Корешев А.К., Корешева Е.В., Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск
В статье рассматриваются понятие и виды дронов, выявляются тенденции развития мирового рынка дронов, используемых в гражданских целях, с акцентом на сегмент их коммерческого применения, определяются перспективы и направления развития исследуемого рынка.
Ключевые слова: конъюнктура, тенденции развития, мировой рынок, дрон, гражданский дрон, дрон для коммерческих целей, беспилотный летательный аппарат, БПЛА.
В настоящее время понятие «дрон» используется в основном в публицистике, а среди профессионалов более популярны понятия «беспилотный летательный аппарат» (БПЛА, БЛА), «беспилотное воздушное судно» (БВС) или просто «беспилотник», «борт». Согласно отечественному законодательству, беспилотный летательный аппарат – это летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов [1].
Единой общепризнанной классификации дронов до настоящего времени не разработано. Беспилотные летательные аппараты классифицируют как минимум по двадцати критериям, в частности: по целевому назначению, по сферам (отраслям) применения, по размеру и весу, по типу взлета, по высоте полета, по виду управления, по дизайну/особенностям конструкции, по наличию бортовых устройств, по типу и числу двигателей, по системе предотвращения столкновений, по грузоподъемности, по полезной нагрузке, по типу навигации, по специализации программного обеспечения и т.д. При этом выделение видов дронов по обозначенным критериям различается у разных авторов-исследователей.
Исходя из доступных для анализа мирового рынка дронов данных, представляется целесообразным в рамках нашего исследования выделить два основных сегмента рынка «беспилотников» по критерию цели их применения (по назначению): военные и гражданские (применяемые в мирных целях). В свою очередь, на рынке гражданских дронов выделим секторы потребительского (личного) и коммерческого (промышленного) применения.
Таким образом, предметом данного исследования является мировой рынок дронов гражданского назначения.
Важной особенностью данного рынка является то, что он представляет собой не просто совокупность производителей и потребителей дронов, а так называемую «экосистему», включающую также производителей комплектующих, разработчиков программного обеспечения, интеграторов, сервисных компаний, страховых компаний, торговых площадок и иные группы субъектов.
В настоящее время наблюдается существенное преобладание военного сегмента рынка БПЛА над гражданским. Так, в 2014 г. 89 % мирового БПЛА-рынка пришлось на военные поставки, и лишь 11 % – на гражданские [2]. Это следует связывать с тем, что государства финансируют НИОКР, а также осуществляют закупки систем БЛА военного назначения. Причем данная ситуация актуальна и для среднесрочной перспективы. По оценке Goldman Sachs, в 2016–2020 гг. на военные поставки в денежном выражении придется 70 % всех БПЛА, на дроны для личного пользования – 17 %, на коммерческие – 13 %.
Вместе с тем обратная ситуация наблюдается в отношении темпов прироста, где ключевым фактором роста рынка БПЛА рассматривается гражданский сегмент. По оценкам, ожидаемый ежегодный прирост до 2020 г. составит 15–20 %, в то время как военного – порядка 5 % [3].
Впервые в коммерческих целях БПЛА были использованы в Японии в начале 1980-х гг. при обработке рисовых полей пестицидами. В то время технология дистанционно управляемых летательных аппаратов была дорогостоящей и трудоемкой. Однако разработка новых технологий, развитие нормативно-правовой базы, наличие финансирования позволили сделать уже известные ранее технические решения более дешевыми, доступными и массовыми. Эти факторы повлияли на постоянное увеличение объемов мирового рынка гражданских дронов, начиная с 2010-х г. (рис. 1).
Рассматривая инвестиционную составляющую прироста БПЛА-рынка, отметим, что в 2012 г. они составили 10 млн долл. США, а в 2015-м – в 45 раз больше (табл. 1). Причем в 2017 г. наблюдается новая тенденция: инвестиции сместились с аппаратного обеспечения дронов на программное [5]. В частности, если в 2016 г. было заключено 106 сделок на сумму 542 млн долл. США, большинство из которых направлены на аппаратное обеспечение, то в 2017 г. – 110 сделок на сумму 494 млн долл. США с фокусом на программы.
