В.А. ЧАБАНОВ
Разведывательно-наблюдательный беспилотник "Глобал Хок" хорошо зарекомендовал себя в Ираке и Афганистане, но его полеты могут закончиться вместе с боевыми действиями в этих странах. Первая попытка ВВС США заменить пилотируемые самолеты беспилотными летательными аппаратами в качестве носителей оружия и разведки сталкивается с финансовым давлением.
В 2001 г. ВВС США официально приняли на вооружение беспилотный летательный аппарат (ЛА) " Глобал Хок" ("Global Hawk") компании Нортроп Грумман. Общая стоимость заказанных 55 машин составляла 12,4 млрд долларов. Только что принятый на вооружение БЛА сразу же был поставлен на боевое дежурство на Ближнем Востоке после террористического акта 11 сентября 2001 г., а командование ВВС США начало инициировать проекты утяжеленных версий "Глобал Хок" Блок 20/30, которые должны были взять на себя разведывательные функции высотного самолета-разведчика U-2 [1].
Таким образом, БЛА "Глобал Хок" становится первым беспилотным комплексом, разработанным ВВС США для высотных задач ISR, выполнявшихся до этого пилотируемыми самолетами. На протяжении последних десяти с лишним лет беспилотный летательный аппарат "Глобал Хок" служил основным, а то и единственным беспилотным средством воздушной разведки ВВС США в Ираке и Афганистане. Однако несмотря на высокий рейтинг этого БЛА в Пентагоне, сегодня командование ВВС подумывает о том, чтобы прекратить его эксплуатацию и не рассматривать как альтернативу самолету-разведчику U-2, отстаивая финансирование модернизации его БРЭО и добиваясь поддержки руководства министерства обороны (МО).
Теперь, по прошествии десяти лет, планам вывода из эксплуатации стратегического самолета-разведчика U-2, полетное время которого ограничивается 10 - 12 ч, в пользу БЛА "Глобал Хок", находящегося в полете более 24 ч, осуществиться не удалось: ВВС США заявляют о высокой стоимости эксплуатации и низких тактикотехнических характеристиках этого БЛА.
История создания БЛА "Глобал Хок" – это не только двукратный перерасход средств, но и несколько аварийных катастроф БЛА и нестабильное финансирование программы.
От многих ответственных сотрудников МО можно услышать о негласно принятом некоторыми высшими чинами ВВС решении пожертвовать ради экономии денег вариантом Блок 40 беспилотника "Глобал Хок" при формировании оборонного бюджета на 2014 фин. г. Но для этого необходимо получить согласие аппарата министра обороны, а затем конгресса [2]. Бывший начальник штаба ВВС генерал Джампер не сгласен с нынешним решением руководства ВВС США не выводить из эксплуатации самолеты-разведчики U-2. БЛА "Глобал Хок" оснащается встроенным многофункциональным сенсорным оборудованием (Enhanced Integrated Sensor Suite – EISS) компании Рейтеон и бортовой системой радиотехнической разведки (Airborne Signals Intelligence Payload – ASIP) компании Нортроп Грумман. Такая комплектация борта предусматривается только для того, чтобы БЛА смог взять на себя функции U-2, которые в конце концов станут функциями беспилотных самолетов.
Другой генерал, Н. Шварц, тоже бывший начальник штаба ВВС США, напротив, утверждает, что решение о прекращении производства БЛА Блок 30 и консервации уже изготовленных было принято по причине их высоких эксплуатационных затрат, а также ограниченных функций по сравнению с характеристиками электроннооптической системы наблюдения SYERS (Senior Year Electro-optical Reconnaissance System) самолета-разведчика U-2 (разработка фирмы Гудрич). "Реальность такова, - говорит он, - что БЛА
"Глобал Хок" оказался не дешевле в эксплуатации U-2, и сенсорное оборудование Блока 30 не имеет таких возможностей, как аналогичное у высотного разведчика".
Хотя конгресс готов принять решение о прекращении производства, предложение о консервации 18 БЛА "Глобал Хок", затраты на производство которых составили 3,4 млрд долл., кажется сомнительным.
