Первыми китайскими БЛА стали полученные в 1950-е годы из Советского Союза 20 мишеней Ла-17 и десять доработанных в мишени истребителей МиГ-15. Нанкинский университет аэронавтики и астронавтики выпустил конструкторскую документацию, после чего БЛА Ла-17 запустили в серийное производство (без лицензии) под обозначением CК-1. Первый полет этот аппарат выполнил в 1966 г. В конце 1970-х годов в университете разработали разведывательный вариант БЛА СК-1, который использовался для мониторинга атомных испытаний в КНР.
В 1960-е годы во Вьетнаме удалось добыть образец американского БЛА AQM-34 ≪Файрби≫. Работы по копированию этого аппарата провел Пекинский университет аэронавтики и астронавтики (Бейханский университет), его строили серийно под обозначением WZ-5 (CH-1).
В КНР вплоть до конца 1970-х годов беспилотной технике особого внимания не уделялось.
О низком, в сравнении с пилотируемыми ЛА, приоритете БЛА свидетельствует, в частности, тот факт, что разработкой и проектированием беспилотных аппаратов занимались не специализированные КБ, а университеты. Рост интереса к беспилотной технике начался в 1990-е годы под воздействием опыта боевого применения БЛА на Ближнем Востоке и в ходе операции ≪Буря в пустыне≫. К разработке беспилотной техники тогда подключились основные проектные организации авиационной промышленности Китая, при этом в университетах прикладные работы по БЛА не сворачивались. На рубеже веков проектирование БЛА велось в университетах Пекина, Нанкина и Сианя, корпорациях AVIC, CASIC, CASC и CETC.
Специально для работ в области беспилотной техники при Северо-Западном политехническом университете (г. Сиань, провинция Шэньси) была образована Технологическая корпорация ASN (365-й институт). Иногда ее именуют Институтом беспилотных летательных аппаратов. Первый БЛА в Северо-Западном политехническом университете разработали в 1958 г. В последующие 50 лет специалисты института создали более 40 аппаратов четырех основных семейств,
в основном тактических, небольшого размера и с небольшой дальностью полета. Вплоть до 2010-х годов на долю беспилотных аппаратов конструкции Северо-Западного политехнического университета приходилось почти 90% всех китайских БЛА военного назначения. Наиболее известные из них: Ва-2, I-Z, Z-2, Z-3, Z-5, W-30, W-50, PW-1, PW-2 (согласно ряду источников, БЛА семейства Z-3 и Z-5, W-50 спроектированы в Нанкинском НИИ тренажерной техники). В Технологической корпорации ASN были разработаны аппараты ASN-104/105, ASN-206, ASN-207, ASN-209 ≪Сильвер Игл≫, ASN-215, ASN-216, ASN-217 и ASN-229. В 2013 г. работами в области беспилотной техники в институте занималось около 500 человек, в том числе 200 научных сотрудников и 200 инженеров.
В Бейханском университете были разработаны БЛА WZ-5, BZK-005 (совместно с Корпорацией авиационной промышленности Худу), ≪Чанин≫, беспилотные вертолеты соосной схемы М-16 и М-22.
В структуру Нанкинского университета аэронавтики и астронавтики входят Колледж автоматической техники и Исследовательский институт БЛА, которые называют ведущими (из числа не относящихся к промышленным корпорациям) центрами создания беспилотной техники в КНР. Университет специализируется на работах в области тактических аппаратов: СК-1, ≪Тянь Цзянь 1≫, BZK-002 и легкий БЛА вертолетного типа Z-2.
БЛА CK-1
БЛА CH-1
В Нанкинском НИИ тренажерной техники (60-й институт) проектируются тактические БЛА самолетного и вертолетного типа военного и гражданского назначения; наиболее известны аппараты вертолетного типа Z-3 и Z-5, БЛА самолетного типа W-50 и W-60, мишени S-80, S-200 и S-300.
В головном офисе корпорации AVIC имеется специальный отдел, занимающийся беспилотной техникой. НИОКР по беспилотной технике ведутся предположительно в тесной кооперации с Бейханским университетом. В наибольшей степени в разработку и производство БЛА вовлечены: Компания авиации общего назначения Гуйчжоу (высотные БЛА с большой продолжительностью полета ≪Сянлун≫ и WZ-2000), Авиационный проектно-исследовательский институт Чэнду, Шеньянский авиационный проектноисследовательский институт, Корпорация авиационной промышленности Сиань, Вэйфанская компания авиационной промышленности (г. Вейфан, провинция Шаньду).
В институте Чэнду (611-й институт) разработаны высотный разведывательный БЛА ≪Парящий дракон≫, примерный китайский эквивалент американского аппарата ≪Глобал Хоук≫, и многоцелевые высотные БЛА с большой продолжительностью полета серии ≪Вин Лун≫, которые имеют идентичную конструктивно-компоновочную схему и относятся к тому же классу, что и БЛА СН-5. Шеньянский институт занимался переделкой истребителей J-6 в беспилотные варианты, проводил НИОКР по малозаметному БЛА ≪Аньцзянь≫ и ударному БЛА ≪Чжаньин≫.
