Тихонов А.И., кандидат технических наук, доцент,
Краев В.М., доктор технических наук, доцент,
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Аннотация: рассмотрены основные участники мирового рынка производства беспилотных летательных аппарат. Показаны основные тенденции развития и перспективные возможности инвестиционных вложений в области эксплуатации беспилотников гражданского предназначения.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, беспилотник, дрон, воздушное судно, рынок
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) – это воздушное судно без пилота, которое дистанционно управляется или полностью программируется, и движется автономно. Одним из первых летающих беспилотников считается американский «Жук» Кеттеринга, который использовался как самолет-снаряд в Первой мировой войне в Европе. В этот проект было инвестировано 275 тыс. долл. Английский беспилотник «DH.82B Queen Bee», созданный в 1934 году, служил как самолет-мишень более десяти лет. Во время Второй мировой войны в лидеры по производству БПЛА вышли США, которые запустили 15 тыс. аппаратов. Свое лидерство они сохранили и в XXI веке, имея на вооружении в 7 тыс. беспилотных и 11 тыс. пилотируемых летательных аппаратов [1].
В 50-е годы XX века СССР силами фирмы «Туполев» создал ряд беспилотных аппаратов разведывательного и ударного назначения: ТУ-121, ТУ-130ДП и ТУ-123 «Ястреб». В 60-е годы им на смену пришли оперативно-тактические БПЛА Ту-143 «Рейс» и ТУ-141 «Стриж». Ту-143 был наиболее массовым БПЛА (950 аппаратов), который в то время состоял на вооружении во всем мире. Результатом его модернизации стал Ту-243, который впервые, кроме военных целей, использовался и для нужд народного хозяйства – обнаружения лесных пожаров, аварий нефтепроводов и газопроводов. На международном авиасалоне МАКС-95 был продемонстрирован перспективный оперативно-тактический БПЛА ТУ-300 «Коршун», но в бюджете страны средств на его производство не нашлось. К сожалению, отсутствие государственных инвестиций не позволило ввести в строй ряд других отечественных разработок [2].
Специфика российского рынка БПЛА заключается в преобладании производителей военных дронов над потребительскими и коммерческими аппаратами. При этом преобладающая часть производителей военных БПЛА имеет в своем портфеле либо уже устаревшие технически модели, либо только опытные современные образцы, которые демонстрируются на выставках, но не поступают в массовое производство.
Продукция российских компаний сейчас не выдерживает конкуренции с современными зарубежными образцами. Создание конкурентоспособного беспилотника невозможно без современной силовой установки. Более того, среди технологических барьеров для дальнейшего развития БПЛА выделяется один глобальный: это увеличение времени автономного полета до практически беспосадочного нахождения в воздухе. Т.о. дальнейшее развитие беспилотников в России и за рубежом зависит от создания современных двигательных установок.
В современных условиях рынок беспилотных систем меняется достаточно быстрыми темпами и демонстрирует значительный рост. За последние пять лет интерес оборонных заказчиков к БПЛА значительно вырос, что привлекло на этот рынок сотни поставщиков, предлагающих не только готовые платформы, но и разнообразные программные продукты, датчики, коммуникационные решения и т.д. Эволюция развития беспилотников очень интенсивна: на смену первым аппаратам, которые использовались как разведчики, пришли современные комплексные устройства, которые могут вести наблюдение, сопровождение и уничтожение многочисленных наземных и воздушных целей.
Летательные аппараты беспилотного типа могут выполнять различные виды разведки с использованием фото-видеоаппаратуры, изучать и анализировать расположение средств противовоздушной обороны. Кроме многочисленных военных задач беспилотники могут выполнять и различные гражданские миссии. Например, компания «Amazon» активизировала гражданское применение дронов для доставки потребительских товаров в 2013 году. Но перспектива этого направления была переоценена из-за многочисленных рисков:
необходимость посадки дрона в
густонаселенных местах, где можно нанести вред здоровью людей;
потеря геопозиции в районах массовой застройки;
необходимость разработки безопасного корпуса для защиты. Тем не менее, есть ряд направлений, в которых это может быть очень эффективно, например, доставка первой помощи и лекарств.