Законодатели выражают скептицизм и относительно записки ВВС США конгрессу, где, в частности, говорится: "Несмотря на то, что эксплуатация самолета-разведчика U-2 является менее затратной, но если взять за основу его почасовую работу, то на 24-часовое непрерывное патрулирование заданной локальной зоны потребуется несколько единиц U-2. Когда же соответствующие оценки проводились в отношении БЛА "Глобал Хок", то, с точки зрения его применения в глобальных операциях, стоимость эксплуатации самолетов-разведчиков U-2 обойдется на 220 млн долл. в год дороже по сравнению с БЛА "Глобал Хок".
Реальность такова, что, минимизируя военные расходы, Пентагон должен сделать выбор между этими двумя платформами, чтобы не поставить под угрозу возможность непрерывного высотного мониторинга больших площадей.
В свою очередь, ВВС США еще должны рассчитать суммарную годовую экономию от эксплуатации БЛА в варианте Блок 30, запланированного к закупке в размере 31 ед., причем на 18 из них уже заключен контракт.
И хотя Пентагон только лишь в 2011 г. заявил о БЛА "Глобал Хок" как о беспилотном комплексе в структуре национальной безопасности после его сертификации (несмотря на перерасход выделенных денежных средств), ВВС США пришлось признать наличие технических проблем с сенсорным оборудованием EISS, особенно в части его функционирования в инфракрасном диапазоне даже при нахождении БЛА прямо над целью. Оказались ограниченными функции и системы радиотехнической разведки ASIP, разработанной с целью получения разведывательной информации через слежение за коммуникативными системами и комплексами противовоздушной обороны противника. Такой вывод последовал из отчета о проведении испытаний. Хотя система ASIP фиксировала большое количество внешних сигналов, но возникали трудности с их геолокацией (географическим определением местоположения), что сказывалось на точности наведения на цель другого самолета или оружия. Компания Нортроп Грумман вынуждена была наметить ряд корректирующих мероприятий для решения этих технологических проблем – система ASIP была доработана как для БЛА "Глобал Хок", так и самолета-разведчика U-2 вместе со снятой с производства, но все еще находящейся в эксплуатации системой инфракрасной и радиотехнической разведки RAS IR.
По мнению фирмы Нортроп Грумман, проблем с сенсорным оборудованием БЛА "Глобал Хок" можно было избежать, если бы оно изначально разрабатывалось под этот БЛА в рамках тендера, а не когда он уже поступил в состав вооружения ВВС США.
Непростым вопросом является стоимость БЛА "Глобал Хок", расходная смета которого превышала запланированные издержки в 2005 и 2011 гг., но Пентагон решил сохранить эту программу, несмотря на то, что у него появился шанс прекратить ее выполнение. Первый перерасход средств был в значительной степени вызван недостаточным пониманием ВВС США и компании Нортроп Грумман причин увеличения габаритов БЛА при переходе от варианта RQ-4A Блок 10, рассчитанного на 1000 фунтов (454 кг) полезной нагрузки, к версии RQ-4B Блок 20/30, несущего 3000 фунтов (1362 кг) полезного груза. Блок 20/30 предназначался для размещения системы радиотехнической разведки ASIP, а также интегрированного сенсорного оборудования EISS, чтобы приблизиться к возможностям сбора многочисленных разведданных самолетом-разведчиком U-2, у которого масса бортовых сенсоров составляет 5000 фунтов (2270 кг).
Перспективы БЛА "Глобал Хок" прежде всего связывались со сбалансированностью характеристик его датчиков, несмотря на возможное ухудшение их точности и надежности по сравнению с аналогичными параметрами самолетаразведчика U-2.
Что касается стоимости, то ее значительный рост компания Нортроп Грумман объясняет возможностью БЛА длительно находиться в воздухе. Аналитики из этой же фирмы заявляют о не совсем корректном алгоритме сравнения затрат на проект БЛА "Глобал Хок" и поддержку эксплуатации U-2. Дело в том, что ВВС считают отдельно издержки по статьям "безопасность" (надежность функционирования) и "обеспечивающая инфраструктура" как для "Глобал Хок", так и U-2.
