Дубинина М.Г., Дубинин В.В.
В статье рассматриваются современные разработки Китая в области беспилотных летательных аппаратов, оцениваются их количественные и качественные характеристики, анализируются перспективы Китая на мировом рынке БПЛА.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) считаются самым перспективным направлением развития военной авиации. Лидерами в этой области являются США и Израиль (см. также Варшавский, Дымова, 2010). В последние годы значительно продвинулся в этом направлении Китай.
В 2012 г., по данным SIPRI (SIPRI, 2012), Китай впервые занял пятое место среди экспортеров в мировой торговле вооружениями. Его доля в экспорте выросла с 2% в период 2003-2007 гг. до 5% в 2008-2012 гг. Одновременно сократилась его доля в качестве импортера вооружений (с 12% до 6% за те же периоды).
До 2006 г. разработки Китая в области БПЛА не были представлены на мировом рынке. В 2007 г. на 47-й Международном Парижском авиасалоне была продемонстрирована модель БПЛА Anjian («Темный меч») разработки Shenyang Aircraft Design Institute для Китайской корпорации авиационной промышленности (AVIC). В 2009 г. начались испытания аппарата класса HALE (High Altitude Long Endurance) Tian Yi корпорации Chengdu. А уже в 2010 г. Китай продемонстрировал сразу несколько десятков различных БПЛА. Среди них были представлены как небольшие тактические БПЛА, так и тяжелые высотные с большой продолжительностью полета и оснащенные противокорабельными ракетами. Специалисты отмечали, что для всех из них в качестве прототипов использовались уже известные американские разработки (табл.1).
Таблица 1. Китайские БПЛА и их прототипы (по данным, собранным в Интернете).
Китайский БПЛА |
Тип БПЛА |
Прототип |
CH-4 |
MALE |
Predator |
Pterodactyl |
MALE |
Raptor |
Whirlwind Scout |
mini |
Honeywell |
Wing Loong |
MALE |
MQ-9 Reaper |
Xianglong |
MALE |
RQ-4 Global Hawk |
Anjian |
UCAV |
X-74B |
WZ-5 |
LALE |
AQM-34N Firebee |
нано-БЛА |
micro |
Black Hornet |
BZK-005 |
MALE |
Predator |
Lijian |
UCAV |
Phantom Ray |
Однако это сходство касается только внешнего вида аппаратов, качественные характеристики и размеры китайских БПЛА значительно отличаются, так же, как и их стоимость. Так, китайский беспилотник Wing Loong оценивается примерно в 1 млн. долл., тогда как стоимость его американского аналога MQ-9 Reaper доходит до 30 млн. долл. в зависимости от комплектации (RUVSA, http://www.ruvsa.org). Однако размер и характеристики китайского БПЛА уступают MQ-9 Reaper (размах крыла у Wing Loong – 14 м, у MQ-9 Reaper – 20 м, вес – 1.1 т и 2.2 т, максимальная скорость – 280 км/ч и 400 км/ч, потолок – 5.3 км и 15 км, продолжительность автономного полета 20 ч и 28 ч, соответственно) («Уголок неба», http://www.airwar.ru/...). В табл.2 представлено количество и распределение разработанных в Китае БПЛА по классам на 2013 г.
Тактические БПЛА, выполняющие свои задачи на низких и средних высотах, на коротких и средних дистанциях, составляют около 93% китайских разработок в этой области (DefenseNews (а), http://www.defensenews.com/...). Однако, как предполагают эксперты, в долгосрочной перспективе Китай будет развивать и БПЛА стратегического уровня. В начале ноября 2013 г. китайские СМИ сообщили о создании на юге Пекина индустриальной базы по производству БПЛА. Подобная база станет первой в своем роде в стране.