Рис. 1. Динамика развития мирового рынка дронов, млрд долл. США [4]
Таблица 1. Динамика привлечения инвестиций в мировой рынок БПЛА
Показатель |
2012 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
1. Приток инвестиций, млн долл. США |
10 |
450 |
542 |
494 |
2. Количество сделок |
Н.д. |
Н.д. |
106 |
110 |
О перспективности данного рынка свидетельствует внимание к нему со стороны биржевой торговли. В сентябре 2016 г. был создан биржевой фонд PureFunds Drone Economy Strategy ETF (сокращенно IFLY), инвестирующий в акции компаний, разрабатывающих технологии для создания дронов. В его портфель входят акции как крупных аэрокосмических корпораций (Boeing), так и специализированных производителей беспилотников – AeroVironment и Parrot (табл. 2). В настоящее время в фонд входит 47 компаний, причем более половины активов (53,31 %) приходится на американские компании, 16 % – на французские, 9,52 % – на японские. Ценные бумаги IFLY торгуются на Нью-Йоркской бирже по цене 35,84 долл. США за единицу (на апрель 2018 г.), с момента учреждения подорожав на 40 %.
Таблица 2. Топ-10 акционеров IFLY, [6]
№ |
Компании |
Страна базирования |
Доля в фонде, % |
1 |
AEROVIRONMENT INC |
США |
10,91 |
2 |
PARROT |
Франция |
6,90 |
3 |
BOEING CO |
США |
4,90 |
4 |
AMBARELLA INC |
США |
3,21 |
5 |
THALES |
Франция |
2,66 |
6 |
GOPRO INC |
США |
2,43 |
7 |
DASSAULT AVIATION |
Франция |
2,42 |
8 |
BAE SYSTEMS |
Великобритания |
2,37 |
9 |
L3 TECHNOLOGIES INC |
США |
2,31 |
10 |
TEXTRON INC |
США |
2,29 |
Ведущими мировыми производителями гражданских дронов являются компании трех стран мира: DJI (КНР), SenseFly/ Parrot SA (Франция), Yuneec (Китай), 3D Robotics (США). Причем компания DJI является явным лидером: на ее долю приходится 72 % мирового рынка продаж беспилотников по всем ценовым категориям [4].
К странам-лидерам по применению дронов относят США и Китай, к которым, по имеющимся прогнозам, к ним может присоединиться и Россия (рисунок 2).
Рис. 2. Географическая структура мирового рынка применения дронов, %(прогноз на 2017–2021 гг.), составлено по [3]
В коммерческих целях дроны применяются в различных отраслях экономики (табл. 3). Причем технология БПЛА наиболее актуальна для тех отраслей, где необходима как мобильность, так и высокое качество информации.
Таблица 3. Стоимость решений с использованием беспилотных устройств в ключевых отраслях мировой экономики: глобальные перспективы, млрд долл. США1 [7]
Отрасли |
2015 г. |
|
млрд долл. США |
% |
|
1. Строительство, обслуживание инфраструктуры |
45,2 |
36 |
2. Сельское хозяйство |
32,4 |
25 |
3. Транспорт |
13 |
10 |
4. Безопасность (охрана правопорядка) |
10,5 |
8 |
5. СМИ и индустрия развлечений |
8,8 |
7 |
6. Страхование |
6,8 |
5 |
7. Телекоммуникационные услуги |
6,3 |
5 |
8. Горнодобывающая промышленность |
4,3 |
3 |
Итого |
127,3 |
100 |
1 Значения, представленные в таблице, соответствуют текущей стоимости бизнесуслуг и рабочей силы в каждой отрасли, на смену которым могут прийти решения с использованием беспилотных устройств.
