В.А. ЧАБАНОВ
В последнее время в иностранной военной периодике стали появляться сообщения о том, что МО США готово в окончательном виде огласить тактико-технические требования к ударно-разведывательному беспилотному комплексу палубного базирования UCLASS. Отношение военных к этому проекту неоднозначно: в публикуемой статье излагаются различные точки зрения на обликовые характеристики будущего БЛА и дается анализ конфигу-рации беспилотника четырех компаний – потенциальных участников работ; приводится также экспертное заклю-чение Лексингтонского института США, переводящее программу UCLASS в разряд нецелесообразных.
По сведениям из официальных промышленных кругов, компании Боинг и Дженерал Атомикс Аэро- нотикэл Системз ведут независимо друг от другаработу над экспериментальными беспилотнымилетательными аппаратами в части подготовки предложений к конкурсу на получение контракта попрограмме Военно-морских сил (ВМС) США UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike System – разведывательно- ударный беспилотный авиационный комплексавианосного базирования) [1].
Фирма Боинг ничего не сообщает о своей работе по программе UCLASS. Что же касается компании Дженерал Атомикс Аэронотикэл Системз, то разрабатываемый ею летательный аппарат "Си Эвенджер" представляет собой увеличенный вариант ее боевого беспилотника "Эвенджер" с двухконтурным турбореактивным двигателем. Индивидуальное производство последнего для ВВС США осуществляется по особой программе, о которой стало известно лишь недавно.
Представители компании Локхид Мартин – третьего претендента по программе UCLASS – заявляют, что компания не намерена строить никакого летательного аппарата для подготовки к конкурсу, а компания Нортроп Грумман – четвертый возможный участник проекта – воздерживается от комментариев.
Разработка тактико-технических требований к программе UCLASS идет медленно. В начале апреля 2014 г., по словам наблюдателей, их проект изучался на высшем уровне в министерстве ВМС США, а немногим ранее промышленные круги были поставлены в известность о том, что тактико-технические требования будут готовы к концу апреля. Тем не менее, споры среди военного руководства вокруг их основных положений продолжаются. Некоторые выступают за то, чтобы ориентировать будущий беспилотник на задачи разведки и наблюдения и строить его на основе отработанных и малозатратных технических решений. Согласно этому подходу, беспилотный летательный аппарат должен быть на авианосце штатным средством круглосуточного сбора разведывательной информации во время проведения локальных вооруженных (контртеррористических) операций без задействования военных баз за рубежом; кроме того, он должен служить для заправки самолетов в воздухе. Данная точка зрения получила публичное одобрение вице-президента Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США адмирала Дж. Уиннфелда. Она пользуется поддержкой и в морской авиации. Вашингтонские эксперты объясняют это намерением уменьшить дублирование функций, выполняемых истребителями-бомбардировщиками.
Но есть и те, кто настаивает на создании ударного беспилотного авиакомплекса, атакующего сильно укрепленные цели и превосходящего по дальности действия пилотируемую истребительную авиацию ВМС. Таким образом, полагают они, будет ослаблена угроза со стороны противокорабельных баллистических ракет и зенитных управляемых ракет большой дальности, которыми располагают соответственно Китай и Россия.
Эта точка зрения имеет реальные шансы получить поддержку наверху, поскольку один из ее авторов – Р.О. Уорк – должен был до конца 2014 г. получить пост заместителя министра обороны США. Он является одним из сторонников исследований, выполненных в начале обсуждения программы UCLASS, в которых обосновывались не только необходимость в будущем беспилотном авиакомплексе палубного базирования, но и то, что он должен обладать высоким уровнем тактикотехнических характеристик, а к предложению разработать разведывательно-наблюдательный беспилотник Р.О. Уорк отнесся критически: "Это не то, что нужно межвидовой группировке войск" (имеется в виду его невысокая боевая живучесть). В феврале 2014 г. Центр разработки новых стратегий в области американской национальной безопасности (Center for a New American Security), который тогда возглавлял Р.О. Уорк, опубликовал аналитический обзор направлений развития боевой авиации ВМС США. Три из них предлагают перенос на более поздний срок принятия на вооружение авианосного (палубного) варианта истребителя F-35, а одно – ориентацию проекта UCLASS на создание беспилотного ударного комплекса и ускорение его осуществления.
Не исключено, что споры вокруг программы UCLASS продолжатся и после выпуска упомянутого проекта тактико-технических требований, потому что их окончательный вариант будет формироваться с учетом отзывов со стороны потенциальных подрядчиков. Как полагают обозреватели, окончательный вариант этого документа будет засекречен по причине публикации в нем конкретных цифр, касающихся характеристик скрытности БЛА. "Когда хочешь заставить спорящих замолчать, самый лучший способ — сделать предметом спора скрытность", - заметил по этому поводу один эксперт.