Таблица 2. Количество и распределение БПЛА Китая по классам, 2013 г. (по данным RPAS, 2013)
Вид БПЛА |
Название БПЛА |
Количество, ед. |
|
Всего |
Из них верто-летного типа |
||
Микро- БПЛА |
LT series, ASN-211 |
2 |
0 |
Мини-БПЛА |
AW 12, AW 2 Sun Ying,TF-1D, CH-802, HL UAV, I-Z , ASN-15, ASN-213, A1, A2, без названия |
11 |
3 |
БПЛА малого радиуса действия |
SH-1, SH-2, AVIC I Sunshine, Night Eagle, SW-1, TL-8, Whirl-wind Scout, VT-UAV Sea-gull,HFT-40A, U8E, Z-3, ASN-212, FK2000 |
13 |
4 |
БПЛА ближнего радиуса действия |
AW 4 Shark, M-22, Tianyi, Daofeng, CH-803, W-30, Z-2, ASN-216, ASN-217, X200 |
10 |
2 |
БПЛА среднего ра-диуса действия |
Chong Hong, HFT-60A, Soar Dragon, PW-1, PW-2, W-50, Soar Bird, ASN-104/105, ASN-105B, ASN-206, ASN-209, ASN-215, ASN-207 |
13 |
2 |
БПЛА дальнего ра-диуса действия для полетов на средних высотах |
Pterodactyl I, BZK-005, Yilong / Wing Loong, ASN-229A, WZ-2000, Xialong |
6 |
0 |
Маловысотные БПЛА глубокого проникновения |
WZ-5 |
1 |
0 |
БПЛА дальнего ра-диуса действия для полетов на больших высотах |
Без названия, Soar Eagle |
2 |
0 |
Боевые БПЛА |
CH-3 / Rainbow-3, WJ-600, Anjian’s Dark Sword |
3 |
0 |
|
Всего |
61 |
11 |
Наиболее известна разработками БПЛА в Китае исследовательская компания Xian ASN Technology Group, на долю которой приходится около 90% разработок БПЛА Китая (DefenseNews (б), http://www.defensenews.com/...).
В компании работают 483 специалиста, из которых 15% − профессора, 22% старшие инженеры и 18% − инженеры (frbiz, http://asngroup.en.frbiz.com/...). Кроме нее, разработками БПЛА занимаются China Aerospace Science & Technology Corporation (CASC), China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC), Chengdu Aircraft De-sign and Research Institute (CAC) и Aviation Industries of China (AVIC) (Defencereviewasia, http://www.defencereviewasia.com/...). Корпорация AVIC объединяет почти 200 предприятий, на которых трудятся около 400 тыс. человек (AVIC, http://www.avic.com/...). По данным DefenseNews, в 2011 г. выручка корпорации составила 39.6 млрд. долл., а чистая прибыль – 1.89 млрд. долл.
Наряду с этими крупными компаниями, многие малые фирмы вносят свой вклад в создание БПЛА в Китае.
В сентябре 2012 г. успешно выполнил свой первый автономный полет беспилотный вертолет SVU200 совместного производства китайской компании Sunward Tech и американской Fetters Aerospace. В ходе испытаний SVU200 выполнил автоматический взлет, зависание, горизонтальный полет на 4 км с навигацией по контрольным точкам и совершил мягкую посадку в месте взлета (RUVSA, http://www.ruvsa.org).
За последнее время на различных выставках были представлены новые виды беспилотных аппаратов.
На выставке IREX-2013 в Абу-Даби (ОАЭ) китайская компания Aerospace Long-March International Trade Company представила два БПЛА средней дальности CH-91 и CH-92 и малоразмерный ударный БПЛА CH-901. CH-901 может наносить удары по наземным целям, служить для выполнения задач сил специального назначения, он более компактен по сравнению с двумя первыми БПЛА; CH-92 будет выпускаться серийно в 2014 г.
На авиасалоне "Сингапур эйршоу-2014" была представлена новая китайская компания Beijing ZhongHangZhi Technology Company, которая продемонстрировала БПЛА вертолетного типа TD220. с соосной винтовой схемой и автопилотом класса "HeliAP". Его время полета составляет 5 часов, он может быть оснащен разнообразным подвесным оборудованием для работы в инфракрасной области спектра (Arms-TASS, http://www.arms-tass.su/...).
В декабре 2013 г. Китай провел испытательный полет БПЛА «Лицзянь», который, по мнению российских специалистов, имеет сходство с российским БПЛА «Скат». Разработка этого беспилотника осуществляется в рамках создания семейства БПЛА AVIC 601-S, в которое входят Fengren («Ветряный клинок»), Anjian («Темный меч»), Tiannu («Небесный арбалет»), Yungong («Облачный лук»), Zhanying («Боевой орел»), а также аппарат с переменной геометрией крыла (KM, http://www.km.ru/...).
