Данный обзор не претендует на научную статью. Обзор сделан практиком, который сам создает реально летающие БПЛА. Поэтому главным критерием оценки того, насколько далеко продвинулись создатели аппарата в практическом воплощении своей идеи служит наличие видео полетов аппарата в интернете. Как родился обзор - мне дали ссылку полного перечня подобных аппаратов - вот я и комментирую. По ходу анализа стараюсь отметить все реальные изделия.
Видео также может быть рекламной направленности – ролик, смонтированный из фрагментов полета аппарата по 5-10 секунд. Такое видео не исключает возможности того, что полет аппарата не был непрерывным, а ролик – видео составленное из фрагментов ряда полетов по заранее подготовленному сценарию. Видео практическое – это беспрерывная видеозапись полета аппарата как с земли, так и с борта аппарата с одновременной фиксацией телеметрии.
По материалам
Неплохая конструкция - энерговооруженность не менее чем у Волокоптера.
Это пока только картинки от Эрбаса. Не летает, зато красиво.
Но концепция как переходный вариант аэротакси рабочая.
Американский летательный аппарат мультироторного типа с гибридным двигателем. В интернете пока нет видео. На заявленные характеристики можно не смотреть пока нет видео реального полета.
Аэромотоцикл Атаманова Hoversurf - полет у арабов. Подлет на 30 м, скорость реально 10-15 км в час с пилотом. Это реально работающая машинка, думаю, на 10 км улетит со скоростью 10-15 км в час. Сейчас это один из лидеров в данном направлении.
Ehang 184 (Еханг 184). Очень раскрученный проект, реально до февраля 2018 года летал только без пассажира и полезной нагрузки, видео есть на 3-4 минуты полета и скорость до 10 км в час.
Картинка хорошая, раскрутка на выставке в Лас Вегасе классическая, денег собрали 100 млн. долларов на фирму из Калифорнии, в которую плавно перетекла первоначальная китайская команда вместе с образцом аппарата.
Волокоптер - австрийское порождение - самый передовой электро автомобиль сейчас, как я думаю. Есть сертификат ЕС, цена 400 тысяч евро ожидается, неясно когда начнутся продажи, есть контракт с Дубаи - пока рамочный. Технически - без пассажира (пилота) - максимальная зафиксированная скорость 60 км в час в течение 1 секунды. Реально без пилота летает до 20 км в час. С пилотом - скорость до 5 км в час, так как запаса тяги нет. Наверное, без пассажира пролетит 20 км и будет в воздухе до 30 минут, с пассажиром - до 5 км.
«Летающая ванна» - если это не фейк (а действительно, наверное, не фейк), то с пассажиром пилотом - скорость до 25 км в час, время полета 3-5 минут - на уровне красного аналога Волокоптера. Однако видеосюжет смонтирован из коротких отрезков, и судить насколько долго данный аппарат может находиться в воздухе, нельзя.
A³ Vahana
Картинки пока и все.
CityAirbus
Веселые картинки.
AirSpaceX MOBi
Прототипа не видел - могу ошибаться.
Alauda Airspeeder
Видео не видел.
Aurora eVTOL
Маленькая модель размером 1 метр.
Aurora LightningStrike
Ну этот аппарат никогда не полетит - очень уже кривая по КПД будет конструкция.
Autonomous Flight Y6S
Картинки.
Avianovations Hepard
Картинки и кривая концепция аппарата по КПД - чем меньше винты, тем ниже КПД.
Bartini Flying Car
Продукт Сколково - картинки, но есть Блокчейн проект. Проект хочет собрать миллиарды долларов на токены, на которые можно летать на этих картинках. Чтобы так лететь как заявлено в презентации, он должен иметь скорость 300 км в час, думаю, на текущий АКБ пролетит 10-15 секунд.
Bell Air Taxi
Картинки - а вроде серьезная фирма по вертолетам.
