В.А. ПОПОВ
Беспилотные летательные аппараты (БЛА) корабельного базирования до настоящего времени не получили такого широкого распространения, как БЛА сухопутного базирования. Только в последние годы активность в этой сфере возросла и приобрела реальные основы в виде ряда успешно реализуемых проектов БЛА самолетного и вертолетного типа, использующих корабельное базирование и предназначенных для решения разведывательных и других видов задач в интересах военно-морских сил.
Первые попытки использовать дистанционно пилотируемые летательные аппараты с палуб военных кораблей предпринимались около 50 лет назад, когда ВМС США впервые произвели посадку опытного образца беспилотного противолодочного вертолета QH-50 на эсминец "Хейзелвуд", положив начало применению беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа на кораблях в открытом море. Беспилотный вертолет QH-50 представлял собой радиоуправляемый летательный аппарат, способный нести торпеды Mk-44 или глубинную ядерную бомбу Mk-17, которые применялись по целеуказанию от
корабельной гидроакустической станции. Таким образом, он позволял вести борьбу с подводными лодками на больших расстояниях от корабляносителя. Однако беспилотный вертолет QH-50 был несовершенен, и его применение характеризовалось высоким уровнем потерь, поэтому в 1970 г. он был снят с вооружения.
За последующие 40 лет многие проекты морских беспилотных вертолетов также кончились провалом, в том числе проекты таких фирм, как американская Белл Хеликоптер (проект "Игл Ай"), канадская Бомбардье (проект CL-327 "Гардиан"), израильская Изрейел Аэроспейс Индастриз (проект "Хеллстар") и немецкая Дорнье (проект Seamos).
В этот же период на вооружение были приняты разнообразные БЛА сухопутного базирования для ведения тактической или стратегической разведки и наблюдения на суше, вдоль побережья и даже на море. Наряду с этим специалисты ВМС многих стран подтверждали операционную привлекательность БЛА корабельного базирования, причем не только для выполнения задач разведки, но и задач охранения кораблей и радиоэлектронной борьбы.
Из БЛА самолетного типа, рассчитанных на запуск с земли, нашедших применение на флоте, следует отметить разработанный фирмой Изрейел Аэроспейс Индастриз беспилотник "Пионер", который был в 1986 г. принят на вооружение ВМС США, получив обозначение RQ-2. Аппаратами этой модели оснащались линкоры типа "Айова", а затем и универсальные десантные корабли. Во время первой войны в Персидском заливе (1991 г.) они высоко зарекомендовали себя на линкорах "Миссури" и "Висконсин" как радиоуправляемое средство целеуказания корабельной артиллерии и оценки степени поражения целей в пределах радиогоризонта (30 км), в том числе путем ретрансляции видеоизображений района целей в реальном времени. Однако БЛА "Пионер" нуждался в ракетном ускорителе при взлете, а его посадка производилась на воду (затем его поднимали на борт сетью). В силу этого, а также слишком малых величин радиуса действия и полезной нагрузки, он был снят с вооружения в 2003 г.
Среди корабельных БЛА аппараты самолетного типа остаются серьезными конкурентами БЛА с вертикальным взлетом и посадкой – вертолетного типа. Об этом свидетельствует успех аппарата "Скан Игл" и его преемника "Интегрейтор", разработанных фирмой Инситу – дочерним предприятием компании Боинг. БЛА "Интегрейтор" развивается в рамках программы "Малый тактический беспилотный авиационный комплекс" (Small Tactical Unmanned Air System – STUAS).
Бесспорным преимуществом БЛА вертолетного типа с точки зрения корабельного базирования является сравнительная простота адаптации к палубам и корабельному оборудованию, учитывая, что многие корабли рассчитаны на применение пилотируемых вертолетов. БЛА вертолетного типа могут легко перебазироваться с одного корабля на другой, также как и совершать посадки на неподготовленные участки на суше.
Вместе с тем быстрому практическому внедрению БЛА корабельного базирования препятствует ряд проблем технического, эмоционального, концептуального и экономического свойства. В перечне технических проблем выделяются следующие. Во-первых, проблемы комплексирования с другими техническими системами и средствами с точки зрения управления всем боевым комплексом и обмена текущей разведывательной информацией между компонентами систем на различных этапах боевого функционирования. В частности, необходимо обеспечивать управление воздушным движением в районе ответственности, сопряжение каналов цифровой радиосвязи и информационное сопряжение бортовых средств наблюдения БЛА с боевой информационно-управляющей системой корабля. Сюда же относится проблема дефицита пропускной способности каналов связи и передачи данных. Во-вторых, проблемы обеспечения достаточных уровней эксплуатационной надежности, в том числе отягощенные наличием сложных внешних условий эксплуатации. В-третьих, проблемы обеспечения надежности и безопасности взлета и посадки БЛА. В-четвертых, проблемы обеспечения требуемых военными заказчиками уровней тактико-технических характеристик, в том числе радиуса действия, продолжительности полета и массы полезной нагрузки.
Последние особенно остро стоят для вариантов БЛА с вертикальным взлетом и посадкой на фоне существующего достигнутого уровня массогабаритных характеристик средств бортового специального оборудования.
Наряду с этим, с учетом потенциальных операционных преимуществ, разработки и летные исследования в области БЛА корабельного базирования продолжаются. Наибольшую значимость имеют БЛА на основе летательных аппаратов, обеспечивающих вертикальный взлет и посадку, - вертолетов. В имеющихся разработках используются беспилотные вертолеты, созданные как на основе изначально пилотируемых прототипов, так и на основе аппаратов, созданных с нуля как беспилотные. Второй подход позволяет создавать более компактные и легкие машины.
Развертывание БЛА корабельного базирования расширяет возможности скоординированной морской разведки и наблюдения и позволяет военно-морским силам проводить операции по разведке и патрулированию при существенно более низких затратах, поскольку цена беспилотных систем и полезной нагрузки, которой они оснащаются, становится все более приемлемой.
Лидерство в использовании корабельных БЛА в течение последнего десятилетия имеют ВМС США, которые использовали такие БЛА достаточно широко: в районе Аравийского моря в целях контроля за действиями иранских военноморских сил; противодействия террористическим угрозам судоходству, в том числе путем выявления и отслеживания возможных перемещений сомалийских пиратов в Индийском океане, а также наркотрафиков в Карибском бассейне, в целом решая задачу обеспечения безопасности коммерческого судоходства в западной части Тихого океана и других районах мира.