По докладу Американского исследовательского центра стратегического планирования института «Проект 2049» («Project 2049») от 11 марта 2013 г., в 2011 г. количество военных БПЛА в Китае составило 280 единиц (Project 2049 Institute, http://project2049.net/).
Разработанные БПЛА уже активно применяются в китайской армии для разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также для радиоэлектронной борьбы. Кроме того, Китай все больше интегрирует беспилотники в гражданскую сферу для охраны границ, морского наблюдения и оказания гуманитарной помощи. Предполагается их использование для контролирования морских акваторий страны, включая спорные острова. ВВС Китая базируют БПЛА в провинциях Фучжоу, Фуцзянь и Гуандун и строят две прибрежные базы БПЛА в провинции Ляонин. Систему баз беспилотников планируется создать к 2015 г. (IGT, http://www.i-g-t.org/).
В ближайшем будущем возможно применение БПЛА Китаем для уничтожения целей за пределами своей территории, например, преступников, пытающихся скрыться в Лаосе, Мьянме или других странах региона. Кроме того, ведутся переговоры между Китаем и Мьянмой о патрулировании газопровода китайскими силами при помощи БПЛА.
Помимо военных ведомств, в Китае развертывает свой флот БПЛА и Государственная Океаническая Администрация (State Oceanic Admin-istration), в планах которой создание 11 баз БПЛА вдоль побережья Китая (Новости ВПК, http://vpk.name/).
Китайская авиационная промышленность поддерживается хорошо развитой инфраструктурой, финансированием и большим количеством трудовых ресурсов. Правительство Китая вкладывает значительные средства в исследования и разработки. Если в 2009 г. расходы на оборону в Китае составляли 70.5 млрд. долл. (Варшавский, 2010), то в 2014 г. военный бюджет страны составит, по одним оценкам, 148 млрд. долл. (Project 2049, http://project2049.net/), по другим, он может достичь 174-259 млрд. дол. (AviationWeek, http://www.aviationweek.com/...). Рост абсолютных расходов военного бюджета сопровождается ростом ВВП Китая, доля военных расходов в ВВП страны в последние годы составляла около 2% (SIPRI, 2012).
К 2020 г. в Китае планируется развернуть собственную систему глобального позиционирования и навигации Beidou, включающую 35 спутников и эквивалентную американской системе GPS. Это обеспечит китайские БПЛА своей собственной системой безопасной навигации (Новости ВПК, http://vpk.name/).
БПЛА Китая уже проданы в Пакистан и ОАЭ, ведутся переговоры с Казахстаном. В 2012 г. Минобороны Египта приобрело у Китая лицензию на производство 12 БПЛА ASN-209 (Aviations, http://aviations.ru/...). Стоимость китайских БПЛА существенно ниже американских и израильских, поэтому Китай занимает нишу на рынках стран, которые не могут себе позволить приобретать дорогие БПЛА или для которых рынок США и Израиля закрыт по политическим причинам. Тем самым, недорогие и многофункциональные БПЛА Китая способны оттеснить БПЛА США и Израиля на мировом рынке беспилотных систем.
Несмотря на сокращение военных бюджетов во многих странах, интерес к БПЛА продолжает расти, а мировой рынок расширяется. В 2012 г. он составлял 7.3 млрд. долл. (ASDReports, 2012). Согласно отчету Strategic Defence Intelligence, объем ежегодного производства БПЛА в Азии утроится в течение следующего 10-летия и достигнет к 2022 г. 2.9 млрд. долл. Объемы продаж БПЛА в азиатском регионе за этот период времени могут составить 18 млрд. долл., причем большая часть придется на долю Китая (13 млрд. долл.) (SDI, 2013).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Варшавский А.Е., Дымова И.А.Проблемы развития рынка роботизированных систем. // Математика. Компьютер. Образование: Сб. научн. трудов. Выпуск 17, Том 2 / Под. ред. Г.Ю. Ризниченко. – М.-Ижевск: НИЦ "Регу-лярная и хаотическая динамика", 2010. - С. 43-49.