Специалисты фирмы «J’son&Partners Consulting» выделили основные тенденции развития рынка беспилотных летательных аппаратов:
активное внедрение дронов в сегменты, которые ранее обслуживались только силами космических аппаратов и пилотируемых воздушных судов;
снижение цены на все виды аппаратов;
стирание границ между профессиональными и потребительскими дронами;
формирование нового рынка услуг для геоинформационных сервисов [3].
Возможные отрасли для активного использования БПЛА показаны на рис.1
Рис. 1. Основные сферы коммерческого применения БПЛА
По данным фирмы «J’son&Partners Consulting», в 2016 году мировой рынок БПЛА оценивался в 7,3 млрд. долл. Прогнозируется, что он вырастет до 9,5 млрд. долл. (на 30%) к 2020 году (рис. 2).
Российский рынок БПЛА в 2016 году составит 147 млн. долл. (2%) с потенциалом роста до 224 млн. долл. (2.3%) к 2020 году [3].
Рис. 2. Прогноз роста мирового и российского рынков БПЛА
Спрос на российские БПЛА, в основном, определяется Минобороны России. Такая же тенденция присутствует и в США. Список типов БПЛА из портфеля заказов Минобороны США довольно разнообразен и продолжает расширяться. По оценкам экспертов, в 2015 году экспортный потенциал БПЛА составил 5 млрд. долл. (или почти 2% от объема продаж всей техники военного назначения). Еще в 2011 году продажи составляли только 3,5 млрд. долл., что соответствовало всего 1% мирового рынка оружия. Экспорт БПЛА в 2007 году был на уровне 0,8 млрд. долл., а в 2008 году уже 2,7 млрд. долл. [14].
Особым спросом покупателей БПЛА, среди которых доминируют представители воздушнокосмических сил, пользуются беспилотные платформы, спроектированные на большие высоты полета. Отдельное развитие рынку БПЛА дали американские программы морской разведки акваторий и проектирование форсированного самолёта увеличенного радиуса действия для военноморского флота. США уверенно сохраняют лидерство в разработке и производстве беспилотных аппаратов в настоящее время, хотя на этом рынке резко возросла активность европейских разработчиков. Европейцы производят сейчас более двухсот различных беспилотных моделей всех типов, чем даже обошли своих заокеанских партнеров.
Конкуренция на мировом рынке сильно обостряется и гегемония США находится под большой угрозой. Европейские аппараты немного проигрывают технологически американским, но для инвестров предлагают более льготные финансовые условия. Основными участниками европейского рынка считаются фирмы «EADS», французская «Alcore» и немецкая «Rhein-metall», которые суммарно производят одну четвертую часть беспилотной продукции. В настоящее время европейский конгломерат занимает второе место после США по мировым продажам и проведенным научно-исследовательским и конструкторским работам. Одни только американские фирмы производят треть мировой продукции разнообразного ассортимента и назначения в области БПЛА. Сильное развитие беспилотной авиации произошло в таких странах как Израиль, Франция и Великобритания. Участниками мирового рынка производства БПЛА стали также Германия, Китай, Испания и Италия. Наша страна держит уровень производства в 5% и входит в первую пятерку мировых лидеров (рис. 3). Подают надежду на вхождение в круг производителей также Индия, Корея, Финляндия, Иордания, Швеция и Сингапур.
Рис. 3. Ведущие страны – производители БПЛА
В ближайшие годы международный рынок беспилотной техники будет находиться на подъеме, что позволяет прогнозировать приток значительных инвестиций. По прогнозу фирмы «Forecast», в ближайшие 10 лет объем продаж БПЛА в мире вырастет с 0,9 млрд. долл. до 2,3 млрд. долл. Лидерство будут уверенно сохранять США, на долю которых придется 65% рынка. Основныеми инвесторами выступят две американские фирмы – «Northrop Grumman» (41%) и «General Atomics» (22%), а также фирма «AAI» (2%). Оставшиеся 35% рынка придутся на фирмы остальных стран, среди которых Израиль, Франция, Великобритания, Италия (рис. 4).