В 2011 г. ВВС США запросили 400 000 долл. на статью "безопасность" для самолета-разведчика, в то время как заявка на аналогичное финансирование БЛА "Глобал Хок" составила 7,5 млн долл. В том же году расходы на поддержку базовой инфраструктуры U-2 составили 2 млн долл., а соответствующие издержки программы "Глобал Хок" в шесть раз превысили это значение.
Но если в основу расчета затрат положить стоимость одного полетного часа, который для БЛА "Глобал Хок" на 1500 долл. меньше, чем у самолета-разведчика U-2, то ценовой дисбаланс будет иным.
"Глобал Хок" родился из далеко идущих планов и занял видное место в арсенале ВВС. Отказ от версии Блок 40, которая еще не поступила на вооружение, нанесет очередной удар по сотрудничеству ВВС и компании Нортроп Грумман, тем более, что последней уже приходилось выслушивать публичные выговоры со стороны заказчика в ходе многолетней совместной работы по данному проекту, трудному как с технической, так и с финансовой стороны.
Вопрос о варианте Блок 40 поставлен всего через год после того, как ВВС предложили прекратить на неопределенный срок полеты аппаратов Блок 30, однако конгресс постановил продолжать их эксплуатацию до конца 2014 г. С конца 2001 г. "Глобал Хок" Блок 30 летает на боевые задания из авиабазы Аль-Дафра в Объединенных Арабских Эмиратах.
До поступления проекта федерального бюджета на 2014 фин. г. в конгресс США фирма Нортроп Грумман предприняла энергичное лоббирование по спасению полученных заказов на версии Блок 30/40. В то же время ВВС и Нортроп Грумман воздерживаются от публичных высказываний по поводу решения отказаться от варианта Блок 40.
БЛА "Глобал Хок" Блок 30 предназначен для съемки в видимой и инфракрасной областях спектра, радио- и радиотехнической разведки, а вариант Блок 40 оснащен РЛС с АФАР (размер антенны 0,46×1,22 м), разработанной в рамках "Программы оснащения унифицированной бортовой радиолокационной техникой" (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program, MPRTIP) для слежения за движущимися наземными целями и передачи данных о них подразделениям (рис. 1). Командование ВВС отводило обоим вариантам центральную роль в модернизации средств высотной разведки, для которой с 50-х годов прошлого века применяют пилотируемые самолеты U-2, не отличающиеся надежностью. Предполагалось, что переход к беспилотным летательным аппаратам не только позволит сни- зить затраты на сбор разведывательной информации, но и увеличит время пребывания в воздухе более чем вдвое и устранит риски, которым подвергались летчики.
Рис. 1. Снимки земной поверхности разного масштаба, полученные одновременно РЛС с АФАР БЛА "Глобал Хок" Блок 40 с высоты 13 500 м над Йоханнесбургом (шт. Калифорния). (На правом снимке видны столбы ограды земельного участка, отмеченного квадратом на левом снимке)
Финансирование программы работ по БЛА "Глобал Хок" резко возросло в связи с террористическим актом 11 сентября, после которого ВВС нашли для его экспериментальных и серийных вариантов неожиданное применение в Ираке и Афганистане. Вообще, по словам руководителей программы, "Глобал Хок" применялся для разведки почти во всех горячих точках планеты: на Гаити после землетрясения в январе 2010 г., в Японии после землетрясения и цунами в марте 2011 г., в Египте и соседних странах во время "арабской весны" 2011 г., а недавно – в Мали.
Вместе с тем не следует сводить проблемы с вариантом Блок 40 только к финансовым трудностям, переживаемым Пентагоном. Дело в том, что миллиардные ассигнования на разработку и внедрение версий Блок 30 и 40 имели не только положительные, но и отрицательные последствия. От подрядчика заказчик стал требовать увеличения габаритных размеров беспилотника и установки на него новых целевых устройств.
