Пути решения экологических проблем, стратегия экологической безопасности и устойчивого развития остаются актуальными до сих пор.
В апреле 2004 года на Кипре проходила международная конференция «Экологическая безопасность Средиземноморья». На проходившей конференции обсуждались вопросы экологической безопасности Средиземноморья. Еще тогда экологическим сообществом России искали пути решения проблемы экологической безопасности, которые имеют не только региональный, но и глобальный характер.
Любое хозяйственное мероприятие, проводимое в масштабе региона, сказывается на региональном фоне, а также изменяет состояние равновесия мирового значения. Так авария на Чернобыльской атомной электростанции повлияла на радиационное загрязнение других регионов Земли, а осушение болот в центральной части России приводит к многочисленным пожарам и выбросам в атмосферу окиси углерода.
Своевременное поступление качественной информации о техногенных изменениях в окружающей среде региона позволяет сократить расходы на предотвращение и ликвидацию аварий и катастроф, улучшить состояние окружающей среды. С этой задачей эффективно справлялись авиационные средства мониторинга.
В тот период это были легкие и сверхлегкие пилотируемые воздушные суда, но начиная с 2008-2009 годов обстановка стала меняться.
Стремительное развитие микроэлектроники позволило в несколько десятков раз уменьшить размеры и вес аппаратуры мониторинга окружающей среды, оснастить новой элементной базой и программами управления воздушными судами, все это обеспечило появление и стремительное развитие беспилотных авиационных систем.
Высокие эксплуатационные характеристики современных беспилотных авиационных систем, экономичность в эксплуатации и номенклатура решаемых ими задач определили интерес к ним со стороны различных компаний, решаемых вопросы реальной экономики.
С использованием малоразмерных беспилотных авиационных систем обеспечивается получение различных видов первичной продукции авиационного мониторинга (фотографические снимки в видимом диапазоне, тепловизионные снимки объектов и территорий в дальнем ИК- диапазоне).
Технические характеристики полезной нагрузки позволяют получить фотографические снимки с высоким разрешением и позиционированием с высокой точностью. Тематическое дешифрирование фотографий позволяет выявлять участки магистральных газопроводов с повышенным обводнением труб, районировать растительность по типу в охранных зонах и прилегающих к ним территориях, определять места возможного разрушения ЛЭП.
Экономические расчеты применения беспилотных авиационных систем показывают, что удельная стоимость работ на порядок ниже стоимости аналогичных работ, выполняемых с использованием средств пилотируемой авиации.
Подготовка беспилотных комплексов к полетам осуществляется в более короткие сроки, чем пилотируемые аппараты. При этом максимально снижается негативное воздействие на деятельность человеческого фактора.
Однако при эксплуатации беспилотных комплексов эксплуатанты встречаются с финансовыми, организационными, административными, сертификационными, страховыми, юридическими и другими трудностями. Многие специалисты приходят в эту отрасль, не имея опыта управления беспилотными воздушными судами, не знают порядка использования воздушного пространства и тем самым обрекают на ликвидацию деятельности компании. Необходимо обучение таких специалистов.
В одиночку все это преодолеть сложно, а иногда невозможно.
Решением этих проблем в Сибири занимается объединение специализированных предприятий и организаций в ассоциацию беспилотных технологий.
Сибирская Ассоциация беспилотных технологий, основана на членстве юридических лиц, деятельность которых связана с разработкой, производством и эксплуатацией беспилотных систем гражданского назначения и их компонентов, а также заинтересованных в развитии беспилотных систем в Российской Федерации, созданной для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Члены Ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Направлениями деятельности ассоциации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются:
1. Содействие развитию технологий, связанных с разработкой, производством дистанционных систем управления беспилотными авиационными, наземными, надводными и подводными аппаратами (роботами), производству используемых при их создании материалов, приборов для получения и обработки материалов, а также используемых при их эксплуатации, информационных технологий, связанных с их управлением, получением, обработкой и передачей информации пользователям.
Эту задачу способны выполнить научно-исследовательские институты, специализированные лаборатории, Центр по подготовке и сертификации персонала, Технопарк Академгородка. Участие этих организаций в работе Ассоциации способствует развитию беспилотных технологий. Ассоциация проводит выставки, конференции, семинары, предоставляя и рекламируя новинки в разработке беспилотной техники, организовывает юридическое сопровождение работ.
2. Содействие их практическому использованию в различных отраслях экономики, организация учебной, маркетинговой и выставочной деятельности
Использование беспилотной техники в аграрном комплексе, энергетике, лесном, водном хозяйствах, нефте- и газодобычи, геологии, строительстве и других отраслях экономики имеет свои особенности и требования. Как правило, эксплуатанты авиационной техники и предприятия эксплуатирующие специализированную технику берут заказы на выполнение работ в перечисленных областях, не имея представление о требованиях и особенностях их выполнения. Специалистами Ассоциации будет проводится подготовка персонала к выполнению работ в различных областях экономики на базе учебных заведений по необходимым для предприятий направлениям.
С помощью большей финансовой, организационной и выставочной деятельности Ассоциации будет расширенная база данных по заказам на выполнение различных видов работ, что позволит участникам Ассоциации эффективно использовать ее для своей коммерции.
3. Содействие созданию, развитию предприятий - разработчиков беспилотных технологий и аппаратов, продвижению их продукции на рынках.