Корпорация авиационной промышленности Сиань создала БЛА вертолетного типа V750, ведет НИОКР по беспилотному варианту вертолета Белл 407GSP.
Вэйфанская компания авиационной промышленности проводит НИОКР по БЛА военного и гражданского назначения QY-1 (V750) (на базе легкого вертолета В2В).
Третья академия (Академия электромеханической технологии) Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности (CASIC) приступила к работам в области БЛА в 1990-е годы. Основным профилем ее работ являются крылатые ракеты, но в январе 2013 г. внутри корпорации была образована компания, специализирующаяся на БЛА. Специалистами корпорации CASIC разработаны БЛА WJ-600, ≪Скай Игл≫ (аналог БЛА Дженерал Атомикс MQ-1), HJ-300 ≪Блэйд≫, HW-100 ≪Спэрроу Хоук≫, HW-200 ≪Эсцендер≫.
Первые работы Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологии (CASTC) в области БЛА датируются 2006 г. К этим работам привлекались 9-я и 11-я академии корпорации CASTC. 9-я академия специализируется на системной интеграции БЛА, целевом оборудовании, системах обмена информацией, микроэлектронике. В ее составе образован Инженерный институт беспилотных систем, в числе прочего выполняющий экспертные оценки БЛА на государственном уровне. 11-я академия ведет работы, связанные, главным образом, с аэродинамикой БЛА. В 2000 г. начались работы по средневысотному аппарату СН-3 ≪Цайхун≫; опытный экземпляр выполнил первый полет в 2004 г. Особенностью его аэродинамической компоновки является ПГО большой площади. Корпорация CASTC разработала также БЛА СН-4.
Запуск БЛА ASN-206
Китайская корпорация электронных технологий (CETC) в основном занимается разработкой и производством электронного оборудования, привлекается к НИОКР по высотным БЛА с большой продолжительностью полета, в том числе малозаметным. Основные работы ведутся в 27-м проектном Центре систем БЛА (г. Чжэн - чжоу, провинция Хэнань) и 38-м Исследовательском институте (г. Хэфэй, провинция Аньхой). 38-й институт в кооперации с расположенным также в г. Хэфей институтом НОАК разрабатывает новые способы ведения радиоэлектронной борьбы с использованием БЛА.
На рынке небольших коммерческих аппаратов в КНР лидирует фирма DJI, объем производства которой превышает 70% всего объема производства небольших БЛА в Китае.
Первые шаги к массовой эксплуатации беспилотных аппаратов в НОАК были сделаны в 1990-х годах. В 1994 г. Артиллерийская академия выпустила первый курс кадетов, подготовленных для обслуживания БЛА. В середине 1990-х годов сухопутные войска приняли на вооружение тактический разведывательный аппарат ASN-206. Первый ≪Курс боевого применения беспилотных аппаратов≫ подготовили в НОАК в 2001 г. В 2015 г. подготовкой личного состава занимались Артиллерийская академия НОАК, Колледж дальнего радиолокационного обнаружения ВВС (Ухань, провинция Хубэй), Инженерное училище ВВС (Сиань, провинция Шэньси), Инженерное училище НОАК (Шицзячжуан, провинция Хэбэй), Танковое инженерное училище НОАК (Пекин), Академия НОАК (Хэфей, провинция Аньхой), Инженерноавиационная академия ВМС (Яньтай, провинция Шаньдун), Институт международных отношений НОАК (Нанкин, провинция Цзянсу), Академия специальных операций НОАК (Гуанчжоу, провинция Гуандун).
Сухопутные войска используют главным образом тактические аппараты с катапультным стартом и небольшой дальностью полета (ASN-207, BZK-005). На вооружении состоят также портативные БЛА (СН-901), которые запускает боец. На вооружении ВВС и авиации ВМС состоят гораздо более крупные разведывательные и разведывательно-ударные БЛА, по своим характеристикам сопоставимые с американскими аппаратами аналогичного класса. Гене раль ному штабу НОАК непосредственно подчинена дислоцированная в районе Пекина бригада (или полк) высотных разведывательных БЛА с большой продолжительностью полета.
Китай не афиширует поставки БЛА на экспорт, однако по объему экспорта военных беспилотных аппаратов он уже вышел на третье (после США и Израиля) место в мире. КНР обладает рядом преимуществ перед своими конкурентами. США вынуждены соблюдать условия соглашения о контроле за распространением ракетных технологий, запрещающие экспорт БЛА массой полезной нагрузки 500 кг с дальностью полета более 300 км. КНР данное соглашение не подписывала. США, наряду с 52 другими государствами мира, подготовили ≪Совместную декларацию об условиях экспорта использования вооруженных БЛА≫. Китая в числе этих 52 государств нет.