Относительно предельно допустимых величин тактико-технических характеристик согласие, в основном, достигнуто, и все дебаты вращаются вокруг того, какие величины следует считать оптимальными и в каких объемах стимулировать исполнителей проекта за их достижения в исходном варианте беспилотника или в его последующих модернизациях.
Один из главных вопросов – максимальная продолжительность полета без дозаправки. Предполагается, что она будет составлять 14 ч, а полеты будут производиться в рамках взлетнопосадочного графика авиационной группы корабля. Кроме того, согласно требованию заказчика, беспилотник должен располагать ресурсом бездозаправочного полета для совершения двух патрульных облетов по замкнутому маршруту на расстояние 600 м. миль (1 111 км) от авианосца базирования или одного патрульного облета – на расстояние 1 200 м. миль (2 222 км). Но в таком случае БЛА, вероятно, должен иметь целевую нагрузку менее 450 кг и неприемлемо низкий уровень заметности. В итоге ВМС США получат разведывательно-наблюдательный аппарат, дублирующий по своим возможностям беспилотник MQ-4C "Тритон". На это обращают внимание авторы доклада, опубликованного в апреле 2014 г. Центром стратегических и бюджетных исследований (Center for Strategic and Budgetary Assessments), - генерал-лейтенант в отставке Д. Дептула, занимавший до 2010 г. должность заместителя начальника штаба ВВС США по разведке и наблюдению, и М. Ганзингер, эксперт центра.
Итак, из четырех претендентов о своих подходах к реализации программы UCLASS сообщили пока только компании Дженерал Атомикс Аэронотикэл Системз и Локхид Мартин.
Летательный аппарат "Си Эвенджер" (рис. 1) разрабатывается фирмой Дженерал Атомикс Аэронотикэл Системз на основе ее боевого беспилотника наземного базирования "Эвенджер", ранее называвшегося "Предейтор C", спроектированного для ВВС США. Последними сообщалось о приобретении в конце 2011 г. только одной машины; представители фирмы сегодня говорят о трех переданных заказчику БЛА "Эвенджер" и об одном, который после прохождения летом 2011 г. испытаний должен быть поставлен в ВВС. Кроме того, в декабре 2011 г. властями Ирана была опубликована видеозапись, извлеченная из потерпевшего аварию беспилотника RQ-170 "Сентинел", на которой "Эвенджер" был виден припаркованным на авиабазе Кандагар.
Рис. 1. БЛА "Си Эвенджер" компании Дженерал Атомикс Аэронотикэл Системз с режимом дозаправки
Аппарат "Си Эвенджер" имеет размах крыла около 22,9 м и длину 16,8 м – на 3 м больше соответствующих параметров БЛА "Эвенджер". Взлетная масса "Си Эвенджер" составляет, по минимальной оценке, 13 600 кг. Вместо двигателя PW545 Пратт энд Уитни с тягой в 18,3 кН в "Си
Эвенджер" применяется одна из двигательных моделей семейства PW300 той же компании; вполне возможно, что это PW307* с тягой в 28,5 кН. Отсек вооружения увеличен в объеме на 50%; в нем установлены оптико-локационное оборудование с выдвижными камерами, радиолокатор и широкополосная радиостанция спутниковой связи.
Хотя разработчики БЛА "Си Эвенджер" улучшили его характеристики скрытности, на первое место по-прежнему ставятся цена и максимальная продолжительность полета. Так, наряду с узлами внешней подвески вооружения в беспилотнике предусмотрена установка подвесного бака для заправки истребителей, а выполнение последней задачи требует не только грузоподъемности, но и продолжительного нахождения в воздухе.
Летательный аппарат, предлагаемый компанией Локхид Мартин (рис. 2), имеет размах крыла 20,1 м и взлетную массу 13 600 кг, внешне напоминает значительно увеличенный беспилотник RQ-170 "Сентинел" (данные по которому засекречены). О его двигателе известно только то, что разработчиками выбрана серийно выпускаемая модель: либо это – гражданская версия PW308 Пратт энд Уитни, либо военная F137 Роллс-Ройс, применяемая на беспилотнике RQ-4 "Глобал Хок" (в пользу данного предположения говорят размеры ЛА). Заметим попутно, что двигатель БЛА "Сентинел" – это, вероятно, один из вариантов семейства FJ33 фирмы Уильямс Интернэшнл (Williams International) с тягой в 6,7 кН.