Почти все фрегаты и эсминцы, находящиеся в настоящее время в эксплуатации, а также множество меньших надводных кораблей и морских патрульных судов имеют достаточное палубное пространство, дающее потенциальную возможность для работы с БЛА самолетного или вертолетного типов. Количество разновидностей палубных БЛА, предлагаемых промышленностью, относительно невелико по сравнению с БЛА наземного базирования, и только несколько типов палубных БЛА состоят в настоящее время на вооружении или проходят испытания на западных флотах. Эти аппараты продемонстрировали значительные оперативные возможности, и на них имеется высокий спрос.
БЛА "Скан Игл" является одним из успешных беспилотников самолетного типа. По данным статистики, ни у одного из палубных БЛА не зарегистрировано такого количества летных часов, как у БЛА "Скан Игл", разработанного и произведенного дочерней компанией концерна Боинг Инситу. Интегральный боевой налет этого небольшого БЛА самолетного типа превысил 600 000 летных часов, из которых 23 000 летных часов – при запусках с палубы корабля. К настоящему времени (по состоянию на 2012 г.) этот БЛА включен в состав вооружения около 24 кораблей различных классов, и их количество продолжает расти. Габаритные размеры БЛА "Скан Игл" составляют: длина – 1,37 м, размах крыльев 3,11 м; максимальная взлетная масса – 20 кг. БЛА "Скан Игл" может достигать максимальной высоты полета около 5900 м и оставаться на оперативной позиции в течение 24 ч (рис. 1 - 3).
Рис. 1. Легкий БЛА "Скан Игл" на летной палубе десантного корабля-дока Gunstone Hall после сертификационного полета над Атлантикой 6 сентября 2012 г.
Рис.
3. Возвращение БЛА "Скан Игл" на корабль
БЛА "Скан Игл" принят на вооружение ВМС США в 2005 г. Начиная с 2008 г. "Скан Игл" также совершал полеты с палубы фрегатов класса "Галифакс" и судов береговой охраны класса "Кингстон" Королевских ВМС Канады, фрегатов класса "Формидабл" ("Грозный") и посадочной платформы-дока класса "Индуранс" ("Выносливый") ВМС Республики Сингапур, а также фрегата "Сатерленд" Тип 23 Королевских ВМС Великобритании. В начале 2012 г. этот БЛА был принят на борт фрегатов Королевских ВМС Канады "Шарлоттаун" во время их развертывания в Средиземном море в рамках проведения операции "Энергичные усилия" (Active Endeavour), а также корабля Королевских ВМС Канады "Риджайна" при развертывании в Аравийском море. Компанией Инситу также подписан контракт с министерством обороны Нидерландов о развертывании БЛА на фрегатах Королевских ВМС. У фирмы также имеются и другие заказчики для обеспечения работы в пределах зоны стран НАТО и района Тихого океана. Интерес к этому БЛА проявляет Служба береговой охраны США, планируя проведение контрольных испытаний при запусках с катеров Службы национальной безопасности класса Stratton Legend. Служба береговой охраны США ведет поиск альтернативного БЛА, поскольку она прекратила финансирование конвертоплана вертикального взлета и посадки "Игл Ай" компании Белл Боинг.
Типовая беспилотная система "Скан Игл" включает оборудование катапультного запуска, подсистему наземной эксплуатации, наземный пункт управления, при этом количество используемых БЛА будет варьироваться в зависимости от операционных требований заказчика, интенсивности использования и ежедневного или ежемесячного налета. Компания Инситу инвестирует средства в исследования и разработки, чтобы улучшить характеристики средств наблюдения, разведки и целеуказания БЛА "Скан Игл", а также повысить его надежность. Что касается полезной нагрузки, компания интегрировала свои оптико-электронный датчик и систему автоматического распознавания целей и слежения за морскими судами со средневолновым инфракрасным датчиком для обеспечения улучшенных возможностей при работе в дневных и ночных условиях. Для БЛА разработан ряд новых полезных нагрузок, в том числе обеспечивающих обмен информацией в реальном времени. Модульная идеология конструкции БЛА "Скан Игл" позволяет ВМС формировать необходимые варианты полезных нагрузок для выполнения различных боевых задач.
Компания большое значение придает повышению надежности БЛА. Многие контракты по продаже целевой аппаратуры являются контрактами с сервисным обслуживанием, поэтому риски, связанные с ее надежностью, лежат на компании- поставщике. Таким образом, у компании есть мотивация для вложения средств и постоянного повышения надежности. По данным компании Инситу, надежность БЛА "Скан Игл" была подтверждена в ходе развертывания на борту эсминца ВМС США "Мэхэн" класса Арли Берк, с борта которого было совершено наибольшее число вылетов, при этом не был потерян ни один БЛА, не было ни одного отказа и это при реализации высокой интенсивности выполнения боевых задач.
Компания Инситу осуществила испытания (2,5-часовой демонстрационный полет) БЛА "Скан Игл" с двигателем, работающим на водородном топливе. Двигатель рассматривается в качестве следующего эволюционного решения силовой установки для малогабаритных БЛА как палубного, так и наземного базирования. В этой работе компания Инситу сотрудничала с компанией Юнайтед Текнолоджиз Пауэр и Научноисследовательской лабораторией ВМС США при создании силового модуля на 1500 Вт (2 л.с.), встроенного в состав двигательной установки БЛА "Скан Игл".
Кроме боевых возможностей БЛА "Скан Игл", компания Инситу также отмечает потребность небольшой эксплуатационной зоны для запуска и восстановления БЛА. "Это то, что делает БЛА "Скан Игл" уникальным и устанавливает глобальный стандарт на БЛА. Многие компании используют сети, которые занимают много места на палубе и требуют наведения летательного аппарата на корабль, что составляет риск для корабля. БЛА "Скан Игл" летает по параллельной к вектору корабля траектории, обслуживается вне корабля и никогда не подвергает корабль опасности. В этом компания Инситу определяет конкурентные преимущества своего БЛА.