Carter CarterCopter
Интересный автожир. Но автожир - не летающий автомобиль - ему нужен разбег и площадка для посадки хоть и маленькая. То есть подмена понятий – это не VTOL. В любом случае - только картинка.
Cartivator SkyDrive
Видео полета не видел - но все может быть. Хотя на сайте только фото.
Davinci ZeroG
Реально летает 3-5 км в час - на уровне почти как “летающая ванна”.
DeLorean Aerospace DR-7
Картинки.
Dekatone Flying Car
Картинки и такое не полетит - сами винты слишком маленькие - если только на ТРД, или гравитационном двигателе.
DeLorean Aerospace DR-7
Картинки.
Digi Robotics DroFire
Макет вижу, видео не нашел пока - но поищем. Может маленький прототип есть, похож на наш конвертоплан (Дронсрой) и китайские конвертопланы, но красивше.
Digi Robotics Droxi
Embraer
Тут даже картинки нет – «сделаем к 2024 году».
EVA X01
Аппарат от «французского гения» - не просто картинки, а собрали нелетающий макет.
Не летает
Flexcraft
Аналог предыдущего аппарата с видео - веселые картинки.
Не летает
Flike
Летает, но только на низкой высоте и очень медленно, недоделанный аэромотоцикл Атаманова.
FlytCycle
Реально летает - без дизайна, но на уровне «летающей ванны» по техническим параметрам.
Gravity X
Реально летает - опять гаражная экономика побеждает Боинг!
HopFlyt Venturi
Картинки - не летает.
HoverSurf Drone Taxi R-1
Хоть и не летает - концепция Атаманова интересная. Одна из версий его аэромотоцикла.
Hoversurf Formula
Концепт Атаманова не летает и не полетит.
Hoversurf Scorpion
Аэромотоцикл Атаманова - писал выше: реально летает.
Картинки - не летает.
JAXA Hornisse
Писал выше - видео полета реального нет – не летает пока.
Joby S4
Картинки. Не летает.
Kalashnikov (unnamed)
Не удачное порождение концерна «Калашников» - летает медленно с пилотом в крытом ангаре. Гораздо хуже летающей ванны, гаражная экономика делает изделия лучше концерна «Калашников». Интересно – во сколько государству обошелся этот аппарат?
Kitty Hawk Flyer
Видео не нашел - но может летать - параметры могут быть на уровне «летающей ванны».
Lilium Jet
Картинки - не летает.
Malloy Hoverbike
Старый ДВС ховербайк - мотоцикл - летает - но низко над землей.
Napoleon Aero VTOL
Картинки, не летает.
Neva AirQuadOne
Картинки – не летает.
Passenger Drone
Летает! Одна из лучших моделей - даже лучше волокоптера - и лучше «летающей ванны» и аналогов. В общем рейтинге я бы поставил 1-2 место.
1. Волокоптер
2. «Летающая ванна» и аналоги гаражные
3. Еханг
PAV-X
Есть в натуральную величину - видео не нашел - может летать теоретически
PAV-X Ultralight
Видео полета не нашел, но летать на уровне волокоптера может.
Pipistrel
Это электросамолет - не рассматриваем.
Sikorsky VERT
Это Сикорский что-то хочет сделать – нет информации.
SKYLYS Aircraft AO
Веселые картинки – не летает.
Skypod
Веселые картинки – не летает.
Terrafugia TF-X
Жуткое изделие - хорошо что не летает.
Urban Aeronautics CityHawk
Хотелки Урбан-такси интегратора - в таком виде не летает.
VerdeGo Aero PAT200
Веселые картинки VTOL конвертоплана с поворотными крыльями - видимо старая концепция - так как от нее при VTOL конструировании давно отказались – не летает.
Vimana AAV
VTOL конвертоплан с недоразвитым крылом - картинка. Сразу видно, что авторы не понимают какие должны быть размеры и профили крыла, чтобы на нем лететь, не летает.