Таким образом, Китай свободен от политических ограничений по экспорту беспилотных ЛА, которые вынуждены соблюдать США. Хорошим примером является закупка Саудовской Аравией разведывательно-ударных БЛА ≪Вин Лун I≫ после отказа США поставлять БЛА ≪Предейтор≫. Наконец, китайские аппараты при сопоставимых характеристиках значительно дешевле американских: стоимость американского БЛА ≪Предей тор≫ оценивается в 4 млн долл., а китайского аналога — в 1 млн долл.
БЛА CH-4, Саудовская Аравия (февраль 2017 г.)
БЛА ≪Вин Лун≫ армии Казахстана
Израиль, как и КНР, не присоединился к соглашению, однако его экспортный потенциал ограничен религиозными причинами. Экспорт израильской техники в страны мусульманского мира практически исключен; кроме того, Израиль по номенклатуре аппаратов сегодня уступает Китаю. Основным рынком сбыта китайских БЛА являются страны именно мусульманского мира: Алжир, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Иордания, Ирак, Сомали, Нигерия, Казахстан, Туркменистан.
Тем не менее на национальном уровне КНР принимает меры по ужесточению экспортного законодательства: в августе 2015 г. было принято решение, запрещающее поставки на экспорт военных БЛА, если высота их полета превышает 15 420 м. Производители всех аппаратов, которые могут использоваться в военных целях, теперь обязаны получать особые экспортные лицензии.
Китай занимает первое место в мире по производству и количеству находящихся в эксплуатации коммерческих БЛА, которые всего несколько лет назад было принято относить к игрушкам. Ниша КНР на мировом рынке таких аппаратов достигла 70%, что позволило заработать в 2015 г. 2.7 млрд юаней (390 млн долл.). В самом Китае рост масштабов эксплуатации коммерческих БЛА считается одним из способов повышения эффективности экономики в целом, хотя лавинообразный рост их количества сопровождается различными происшествиями. Это привело к необходимости принять в 2016 г. специальные правила эксплуатации, разработанные и одобренные Адми -нистрацией гражданской авиации КНР (САА). Все аппараты разделены на семь классов в зависимости от массы и габаритов, установлены требования к операторам, процедуры администрирования выполнения полетов. Достаточно жесткие ограничения введены на полеты БЛА всех типов в густонаселенных местностях, особенно в мегаполисах.
Тем не менее рынок коммерческих БЛА в Ки тае продолжает расти очень высокими темпами. В 2025 г. его стоимость, как ожидается, достигнет 75 млрд юаней (10.9 млрд долл.), при этом в 30 млрд юаней оцениваются поставки БЛА для аэрофотосъемки, в 20 млрд юаней — БЛА сельскохозяйственного назначения, в 15 млрд юаней — БЛА гражданских служб безопасности и в 50 млн юаней — БЛА для патрулирования линий электропередач.
Значение небольших БЛА особенно ярко проявилось в ходе поиска пострадавших от землетрясения в провинции Юньнань в 2014 г. В 2015 г. в 25 провинциях КНР имелось более 300 полицейских БЛА. Выполняемые ими задания можно перечислять бесконечно: от поиска лабораторий по производству наркотиков до наблюдения за амурскими тиграми и контроля границы в Тибете. В ноябре 2016 г. впервые была открыта регулярная линия протяженностью 17 км по доставке почты и посылок в высокогорную деревню.
Опытный экземпляр БЛА ≪Сянлун≫
ЕА-3 «Сянлун» («Парящий дракон»). Высот ный разведывательный БЛА ЕА-3 разработан 611-м институтом в Чэнду при участии Авиационной компании Гуйчжоу. Модель этого аппарата впервые была показана на выставке в Чжухае (2006 г.). Он имеет очень необычную компоновку с двумя крыльями, законцовки которых соединены (в плане такое крыло напоминает полый внутри ромб). Хвостовое оперение — однокилевое. В процессе НИОКР его заменили на V-образное двухкилевое, места стыка заднего крыла с передним перенесли с законцовок примерно на середину размаха переднего крыла, а законцовки отогнули вверх. Опытный экземпляр оснащался одним ТРД WP13 в бесфорсажном варианте, затем установили ТРДД АИ-222-25.
Информация о характеристиках не разглашается. Предполагается, что взлетная масса достигает 7500 кг, масса полезной нагрузки 650 кг, размах крыла примерно 23 м, длина аппарата 14.3 м, высота 5.4 м, дальность полета 7000 км, практический потолок 18 000 м, продолжительность полета 10 ч, скорость 750 км/ч.
Фотографии БЛА ≪Сянлун≫ с 2011 г. неоднократно публиковались в различных СМИ, издание ≪Чайна Дейли≫ в декабре 2016 г. сообщило о близости срока начала серийного производства. Опытные экземпляры, вероятно, построены на 130-м заводе в г. Аньшунь (провинция Гуй - чжоу), там же будет налажено серийное производство. В августе 2016 г. на спутниковых снимках Googl аэродрома 130-го завода зафиксированы два БЛА ≪Сянлун≫.
Программу разработки этого аппарата многие западные эксперты относят к числу самых приоритетных китайских военных программ. Предполагается, что одной из задач, возлагаемых на БЛА ≪Сянлун≫, станут непрерывное слежение за авианосцами ВМС США и выдача целеуказания баллистическим ракетам DF-21D.