Стремясь удовлетворять насущные потребности командования ВВС, фирма Нортроп Грумман усложняла конструкцию "Глобал Хок". Кроме того, для снижения технических рисков проектирование сопровождалось отработкой технических решений на промежуточных опытных образцах (spiral development), из которых вырастали все новые и новые варианты "Глобал Хок".
В итоге, по словам одного из сотрудников Пентагона, у заказчика возникло ложное представление, что БЛА "Глобал Хок" может делать все для всех и притом с меньшими затратами, чем высотный разведчик U-2. На самом же деле оказалось, что при всех достоинствах этого БЛА над полем боя анализ добываемой им информации и доведение его результатов до потребителей стоят намного больше, чем предполагалось. Кроме того, дважды – в 2005 и 2011 гг. – имел место перерасход средств на разработку. "Он стоит намного больше, чем нам говорят", - признается генерал М. Хостидж, возглавляющий Боевое авиационное командование ВВС.
И хотя сокращения бюджета сами по себе не смертельны для "Глобал Хок", они ставят ВВС перед выбором. Проведенный в последние годы анализ программы работ выявил в ней существенный дефект: "Глобал Хок" не способен превзойти U-2 по тактикотехническим характеристикам, что в современной финансовой ситуации закрывает ему путь в арсенал ВВС. Утверждения приверженцев БЛА о том, что от его первых вариантов не требовалось превосходства над U-2, дела не меняют. А в ответ на их жалобы на постоянные корректировки тактикотехнических требований сторонники U-2 указывают на просчеты при формировании тактикотехнических требований к беспилотнику – слишком малую заложенную в ТТТ мощность двигателя варианта Блок 30, ограничившую его полезную нагрузку.
Что касается версии Блок 40, то ее судьба должна быть решена всего через несколько месяцев после поступления первых образцов в Афганистан.
А пока военные кураторы работ по "Глобал Хок" заняты подготовкой комплексной оценки эксплуатационных характеристик (operational utility evaluation) Блок 40, которая должна быть проведена перед отправкой его в Афганистан. По словам кураторов на авиабазе Райт-Паттерсон (шт. Огайо), ее цель – выяснить, способен ли беспилотник и его РЛС с АФАР к реализации функции обнаружения целей. Программа оценки была утверждена заместителем министра обороны Э. Картером в апреле 2012 г.
В оценочных испытаниях будут использованы два БЛА "Глобал Хок", которые выполнят в общей сложности четыре длительных самолетовылета. В частности, будет проанализирована способность операторов беспилотника и его системы наблюдения к применению "Глобал Хок" Блок 40 в реальных боевых условиях. Пока, по утверждению представителей ВВС, беспилотник продемонстрировал способность выполнять боевые задачи начального уровня и задержек с его отправкой в Афганистан не ожидается.
Комплексная оценка эксплуатационных качеств БЛА "Глобал Хок" Блок 40 – важный этап для компании Нортроп Грумман, особенно в части бортовой РЛС, на испытания которой ушло в общей сложности 454,9 ч. Войскам в Афганистане нужны средства воздушного наблюдения с широкими возможностями, и фирма готова к демонстрации боевых качеств нового варианта беспилотника на театре военных действий.
Однако вопрос о принятии "Глобал Хок" Блок 40 на вооружение будет решаться на основании результатов заключительных войсковых испытаний, включая оценку работы РЛС в различных режимах, которые будут проводиться Пентагоном и начнутся не ранее мая 2014 г. Следует отметить, что в бортовой РЛС предусмотрены не только обзор земной поверхности и слежение за движущимися наземными целями, но и уникальная возможность работы в этих двух режимах одновременно. С другой стороны, как говорят представители ВВС, реализацию некоторых первоначально запланированных функций, таких, как селекция цели в плотной группе (при высокой разрешающей способности по дальности), пришлось отложить, по крайней мере, до 2016 фин. г. по причине ее технической сложности.