Volocopter VC200 and 2X
Реально летает. Имеет сертификат. Есть видео полета с пилотом, хотя и медленно.
VRCO NeoXCraft
Веселые картинки - не летает
Workhorse SureFly
Видео полета не видел, но может летать. Говорят о гибридном двигателе, но очень сомнительно, что смогли при каой конструкции вообще дать ему взлететь. Нет информации, подтверждающей, что аппарат летает.
XTI Aircraft TriFan 600
Веселые картинки - не летает.
Zee Aero Z-P2
Многомоторная VTOL , вполне может взлететь - но видео полета нет . Пока нет информации.
Сухой остаток - есть несколько промышленных прототипов, которые могут летать с пассажиром (пилотом).
1. Красный аналог Волокоптера - он может летать со скоростью около 10 км в час с пилотом.
2. Волокоптер – скорость 3-4 км в час с пилотом.
3. Мотоцикл Атаманова - 3-5 км в час с пилотом.
4. Несколько вариантов "летающих ванн" и аналогов от мировой гаражной экономики - по параметрам превосходят промышленные образцы - везут пилота, скорость до 15 км в час. Но эти изделия проигрывают в дизайне как пишут в Интернете.
5. Ehang 184
О нас скромно молчу - мы пока по дизайну не вышли, а так чуть ниже Волокоптера, но мы сейчас испытаем на скорость.
Все остальные модели – не летающие аппараты, их гораздо больше, чем реально летающих.
Вот такая объективная картинка, анализ рынка .
А рынок суперперспективен - речь идет о смене многих верхних технологий и о "закрывающем " блоке технологий. Так как реально летающие аэротакси и грузовки вертикального взлета и посадки вытеснят не только легковые автомобили, но и грузовые перевозки в мире. Рынок на много триллионов долларов в год.
Возможности разных видов аппаратов.
Автожир - не вертикального взлета и никогда не сможет летать с крыши на крышу домов в городе - а именно этот вариант - единственно возможный для аэротакси.
Вертолет - слишком дорог для аэротакси 120-150 тыс. руб. летный час.
Так что я полагаю, что в начале на рынок аэротакси выйдут устройства VTOL - вертикального взлета и посадки чистые электро на литий ионных новых сборках. Они смогут возить один-два пассажира на 15-20 км со скоростями 40-50 км в час и летать 30 минут. Это - теоретически возможно. Но пока ни новый Ehang 16-моторный, ни Волокоптер, ни красный 16-моторный мультикоптер этих характеристик не достигают, кто бы что там не писал. (см. обзор выше).
Когда появятся такие устройства по ценам 150-200 тысяч долларов, будут сделаны опытные зоны, возможно пока вне городов и будут полеты на 15-20 километров прыжками - пролетел - зарядка 1-2 часа - и опять полет. Это крайне нерационально, но будет дешевле вертолетов.
Тем временем начнут появляться гибридные машины – ТРД-электрогенератор и ДВС-электрогенератор. Они уже будут летать 50-100 км в час и более одного часа. Вот это и будет старт аэротакси, которые начнутся вне городов, Как Хелипорт вертолеты в Подмосковье гоняет - вот там и начнут тесты и полеты вместо вертолетов.
Потом или одновременно появятся конвертопланы - гибрид самолета легкого и мультикоптера с очень мощными электромоторами, которые будут поднимать этот самолет и сажать вертикально 1-2 минуты полета, это будет модель, конкурентная гибридам.
Ну может еще какие-то варианты появятся.
Далее - начнется продвижение этих моделей в города и далее схема Uber – аэротакси, летающие с крыши на крышу высотных зданий. Появится регулирование программы движения, системы от столкновений, системы спасения при падениях. И законодательство.
Вот такой прогноз.
Эксперт: Белов Игорь Вячеславович: https://russiandrone.ru/experts_opinion/primenenie-bpla-v-sfere-gruzovykh-perevozok-belov/
Компания: "Дронстрой"