О.В. Соловьев, директор, к.т.н., старший научный сотрудник
Чугуевский авиаремонтный завод, г. Чугуев
Н.В. Кобрина, к.т.н., доцент
Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского, г. Харьков
Беспилотные авиационные комплексы (БпАК), имеющие в своем составе беспилотные летательные аппараты (БПЛА), широко применяются для мониторинга окружающей среды [1, 2]. Кроме экологических исследований, связанных с мониторингом, БпАК могут выполнять и другие функции, связанные с защитой окружающей среды. Например, это могут быть работы по транспортировке грузов в труднодоступные места или распыление химических или биологически активных компонентов.
При защите сельскохозяйственных и лесных угодий биологическими средствами большое значение имеет способ внесения трихограммы: ручной, механизированный (наземный) или авиационный – с помощью малой авиации или БПЛА. Все они имеют право на жизнь, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. При использовании ручного, наиболее трудоемкого, способа можно подкармливать возрожденного паразита медом, сахарным сиропом и увеличивать как продолжительность его жизни, так и плодовитость на 30…40 %. Механизированный и авиационный способы применяют для внесения трихограммы за сутки до ее полета. И здесь очень важно, чтобы этот срок был наименьшим, так как природные энтомофаги с удовольствием поедают куколок паразита (иногда до 40 % от внесенного количества).
Преимущества внесения трихограммы при использовании БПЛА:
- низкая стоимость (20 грн/га);
- высокая точность внесения;
- сохранение до 20 % урожая;
- экологически чистое уничтожение вредителей;
- эффективность против скрытых вредителей;
- отсутствие риска для жизни людей (пилотов).
Как правило, препараты для очистки водной поверхности от разливов нефти и нефтепродуктов, защиты сельскохозяйственных и лесных угодий биологическими средствами вносятся с БПЛА либо мелкими каплями, либо путем рассеивания биологических объектов (яиц, насекомых и т.д.), которые также имеют незначительную массу и размеры. Поэтому для создания облака из вносимых компонентов и его дальнейшего осаждения необходимо знать характеристики дальнего вихревого следа, сгенерированного БПЛА в полете. Решить поставленную задачу можно с помощью математической модели дальнего вихревого следа [3].
Систематические исследования характеристик дальнего вихревого следа за различными летательными аппаратами (рис. 1, 2) показали, что вихревые следы имеют общие закономерности [4, 5]. При соблюдении определенных условий можно получить подобия течения в дальнем вихревом следе.
Рис. 1. Пример расчета ближнего спутного следа |
Рис. 2. Пример расчета дальнего вихревого следа |
При рассмотрении процесса формирования вихревого следа за тонким прямоугольным крылом умеренного удлинения (рис. 3) при безотрывном обтекании его передней кромки, видно, что пелена, стекающая с задней и боковых кромок, с течением времени сворачивается в два вихревых жгута, которые затем опускаются вниз.
Рис. 3. Вихревая пелена (λ = 4,0; α = 10°; τ = 5)
Вихревые следы, имеющие близкие турбулентные характеристики, могут быть сгенерированы различными по геометрическим характеристикам несущими поверхностями или системами, следовательно, l0 и Г0 можно считать параметрами подобия аэродинамических несущих поверхностей по характеристикам спутного следа. Для плоских монопланных крыльев простой формы в плане, характеризуемых удлинением λ, углом стреловидности по передней кромке χПК и сужением η, условия эквивалентности по характеристикам вихревого следа, т.е. соотношения подобия, могут иметь вид
Величины без индекса в (1) относятся к некоторому базовому крылу, а с индексом k = 1, 2 – к семейству эквивалентных крыльев.
Таким образом, при изучении характеристик вихревого следа за ЛА, используя критерии подобия
где индексы 1 и 2 – принадлежность соответствующих величин к характеристикам сопоставляемых крыльев, задачу можно свести к рассмотрению характеристик и возмущений, генерируемых эквивалентным крылом. Такой подход позволяет заметно упростить проведение численных исследований, например, по воздействию дальнего вихревого следа на аэродинамические характеристики и динамику движения ЛА при решении экологических задач, что существенно сокращает количество рассматриваемых вариантов.
Список использованной литературы
1. Общие виды и характеристики беспилотных летательных аппаратов: справ. пособие [Текст] / А.Г. Гребеников, А.К. Мялица, В.В. Парфенюк и др. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», 2008. – 377 с.
2. UAV.ru - Беспилотная авиация, www.uav.ru, «Гражданские перспективы беспилотников» [Электронный ресурс] / Владимир Карнозов
(спецвыпуск Milex - ISSE 2011), изд. ООО Информационно-аналитический центр «Новые технологии».
3. Нелинейная теория крыла и ее приложения [Текст] / Т.О. Аубакиров, С.М. Белоцерковский, А.И. Желанников и др. – Алматы: Гылым, 1997.
4. Распыление биодеструкторов вблизи плоскости раздела сред при помощи беспилотных летательных аппаратов [Текст] / О.В. Соловьев, С.М. Еременко, Н.В. Кобрина, О.А. Трухмаев // Экология и промышленность. – Х., 2014. – № 3. – С. 30-32.
5. Теоретические исследования процессов распыления химических или биологически активных компонентов в целях защиты окружающей среды с использованием БПЛА [Текст] / О.В. Соловьев, Н.В. Нечипорук, С.М. Еременко и др. // Открытые информационные и компьютерные интегрированные технологии. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», 2013. – Вып. 62. – С. 134-140.