В 2010 г. AAI Корпорэйшн компании Текстон Системз провела недельные полеты малогабаритного БЛА "Аэрозонд" Mk 4.7 при запусках с палубы морской испытательной лаборатории "Стилетто" Департамента обороны США, оборудованной для выполнения демонстрационных полетов палубных систем. БЛА "Аэрозонд" Mk 4.7 большой продолжительности полета предназначен для ведения наблюдения, разведки и целеуказания с использованием комбинированных ТВ/ИК-сенсоров и одновременном осуществлении связи в пределах прямой видимости. В январе 2012 г. на симпозиуме Ассоциации надводного флота в Вашингтоне (округ Колумбия) компания AAI Корпорэйшн представила новую двигательную установку, которая позволяет БЛА Mk 4.7 нести более тяжелую полезную нагрузку.
Оснащенный меньшей полезной нагрузкой, самолетный БЛА имеет рабочий ресурс полета около 16 ч; с 15-фунтовой (6,8 кг) полезной нагрузкой на борту БЛА Mk 4.7 может работать от 10 до 15 ч. Кроме двигателя в новый вариант БЛА также вносятся изменения в конструкциюкрыла и производится оснащение аппаратурой передачи данных "Дэйтд Линкс" как внутри, так и снаружи, в верхней хвостовой части фюзеляжа.
Размещение
аппаратуры передачи данных "Дэйтд Линкс" в хвостовой части платформы обеспечивает
лучшее охлаждение, а также повышает устойчивость и прочность БЛА Mk 4.7 во время
возвращения на корабль с использованием специальной сети (рис. 4).
Рис. 4. БЛА "Аэрозонд" Mk 4.7
В марте прошлого года Департамент обороны США выдал контракты компаниям AAI Корпорэйшн, Инситу и CSC на поставку в неуказанных объемах и количествах БЛА наблюдения, разведки и целеуказания на сумму 874 млн долл. Корпорация AAI и компания Инситу имеют право участвовать в конкурсе по созданию БЛА как морского, так и наземного базирования, обеспечивающих выполнение боевых задач в течение 10 ч плюс время полета после запуска к месту выполнения боевой задачи и время возвращения в точку базирования. ВМС США отвечают за выполнение боевой задачи всей системой, принимая решения, когда и куда лететь самолетам.
В США разрабатывается БЛА "Предейтор" в варианте корабельного базирования (рис. 5).
Американская
компания Дженерал Атомикс, разработчик одного из распространенных БЛА "Предейтор",
планирует разработать модификацию этого БЛА для базирования на авианосцах.
Планы создания нового варианта разведывательного БЛА "Предейтор" C поддерживаются
ВМС США. По планам, этот БЛА должен взлетать с палубы авианосца и садиться на
нее, и он рассматривается как альтернатива перспективному беспилотному самолету
Broad Area Maritime Surveillance, который должен быть создан к 2015 г. По оценкам,
по сравнению с базовым вариантом конструктивные доработки аппарата будут
включать усиление фюзеляжа БЛА, оснащение тормозным гаком и буксировочным
механизмом.
Рис.
5. БЛА "Предейтор"
ВМС США намерены в перспективе развернуть палубные ударно-разведывательные БЛА UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike). Перспективным американским аппаратом такого класса является БЛА X-47B корпорации Нортроп Грумман, который представляется сегодня наиболее продвинутым проектом опытного БЛА. По данным издания "Флайт Глобал" со ссылкой на начальника штаба ВМС США, БЛА палубного базирования подобного типа должны быть приняты на вооружение флота не позднее 2018 г. Требование о закупке беспилотных ударно-разведывательных летательных аппаратов-невидимок палубного базирования (UCLASS) выдвинуто ВМС США в прошлом году. Однако беспилотным аппаратам еще предстоит доказать, что они способны эффективно действовать с палуб авианосцев. Компания Нортроп Грумман в течение трех лет намеревается провести соответствующие испытания БЛА X-47B. В ходе испытаний специалисты должны будут убедиться в электромагнитной совместимости БЛА и корабля, в том числе на этапе управления БЛА, совершающего посадку на палубу.
Кроме того, ВМС США финансируют многомиллиардную программу строительства порядка 260 палубных истребителей-бомбардировщиков F-35C компании Локхид Мартин, которая не рассматривается как альтернатива проекта беспилотного ударноазведывательного БЛА палубного базирования. Ожидается, что за право производства таких БЛА для ВМС США будут сражаться несколько компаний, в том числе Нортроп Грумман (БЛА X-47), Локхид Мартин (БЛА RQ-170), Дженерал Атомикс Аэронотикал Системз (БЛА "Си Эвенджер") и Боинг (БЛА неизвестен).
Одной из проблем создания БЛА самолетного типа при палубном базировании является обеспечение безопасной посадки. Например, израильская компания Миофе Аэро Инжиниринг предлагает технологию посадки БЛА самолетного типа на палубу корабля, которая включаетвыпуск летательным аппаратом в полете кабеля, захватываемого специальным приспособлением с корабля и используемого для втягивания БЛА, совершающего посадочный маневр на палубу.
Разработчики технологии позиционируют ее для обеспечения точечной посадки на палубу кораблей вертолетов и БЛА средней размерности типа MQ-1 "Предейтор", "Гермес-900", "Херон-1".
В то время как БЛА самолетного типа компании Инситу и корпорации AAI требуется специализированное оборудование для запуска и возвращения на борт, винтокрылые БЛА, предлагаемые компаниями Нортроп Грумман и Шибель, могут развертываться с немодифицированной вертолетной палубной площадки, используемой для применения пилотируемых вертолетов.
БЛА вертолетного типа MQ-8B "Файр Скаут" компании Нортроп Грумман создается в рамках программы оснащения боевых кораблей береговой охраны ВМС США (рис. 6). Эти БЛА должны войти в состав средств противолодочной обороны и сил противоминного противодействия.
Первоначальная
демонстрация БЛА "Файр Скаут" была осуществлена в качестве средства
противодействия контрабандистам в Мексиканском заливе. ВМС США планируют
закупить 168 БЛА "Файр Скаут". В настоящее время корпорация Нортроп
Грумман выполняет пятый контракт на начальное серийное производство с малым темпом
выпуска БЛА MQ-8B, который обеспечит ВМС США еще тремя беспилотными системами,
пунктом управления и обеспечивающим оборудованием. Таким образом, общее
количество беспилотных систем, которые будут поставлены для ВМС США, возрастет
до 31.
