛА вертикального взлета и посадки ASN-218
Мишень LJ-1
Ударный БЛА ASN-301 предназначен для атак по РЛС противника, системам ПВО и береговой охраны. Эти аппараты могут применяться в ходе массовой атаки, при этом каждую минуту можно запускать по одному ударному БЛА. Аппарат занимается поиском объекта для уничтожения в автономном режиме до выполнения боевой задачи. Взлетная масса 135 кг, крейсерская скорость 180—220 км/ч, продолжительность полета в автономном режиме 4 ч.
Многоцелевой аппарат вертикального взлета и посадки ASN-218 может нести на борту цифровую камеру и инфракрасную оптику, выполнять задачи по наблюдению и поиску целей. Максимальная взлетная масса 65 кг, полезная нагрузка 15 кг, крейсерская скорость 100—110 км/ч, продолжительность полета до 8 ч.
На том же стенде имелась тактическая мишень LJ-1, выполненная с использованием стелс-технологий, чтобы максимально точно имитировать тактикотехнические характеристики современных истребителей нового поколения. Это совместная разработка компании CCKW и университета NPU.
Аппараты с солнечными батареями «Мэй Ин»
Кроме того, в павильоне были представлены несколько БЛА с солнечными батареями. Аппарат «Мэй Ин» может использоваться как воздушный Wi-Fi-роутер для обеспечения мобильного Интернета в отдаленных районах, местах бедствия, на больших морских пространствах. Продолжительность полета от 6 до 24 ч, взлетная масса 15 кг, максимальная полезная нагрузка 3 кг, максимальная высота полета до 9000 м. Аппарат «Мэй Ин Санбёд» оснащен цифровой фотокамерой с инфракрасной оптикой для выполнения задач по наблюдению и мониторингу.
Сфера применения: профилактика пожаров, аграрная отрасль, эко-мониторинг и др. Продолжительность полета от 6 до 24 ч, взлетная масса 3.8 кг, максимальная полезная нагрузка 0.8 кг, максимальная высота полета до 5500 м.
Беспилотный вертолет «Рейнджер Р2»
Беспилотный вертолет «Блоуфиш А2»
Беспилотный вертолет «Блоуфиш А3»
Компания «Зиян» (Чжухай) впервые на МАКС показала ряд беспилотных вертолетов как гражданского, так и военного применения. Особое внимание привлекали элегантные беспилотные вертолеты «Блоу фиш». Первый полет состоялся в 2016 г., аппараты находятся в серийном производстве. В состав вооружения входят мины с радиовзрывателем, гранатометы и пулеметы. Но самое главное — десять таких аппаратов могут формироваться в рой и участвовать в скоординированных ударах. Одним нажатием кнопки БЛА способны автономно взлетать, избегая столкновения в воздухе и находить свой путь к назначенной цели. Получив приказ, они будут атаковать цель автономно или все вместе (скоординированным образом), а затем автоматически возвращаться на базу.
Модели беспилотных аппаратов демонстрировались также на стендах Республики Иран, 558-го АРЗ, холдинга «Технодинамика» (концепт аэроэлектроподъемного летательного аппарата АЭЛА-100) и многих других.