Надо также отметить, что Блок 40 не пользуется поддержкой никакой влиятельной группы в Пентагоне и его шансы на выживание оцениваются там как 50 на 50. Дело в том, что задачи, для которых он предназначен, уже решаются воздушной системой "Джойнт Старз" (Joint Stars), размещенной на самолете Боинг-707 и разработанной также компанией Нортроп Грумман. Поскольку система "Джойнт Старз" собирает данные только для сухопутных войск, ВВС не проявляют к ней особого интереса.
На сегодня, по словам ответственных сотрудников компании, Нортроп Грумман передала военным 16 машин из 31 запланированной к производству единицы "Глобал Хок" Блок 30, а также 8 из 11 заказанных единиц Блок 40. Изготовление обеих партий продолжается и будет завершено в 2014 г. Они производятся на заводе фирмы Нортроп Грумман в Мосс-Пойнте (шт. Миссисипи) (табл. 1).
Если заказ на вариант Блок 40 будет аннулирован, то у ВВС останется шесть единиц "Глобал Хок" Блок 20, четыре из которых были в короткий срок оснащены связной аппаратурой, разработанной для Центрального командования в рамках программы "Воздушный тактический узел связи" (Battlefield Airborne Communications Nodе). Наряду с ВВС беспилотник привлек внимание ВМС, которые выбрали его в качестве воздушной платформы по проекту "Дальний морской дозор" (Broad Area Maritime Surveillance, BAMS). На разработку новой системы наблюдения и производство 68 беспилотных летательных аппаратов до 2028 г. под названием "Тритон" (Triton), которые станут дополнением к патрульным самолетам P-8, выделено 11,4 млрд долл. По утверждению сотрудников Пентагона, проект "Дальний морской дозор" наверняка будет осуществлен.
По заявлению официальных представителей ВМС, экономия средств от этой сделки может быть ощутимой, даже несмотря на потенциальный отказ от Блок 30. ВВС и ВМС по-прежнему вынашивают планы относительно единой и совместной платформы БЛА как для задач морской широкозонной разведки, так и внеокеанического воздушного патрулирования. Основные варианты конфигураций будут рассмотрены в ближайшее время; БЛА "Глобал Хок", состоящие на вооружении ВВС, в настоящее время базируются на авиабазах ВВС США Бил (шт. Калифорния) и Гранд-Форкс (шт. Северная Дакота).
Компания Нортроп Грумман "разочарована" таким решением ВВС и ВМС. Дело в том, что БЛА "Глобал Хок" Блок 40 разработаны под их оснащение РЛС на базе мультиплатформенной технологии MP-RTIP для наблюдения за поверхностью земли и уже поставляются в ВВС США. Достигнутое соглашение между ВВС и ВМС потребует внесения изменений в конструкцию БЛА, что вызовет простой сборочного конвейера уже готовой производственной линии под мелкосерийное производство Блок 40.
За пределами США БЛА "Глобал Хок" может найти применение в создаваемой НАТО системе воздушного мониторинга наземной поверхности AGS (Alliance Ground Surveillance). Ожидается заказ на 5 - 8 ед. Блок 40 с дополнительными режимами обзора (включая работу над морем). Таким образом, все восемь "Глобал Хок" Блок 40, поступившие в ВВС США, могут найти применение, если последние решат отказаться от него. Южная Корея рассматривает возможность закупки четырех БЛА Блок 40. Кроме того, один "Глобал Хок" куплен Германией в качестве платформы для радио- и радиотехнической разведки. Министерством обороны этой страны рассматривается вопрос о приобретении еще четырех единиц таких беспилотников; первый "Евро Хок" на базе "Глобал Хок" для Германии планировали к поставке в 2012 г. при потенциальной продаже еще четырех БЛА. Но согласно [3] министерство обороны ФРГ решило отказаться от планов принятия на вооружение германских ВВС беспилотного летательного аппарата "Евро Хок", несмотря на вклад ведомства в размере 1,3 млрд евро в данный проект. Об этом официально сообщил представитель министерства.