Рис.
6. БЛА MQ-8B "Файр Скаут"
БЛА "Файр Скаут" оснащается газотурбинным двигателем 250-C20W компании Роллс-Ройс.
БЛА имеет увеличенный запас топлива и максимальный взлетный вес около 1428 кг. Продолжительность полета на дальности 110 морских миль (203,72 км) составляет более 5 ч, полезная нагрузка – от 90 до (максимально) 272 кг.
Основной полезной нагрузкой являются ТВ/тепловизионная система переднего обзора, лазерный дальномер/целеуказатель AN/AAQ-22D Brite Scar II. Оптико-электронный ТВ-датчик способен осуществлять передачу видеоизображения в реальном времени. Кроме этого в состав полезной нагрузки БЛА "Файр Скаут" могут входить коммуникационные системы, радиолокационные датчики и системы обнаружения мин.
Имеется возможность передачи полноценного видеоизображения различным потребителям, в том числе на другой самолет либо другой потребитель.
Ретранслятор БЛА "Файр Скаут" позволяет расширить горизонт коммуникационной связи кораблей, позволяя командирам кораблей осуществлять связь и обмен данными, которая ранее была невозможна без использования систем спутниковой связи.
За последний год компания Нортроп Грумман получила практический опыт использования своих систем в операциях на море и в Афганистане.
Компанией реализованы мероприятия по повышению надежности системы, позволившие достичь к настоящему времени уровня налета более 5000 летных часов по состоянию на прошлый год. Более 600 летных часов были зарегистрированы на борту фрегатов ВМС США. Операционная часть летных часов в настоящее время составляет 90% от общего времени налета БЛА "Файр Скаут".
Вместе с тем опытная эксплуатация БЛА на фрегатах "Макинерни" и "Хэлибертон" выявила ряд системных дефектов, которые не позволяют принять его на вооружение в широких масштабах. Такой вывод был сделан в декабре 2011 г. в отчете начальника управления эксплуатационных испытаний аппарата министра обороны США, где отмечается, что задержка с флотскими испытаниями БЛА "Файр Скаут", которые должны были начаться в июне 2009 г., вызвана низкой надежностью, излишней осторожностью, "боязнью" плохой погоды и недостаточными функциональными возможностями, в частности, не было реализовано одновременное управление двумя БЛА "Файр Скаут" – оно было осуществлено только в сентябре 2011 г.
Эксплуатация на фрегате "Хэлибертон" выявила низкую точность определения координат цели, недостаточную для применения высокоточных боеприпасов, недостаточные уровни надежности и боевой готовности БЛА, а также неудовлетворительные характеристики бортовой аппаратуры передачи данных (недостаточное число рабочих частот, низкая надежность).
Наряду с этим в октябре 2011 г. была осуществлена передача данных в реальном времени с бортовых устройств наблюдения БЛА на индикатор в кабине пилотируемого вертолета MH-60 и на бортовой терминал катера береговой охраны США (US Coast Guard).
В конце 2011 г. командование авиационных систем ВМС США NASA (Naval Air Системз Command) объявило о намерении оснастить БЛА "Файр Скаут" средством поражения – управляемой ракетой APKWS II (диаметром 70 мм) с лазерным наведением, которая разрабатывается фирмой BAE Системз в сотрудничестве с компанией Нортроп Грумман. Работы ведутся для варианта БЛА MQ-8B.
Рассматриваются возможности использования планера пилотируемого вертолета Белл 407 для варианта БЛА MQ-8C, что позволит улучшить характеристики по дальности, максимальной продолжительности полета и полезной нагрузке. Первоначальный контракт Департамента обороны США на новые БЛА вертолетного типа был размещен в апреле 2012 г. Управление военно-морских исследований ВМС США реализует программу по разработке полезной нагрузки для БЛА "Файр Скаут", которая получила название MMSS (Multi-Mode Sensor Seeker) – многорежимный сенсорный обнаружитель, который позволит осуществлять обнаружение пиратов с использованием технологии автоматического распознавания целей, включающей создание баз данных с шаблонами пиратских судов. Эту базу данных предполагается хранить как в памяти БЛА "Файр Скаут", так и на кораблях, что позволит снизить объемы потоковых видеоизображений и данных, передаваемых с платформ операторам. При использовании MMSS операторы будут получать изображение, которое будет обрабатываться с использованием программной технологии автоматического распознавания. Эта технология будет информационно поддерживаться за счет комплексирования информации различных сенсоров, включая камеры с высоким разрешением, средневолновые ИК-датчики, лазерные дальномеры и другие, которые позволят получить трехмерное представление объекта. В настоящее время Управление военно-морских исследований использует турель с 7-дюймовой (17,78 см) сферой Brite Star II, размещенной в нижней части фюзеляжа БЛА "Файр Скаут". Управление изъяло лазеры из сенсора Brite Star II и разместило их над шаром, в конфигурации, подобной той, которая используется в перспективной системе целеуказания с использованием контейнера Advanced Targeting Forward-Looking IR pod компании Рейтеон. Это позволяет получить огромное преимущество модульности конструкции. Одной из проблем разработки являются характеристики лазерного датчика (в настоящее время компании BAE Системз). Он крепится на универсальном подвесе за пределами шара турели, что упрощает вопросы его совершенствования, а также облегчается проблема теплоотвода в турели. Теплоотвод в этом случае осуществляется за пределами шара турели.
Комплексированием систем компаний BAE Системз, FLIR и Управления военно-морских исследований занимается компания Рейтеон, которая отвечает за интеграцию компонентов, а также Университет штата Юта, ответственный за проведение летных испытаний на борту пилотируемого вертолета. Во время летных испытаний планируется проведение оценки функционирования против группы в составе до семи небольших судов на военноморском полигоне у побережья Калифорнии. До сих пор проводились летные испытания на вибрацию, и к настоящему времени получено большое количество наземных изображений на военно-морской базе испытаний авиационного оружия в Чайна-Лейк, шт. Калифорния.