Опытный экземпляр БЛА ≪Шень Дяо≫
БЛА ≪Ли Цзянь≫
«Шень Дяо» («Божественный орел»). НИОКР по БЛА ≪Шень Дяо≫ ведутся в 601-м институте в Шэньяне. Аппарат спроектирован по двухфюзеляжной схеме с двумя вертикальными килями. Прямое крыло большого удлинения смонтировано в районе хвостового оперения, в носовой части имеется ПГО. Силовая установка состоит из одного ТРДД WS12, установленного между килями. Считается, что основным назна чением данного аппарата будет дальнее радиолокационное обнаружение, предусмотрено использование одновременно нескольких БЛА, образующих своего рода разнесенную в пространстве многоантенную РЛС, оптимизированную для обнаружения малозаметных ЛА. Предпо ложительно длина аппарата 14 м, размах крыла 35 м, высота 6 м, продолжительность полета 12 ч, практический потолок 18 000 м.
Демонстратор технологий выполнил первый полет в 2015 г.
«Ли Цзянь» («Острый меч»). Прототип малозаметного разведывательно-ударного БЛА ≪Ли Цзянь≫ выполнил первый полет в ноябре 2013 г. НИОКР проводит 601-й институт и Авиастроительная корпорация Шэньян. Опытные экземпляры построены предположительно на заводе Корпорации авиационной промышленности Худу.
Аппарат спроектирован по схеме ≪бесхвостка≫ со стреловидным крылом и утопленным в корпусе одним ТРД WS13. Длина примерно 10 м, размах крыла 14 м, полезная нагрузка массой до 2000 кг размещается в двух внутренних отсеках.
Поступление БЛА ≪Ли Цзянь≫ на вооружение ВВС КНР ожидается в 2019—2020 гг.
Не исключается возможность разработки палубной модификации.
«Тяньи» («Скай Уинг»). БЛА ≪Тяньи≫ разработан 601-м институтом. Аппарат предназначен для ведения разведки и нанесения ударов по наземным целям со средних и больших высот.
В конструкции аппарата частично реализованы требования малозаметности в электромагнитной области спектра. Летные испытания опытного экземпляра начались в 2008 г.
«Юньин» («Тень облака»). БЛА ≪Юньин≫ является экспортным вариантом аппарата ≪Тяньи≫ и по своим размерам близок к американскому БЛА ≪Эвенджер≫. Крыло имеет небольшую стреловидность, эффективная поверхность рассеивания снижена за счет формы фюзеляжа, использования S-образного канала подвода воздуха к двигателю и V-образного хвостового оперения. Аппарат предназначен для ведения разведки, постановки радиоэлектронных помех и нанесения ударов по наземным целям. Вооружение размещается на шести подкрыльевых пилонах, однако каждый пилон может быть оснащен адаптером с двумя или четырьмя узлами подвески. Таким образом, суммарное количество точек подвески вооружения достигает 24. Внутренний отсек вооружения отсутствует. В носовой части фюзеляжа имеется окно, обеспечивающее функционирование датчиков обзорно-прицельной системы. По некоторым данным, БЛА ≪Юньин≫ способен нести УР воздух — поверхность и КАБ. Силовая установка состоит из одного ТРДД WP11C, спроектированного в Пекинском университете аэронавтики и астронавтики специально для беспилотных аппаратов.
В статической экспозиции выставки в Чжухае (2016 г.) демонстрировался натурный образец БЛА, в павильонах на различных стендах находилось несколько моделей этого аппарата с различными вариантами вооружения, также было представлено рабочее место оператора.
БЛА ≪Юньин≫
Основные характеристики БЛА«Юньин»
Максимальная взлетная масса, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . .около 10 000
Масса боевой нагрузки, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200—400
Тяга силовой установки, кгс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 r 850
Максимальная скорость, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 620
Практический потолок, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 000
Продолжительность полета, ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Размах крыла, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17.8
Длина аппарата, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Высота аппарата, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3.66
СН-3 «Цайхун» («Радуга»). БЛА серии ≪СН≫ разработаны Китайской корпорацией аэрокосмической науки и технологии (CASTC; 11-я академия). Впервые аппарат СН-3 показали на выставке в Чжухае (2008 г.). Он выполнен по схеме ≪бесхвостка≫ с толкающим винтом, ПГО и установленными на концах крыла килями. Дальность полета 2400 км, продолжительность полета 2 ч, масса полезной нагрузки 80 кг. Вооружение подвешивается на двух пилонах.
БЛА СН-3 состоят на вооружении Мьянмы, Нигерии, Пакистана. Согласно информации издания ≪Чайна Дэйли≫, среднемесячный налет аппаратов СН-3 вооруженных сил Нигерии составляет около 100 ч.
