А.И. Быков – научный сотрудник НИЦ-1 Научно-исследовательского института ФСИН России
Рефе р а т
В статье раскрывается взгляд на проблему доставки запрещенных предметов, вещей на территорию исправительных учреждений и следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний. Акцентируется внимание на активном развитии технологий, в частности на появлении беспилотных летательных аппаратов и их неправомерном использовании при доставке запрещенных предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы, а также на отсутствии в исправительных учреждениях и следственных изоляторах специальных средств противодействия беспилотникам, что позволяет как осужденным, так и гражда нам за пределами исправительных учреждений осуществлять противоправные действия по доставке запрещенных предметов. Предлагаются варианты решения рассматриваемой проблемы. Результаты исследования могут иметь как теоретическую, так и практическую значимость в деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и иных органов внутренних дел.
Бурное развитие технологий в настоящее время влияет на большинство процессов
жизнедеятельности граждан, что сопровождается их улучшением и модификацией.
Однако часть технологий используется в неправомерных целях. Одним из таких изобретений является беспилотный летательный аппарат (БПЛА, беспилотник).
История данного аппарата берет начало в конце XIX в., в 1899 г., когда Никола Тесла воплотил идею радиоуправляемых объектов в реальность и продемонстрировал первый беспилотник. В 1910 г. Чарльз Кеттеринг, английский военный инженер, начинил такой аппарат взрывчаткой.
Все разработки подобного рода относились к военно-стратегическим. Так, в 1933 г.
английские военные инженеры использовали беспилотник для тренировок летчиков в качестве мишени. Он был схож с бипланом Fairy Queen [2, с. 68]. Во время Второй мировой войны СССР использовал БПЛА ТБ-3 в целях разрушения мостов, Германия создала радиоуправляемые бомбы Hensch Hs 293 и Fritz X, а также «самолет-ракету» Фау-1 и Фау-2, США применяли беспилотники в целях тренировки пилотов, а также создали беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1, идентичный немецкому Фау-1.
По окончании войны многие страны начали разработку беспилотных летательных аппаратов, которые не только использовались в военных целях, но и выполняли задачи разведки, транспортировки, наблюдения, фото- и видеосъемки.
В 1990-х гг. появляются беспилотники, построенные на летательной схеме вертолета и осуществляющие вертикальный взлет, что позволило выполнять задачи военной и гражданской направленности. Массовое производство таких аппаратов в начале XXI в. связано с возможностью их многофункционального использования в разных сферах жизнедеятельности человека: спасательной, строительной, научной, сельскохозяйственной, кинематографической, энергетической и др. Функционал летательного аппарата зависит от его оснащения, от тех технических средств, видео- и фотосъемочных приборов, оружия, которым он оборудован.
Модернизировать беспилотник можно магнитометром, который будет удерживать продольные оси в постоянном направлении, а также измерять магнитные поля. Датчик высоты (барометр) даст возможность аппарату совершать полет на постоянной высоте.
GPS-приемник будет определять координаты своего местоположения, может удерживать позиции по заданным координатам, то есть летать по определенному маршруту, а также возвращаться в изначальное место запуска. Звуковой локатор, своеобразная аналогия барометру, обеспечит более точное удержание высоты. Оптический датчик позволит летательному аппарату точно позиционироваться по вертикали. Для более длительного полета могут устанавливаться дополнительные аккумуляторы (для беспилотника электрического типа) или топливный бак (для роторного типа).
Также летательный аппарат может быть оборудован радиостанцией, действующей в качестве воздушного ретранслятора, аппаратурой для сбора информации и радиоэлектронной борьбы, различными датчиками и лазерными локаторами, креплениями для транспортировки различных грузов.
В большинстве случаев беспилотники осуществляют мониторинг и фото- и видеосъемку при разных погодных условиях, днем и ночью.