Что касается объемов закупок БПЛА, то здесь первое место в ближайшее десятилетие также попрежнему за США – 34,9% (13,66 млрд. долл.). На Азиатский регион придется 36,6% (14,33 млрд. долл.), на европейские страны – 14,6% (5,77 млрд. долл.), на остальные страны мира – 13,9% (5,45 млрд. долл.). Продажи БПЛА в Африке, на Среднем Востоке и в Латинской Америке могут достигнуть 0,5 млрд. долл. Не исключено, что на мировом рынке будет повышаться интерес к продукции израильских компаний «Israel Aircraft Industries» и «Elbit», которые в сильной степени зависят от экспорта и за счет его расширения смогут контролировать нишу мирового рынка объемом 3,68%. Хоть на европейские страны придется около 14,6% (5,77 млрд. долл.) закупок БПЛА, произведут они менее 4% беспилотной техники в рассматриваемый период. Этот видимый дисбаланс европейские страны будут пытаться решить посредством расширения сотрудничества в области беспилотной техники.
Рис. 4. Прогноз распределения мирового рынка БПЛА до 2025 года
В 2015-2022 годы на НИОКР по беспилотной тематике будет израсходовано 28,7 млрд. долл.
Лидером по затратам станут США – 11,6 млрд. долл. (40,5%), затем Азия – 7,1 млрд. долл. (24,8%), Западная Европа – 5,3 млрд. долл. (18,5%), Восточная Европа – 2,7 млрд. долл. (9,4%), Средний Восток – 1,6 млрд. долл. (5,5%), Латинская Америка – 0,4 млрд. долл. (1,3%). По структуре затрат лидирующее положение занимают сами беспилотные аппараты и их компоненты (планер, двигатель, бортовое оборудование) – 17,99 млрд. долл. (45%). На полезную нагрузку (датчики) придется около 15 млрд. долл. (38,3%), на наземные станции управления полетом – 6,17 млрд. долл. (15,8%). Эти цифры не учитывают затраты на техническое обслуживание и поддержку, хотя расходы по этим статьям могут превысить суммы первоначально заключенных поставочных контрактов.
Литература
1. История развития беспилотных летательных аппаратов [Электронный ресурс]
URL:http://sciencedebate2008/development-of-unmanned-aerial-vehicles/
2. Яременко С.И. Советские беспилотники [Электронный ресурс] URL:
http://m.allpravda.info/content/4081.html4
3. Рынок беспилотных летательных аппаратов в России и в мире [Электронный ресурс] URL:
4. Рынок воздушного гражданского транспорта в России – 2017 [Электронный ресурс] URL:
http://tebiz.ru/mi/marketairtransportcivil.php_openstat
5. Преображенский Н.И. Мировой рынок беспилотников // Военно-промышленный курьер. 2014. №3 (521). С. 52 – 59.
6. Аллилуева Н.А. Перспективы развития беспилотных летательных аппаратов // Технологии защиты. 2016. №2. С. 37 – 48.
7. Рынок беспилотных летательных аппаратов развивается и растет [Электронный ресурс] URL:
http://www.iksmedia.ru/news/Rynok-bespilotnyx-letatelnyx-appara.html
8. Распределенные системы беспилотных летательных аппаратов [Электронный ресурс] URL:
http://www.nti2035.ru/markets/aeronet
9. Ежегодник ЦАМТО «Статистика и анализ мировой торговли оружием». 2016 [Электронный ресурс]
URL:http://armstrade.org/files/yearly_2016_5
10. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Прогнозирование потребности в продукции российского авиадвигателестроения на мировом рынке // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №1. С. 91 – 109.
11. Артющик В.Д., Гусаков А.Г., Тихонов А.И. Развитие авиационной промышленности Российской Федерации в условиях импортозамещения // Московский экономический журнал. 2016. №3. С. 46.
12. Силантьева Е.А., Тихонов А.И. Ключевые аспекты инновационного развития предприятий обороннопромышленного комплекса // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. №2. С. 195 – 199.
13. Фетисов В.С., Неугодникова Л.М. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние. Уфа: Фотон. 2014. 156 с.
14. Беляев В.А. БПЛА: первое знакомство // Авиация и время. 2008. №2. С. 28 – 32.