Как ранее отметила газета "Франкфуртер альгемайне цайтунг", принять это решение минобороны Германии могло намного раньше, что позволило бы избежать многомиллионных финансовых вливаний. По информации издания, профильным ведомствам, которые отвечают непосредственно за закупку БЛА, "уже на протяжении нескольких лет было известно, что недоработки, из-за которых аппарат не может быть принят на вооружение, не могут быть устранены". Однако средства продолжали вкладывать.
Рис. 2. Хронология работ по программе БЛА "Глобал Хок"
Еще около десяти лет назад было известно, что БЛА "Евро Хок" не оснащен системой, предупреждающей о столкновении в воздушном пространстве, и программирует маневр автоматически, без команды из наземного центра управления, хотя БЛА и способен обнаруживать позиции ракет и радиолокационных систем противника, одновременно осуществляя запись информации, передаваемой по радио- и телевизионным каналам. ("Евро Хок" создан на базе беспилотника "Глобал Хок", вот уже много лет состоящего на вооружении ВВС США. Размах крыла достигает 40 м, масса - 15 т, длина - 14,5 м. Беспилотник способен подниматься на высоту до 20 км и преодолевать расстояние до 6000 км без дозаправки). Наличие такой системы обязательно для полетов над территориями 190 стран – членов Международной организации гражданской авиации. Таким образом, для БЛА было бы крайне проблематично долететь до любой горячей точки. Более того, в Германии должны были учесть, что использовать такой беспилотник в запретных зонах военного назначения также было бы невозможно, так как для этого требуется подробная техдокументация, а США ее предоставлять не намерены из соображений безопасности. На рис. 2 представлена хронология работ по проекту "Глобал Хок".
В настоящее время, компания Нортроп Грумман готовит рекламную кампанию "по спасению БЛА Блок 30".
Начало летных испытаний БЛА "Тритон"
Несмотря на продолжающиеся дебаты между ВВС США и компанией Нортон Грумман о судьбе семейства БЛА "Глобал Хок", начались летные испытания разведывательного БЛА морской авиации "Тритон", финансируемые ВМС США, который, продолжая линию БЛА "Глобал Хок", обладает более высокой живучестью и надежностью бортовых систем [4].
Первый полет БЛА "Тритон", состоявшийся 22 мая 2013 г., не только интенсифицирует действия фирмы Нортроп Грумман в отношении БЛА "Глобал Хок", но также возрождает, с одной стороны, надежду на его зарубежные поставки, а с другой – на действия ВМС по расширению боевых функций этого типа БЛА применительно к задачам военно-морского флота. Полет БЛА MQ-4C "Тритон", принятие которого на вооружение запланировано на 2015 г., состоялся через несколько дней после катапультного пуска ББС Х-47В с палубы авианосца ВМС. БЛА ВМС США "Тритон", по утверждению руководителя этой программы, после его развертывания в 2016 г. станет первым беспилотным авиационным комплексом (БАК) ВМС, который, заменив пилотируемую разведывательную систему, возьмет на себя выполняемые ею в настоящее время задачи (рис. 3).
Рис. 3. Первый полет БЛА MQ-4C
Полет продолжался 80 мин в ограниченном воздушном коридоре около авиабазы Эдвардз (шт. Калифорния). Это был первый из нескольких запланированных (до девяти) полетов, выполняемых с целью расширения полетных режимов, которые должны заложить основу обширных летных испытаний бортовых систем на авиационной базе ВМС в Патаксент-Ривер (шт. Мэриленд). Хотя полет состоялся на пять месяцев позже, чем было запланировано при выкатке БЛА MQ-4C в июне 2012 г., он, тем не менее, является показателем успешного продвижения ВМС в направлении беспилотного морского патрулирования больших площадей на больших дальностях в рамках новой воздушно-морской стратегической концепции, ядром которой является Азиатско-Тихоокеанский регион. Пакет решаемых на этом ТВД оперативно-тактических задач предполагает замену устаревшего парка патрульных самолетов ВМС Р-3 "Орион" на комбинацию из 117 морских патрульных самолетов Р-8А "Посейдон" фирмы Боинг, разработанных на базе 737-й авиаплатформы этой же компании, и 68 БЛА MQ-4C "Тритон" наземного базирования.