Стоимость рассматриваемых аппаратов варьируется от нескольких тысяч рублей за любительскую модель и нескольких сотен тысяч долларов за профессиональную. С 2014 г. мировой объем рынка беспилотников непрерывно растет и, по данным компании «Форкаст интернэшнл», к 2023 г. составит 67,3 млрд долларов [4]. При этом доступность аппаратов будет только увеличиваться. С 2015 г. по настоящее время в России количество беспилотных летательных аппаратов в пользовании граждан увеличилось в девять раз и составляет около 30 тыс. [1; 3].
Беспилотные летательные аппараты могут использоваться и в различных неправомерных целях, таких как совершение террористических актов, нанесение вреда гражданскому населению, уничтожение различного рода объектов, строений, диверсии. Этот список не является исчерпывающим. К ним также можно отнести и доставку запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений.
В соответствии с п. 8 ст. 82 УИК РФ, а также приложением № 1 к приказу Минюста России № 295 от 16.12.2016 [5] имеется ряд предметов, веществ, изделий, которые запрещены для свободного оборота среди осужденных. К таковым относятся теле фоны, наркотические и психотропные вещества, спиртные напитки, оружие и иные предметы. Однако запрещенные предметы попадают на территорию исправительных учреждений посредством забросов, с помощью сотрудников и иных лиц, осуществляющих свои профессиональные обязанности на территории исправительных учреждений.
В целях предотвращения таких действий используются различные инженерно-технические средства охраны и надзора: защитные и преграждающие средства и конструкции, технические средства и системы обнаружения, механические, электромеханические, электрические, электронные устройства, конструкции и программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управление доступом.
Наблюдается определенное ужесточение мер дисциплинарной ответственности сотрудников, проносящих запрещенные предметы на территорию исправительных учреждений. Проносы, которые осуществляются лицами, выполняющими свои профессиональные обязанности на территории исправительных учреждений, пресекаются посредством досмотра при входе и выходе с охраняемого объекта, а также фиксируются с помощью средств видеонаблюдения. В целях профилактики противоправных действий с сотрудниками регулярно проводится инструктаж на тему уголовной и административной ответственности за подобные правонарушения.
С 2014 г. от территориальных органов ФСИН России стала поступать информация об использовании беспилотных летательных аппаратов для доставки на территории исправительных учреждений запрещенных предметов. По данным управления режима и надзора ФСИН России, в 2015 г. было зафиксировано восемь таких случаев, в 2016 г. – 19. В 2017 г. подобные факты были зафиксированы в 23 территориальных органах уголовно-исполнительной системы.
Так, в феврале 2017 г. был изъят беспилотник в Брянской области, в марте – в Томской, в апреле – в Волгоградской области и на Камчатке. Были зафиксированы попытки доставки запрещенных предметов заключенным с помощью беспилотников в Тамбове, Нижневартовске, Свердловской области и Москве. В июле 2017 г. над территорией ИК-3 УФСИН России по Магаданской области пролетал «Фантом-1», на котором были закреплены два мобильных телефона. В какой-то момент этот летательный аппарат потерял управление и в аварийном режиме приземлился на территорию колонии, где его обнаружили и изъяли сотрудники учреждения. Только с начала 2017 г. было зафиксировано 26 случаев падения таких аппаратов на территории учреждений ФСИН России.
В связи с этим хотелось бы отметить, что основной проблемой является отсутствие эффективного противодействия беспилотным летательным аппаратам со стороны учреждений уголовно-исполнительной системы. Часть полетов фиксируется средствами видеонаблюдения или сотрудниками, однако чаще всего злоумышленники достигают поставленной цели. В настоящее время учреждения ФСИН России не имеют ни сил, ни средств для противодействия полетам беспилотников над их территориями. Все случаи обнаружения аппаратов были связаны с их падением на землю или столкновением с различными объектами, что вызвано ошибками операторов, управляющих данными летательными аппаратами.
