Переход к содержанию
Переход к предыдущему разделу
Основные результаты, полученные в результате выполнения научно-исследо-
вательской работы следующие:
1. Выполнен анализ документов ИКАО, относящихся к использованию воздушного пространства беспилотными авиационными системами. В ближайшей перспективе ИКАО внесет значительное число поправок в действующие международные нормативные документы, стандарты и рекомендуемую практику, правила аэронавигационные процедуры с тем, чтобы учесть особенности функционирования ДПАС и БАС. Согласованная концепция интеграции БАС в несегрегированное воздушное пространство будет представлена ИКАО до конца 2020 года. Cкорректированные с учетом нарастающей экспансии БАС в качестве новых участников воздушного движения базовые принципы, Стандарты и рекомендуемая практика (SARPS), Правила аэронавигационного обслуживания (PANS) ИКАО должны быть приняты во внимание при разработке концепции интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации, разработке эксплуатационных процедур и правил аэронавигационного облуживания БВС, выполняющих полеты в несегрегированном контролируемом и неконтролируемом о воздушном пространстве.
2. Выполнен анализ национальных (США и стран Евросоюза) и международных программ, относящихся к созданию нормативной правовой базы в области
использования воздушного пространства беспилотными авиационными системами.
В данной области США является признанным мировым лидером. FAA обеспечивает поэтапную планомерную интеграцию БАС в систему национального воздушного
пространства без снижения существующей производительности системы организации воздушного движения, снижения безопасности полетов и недопустимого увеличения риска для всех пользователей воздушного пространства, а также людей и имущества на земле. Страны Евросоюза стремятся к достижению лидерства в интеграции БАС в европейское воздушное пространство наравне с США. FAA и уполномоченные Европарламентом организации (EASA, EUROCONROL, EUROCAE, JARUS) обеспечивает поэтапную, планомерную, гармонизированную с международным регулированием ИКАО интеграцию БАС всех типов в национальные системы воздушного пространства без снижения существующей производительности системы организации воздушного движения, снижения безопасности полетов и недопустимого увеличения риска для всех пользователей воздушного пространства, а также людей и имущества на земле.
Нормативные правовые акты в области интеграции БАС в национальное воздушное пространство США и стран Евросоюза разрабатываются и обновляются в едином комплексе, совместно с разработкой и тестированием новых технологий, а также разработкой соответствующих нормативных технических документов (стандартов, технических регламентов и др.) позволяющих обеспечить заданный уровень безопасности полетов. Положительный интеграции БАС в США и странах Евросоюза необходимо учитывать при создании нормативной правовой базы использования воздушного пространства БАС в Российской Федерации.
3. Выполнен анализ национальных (США и стран Евросоюза) и международных программ, относящихся к техническому регулированию беспилотных авиационных систем. Проведенный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии в настоящее время единого технического регулирования БАС в США и странах Евросоюза. Прежде всего, это вызвано отсутствием апробированных технологий, правил, процедур и требований к минимальным эксплуатационным характеристикам БАС для выполнения полетов БВС в несегрегированном воздушном пространстве, несмотря на многолетнюю работу международных организаций по стандартизации в данной области, в частности, отсутствием единых апробированных технических решений по линиям передачи С2, системам обнаружения предотвращения столкновений DAA, системам связи, навигации и наблюдения БАС и многим другим.
Это объясняет отсутствие к настоящему времени международных и национальных
правил эксплуатации БАС при полетах BVLOS, а также отсутствие стандартов и
сертификационных спецификаций на БВС и оборудование БАС для выполнения
таких операций. Вместе с тем, следует отметить постоянную планомерную работу,
проводимую ИКАО, ISO, FAA EASA, GUTMA, международных отраслевых оргаизаций и комитетов по стандартизации RTCA, EUROCAE, ASTM в части создания
технического регулирования, разработки и испытаний технических решений, позволяющих осуществлять эксплуатацию БАС в несегрегированном воздушном пространстве без специальных ограничений. Использование передового международного и зарубежного опыта, достижений в техническом регулировании и технологическом развитии в области интеграции БАС необходимо учитывать при создании
технического регулирования БАС в Российской Федерации для устранения
наметившегося отставания в данной сфере и его гармонизации с международным.
4. Выполнен анализ современного состояния нормативной правовой базы Российской Федерации в области использования воздушного пространства беспилотными авиационными системами. Необходимым условием интеграции БАС в воздушное пространство Российской Федерации, и, как следствие, развития массового рынка применения БАС гражданского назначения, является скорейшее создание и развитие необходимой нормативной правовой базы в области использования воздушного пространства БАС и ее гармонизация с международным регулированием. Для выполнения указанных задач разработаны предложения по необходимым первоочередным изменениям в нормативные правовые акты, регулирующие
использование воздушного пространства Российской Федерации беспилотными
авиационными системами.
5. Выполнен анализ современного состояния технического регулирования
беспилотных авиационных систем в Российской Федерации. Проведенный анализ
существующих и планируемых к разработке документов технического регулирования БАС можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время в Российской Федерации необходимой нормативной технической базы. Как и во многих развитых странах, это вызвано отсутствием консенсуса между государственными регуляторами в области авиации и отраслевыми заинтересованными организациями по вопросам разработки технических стандартов, а также отсутствием апробированных технологических и технических решений по фундаментальным составным элементам БАС. Анализ «Программы стандартизации в авиационной промышленности на 2016-2020 годы» показал ее недостаточность и необходимость скорейшей доработки для создания базового государственного технического регулирования сферы применения БАС. Разработанные предложения по совершенствованию технического регулирования БАС включают консолидированные данные по включе-
нию в «Программу стандартизации в авиационной промышленности на 2016-2020
годы» государственных стандартов, поступившие в течении последних трех лет от
организаций, входящих в Комитет по беспилотным авиационным системам Союза
авиапроизводителей России.