Рис. 2. Концепция БЛА UCLASS фирмы Локхид Мартин схарактеристиками незаметности на уровне многоцелевого истребителя F-35
Главным боевым применением будущего беспилотника специалисты компании Локхид Мартин считают разведку и наблюдение. "Мы проделали большую работу по математическому и имитационному моделированию и пришли к выводу: наибольшую пользу авиационной группе авианосца беспилотник принесет как средство сбора данных, разведки целей и оценки нанесенного ущерба. Располагать вооружением на борту – тоже неплохо, но пользы от него намного меньше", - утверждает руководитель проекта от фирмы Локхид Мартин.
Одним из аргументов в пользу данной точки зрения служит заданное заказчиком в проекте UCLASS количество беспилотников на авианосце не более шести, тогда как общее число истребителей-бомбардировщиков в авиационном крыле равно 44. Тем не менее, концепцией фирмы Локхид Мартин на борту БЛА предусмотрено два небольших отсека вооружения для легких боеприпасов против незапланированных целей.
Специалисты компании предлагают вначале оснастить летательный аппарат электронным оптико-локационным оборудованием типа AN/AAQ-40, разработанным для истребителя F-35, и средствами радиотехнического наблюдения, а радиолокатор установить позднее: открытая архитектура его бортовой электроники позволяет легко встраивать новые устройства разведки. С другой стороны, неизвестно, согласится ли заказчик на установку системы AN/AAQ-40, технические характеристики которой соответствуют уровню 90-х годов: она имеет только один приемник среднего инфракрасного диапазона (3¼8 мкм), в то время как современные оптические системы, оснащенные камерами для работы в условиях дневного и низкоуровневого освещения и тепловизором, формируют изображение высокой четкости и обеспечивают в той или иной степени слияние данных.
По словам руководителя проекта, компания Локхид Мартин не намерена строить экспериментальный летательный аппарат в рамках программы UCLASS, считая это пройденным этапом.
Что касается концепции фирмы Боинг (рис. 3), то сообщения об отработке ее экспериментального беспилотника получили в марте 2014 г. подтверждение в виде объявления, адресованного сотрудникам компании, о вакансии на должность руководителя по летным испытаниям в рамках работ по программе UCLASS, проводимых конструкторским бюро экспериментальных летательных аппаратов Фантом Уоркс, входящим в фирму Боинг. По сведениям из промышленных кругов, в компании рассматривается вопрос о создании беспилотника бόльших размеров, чем у других претендентов, в котором будет реализован оригинальный подход к снижению заметности. Но кроме заправочной штанги никаких необычных деталей на опубликованном рисунке летательного аппарата не заметно.
Рис. 3. БЛА UCLASS фирмы Боинг
Компания Нортроп Грумман тоже ведет испытания экспериментального беспилотника авианосного базирования под обозначением X-47B (рис. 4). На его демонстрационном образце также реализован режим дозаправки в воздухе.
Можно сделать вывод, что сторонники такой концепции ударного беспилотника считают дозаправку в воздухе необходимым условием обеспечения большой грузоподъемности в сочетании с длительными беспосадочными полетами.
Рис. 4. БЛА X-47B UCAS-D компании Нортроп Грумман
Что касается планов компании Нортроп Грумман относительно программы UCLASS, один из ее руководящих сотрудников, подчеркивая зависимость обликовых параметров беспилотника от формируемых тактико-технических требований к нему, отмечает, что после завершения работы над ними начинать проектирование с нуля будет поздно и кто-то из нынешних претендентов останется в стороне. Напрашивается вывод, что у фирмы Нортроп Грумман есть в запасе несколько вариантов проработанных конфигураций БЛА.
"Можно не сомневаться в том, что проект UCLASS вызовет протесты и долгие судебные разбирательства… Тактико-технические требования к будущему беспилотнику в их окончательном виде будут более удовлетворять одних потенциальных подрядчиков, чем других: ведь каждый из них создавал задел, исходя из собственного представления о требованиях заказчика, который теперь должен объявить, кто из этих претендентов оказался прав. Разве это конкурс?" - говорит один опытный инвестор.
Существует и прямо противоположная точка зрения Лексингтонского института США на проект UCLASS: американская программа по созданию беспилотных разведывательно-ударных комплексов палубного базирования UCLASS может быть признана нецелесообразной [2].