По некоторым оценкам, наибольший потенциал по применению дронов имеют:
инфраструктурные отрасли (энергетика, дорожная отрасль, железные дороги и нефтегазовый сектор) – 36 %, где их основная функция – контроль за инвестициями (наблюдение), техническое обслуживание и инвентаризация активов;
сельское хозяйство – 25 %;
транспорт – 10 %, где беспилотники могут использоваться как в качестве нового способа доставки, так и в качестве сервиса, сопутствующего транспортным услугам. Общая емкость доступного рынка для внедрения технологии БПЛА в транспортной отрасли составляет порядка 13 млрд долл. США.
Что касается основного применения гражданских дронов в настоящее время, то это аэрофотосъемка. Мировой рынок фотокоптеров уверенно растет, хотя темпы роста замедляются. В целом объем мирового рынка бизнесуслуг с использованием беспилотных устройств превышает 127 млрд долл. США.
Российский рынок БЛА оценивался в 147 млн долл. США (2016 г.), что составляло 2 % мирового рынка. Интересно, что прогнозы роста и места РФ на мировом рынке существенно отличаются (от 2,36 % до 7 % мирового рынка в 2020 г.). В структуре российского рынка на долю гражданских БЛА приходится более 70 %, в которых основную долю (порядка 60 %) занимают потребительские дроны.
Самый большой объем гражданского рынка беспилотников (более 90 %) сосредоточен в двух секторах – картографирование и съемка для диагностики протяженного объекта, в частности, нефте- и газопроводов, ЛЭП и дорог. Серьезные перспективы связывают с применением систем БЛА в сельском хозяйстве. В настоящее время на него приходится около 5 % работ, выполняемых с использованием БЛА, и здесь есть потенциал для существенного роста [8].
Таким образом, гражданский сектор мирового рынка БПЛА, как и рынков отдельных стран, пока еще только формируется. Он находится в стадии становления, так называемого «первичного насыщения», и характеризуется как незрелый. Следующий этап развития – 2022–2025 гг., основными чертами которого будет массовое использование дронов в коммерческих целях, а также расширение их функционала. В этой связи перед участниками данного рынка встают новые задачи, на которые необходимо найти решения. В частности, регуляторы рынка должны «подстроиться» под новую реальность, производители – создать технологии, позволяющие максимизировать эффективность применения беспилотников.
В завершении отметим, что проведение исследования мирового рынка гражданских дронов затрудняет наличие таких проблем, как недостаточность первичных данных ввиду ограниченности бесплатного доступа к отчетам специализированных организаций, а также существенно разнящиеся в источниках оценки состояния и развития данного рынка.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 (ред. от 14.02.2017) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
2. Экономика дронов: зачем ретейл делает ставку на аэрокурьеров [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/02/11/2015/5637265e9a7947c29861654e
3. Прогнозы и тренды в области беспилотников [Электронный ресурс]. URL:
4. http://robotrends.ru/robopedia/prognozy-i-trendy-v-oblasti-bespilotnikov
5. Держи дронт выше [Электронный ресурс]. URL: http://www.profile.ru/economics/ item/119109-derzhi-dron-vyshe
6. Пять глобальных тенденций на рынке дронов. И несколько вызовов [Электронный ресурс]. URL: http://aggeek.net/ru/markets/id/pjat-globalnyh-tendencij-na-rynke-dronov-i-neskolko-vyzovov-594/
7. IFLY Drone economy strategy ETF [Электронный ресурс]. URL: http://www.etfmgfunds. com/ifly/
8. Нам сверху видно все. Отчет PwC о коммерческом применении беспилотных летательных аппаратов в мире [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ assets/clarity-from-above/drone-technology-survey-2016_rus.pdf
9. Без экипажа на борту [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/07/17/rynok-grazhdanskih-bespilotnikov-znachitelno-vozrastet-v-blizhajshie-20-let...