MQ-4C – перспективный вариант БЛА "Глобал Хок" фирмы Нортроп Грумман, разрабатывается с 2008 г. по программе BAMS (Broad Area Maritime Surveillance – БЛА для разведки морской акватории), на которую выделены ассигнования в сумме 1,16 млрд долл. ВМС планируют закупить 70 машин, включая два экспериментальных БЛА, потратив 13 млрд долл.
Первый полет MQ-4C позволит предотвратить преждевременное прекращение работ по варианту RQ-4В для ВВС США из-за проблем с его стоимостью и функционированием датчиков. (Германия уже объявила о своем отказе финансирования в размере 655 млн долл. программы БЛА "Евро Хок" в части его оснащения собственным комплектом оборудования радиотехнической разведки SIGINT по причине трудностей с сертификацией этого БЛА в воздушном пространстве страны; пока у Германии имеется один такой БЛА, и она не намеревается приобретать еще четыре ранее запланированных). К первому полету БЛА "Тритон" проявила также интерес Австралия, направившая запрос в компанию Нортроп Грумман по поводу его стоимости и характеристик. Являясь партнером по программе Р-8 и объявив о закупке в 2014 г. восьми самолетов этой модели, Австралия намеревается заменить свои самолеты АР-3С фирмы Локхид Мартин на Р-8А и рассматривает MQ-4C в качестве кандидата в рамках национальной программы AIR 7000 по созданию авиакомплексов морской разведки. Также интерес к БЛА "Тритон" проявила Индия – реальный заказчик самолета Р-8.
ВМС надеются развернуть первые три БЛА "Тритон" на этапе поступления опытных образцов боевой техники в войска в 2016 г. в 5-м авиасоединении, расквартированном в Персидском заливе. Начальная плановая оперативная готовность намечена на момент прибытия четвертой машины. Вторая партия MQ-4C предназначена для боевых действий в Азии и на Тихом океане; третью, по словам адмирала в отставке Ш. Бака, бывшего командующего группой патрулирования и разведки ВМС США, отправят в район Средиземного моря.
К первому из двух экспериментальных БЛА "Тритон" SDD-1 через 2 - 3 мес. Присоединится SDD-2. В начале 2014 г. на базе в ПатаксентРивер к этим двум аппаратам добавится третий экспериментальный MQ-4C для проведения испытаний по оценке воздействия электромагнитных помех. Полеты на первом этапе будут осуществляться один раз в 7 - 10 дней; их продолжительность будет постепенно увеличиваться и в конце концов достигнет около 12 ч.
Возникшие технические проблемы с бортовым комплексом управления выполнением боевого задания и управляющими поверхностями привели к отсрочке первого полета БЛА "Тритон". Из-за возникновения флаттера потребуется доработка конструкции крыла, ослабляющая воздействие полетных вибраций. (По сообщению фирмы Нортроп, будет добавлен противовес к рулю направления и высоты на V-образном оперении). БЛА MQ-4C в силу своего полетного профиля должен обладать возможностью полета на меньших высотах, чем БЛА ВВС "Глобал Хок".
Параллельно с этим и испытаниями продолжается летная отработка основного агрегата БЛА "Тритон" – его многофункциональной РЛС кругового обзора MFAS (Multifunction Activ Sensor) на борту самолета "Гольфстрим-2". Работы по программе MFAS идут с опережением графика. Оснащение двух экспериментальных БЛА РЛС MFAS намечено на начало 2014 г., до проведения основных летных испытаний в Патаксент-Ривер, но семейство датчиков наблюдения и связи уже присутствует на борту экспериментальных БЛА в летных испытаниях.
РЛС MFAS предназначена для обнаружения, сопровождения и классификации морских целей в режимах инверсного синтезирования апертуры (ISAR) и SAR. В качестве вспомогательного оборудования для селекции целей на борту БЛА MQ-4C установлена система автоматического распознавания (AIS), функционирующая в метровом диапазоне длин волн (частотном спектре VHF). AIS способна синтезировать и обрабатывать данные о перемещениях морских объектов, находящихся в мировом океане.