Во время начала работ по программе предполагалось, что, в конечном счете, будет создан малозаметный беспилотник с возможностью дозаправки в воздухе, большой продолжительностью полета, выполняющий поставленные боевые задачи в ходе боевых действий на значительном удалении от своего носителя - авианосца. После подсчета предварительных расходов ВМС США приняли решение отказаться от ранее обязательных требований: дозаправки в воздухе и функционирования в условиях боевых действий. В результате перспективный БЛА из многоцелевого стал, в основном, разведывательным. ВМС США ожидают выделения на программу около 400 млн долл. в 2015 г.
По мнению экспертов Лексингтонского института, подобное изменение требований является признаком нестабильности всей программы в целом (эксперты института даже делают вывод о ее кризисе). Ранее в проекте принимали участие только четыре основных потенциальных подрядчика на конкурсную разработку беспилотника типа UCLASS.
Аналитики отмечают, что американские законодатели также сомневаются в целесообразности разработки подобного БЛА. Представители сената приняли резолюцию, согласно которой не разрешается выдвигать конкретные предложения будущим участникам тендера до окончательного определения технического задания на комплекс и его одобрения Пентагоном. Законодатели из палаты представителей издали отчет, согласно которому БЛА типа UCLASS не могут существенно усилить боевые возможности американских ВМС.
Идея оснащения ВМС беспилотными разведывательно-ударными комплексами палубного базирования, которые могли бы проводить в воздухе большее время по сравнению с пилотируемой авиацией, возникла в начале 2000-х годов на фоне проведения политики "трансформации" вооруженных сил США на базе новейших технологий. По мнению экспертов института, на тот момент она была целесообразной, так как были созданы два новых образца БЛА, существенно повысивших ситуационную осведомленность американских военнослужащих и их информированность об окружающей боевой обстановке: беспилотник сухопутного базирования со сверхбольшой продолжительностью полета MQ-4C "Тритон" и БЛА морского базирования с вертикальными взлетом и посадкой MQ-8B "Файр Скаут".
Вместе с тем, БЛА имеют серьезные ограничения, особенно актуальные при применении с палубы авианосца, на которой во время несения службы находится значительная часть экипажа корабля. Эксперты Лексингтонского института отмечают, что для размещения беспилотника на авианосце необходимы достаточно веские причины, которые в случае с программой UCLASS отсутствуют.
ВМС США располагают значительным количеством разведывательной и ударной авиатехники, возможности которой могут быть усилены за счет применения самолетов и беспилотников других видов войск, в первую очередь ВВС. Таким образом, разработка БЛА типа UCLASS, по мнению экспертов, не является целесообразной, особенно в условиях жесткой экономии бюджетных средств. Ранее ВМС США заявили о финансовых трудностях в обеспечении проекта по замене подводных лодок класса "Огайо", который, возможно, является самым важным в настоящий момент для американских ВМС.
Эксперты отмечают, что основой для оправдания целесообразности создания беспилотного разведывательно-ударного комплекса палубного базирования могла бы послужить его интеграция в стратегию сдерживания AA/AD (Anti-Access, Area Denial), которая может применяться к таким
странам, как КНР. Однако ведущие аналитические организации и эксперты отмечают, что такие перспективные БЛА в текущем проектном облике не смогут выполнять поставленные задачи в рамках этой стратегии. Специалисты также говорят о невозможности закупок подобной техники в условиях жесткой экономии. Для увеличения дальности действия авианосной группировки беспилотники типа UCLASS должны обладать малозаметностью, возможностью дозаправки в воздухе, средствами повышения осведомленности об окружающей боевой обстановке, что неизбежно повышает стоимость комплекса.
Высокопоставленные представители Пентагона на своем совещании 10 сентября 2014 г. должны были определиться со степенью готовности проекта БЛА UCLASS к дальнейшему развитию. Аналитики Лексингтонского института предполагают, что текущие результаты фирм-разработчиков их не удовлетворят. Вероятно, будет задан вопрос ВМС о целесообразности закупок такого комплекса с уменьшенной эффективностью, а их ответ о дальнейшем повышении уровня малозаметности, массы полезной нагрузки и интеграции средств дозаправки в воздухе в ходе последующего развития программы будет, скорее всего, воспринят негативно. В условиях жесткой экономии финансирование всех программ, так или иначе интересующих МО США, невозможно.
Специалисты Лексингтонского института отмечают, что в этой связи ВМС необходимо четкое обоснование целесообразности создания беспилотника типа UCLASS, а сегодняшнее состояние проекта у компаний-разработчиков может не удовлетворить предъявляемым к нему требованиям.
Источники информации
1. Aviation Week & Space Technology, April 2014, p. 28, 29.
2. http://www.itar-tass.com от 28.08.14