ВМС США продолжают совершенствовать БЛА "Файр Скаут". В апреле прошлого года они выдали фирме Нортроп Грумман заказ на следующую модель беспилотника, MQ-8C. Контракт на сумму в 262 млн долл. предусматривает разработку и изготовление в сжатый срок восьми единиц MQ-8C, две из которых будут опытными образцами для испытаний, а остальные шесть составят установочную партию. Эта работа, включая испытания, должна быть выполнена за 26 мес. Вообще в планы ВМС входит производство 28 разведывательных автономно функционирующих вертолетов MQ-8C. Прообразом MQ-8C служит "Файр-экс" – плод сотрудничества фирмы Нортроп Грумман и Белл Хеликоптер. Новая модель БЛА "Файр Скаут" будет попрежнему иметь один двигатель и четырехлопастный несущий винт, но ее максимальная полезная нагрузка возрастет до 1360 кг, а максимальная продолжительность полета превысит 14 ч.
Следует отметить, что наряду с программой "Файр Скаут" ВМС США в 2011 г. объявляли программу "Морской беспилотный авиационный комплекс средней дальности" (Medium-Range Maritime Unmanned Air System, MRMUAS), которую в начале 2012 г. прекратили по соображениям экономии.
БЛА "Камкоптер" S-100 является разработкой австрийской фирмы Шибель Груп. Европейский корабельный БЛА "Камкоптер" S-100 имеет намного меньшие размеры и массу по сравнению с БЛА "Файр Скаут". Модель S-100 "Камкоптер" представляет собой многоцелевой винтокрылый БЛА, спроектированный с учетом новых требований к морским БЛА. Разработчик провел широкий круг корабельных испытаний и показательных полетов в морских условиях для ВМС разных стран, что принесло ему ряд заказов. БЛА "Камкоптер" уже находится в серийном производстве, причем не только для морских, но и для сухопутных операций.
Компания Шибель осуществляет маркетинг своего беспилотного вертолета в качестве платформы наблюдения, разведки и целеуказания. В прошлом году БЛА S-100 стал первым беспилотным вертолетом, совершившим полеты с итальянскихвоенных кораблей. Полеты проводились с фрегата ВМС Италии "Берсальере" класса "Артильере" (типа "Сольдати"). В ходе этих полетов БЛА S-100 продемонстрировал функционирование в морских условиях от трех до четырех часов при скорости ветра до 25 морских миль в час (46,3 км/ч). В качестве полезной нагрузки использовалась платформа "Вескам" MX-10, осуществлявшая передачу изображений высокой четкости в реальном времени на наземную станцию управления в течение 4,5 ч полетного времени.
Масса пустого БЛА S-100 составляет 110 кг, максимальная взлетная масса (включая топливо) – 200 кг, диаметр несущего винта – 3,4 м (у БЛА "Файр Скаут" MQ-8B максимальная масса – 1428 кг, диаметр винта – 8,4 м). Масса типичной полезной нагрузки составляет около 50 кг, что соответствует возможности, как правило, одновременно нести более одной полезной нагрузки в любой момент времени. Беспилотный вертолет имеет длину 3,1 м, высоту 1,12 м и ширину 1,24 м и очень мало изменился с момента его создания.
Единственным
изменением внешней конфигурации стало увеличение длины тележки шасси для того,
чтобы БЛА мог нести увеличенную полезную нагрузку (рис. 7).
Рис.
7. Беспилотный вертолет "Камкоптер" S-100
БЛА S-100 является полностью автономным, имеет инерциальные навигационные системы, а также систему глобального позиционирования GPS. БЛА приводится в движение двигателем Ванкеля (роторно-поршневым двигателем) мощностью 50 л.с.
Максимальная скорость полета составляет 120 морских миль в час (222,24 км/ч), крейсерская скорость (обеспечивающая увеличенное время действия) составляет 55 морских миль в час (101,86 км/ч), БЛА S-100 может оставаться в воздухе в течение приблизительно 6 - 7 ч, используя топливо внутреннего топливного бака. При использовании дополнительных подвесных топливных баков время полета БЛА увеличивается до 10 ч.
Для целевой нагрузки предусмотрены два основных отсека, один вспомогательный отсек (для электронной аппаратуры) и боковые узлы крепления. Главный отсек расположен непосредственнопод валом несущего винта и рассчитан на нагрузку до 50 кг. Среди устройств, которые могут быть устанавливаться на БЛА "Камкоптер", - радиолокатор с синтезированной апертурой PicoSAR фирмы СЕЛЕКС Галилео, различные оптиколектронные комплексы наблюдения на гиростабилизированной поворотной платформе. В качестве последней возможно использование, например, модели MX-10, разработанной подразделением "Вескам" компании L-3 Коммьюникейшнз, модель AGILE 2 (Airborne Gyro-stabilised Infrared Light Equipment – Авиационное гиростабилизированное легкое ИК-оборудование) компании Талес или модель "Майкростар-II" фирмы Флир Системз. Массы этих платформ лежат в интервале 15…25 кг.
Размещение платформы "Вескам" MX-10, имеющей увеличенные размеры по сравнению с другими системами, потребовало увеличения размеров шасси. Например, БЛА может летать с оптическим, ИК-оборудованием и РЛС одновременно, предоставляя значительные возможности, бóльшие, чем могут обеспечить большинство тактических БЛА. БЛА S-100 оборудован современными оптико-электронными и ИК сенсорными датчиками, дополнительные полезные нагрузки включают интегрированные оптические прожекторы, акустические системы (громкоговорители), канаты и/или сбрасываемые сетевые контейнеры и радиолокатор с синтезированной апертурой. Ведется также работа в гражданской области с целью включения в состав его оборудования легкого лазерного дальномере и магнитометра компании Ригл.
Функционирование БЛА S-100 обеспечивается командой в составе двух человек: оператора программ, задающего маршрут полета и контролирующего полет, и оператора полезной нагрузки, который управляет системами целевой нагрузки и отслеживает изображения, полученные от сенсорных датчиков, а также ретранслирует полученную информацию.
По данным разработчика, вертолет не нуждается в швартовочном оборудовании палубы и способен садиться на нее при волнении до 5 баллов включительно. Но требуется установка на палубе инерциального измерительного устройства, которое отслеживает движения корабля и передает измеренные данные в реальном времени на пункт управления и БЛА. Система управления обеспечивает посадку на стандартную палубную решетку диаметром 2,75 м, применяемую в НАТО.