БЛА CH-3A ≪Цайхун≫
СН-4. БЛА СН-4 является дальнейшим развитием БЛА СН-3, но выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Аппарат способен нести до шести УР воздух — поверхность с лазерным наведением, КАБ с лазерным/спутниковым наведением TG100, ПТУР AR-1/HJ-10.Один комплекс включает наземную станцию управления, три-четыре летательных аппарата и несколько сменных комплектов бортового целевого оборудования. Интересной особенностью является использование для управления движением аппарата и нанесения ударов по наземным целям компьютерной мыши, а не джойстика.
Ведутся работы по интеграции нескольких, выполняющих различные задания, БЛА СН-4 в единую сеть.
Фото- и видеоизображения пусков УР AR-1 с БЛА СН-4 опубликовали летом 2016 г. Китайские СМИ сообщили о двух испытательных пусках с двух разных БЛА, один из которых был оснащен системой спутниковой связи, а другой — усовершенствованной обзорно-прицельной систе мой. Пуск ракеты с БЛА, оснащенного системой спутниковой связи, осуществлен на удалении 1000 км от станции управления; без использования спутниковой связи дальность управления БЛА не превышает 250 км. Модернизированная обзорно-прицельная система, смонтированная на другом БЛА, обеспечивала распознавание целей на дистанциях до 20 км как днем, так и ночью.
Обе ракеты поразили цели.
Серийное производство БЛА СН-4 в разведывательном варианте начато в 2007 г. Эти аппараты состоят на вооружении Египта, Ирака, Пакистана, Саудовской Аравии, ОАЭ; оценочные испытания прошли в Алжире. ВВС Саудовской Аравии впервые публично продемонстрировали БЛА СН-4 в январе 2017 г. на церемонии празднования 50-летия Авиационного колледжа им. короля Фейсала в Рияде. Вооруженные силы ОАЭ применяли БЛА СН-4 в ходе боевых действий на территории Йемена. БЛА СН-4 вооруженных сил Ирака впервые были использованы для нанесения ударов по наземным целям осенью 2016 г. БЛА СН-4 применялись также для нанесения ударов по отрядам движения ≪БокаХарам≫ в Нигерии.
БЛА CH-4 вооруженных сил ОАЭ
Основные характеристики БЛА СН-4
Максимальная взлетная масса, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . около 1300
Масса боевой нагрузки, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
Максимальная скорость, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210—235
Крейсерская скорость, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150—180
Практический потолок, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7500
Продолжительность полета, ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
СН-5. Разведывательно-ударный БЛА СН-5 является эквивалентом американского аппарата Дженерал Атомикс MQ-9. Планер имеет цельнокомпозитную конструкцию, вооружение размещается во внутреннем отсеке фюзеляжа (до 200 кг) и на шести пилонах под крылом (пилоны могут быть оснащены адаптерами на два и четыре узла подвески). Под носовой частью фюзеляжа смонтирована шаровая турель с датчиками обзорно-прицельной системы (предположительно убираемая). Силовая установка состоит из одного двигателя мощностью 330 л. с., работающего на тяжелом топливе, с трехлопастным толкающим винтом. БЛА СН-5 может использоваться автономно и в едином комплексе с другимит аппаратами (СН-5, СН-4, СН-3), самолетами, вертолетами и/или аэростатами. Не исключается разработка на его основе комплекса ДРЛОУ.
БЛА CH-4
БЛА CH-5
Первый полет состоялся в августе 2015 г. Интерес к приобретению этого аппарата уже проявили несколько государств.
Основные характеристики БЛА СН-5
Максимальная взлетная масса, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3300
Масса полезной нагрузки, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1200
Максимальная скорость, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180—220
Практический потолок, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 000
Продолжительность полета, ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Размах крыла, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Длина аппарата, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
«И Лун» («Вин Лун»). Многоцелевые высотные БЛА большой продолжительности полета серии ≪Вин Лун≫ разработаны Авиа ционным проектным институтом Чэнду (CADI). Разведы вательно-ударные аппараты ≪Вин Лун I≫ и ≪Вин Лун II≫ имеют одинаковую конструктивно-компоновочную схему, планер изготовлен из КМ и представляет собой среднеплан с V-образным хвостовым оперением и толкающим трехлопастным воздушным винтом. Шасси убираемое, трехопорное с носовой опорой. Под носовой частью фюзеляжа смонтирована шаровая турель с датчиками обзорно-прицельной системы.
БЛА ≪Вин Лун I≫ поставлены вооруженным силам Казахстана, Саудовской Аравии и ОАЭ. Предположительно аппараты данного типа состоят и на вооружении НОАК.
БЛА ≪Вин Лун II≫ по размерам примерно вдвое превосходит ≪Вин Лун I≫, количество пилонов под крылом для подвески вооружения увеличено с двух до шести, под хвостовой частью фюзеляжа смонтирован фальшкиль. Силовая установка состоит из одного ТВД с трех лопастным толкающим винтом.