В 2015 г., на год позже, чем планировалось, должно начаться мелкосерийное производство БЛА "Тритон". Этот вынужденный перерыв в производстве вызван категорическим отказом ВВС от закупки дополнительного количества БЛА "Глобал Хок", вплоть до консервации БЛА, состоящих на вооружении. Но согласно последней информации [4], конгресс, оказывая давление на ВВС, настаивает на приобретении еще трех таких БЛА (№ 19-21), даже несмотря на открытость вопроса о финансировании военных операций на период после 2014 г. Но ВВС, тем не менее, ожидают поставки двух БЛА "Глобал Хок" Блок 30 для сбора видеоинформации и еще двух БЛА Блок 40, оснащенных РЛС наблюдения за наземными целями.
Руководство фирмы Нортроп Грумман предложило договориться с ВВС о фиксированной цене на этот тип беспилотников, чтобы снизить расходы на эксплуатацию варианта Блок 30 и заменить комплект ненадежных датчиков наблюдения EISS (Enhanced Integrated Sensor Suite) фирмы Рейтеон устройством формирования изображения с самолета U-2. Это позволит зафиксировать затраты на материальнотехническое обеспечение и снизить на 40% стоимость летного часа БЛА "Глобал Хок".
Президент фирмы Нортроп Грумман Аэроспейс Системз согласен, что данные меры являются следствием жестких споров с ВВС о необходимости снижения расходов на эксплуатацию и обслуживание БЛА, с одной стороны, а с другой – увеличения дальности полета и разрешающей способности разведывательного БРЭО. В последнем докладе конгрессу ВВС отмечают, что стоимость летного часа для самолета U-2, на смену которому должен прийти БЛА "Глобал Хок", и беспилотного авиационного комплекса "Тритон" приблизительно одинакова и составляет 33 564 долл. Хотя стоимость, по утверждению начальника штаба ВВС, и является важным моментом в трениях с ВВС, но несущественным фактором: командование ВВС настаивает на развертывании бортовой системы оптоэлектронной разведки SYERS производства фирмы Гудрич, недавно установленной на самолете U-2. Некоторые военные даже готовы вернуться к прежней системе видеорегистрации на обыкновенную видеопленку (кстати, этот метод остается востребованным, особенно в случаях проверки (верификации) достоверности видеоданных и их трансляции союзникам).
Как результат, фирма Нортроп пойдет на комплексирование SYERS-2В с БРЭО БЛА "Глобал Хок", в частности, видеокамерой ОВС (Optical Bar Camera). Cтоимость работ составит около 487 млн долл. ВВС также предлагают снять с БЛА "Глобал Хок" РЛС SAR, установленную в нижней части фюзеляжа, и разместить датчики от самолета U-2.
Командование ВМС, напротив, сообщает об успешности продолжения работ по программе БЛА "Тритон". В табл. 2 приведены массогабаритные и тактико-технические характеристики MQ-4C "Тритон" и RQ-4B "Глобал Хок".
Таблица 1
1 Блок 0 составляли экспериментальные образцы, созданные в рамках "Войсковой оценки перспективных технических решений" (Advanced Concept Technology Demonstration) – программы министерства обороны США.
2 ВВС США намерены прекратить полеты полученных машин Блок 30 и отказаться от приобретения остальных, однако конгресс постановил оставить в эксплуатации 21 ед.
3 Ожидается дополнительный заказ на 4 ед. беспилотника.
Т а б л и ц а 2
* Общее количество подлежит уточнению. Источники: фирма Нортроп Грумман, Главное контрольно-финансовое управление (GAO) МО и ВВС США.
Источники информации
1. Aviation Week & Space Technology, II/2012, p. 34 - 36.
2. Aviation Week & Space Technology, II/2013, p. 22 - 24.
3. Материалы сайта http://www.itar-tass.com от 15.05.13.
4. Aviation Week, V/2013, p. 22, 23.