Рекламируя свой БЛА, фирма Шибель подчеркивает две его особенности – меньшую трудоемкость внедрения на корабле и низкую совокупную стоимость владения по сравнению с более крупными беспилотными вертолетами, разрабатываемыми другими фирмами. Так, для его эксплуатации на корабле, как правило, достаточно трех человек. В отличие от компании Нортроп Грумман с ее БЛА вертолетного типа "Файр Скаут", компания Шибель не намерена оснащать вооружением БЛА S-100. БЛА S-100 был разработан как платформа для ведения разведки и мониторинга окружающей среды, поэтому испытания БЛА с применением оружия, по заявлениям компании Шибель, не планируются и не будут проводиться в будущем.
В последние годы с БЛА "Камкоптер" познакомились ВМС ряда стран. Так, в октябре 2007 г. он проходил летные испытания в Индии на океанском патрульном корабле "Суджата", в марте 2008 г. – в Пакистане на фрегате типа 21, а в апреле 2008 г. – у берега Африки на борту патрульного корабля "Рио Мино" Гражданской гвардии Испании. В середине того же года ВМС Германии провели трехнедельный цикл летных испытаний БЛА на борту корвета типа K130 в Балтийском море. При этом скорость ветра относительно палубы достигала 20 м/с, а угол крена – 8° и выше. Было выполнено более 130 взлетов при полной массе аппарата до 190 кг.
ВМС Франции проводили цикл испытаний БЛА "Камкоптер", начиная с 2008 г. В ноябре 2011 г. испытания проводились на борту океанского патрульного корабля "Л’Адруа" типа "Говинд" в Бискайском заливе. За четыре дня было успешно выполнено 11 полетов и 89 посадок на палубу. Так начались приемочные испытания БЛА "Камкоптер" в качестве палубного летательного аппарата для корабля "Л’Адруа", построенного DCNS на собственные средства (под названием "Эрмес") и переданного в октябре 2011 г. французскому военному флоту для трехлетней опытной эксплуатации. Испытания БЛА "Камкоптер" проводили специалисты DCNS по поручению Главного управления вооружений Франции (Direction Générale de L’armement). Их последний этап прошел 2 - 3 мая 2012 г., после чего БЛА "Камкоптер" был официально включен в число боевых и технических средств "Л’Адруа" и получил французское название − "Серваль". На нем применяются оптико-электронные комплексы наблюдения на платформах AGILE 2 и MX-10.
Приобретение БЛА "Камкоптер" Францией рассматривается фирмой Шибель как крупный успех.
По данным фирмы Шибель, ее беспилотник доказал свою пригодность к эксплуатации на судах 14 типов. Последний пример – испытательные полеты в апреле 2012 г. с итальянского фрегата "Берсальере" типа "Сольдати". Полеты проводились при волнении 3 - 4 балла и скорости ветра до 13 м/с. Оператор пункта управления наблюдал телевизионное изображение высокой четкости с бортового комплекса наблюдения БЛА на платформе MX-10. Время наблюдения превышало 4 ч.
Фирма продолжает совершенствовать свой БЛА в интересах военно-морского применения. Вкачестве альтернативы двигателю Ванкеля, для которого нужен авиационный бензин, ею спроектирован двигатель, работающий на стандартном авиационном керосине. Первое летное испытание нового двигателя состоялось в марте 2012 г. на полигоне фирмы в Винер-Нойштадте. Его сертификацию планируется завершить к концу года.
Несмотря на то, что большинство потенциальных заказчиков БЛА "Камкоптер" проявляет интерес к разведывательному варианту оптического и ИК-диапазона, фирма Шибель продолжает работу по варианту БЛА с бортовым радиолокатором PicoSAR, в сотрудничестве с фирмой СЕЛЕКС Галилео. Изучается возможность установки на "Камкоптер" средств радиоэлектронного подавления и радиоэлектронной разведки. По этим направлениям фирма Шибель взаимодействует с компаниями Рафаэль и Элеттроника соответственно.
На появившейся фотографии фрегата ВМС НОАК Zhoushan класса Jiangkai II (тип 054A), осуществляющего запуск БЛА вертолетного типа, имеющего сходство с БЛА "Комкоптер", по данным компании Шибель, изображен не БЛА S-100. Компания не продавала лицензии на производство БЛА в Китае, хотя это обстоятельство не дает полной гарантии от появления китайских копий или имитаций этого БЛА.
В ближайшее время следует ожидать появления новых БЛА корабельного базирования − "Скелдар" и "Пеликано" европейской разработки.
Уже семь лет компания SAAB работает над морским вариантом V-200M винтокрылого аппарата "Скелдар", предназначенным для тех же задач, что "Камкоптер". В мае 2011 г. V-200M прошел первый цикл корабельных испытаний, совершив 15 полетов с ледокола "Атле" в Балтийском море. "Скелдар" способен находиться в воздухе 5 - 7 ч. Его максимальная взлетная масса составляет 220 кг, а максимальная полезная нагрузка – 40 кг. БЛА отличается высокой степенью автономности, кроме того, обеспечивается управление с использованием удаленного интерфейса пользователя. Ведется комплексирование пункта управления БЛА с корабельной боевой информационно-управляющей системой 9LV (вариант Mk 4), ранее созданной фирмой SAAB. Морской вариант этого БЛА снабжен двигателем фирмы Хирт Моторз, работающим на обычном топливе для газотурбинных двигателей. По сообщению фирмы SAAB, летные испытания двигателя ведутся на нескольких экземплярах беспилотника в соответствии с планом.
Идут
летные испытания и других устройств, причем не только в Швеции, но и в
Германии. Одновременно совершенствуются функции и состав системы управления,
разрабатывается комплексная система материально-технического обеспечения (рис.
8).
Рис.
8. Посадка морского варианта V-200М беспилотника "Скелдар" при
корабельных испытаниях в мае 2011 г.
В апреле 2012 г. совершил первый полет винтокрылый БЛА "Пеликано" испанской фирмы Индра, в основу которого положен БЛА APID шведской фирмы КибАэро. Испытание включало передачу на землю в реальном времени изображений, полученных в видимом диапазоне. До конца года планировался полет с корабля. На БЛА "Пеликано" предусматривается размещение разнообразного целевого оборудования, включая теле- и тепловизионные камеры, радиолокатор с синтезированной апертурой, средства радиоэлектронной борьбы и т. д. Взлет и посадка реализуются в автоматическом режиме. По словам представителей фирмы, автоматическая посадка на корабль возможна в самых неблагоприятных метеоусловиях. БЛА может быть оснащен двигателем, работающим на стандартном авиационном топливе. Максимальная продолжительность полета – 6 ч.