БЛА ≪Вин Лун I≫
БЛА ≪Вин Лун II≫
На авиасалоне ≪Эйршоу Чайна 2016≫ демонстрировалась модель БЛА ≪Вин Лун I-D≫. Фюзеляж данного варианта несколько короче, длина аппарата 8.7 м, но размах крыла увеличен с 14 до 17.6 м, а высота с 2.7 до 3.2 м. Количество узлов подвески под крылом увеличено с двух до четырех.
Основные характеристики БЛА «Вин Лун» I II
Максимальная взлетная масса, кг . . . . . . 1200 . . . . . . . . . .4200
Масса боевой нагрузки, кг . . . . . . . . . . . . 100—200 . . . . . . 400—480
Максимальная скорость, км/ч . . . . . . . . . .280 . . . . . . . . . . . 370
Практический потолок, м . . . . . . . . . . . . . 5000. . . . . . . . . . 9000
Дальность полета, км . . . . . . . . . . . . . . . .4000 . . . . . . . . . . .Н. д.
Продолжительность полета, ч . . . . . . . . .Н. д. . . . . . . . . . . 32
Размах крыла, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 . . . . . . . . . . . . 20.5
Длина, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9.05 . . . . . . . . . . .11
Высота, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2.77. . . . . . . . . . . 4.1
SW6. БЛА SW6 предназначен для ведения разведки и постановки радиоэлектронных помех автономно или во взаимодействии с другими ЛА. Он спроектирован по тандемной схеме, размах переднего крыла 2.4 м, размах заднего крыла 2.9 м, на законцовках заднего крыла установлены небольшие вертикальные кили. Плоскости крыла выполнены складными, благодаря чему возможна подвеска аппарата на стандартный вертолетный и самолетный пилон. Длина 1.6 м, максимальная взлетная масса 20 кг, масса полезной нагрузки 5 кг, максимальная скорость около 100 км/ч, практический потолок 1000 м, продолжительность полета 1 ч. Силовая установка состоит из одного двигателя внутреннего сгорания небольшой мощности с двухлопастным толкающим винтом.
Типовой сценарий применения данного аппарата предполагает его сброс с носителя на высотах от 2000 до 3000 м, планирование до рабочей высоты 1000 м и выполнение в дальнейшем полета над заданным районом местности с передачей видеоизображения в реальном масштабе времени на носитель или другой аппарат.
БЛА SW6
«Утренняя звезда». В 2016 г. на выставке в Чжухае корпорация AVIС представила на своем стенде модель высотного БЛА ≪Утренняя звезда≫ с солнечными батареями, своего рода аналог аппарата ≪Зефир≫, который создавал концерн ≪Эрбас≫ в рамках программы HARPS (высотный псевдоспутник). Вся верхняя поверхность крыла аппарата покрыта солнечными батареями. Силовая установка состоит из четырех электродвигателей с двухлопастными винтами большого диаметра. Расчетная продолжительность полета не менее 30 суток, размах крыла 50 м, длина фюзеляжа 21 м, практический потолок до 20 000 м.
БЛА ≪Утренняя звезда≫
CH-T4. На 2017 г. был запланирован первый полет экспериментального БЛА с размахом крыла около 40 м и распределенной силовой установкой из восьми электродвигателей, запитываемых от солнечных батарей. Аппарат разработан Китайской академией аэрокосмической аэродинамики (China Academy of Aerospace Aerodynamics, CAAA). Он выполнен по двухбалочной схеме и предназначен для полетов на высотах 20—30 км со скоростью 150—200 км/ч.
БЛА CH-T4
BZK-005 (HY-01). Первая информация (видео - ролик) о разведывательном БЛА BZK-005 была представлена на выставке в Чжухае (2006 г.), пуб- лично аппарат был впервые продемонстрирован на военном параде в Пекине 3 сентября 2015 г. Его разработал Пекинский университет аэронавтики и астронавтики совместно с Группой HAIG.
БЛА спроектирован по двухбалочной схеме, поршневой двигатель с толкающим трехлопастным винтом установлен в хвостовой части фюзеляжа. Взлетная масса 1250 кг, масса полезной нагрузки 150 кг, практический потолок 8000 м, дальность полета 2400 км, продолжительность полета 40 ч.
БЛА BZK-005 состоят на вооружении НОАК, в 2013 г. один их них выполнил полет в районе островов Сенкаку, являющихся предметом территориальных разногласий между КНР и Японией; на перехват были подняты истребители F-15J ВВС Сил самообороны Японии. Летом2016 г. аппараты BZK-005 были замечены на искусственном острове Вуди в Южно-Китайском море.
БЛА BZK-005 на параде в Пекине 3 сентября 2015 г.
БЛА BZK-006 (ASN-209)
BZK-006 (WZ-6, ASN-209). Тактический разведывательный БЛА BZK-006 впервые показали на военном параде в Пекине 1 октября 2009 г. Он разработан на основе многоцелевого аппарата ASN-206/207 (Т-18), спроектированного в Северо-Западном политехническом университете в середине 1990-х годов. БЛА спроектирован по двухбалочной схеме и снабжен поршневым мотором с толкающим винтом. Запуск осуществляется с пусковой установки с помощьютвердотопливных стартовых ускорителей, посадка выполняется с помощью парашюта. БЛА BZK-006 состоят на вооружении частей сухопутных войск КНР и используются для корректировки огня артиллерии, разведки, постановки электромагнитных помех, как ретрансляторы связи.