Расширяющийся рынок применения беспилотных систем дает возможность конструкторам-одиночкам применить свои знания и умение в создании роботов различного применения (воздушного, наземного, надводного и подводного) иногда они организуются в предприятия для более профессионального создания робототехники. При этом они испытывают недостаток в административной, юридической и организационной поддержке. Задача Ассоциации помочь решить эти проблемы, имея опыт в рекламной деятельности продвигать продукцию созданных предприятий на рынок робототехники.
4. Содействие в привлечении инвестиций на финансовых рынках, защите интересов предприятий и организаций, входящих в Ассоциацию.
Одним из самых затратных и трудоемких работ является разработка и внедрение робототехники, ее сертификация. Как правило, у предприятий - разработчиков существует недостаток финансовых средств, что увеличивает сроки разработки и внедрения продукции. Участие финансовых институтов и инвесторов, членов Ассоциации в финансировании предприятий-разработчиков, тоже членов Ассоциации, во многом позволит сократить эти сроки, а также качественно и малозатратно провести ее сертификацию.
5. Осуществление пропаганды и просветительской деятельности среди детей и молодежи, участие в детском творчестве и инновационной деятельности молодежи, участвующих в создании аппаратов и беспилотных технологий (робототехники).
Работа членов Ассоциации в школах, колледжах по вовлечению детей и молодежи в авиамодельные, судомодельные и другие кружки, лаборатории, бучение специалистами Ассоциации позволит шире пропагандировать развитие и внедрение БАТ в жизнь. Интерес молодежи к развитию робототехники виден и сейчас, но этот процесс стихийный и часто, не подтвержден финансово, поэтому часто руководители кружков сталкиваются с тем, что не могут пропагандировать свою деятельность.
Участие Ассоциации в этом процессе позволит объединить деятельность кружков и через средства массовой информации, телевидение, конференции, круглые столы расширить их возможности по пропаганде деятельности.
6. Участие в разработке федеральной и региональной политики в области практического применения беспилотных технологий и их правового регулирования, инициирование в органы законодательной и исполнительной власти предложений о регулировании процессов применения беспилотных технологий, участие в проведении общественных слушаний и независимых общественных экспертиз по этим вопросам,
7. Участие в создании саморегулируемых организаций в сфере беспилотных технологий, разработке в их рамках требований, технических регламентов, стандартов, рекомендаций и иных локальных нормативных актов.
Отсутствие нормативной базы для беспилотных комплексов не позволяет в полной мере использовать их в гражданских целях, а порой вообще нарушают Российское законодательство. Что может привести к административной или уголовной ответственности. Решение проблем, связанных с законодательством может решить созданная саморегулируемая организация, которая будет заниматься созданием технических регламентов, стандартов, локальных нормативных актов. Для этого будут привлекаться научно-исследовательские институты и ВУЗы авиационного профиля, Центр подготовки и сертификации авиационного персонала, а также администрации субъектов федерации Сибирского Федерального округа. Предполагается, что Ассоциация сама станет саморегулируемой организацией, что позволит именно ей решать эти вопросы.
8. Участие в организации и проведении конкурсов среди научно-исследовательских, проектных и специализированных малых инновационных предприятий и ВУЗов, занимающихся разработкой беспилотных технологий, самих аппаратов и применяемыми ими приборами.
9. Осуществление технологического аудита в области беспилотных технологий является важным мероприятием для обеспечения безопасной эксплуатации комплексов. Проведение такого аудита даст возможность предприятиям-разработчикам и предприятиям-эксплантатам реальнее оценить деятельность беспилотного комплекса, выявить его сильные и слабые стороны. Эксперты, аудиторы, осуществляющие технологический аудит смогут дать рекомендации по методике, технологии и безопасности применения таких комплексов.
10. Разработка и внедрение программ подготовки, а также сама первоначальная подготовка операторов беспилотных систем (внешних пилотов, внешних наблюдателей).
Одним из важнейших направлений в области применения беспилотных комплексов является подготовка персонала, эксплуатирующего эти комплексы. От того как подготовлен оператор (внешний пилот) комплекса будет зависеть долговечность эксплуатации беспилотного комплекса и безопасность его применения. На профессиональной основе, с учетом воздушного законодательства Российской Федерации этот вопрос решен в Федеральном государственном образовательном учреждении «Центр подготовки и сертификации авиационного персонала» (г. Обь, Новосибирская обл.), который входит в Ассоциацию. Подготовка в этом Центре будет проводится по разработанным в Центре программам подготовки и утвержденным в Росавиации. По результатам подготовки и при положительной аттестации слушателям будут выдаваться свидетельства специалистов гражданской авиации общероссийского образца.
Свою деятельность Сибирская Ассоциация беспилотных технологий совместно с Ассоциацией Аэронет намерена осуществлять в направлениях:
развития воздушного законодательства и отраслевых нормативных актов в сферах применения беспилотных авиационных систем;
формирования стандартов и правил профессиональной деятельности;
расследования и формализации летных происшествий и инцидентов с участием беспилотных авиационных систем.
Источник: Домрачев Валерий Геннадьевич https://russiandrone.ru/companies/sibirskaya-assotsiatsiya-bespilotnykh-tekhnologiy/
Контакты:
г. Новосибирск
+7 (913) 9109555