Беспилотный вертолет А160 "Хаммин-гберд" фирмы Боинг создан на основе уникальной технологии, обеспечивающей большую продолжительность полета. Этап разработки БЛА длился достаточно долго, и сейчас БЛА рассматривается как готовый к развертыванию (рис. 9). Беспилотный вертолет А160 "Хаммингберд" был спроктирован и разработан американской фирмой Фронтье Системз в рамках контракта, заключенного с Управлением DARPA в 1998 г., на демонстрацию перспективной технологии малозаметного разведывательного беспилотного вертолета с продолжительностью полета до 48 ч, т.е. значительно превышающей продолжительность полета обычных вертолетов.
БЛА
должен быть способным совершать полет на высоте более 9000 м, т.е. примерно на
3000 м выше, чем обычные вертолеты, и нести полезную нагрузку массой 1130 кг.
Рис.
9. Беспилотный вертолет А160 "Хаммингберд"
Для достижения этих целей фирма Фронтье Системз решила использовать новую систему несущих винтов с числом оборотов, соответствующим полетным условиям, массе ЛА и его крейсерской скорости. Оптимальное число оборотов несущего винта может меняться от 140 до 350 оборотов в минуту, что обеспечивает более высокий КПД по топливу и, следовательно, большую продолжительность полета. Для уменьшения вибрации в конструкции используется жесткий винт.
Первоначально DARPA заказало три беспилотных вертолета А 160 "Хаммингберд". Целью была демонстрация способности БЛА совершать полет продолжительностью 24 - 36 ч, нести полезную нагрузку массой 136 кг, а также иметь крейсерский и статический потолок 4500 м и дальность полета без дозаправки 4630 км. Первый полет опытного образца состоялся 29 января 2002 г. Опытный образец БЛА А160 разбился в результате грубой посадки в самом начале летных испытаний. Позже он был восстановлен с четырехлопастным несущим винтом вместо первоначального трехлопастного, а следующие два БЛА уже с самого начала были изготовлены с четырехлопастным несущим винтом. Первый полет второго БЛА состоялся в ноябре 2002 г., заним последовал первый полет третьего БЛА, который вскоре также разбился. В сентябре 2003 г. фирма Фронтье получила контракт на проектирование, производство и испытание четырех дополнительных БЛА А160.
Беспилотный вертолет А160 имеет обтекаемый конусообразный фюзеляж длиной 10,6 м, внутри которого расположен двигатель, в отличие от большинства обычных вертолетов, у которых двигатель установлен над фюзеляжем.
Двухлопастный рулевой винт расположен в левой хвостовой части фюзеляжа, а на нижней части подфюзеляжного киля установлено шасси с хвостовым колесом. Убирающееся колесное шасси позволяет уменьшить лобовое сопротивление и придать БЛА обтекаемую форму. Четырехлопастный несущий винт имеет диаметр 11 м, втулка винта закрыта сверху обтекателем для улучшения аэродинамики. Обтекаемая форма обеспечивает максимальную скорость 259 км/ч.
Для снижения массы БЛА изготовлен в основном из композиционных материалов. Масса пустого БЛА составляет порядка 900 кг, а максимальная взлетная масса, равная 2270 кг, позволяет нести большой запас топлива и полезную нагрузку в виде различных датчиков. Первоначальный вариант БЛА А160 мог нести до 450 кг оборудования в носовом отсеке, конфигурация которого могла быть изменена для размещения различных датчиков. Была также обеспечена возможность размещения ТВ/ИК-датчика в турели, расположенной под передней частью фюзеляжа.
В мае 2004 г. фирма Боинг приобрела компанию Фронтье, вследствие чего завод фирмы в Ирвине (шт. Калифорния) превратился в центр исследования концепций перспективных беспилотных систем отделения Фантом Уоркс фирмы Боинг. К тому времени было построено три беспилотных вертолета А160 и начато производство четвертого БЛА. Фирма Боинг возобновила летные испытания БЛА в сентябре 2004 г. Отделению Фантом Уоркс было поручено завершить разработку БЛА А160 и передать его отделению Боинг Интигрейтид Дифенс Системз для серийного производства. Были продолжены испытательные полеты для демонстрации продолжительности полета БЛА. К 2005 г. было проведено 32 летных испытания БЛА А160, а общий налет БЛА составил 58 ч. DARPA заказало восемь БЛА, а командование авиационных систем – десять БЛА. В августе 2005 г. центр боевого применения авиации ВМС заключил с фирмой Фронтье Системз контракт на сумму 50 млн долл. на оценку возможности военного применения БЛА вертикального взлета/посадки большой дальности, способного нести различную полезную нагрузку. Позже интерес ВМС к БЛА А160 ослаб, в результате ВМС приобрели не 10 БЛА, как первоначально планировалось, а четыре БЛА "Мейврик". Двигатель фирмы Субару вскоре был заменен турбовальным газотурбинным двигателем PW207D фирмы Пратт - Уитни, после установки которого БЛА получил обозначение А160Т. Первый полет первого БЛА А160Т состоялся в 2007 г. В ходе испытаний были продемонстрированы продолжительность полета 8 ч с полезной нагрузкой массой 450 кг и 12 ч с полезной нагрузкой массой 227 кг, при этом имитировался разведывательный полет с различными датчиками на борту. В 2008 г. по программе БЛА "Хаммингберд" в ходе испытаний на испытательном полигоне Юма БЛА продемонстрировал способность висеть вне зоны влияния земли на высоте около 6100 м, также БЛА А160Т совершил полет продолжительностью 18,7 ч, который является самым продолжительным полетом без дозаправки, когда-либо выполнявшимся винтокрылым ЛА.