BZK-007 («Хэриер I»). БЛА BZK-007 выпускается корпорацией HAIC. Опытный экземпляр выполнил первый полет в 2005 г. На выставке в Чжухае (2006 г.) данный аппарат рекламировался как сугубо гражданское изделие. Тем не менее БЛА данного типа под обозначением BZK-007 состоят на вооружении частей сухопутных войск и авиации ВМС КНР.
Аппарат спроектирован по нормальной аэро динамической схеме и фактически представляет собой легкий беспилотный самолет с неубирающимся шасси. Взлетная масса 700 кг, масса полезной нагрузки 60—100 кг, максимальная скорость 230 км/ч, практический потолок 7500 м, продолжительность полета 16 ч.
БЛА ≪Хэриер I≫
БЛА BZK-008
BZK-008 (CH-91). Тактический разведывательный БЛА BZK-008 впервые продемонстрировали на параде в Пекине осенью 2015 г., но на вооружение частей НОАК такие аппараты начали поступать в 2011 г.
В-6. В ударные БЛА В-6 модернизировано примерно 200 истребителей J-6. Опытный экземпляр выполнил первый полет в 1995 г. Модернизация заключалась в демонтаже стрелково-пушечного вооружения, приборного оборудования кабины, катапультного кресла и установке нового навигационного оборудования, аппаратуры дистанционного управления и новой системы управления оружием. На усовершенствованном варианте В-6В кабина летчика полностью демонтирована. БЛА В-6 способен нести на подкрыльевых пилонах две бомбы калибром до 250 кг. Предположительно аппараты могут использоваться не только для нанесения ударов по наземным целям, но и для ведения радиоэлектронной борьбы, постановки морских мин и в качестве крылатых ракет.
БЛА B-6
БЛА В-6 находятся на вооружении бригады ВВС КНР, дислоцированной на авиабазе в районе Синнин, провинция Гуандун.
СН-805. На выставке ≪Эйршоу Чайна 2016≫ корпорация CASTC представила модель малозаметного БЛА СН-805. Согласно официальной информации, это дистанционно управляемая мишень, предназначенная для тренировки сил ПВО в борьбе с малозаметными самолетами. Расчетная ЭПР аппарата примерно 0.01 м2, масса 190 кг, максимальная скорость полета 730 км/ч, продолжительность полета 40 мин. Старт с помощью двух твердотопливных ускорителей, посадка на парашюте.
БЛА CH-805
СН-901. Аппарат СН-901 выполнен по ≪ракетной≫ схеме — цилиндрический фюзеляж с выдвижным стреловидным крылом довольно большого удлинения и раскладным V-образным хвостовым оперением. В хвостовой части фюзеляжа установлен электромотор с двухлопастным толкающим винтом. Его разработала корпорация CASTC для сухопутных войск Китая. В состав одного комплекса входят транспортно-пусковое устройство, три БЛА и планшет. Суммарная масса комплекса 45 кг. Сам аппарат весит 9 кг при длине 1.2 м, развивает скорость до 150 км/ч, дальность управления 15 км, продолжительность полета 2 ч.
БЛА CH-901
Z-3. БЛА Z-3 одновинтовой схемы разработан в 60-м институте в начале 2000-х годов. Несущий винт двухлопастный со стабилизирующими стержнями (как у вертолета Белл UH-1), хвостовой винт двухлопастный. Максимальная взлетная масса 130 кг, масса полезной нагрузки 30 кг, продолжительность полета 4 ч. Аппараты поступили на вооружение НОАК, но, очевидно, в небольшом количестве.
QY-1. Разведывательно-ударный БЛА QY-1 является военным вариантом гражданского аппарата V750, спроектированного на основе легкого вертолета Брэнтли В-2В. Лопасти трехлопастного несущего винта выполнены складными. Вертолет оснащен одним двигателем внутреннего сгорания Лайкоминг O-360-A1A мощностью 180 л. с. Длина 6.4 м, высота 2.1 м. БЛА способен нести не менее двух ПТУР HJ-9 или HJ-10, блоки НАР.
НИОКР по БЛА V-750 начались в 2009 г. Опытный экземпляр выполнил первый полет в мае 2011 г. В народном хозяйстве КНР такие аппараты используются с 2013 г. для аэрофотосъемки, геофизических исследований, геологоразведки, анализа магнитного поля Земли, наблюдения за высоковольтными линиями электропередач, наблюдения за судоходством, распыления пестицидов над сельскохозяйственными угодьями. Отмечены случаи базирования на кораблях береговой охраны КНР. В июле 2016 г. в ходе летных испытаний опытный экземпляр аппарата впервые поразил управляемыми ракетами цели на полигоне.
