Транспортные беспилотные авиационные системы (Т-БАС) – одно из наиболее пер- спективных направлений развития авиационной отрасли в ближайшее десятилетие. Есть много драйверов, ведущих рынок к использованию грузовых беспилотных авиаперевозок, – развитие технологий уже сделало эту задачу технически осуществимой, потребление растет, одновременно усиливается кооперация между странами, часть из них заинтересована в развитии своих периферийных регионов. Т-БАС – реальность завтрашнего дня или фантастика?
ПРЕИМУЩЕСТВА Т-БАС
Сначала важно оценить техническую целесообразность. Так, Группа «Кронштадт» – ведущий российский разработчик и производитель беспилотных летательных аппаратов – совместно с Московским авиационным институтом проводят исследования с целью формирования облика перспективной транспортной беспилотной авиационной системы.
Результаты технической оценки: отсутствие людей на борту позволяет реализовать ряд преимуществ – оптимизировать конструкцию воздушного судна под требования грузовых перевозок и повысить коэффициент загрузки воздушного судна. Смягчение требований к соблюдению комфортных режимов полета, отсутствие бортовых систем кондиционирования, жизнеобеспечения, средств спасания, иллюминаторов позволяет снизить массу оборудования, фюзеляжа при сохранении прочностных характеристик. Для грузов нет высоких требований к скорости доставки: возможно применение экономичных турбовинтовых двигателей с низким расходом топлива. Перевод грузового трафика из аэропортов, нагруженных трафиком пассажирским, в специализированные грузовые дронодромы с роботизированными операциями по погрузке-разгрузке позволит повысить оборачиваемость воздушных су- дов за счет ускорения этих операций.
Но качественные оценки нуждаются в серьезном научном обосновании, чем и занимаются сегодня МАИ и Группа «Кронштадт». По словам специалистов, за маркетинговым исследованием должна последовать комплексная научно-исследовательская работа, результатом которой станут предложения по дополнению действующей Программы развития авиационной промышленности на 2015–2025 годы.
ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА
В настоящее время авиаперевозки занимают только 1 % мирового грузооборота, исчисляемого в тоннах, но стоимость грузов, входящих в этот один процент, составляет 33 % стоимости всех перевозимых товаров. Это бытовая электроника, медикаменты, цветы, модные товары, скоропортящиеся продукты, автозапчасти, компьютеры и их комплектующие, косметика и другие товары, составляющие растущий рынок интернетторговли. Динамика рынка таких перевозок определяется состоянием мировой экономики в целом. На период до 2035 года прогнозируется темп роста грузовых авиаперевозок в среднем 4,3 % в год (в исчислении на тонно-километры)1.
Ряд крупных мировых компаний из бизнеса экспресс-доставки, такие как UPS и DHL, уже применяют дроны, но эти применения носят экспериментальный характер, ограниченный как действующим авиационным законодательством, так и характеристиками применяемых беспилотных воздушных судов (БВС).
Главная задача на сегодняшнем этапе – оценка рыночной ниши для БВС в структуре российских и мировых авиаперевозок, формирование требований, обоснование подходов к проектированию и эксплуатации транспортных беспилотных авиационных систем.
Активно развитием знаний и реализацией проектов по этой тематике в России сейчас занимается Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (АЭРОНЕТ), объединяющая ведущие предприятия беспилотной отрасли (Группа «Кронштадт» – член ассоциации). По мнению ее специалистов, в ближайшие 10–20 лет благодаря развитию технологий существенно расширится применение беспилотных авиационных систем, комплексных решений и услуг на их основе. Возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов. Оценки показывают, что объем мирового рынка беспилотных авиационных систем, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд долларов (в текущих ценах). Изменится не только структура рынка, но и запросы потребителей, под которые придется адаптироваться новым лидерам в глобальной конкуренции. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 40 млрд долларов2.
ТРЕБОВАНИЯ РОССИИ
Наиболее острая потребность в развитии грузовых авиаперевозок в Российской Фе-дерации существует в регионах со слаборазвитой дорожно-транспортной инфраструктурой: Арктическая зона, Сибирь, Дальний Восток. По результатам предварительных исследований, целесообразным является осуществление грузовых авиаперевозок в Дальневосточном регионе воздушными судами, обладающими радиусом действия не менее 1500 км, грузоподъемностью от 1 до 3 тонн, способными использовать необслуживаемые грунтовые аэродромы. Низкая загруженность воздушного пространства нашей страны в ее восточных и северных областях создает особенно благоприятные условия для развертывания пилотных проектов по беспилотным грузовым авиаперевозкам.
«Наша компания обладает необходимыми компетенциями, технологиями, производственно-испытательной базой для создания демонстратора беспилотного воздушного судна для грузовых перевозок, которое может стать элементом перспективной роботизированной авиационной транспортной системы. Необходимо в ближайшее время выполнение комплексной научно- исследовательской работы с целью демонстрации возможности выполнения грузовых авиационных перевозок беспилотным воздушным судном в категории грузоподъемности от 1 до 3 тонн», – комментирует Николай Долженков, генеральный директор АО «Кронштадт». – «Территориальные, демографические и геополитические особенности Российской Федерации диктуют необходимость создания роботизированной авиационной транспортной системы. Наличие у предприятий страны соответствующих технологий и компетенций делает выполнение этой задачи реальным».
Наиболее острая потребность в развитии грузовых авиаперевозок в Российской Федерации существует в регионах со слаборазвитой дорожно-транспортной инфраструктурой: Арктическая зона, Сибирь, Дальний Восток.