К концу 2008 г. БЛА А160Т практически достиг требуемого уровня технологии, что позволило DARPA начать подготовку к передаче руководства программой отдельным видам вооруженных сил. Было построено 10 опытных образцов БЛА в рамках контрактов, заключенных DARPA, Командованием специальных операций ВС (SOCOM) и Управлением прикладных авиационных технологий армии США. В 2009 г. SOCOM объявило о намерении приобрести 20 БЛА в период с 2011/12 по 2016/17 фин. гг. для использования в качестве разведывательноударных БЛА. В это время БЛА получил военное обозначение YMQ-18A. Однако контракт, вероятно, не был окончательно оформлен, поскольку из заявлений фирмы Боинг в начале 2010 г. следовало, что она все еще ищет первого заказчика. Командование SOCOM предоставляло свои опытные образцы YMQ-18A армии для различных проектов. В основном это были проекты, связанные с разработкой датчиков. SOCOM также объявило о планах развертывания в 2010 г. трех опытных БЛА, оснащенных РЛС FORESTER для обнаружения целей через листву деревьев и датчиком для обнаружения самодельных взрывных устройств. РЛС FORESTER разработана Сиракьюсской исследовательской корпорацией в рамках контракта с управлением связи и радиоэлектроники армии США. Эта РЛС обнаруживает цели через листву деревьев и индикацию движущихся целей в реальном времени с синтезированием апертуры. Ее масса составляет приблизительно 360 кг, она размещена в контейнере длиной 6,6 м. В нерабочем состоянии она располагается соосно с фюзеляжем, а в рабочем поворачивается на 90°.
Начальные испытания, в ходе которых общий налет БЛА составил 53 ч, были проведены на военной базе Форт Стюарт (шт. Джорджия) в период с 31 августа по 8 октября 2009 г. для определения летных характеристик контейнеров. В Белизе были проведены совместные с вооруженными силами этой страны войсковые испытания. По неподтвержденным данным, БЛА А160Т были использованы для борьбы с наркотрафиком вдоль границы между Белизом и Гватемалой. Всего было развернуто два БЛА, первый полет БЛА состоялся 12 августа 2010 г.
В течение 24 дней было выполнено 28 полетов, однако после аварии из-за неисправности рулевого винта полеты были прекращены. Армия также использует БЛА YMQ-18A, приобретенные SOCOM, для испытания автономной системы наблюдения и формирования изображений в реальном времени (ARGUS-IS), разработанной фирмой ВАЕ Системз. В октябре 2007 г.
DARPA заключило с фирмой Боинг контракт на сумму 6,3 млн долл. на поставку БЛА А160Т и модифицированного контейнера для этой программы.
В апреле 2010 г. SOCOM подписало меморандум о взаимопонимании с армией о развертывании одного из имеющихся беспилотных вертолетов А160 в Афганистане для изучения возможности использования БЛА для оперативного сбора разведывательных данных. БЛА будет оснащен РЛС VADER (Vehicle and Dismount Exploitation Radar) для слежения за боевыми машинами и войсками фирмы Нортроп Грумман.
В марте 2011 г. SOCOM заключило контракт на модернизацию двух имеющихся на вооружении БЛА YMQ-18 до конфигурации Блок II, в которую входят система спутниковой связи и другие усовершенствования (позволяющие применять БЛА в любых погодных условиях), включая металлическую окантовку на передней кромке лопасти несущего винта и новую конструкцию воздухозаборника, позволяющую уменьшить эрозию. Фирма Боинг также продвигает на рынок вооруженный вариант БЛА А160Т. На выставке Американской Ассоциации военнослужащих армейской авиации, прошедшей в Нэшвиле (шт. Теннесси) в апреле 2011 г., состоялся стендовый показ БЛА, вооруженного ракетами "Хелфайр" класса "воздух - поверхность".
Создание БЛА на основе пилотируемых вертолетов
Конверсия серийных пилотируемых корабельных вертолетов в беспилотные путем оснащения дистанционным управлением привлекательна тем, что она не требует существенного переоборудования корабля и упрощает сертификацию полученного беспилотника. В 2011 г. данный подход выбрали британская фирма Кинетик и американская компания Нортроп Грумман, которые обратились в министерство обороны Великобритании с совместным предложением создать в сжатые сроки БЛА вертолетного типа на базе легкого вертолета "Газель" AH.1, установив на последнем систему управления БЛА "Файр Скаут". Ранее аналогичным образом Белл-407 был переоборудован в "Файр-экс".
Другой пример – проект базового комплекта "ХеМоС" (HeMoS – Helicopter Modification Suite), разработанного отделением Малат компании Изрейел Аэроспейс Индастриз для различных пилотируемых вертолетов. "ХеМоС" состоит из двух частей – корабельной и авиационной, в которых использованы проверенные временем технические решения, реализованные компанией в беспилотниках самолетного типа "Херон" и "Серчер". Корабельная часть представляет собой пункт боевого управления, комплексируемый с БИУС и другими техническими средствами корабля. В авиационную часть входят различные электронные средства разведки, наблюдения и связи, которые служат для передачи на корабль в реальном времени данных разведки и сопровождения целей, а также для контроля результатов применения корабельного оружия. "ХеМоС" обеспечивает взлет и посадку вертолета в автоматическом режиме.
Комплектом "ХеМоС", в частности, предполагалось оснастить индийские вертолеты "Четак", присвоив полученным БЛА аббревиатуру NRUAV (Naval Rotary UAV – военно-морской винтокрылый БЛА). Выбор исходной модели вертолета был продиктован требованиями ВМС Индии. В комплект бортовых средств наблюдения входили многорежимный радиолокатор EL/M-2022, стабилизированная многоканальная оптикоокационная система MOSP и аппаратура разведки радиолокационных и связных станций. Радиолокатор EL/M-2022 и оптико-электронная система MOSP разработаны соответственно филиалом Элта и подразделением Таммам компании Изрейел Аэроспейс Индастриз.
Расчетное время патрулирования NRUAV на расстоянии 100 км от базы при максимальном внутреннем запасе топлива (без подвесных баков) составляет 4 ч при целевой нагрузке 200 кг и 6 ч при нагрузке 150 кг. Однако к настоящему времени информации по проекту нет, что может быть связано с проблемами его реализации.
Jane`s International Defence Review, July, 2012, p. 42 - 45, 47 - 49
Jane`s Unmanned Aerial Vehicles and Targets, issue 37 Oct. 2011
Air International, July, 2011, p. 54 - 57
Jane’s Navy International, July, Aug. 2012, р. 12 - 14
НТИ 2013,