По сравнению с другими способами доставки запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения беспилотники обладают явными преимуществами. Если против проноса, а также иных методов доставки имеются рамки, детекторы и другие средства обнаружения, то здесь такое противодействие бездейственно. Большинство учреждений ФСИН России имеют обширные территории и не имеют системы противоздушной обороны, в связи с чем в целях защиты от беспилотников требуется специальное оборудование. Данные аппараты обладают такими свойствами, которые можно отнести к новой группе рисков, угроз:
1. Неограниченная дальность управления (от нескольких десятков метров до 5 км и более).
2. Отсутствие прямого контакта. В большинстве случаев оператор осуществляет
управление аппаратом, находясь вне зоны видимости видеонаблюдения, что не позволяет сотрудникам исправительного учреждения своевременно предупреждать и пресекать противоправные действия.
3. Специфика частотного диапазона. В связи с активным развитием технологий и
средств массовых коммуникаций беспилотники обладают новейшими средствами
связи. Они используют частоты, которые нерегистрируются, потому что отсутствуют
приборы, работающие в соответствующем частотном диапазоне.
4. Отсутствие криминалистических следов. Большинство операторов для выполнения задачи по доставке запрещенных предметов работают в специальном обмундировании, чтобы не оставить каких-либо отпечатков, следов. Помимо этого, трудно определить, откуда и в каком направлении беспилотник летел, что также имеет огромное значение для того, чтобы изобличить оператора.
Проведенный анализ позволяет выделить определенные тенденции в сфере применения беспилотных летательных аппаратов для доставки запрещенных предметов на территории исправительных учреждений иследственных изоляторов территориальных органов ФСИН России.
Во-первых, рост объемов производства, связанное с этим падение цен на беспилотники и их технологическое оснащение делают их более доступными для массового использования. В связи с этим следует ожидать рост правонарушений, связанных с доставкой запрещенных предметов на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.
Во-вторых, постоянное развитие технологий навигации и телекоммуникаций создает условия совершенствования тактики и техники применения данных аппаратов.
В ближайшее время это может привести к стремительному снижению аварий беспилотников из-за ошибок оператора.
В-третьих, отсутствие достаточных материально-технических средств для организованного противодействия полетам над территориями учреждений ФСИН России провоцирует рост применения беспилотных летательных аппаратов.
В-четвертых, постоянное повышение информационных компетенций людей ведет к активному освоению новейших технологий гражданами всех возрастов. Кроме того, есть примеры, когда лицо, отбывшее наказание, спустя полгода после освобождения осуществляло управление беспилотником с целью доставки запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения.
Его знания об учреждении, сотрудниках, времени и территории позволяли осуществлять полеты без каких-либо проблем.
Таким образом, беспилотные летательные аппараты создают новую группу рисков, которая характеризуется особыми свойствами, аналоги которым в настоящее время отсутствуют, что позволяет осуществлять различные неправомерные задачи, в том числе доставку запрещенных предметов на территорию учреждений ФСИН России. Помимо этого, развитие технологий, массовых коммуникаций не стоит на месте, функционал и оснащение беспилотников будут улучшаться, что приведет к новым угрозам.
Таким образом, целесообразно разработать комплекс по противодействию беспилотным летательным аппаратам, который будет применяться на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России, с учетом их функциональных возможностей, а также обеспечить сотрудников необходимыми знаниями по эксплуатации данного комплекса.
Список литературы
1. В УФСИН России по Курской области проходит апробацию оборудование по защите проникновения в исправительные учреждения запрещенных предметов с помощью беспилотных летательных аппаратов. URL: http://46.fsin. su/news/detail.php?month=9&year=2017&ELEMENT_ID=327446 (дата обращения: 18.12.2017).
2. Коннова Л. А., Бончук Г. И. Об истории беспилотных летательных аппаратов и перспективах их использования в практике спасательных работ // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2016. № 3. С. 67–77.
3. Петров И. Посадка за взлет // Рос. газ. 2017. 24 нояб.
4. Преображенский Н. Мировой рынок беспилотников. URL: https://vpk-news.ru/articles/18914 (дата обращения: 05.03.2018).
5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 : зарег. в Минюсте России 26.12.2016 № 44930 (ред. от 06.07.2017) .