БЛА QY-1
AV500W. На выставке в Чжухае (2016 г.) впервые был показан вооруженный (с макетами КАБ калибром 6 кг) вариант разведывательного БЛА AV500W. Он спроектирован по классической для вертолета одновинтовой схеме с двухлопастным несущим и двухлопастным хвостовым винтами. Шасси неубираемое лыжное. Шаровая турель с датчиками обзорно-прицельной системы размещена под носовой частью фюзеляжа.
Авиационные средства поражения (ПТУР TL-2, бомбы калибром 6 кг) подвешиваются на четыре пилона, закрепленные на консолях по бортам фюзеляжа. Во внутреннем отсеке предусмотрена возможность установки небольшой РЛС или ретрансляционного радиосвязного оборудования. Максимальная взлетная масса 470 кг, масса полезной нагрузки 160 кг, длина 7.2 м, высота 2.4 м, максимальная продолжительность полета 8 ч (с внешними подвесками 4 ч), практический потолок 4000 м. Информации о силовой установке нет.
БЛА AV500W
Н-300. БЛА Н-300 для ведения разведки и корректировки огня артиллерии неоднократно демонстрировался на различных выставках. Он разработан корпорацией NORINCO, специализирующейся на проектировании и производстве техники для сухопутных войск. Полетная масса 100—200 кг. По бортам фюзеляжа имеются два узла подвески вооружения, что позволяет использовать БЛА для нанесения ударов по наземным целям.
БЛА H-300
Т333 и TD220. Фирма ZHZ представила на своем стенде в Чжухае (2016 г.) легкий БЛА соосной схемы Т333. Лопасти двухлопастного несущего винта полностью изготовлены из КМ и имеют бесшарнирное крепление. Фюзеляж отличается обтекаемой формой, в его средней части находится крыло небольшого размаха, а в хвостовой — горизонтальное оперение с вертикальными шайбами-килями на законцовках и фальшкиль. Размах крыла близок размаху горизонтального оперения. Шасси убираемое, трехопорное с хвостовой опорой; хвостовая опора крепится к фальшкилю. Длина 5.4 м, высота 3.3 м, размах крыла 3.3 м, диаметр несущего винта 11.5 м, максимальная взлетная масса около 3000 кг, масса полезной нагрузки до 1500 кг, практический потолок 9000 м, максимальная скорость 300 км/ч. Продолжительность полета с полезной нагрузкой 200 кг составляет 30 ч.
БЛА T333
БЛА TD220 соосной схемы также демонстрировался на стенде. Он отличается очень компактной конструкцией, по компоновке напоминает вертолет Ка-27. Аппарат оснащен двухлопастным соосным несущим винтом, в хвостовой части короткого фюзеляжа смонтирован горизонтальный стабилизатор с шайбами-килями на законцовках. Шасси неубираемое, лыжное. Под носовой частью фюзеляжа размещена шаровая турель с датчиками обзорно-прицельной системы, по бортам фюзеляжа имеются консоли с узла ми подвески полезной нагрузки. Диаметр несущего винта 4 м, длина аппарата 2.5 м, ширина 0.5 м, высота 1.8 м, масса пустого БЛА 140 кг, максимальная взлетная масса 290 кг, практический потолок 4000 км, максимальная скорость 100 км/ч, продолжительность полета 4 ч. Силовая установка включает один двигатель внутреннего сгорания мощностью 65 л. с.
БЛА TD220
Эксплуатация БЛА TD220 началась в 2013 г., к концу 2015 г. заказчикам из КНР и других стран было поставлено более 50 аппаратов. В 2016 г. БЛА TD220 выполнили первые патрульные полеты в Мали.
«Таинственная пчела». БЛА гибридного типа создан корпорацией CETC. Он предназначен для использования с площадок ограниченного размера, в том числе с кораблей, способен поднимать полезную нагрузку массой до 50 кг. Состав целевого оборудования сменный: оптоэлектронная обзорная система (на выставке в Чжу хае в 2016 г. был представлен аппарат с оптоэлектронной обзорной системой под носовой частью фюзеляжа), РЛС, радиотрансляционное оборудование. Полет может выполняться как под управления оператора, так и в автономном режиме.
БЛА ≪Таинственная пчела≫
Разборный планер аппарата полностью изготовлен из КМ, сборка всего аппарата занимает 2 ч. БЛА спроектирован по схеме высокоплана с V-образным фальшкилем и неубираемым лыжным шасси. В хвостовой части фюзеляжа установлен ротативный двигатель внутреннего сгорания с двухлопастным толкающим винтом. Примерно на полуразмахе плоскостей крыла установлены балки с подъемными двигателями (перед передней кромкой и сзади задней кромки крыла), снабженными двухлопастными винтами. Сборка двигателя и винта выполнена подвижной в вертикальной плоскости, благодаря чему двигатели способны создавать поступательную тягу в горизонтальном полете.
Размах крыла 11.8 м, длина 6.33 м, высота 1.69 м, практический потолок 3000 м, максимальная продолжительность полета 6 ч, максимальная скорость 180 км/ч.
Источник: ≪ТИ≫, ЦАГИ, 2018, выпуск 1—2, 71—87