6. Выполнен анализ современного состояния технологических решений в
области использования воздушного пространства беспилотными авиационными си-
стемами и разработаны предложения по их внедрению и совершенствованию в Рос-
сийской Федерации. Проведенный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии в
настоящее время необходимых технологических решений для интеграции БАС в
воздушное пространство Российской Федерации. Это объясняется отсутствием
апробированных стандартов, технологий и технических решений по фундаменталь-
ным составным элементам БАС. Прежде всего, это относится к линиям управления
и контроля, системам обнаружения и предотвращения столкновений, связи, навига-
ции и наблюдения, системам типа «Антидрон» и инфраструктуре организации воз-
душного движения БАС. С учетом высоких темпов развития отрасли БАС и со-
кращения сроков их интеграции в воздушное пространство разработка и апробация
технологических решений должна осуществляться с учетом требований междуна-
родных стандартов ИКАО, RTCA и EUROCAE.
7. Полученные результаты исследований по анализу международных и наци-
ональных программ, нормативных актов и современных технологических решений,
относящихся к интеграции БАС в контролируемое и неконтролируемое воздушное
пространство, и разработке предложений по их совершенствованию могут быть ис-
пользованы в интересах разработки всеми заинтересованными участниками
авиационной индустрии согласованной концепции интеграции БАС в воздушное
пространство Российской Федерации и ее одобрения государственными регулято-
рами.
Список использованных источников
Нормативные источники
1. Приложение 11 к Конвенции о международной гражданской авиации.
«Обслуживание воздушного движения». ИКАО, 2016.
2. Designation of Class A, B, C, D and E Airspace Areas; Air Traffic Services
Routes; and Reporting Points. 14 CFR, Part 71, FAA, 2018.
3. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утвержде-
нии Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Фе-
дерации (в редакции от 13.06.2018).
4. The Aviation System Block Upgrades. The Framework for Global Harmonization.
ICAO. 2013.
5. Глобальный аэронавигационный план на 2016-2030 г.г. ИКАО,
Документ 9750-AN/963, пятое издание, 2016.
6. Global Air Traffic Management Operational Concept. Doc 9854. ICAO,
2005.
7. Беспилотные авиационные системы (БАС). Циркуляр 328. ИКАО, 2011.
8. Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам
(ДПАС), Документ 10019. ИКАО, 2015.
9. Remotely Piloted Aircraft System (RPAS) Concept of Operation (CONOPS)
for International IFR Operation. ICAO. 2018.
10. Remotely Piloted Aircraft System (RPAS). Doc. AN-Conf/13-WP/6. ICAO.
2018.
11. 39-я сессия Ассамблеи ИКАО. Отчет технической комиссии. Документ
10071, A39-TE, ИКАО, 2016.
12. Производство полетов на очень малых абсолютных высотах. Документ
AN-Conf/13-WP/5. ИКАО, 2018.
13. Концепции, обеспечивающие плавное включение полетов дронов в
процесс организации воздушного движения. Документ AN-Conf/13-WP/168. ИКАО,
2018.
14. Global Resilient Aviation Network Concept of Operations for a secure and
trusted exchange of information. ICAO. 2018.
15. FAA Modernization and Reform Act of 2012, Sections 331-336 – FMRA оf
Public Law 112-95. 2012.
16. Integration of Civil Unmanned Aircraft Systems (UAS) in the National
Airspace System (NAS) Roadmap. FAA. 2013.
17. Integration of Civil Unmanned Aircraft Systems (UAS) in the National
Airspace System (NAS) Roadmap. A Five-year roadmap for the introduction of civil
UAS into the NAS). Second Edition. FAA. 2018.
18. FAA Extension, Safety, and Security Act of 2016, Public Law 114-190.
2016.
19. Small UAS. Operation and Certification of Small Unmanned Aircraft Systems.
14 CFR, Part 107. FAA. 2016.
20. Registration and Marking Requirements for Small Unmanned Aircraft.
FAA-2015-7396. FAA. 2015.
21. Special Rule for Model Aircraft. Public Law 112-95, Section 336. 2012.
22. Small Unmanned Aircraft Systems (sUAS). Advisory Circular AC 107-2.
FAA. 2016.
23. FAA Reauthorization Act of 2018. H. R. 302. 2018.
24. Unmanned Aircraft System (UAS) Traffic Management (UTM). Concept of
Operations. V1.0. FAA.2018.
25. NASA’s Research Efforts and Management of Unmanned Aircraft Systems.
Report No. IG-17-025. NASA. Office of Inspector General. 2017.
26. SESAR European Drones Outlook Study. SESAR Joint Undertaking. 2016
27. Regulation of the European Parliament and of the Council on common rules
in the field of civil aviation and establishing a European Union Aviation Safety Agency,
and amending Regulations (EC) No 2111/2005, (EC) No 1008/2008, (EU) No 996/2010,
(EU) No 376/2014 and Directives 2014/30/EU and 2014/53/EU of the European Parliament
and of the Council, and repealing Regulations (EC) No 552/2004 and (EC) No
216/2008 of the European Parliament and of the Council and Council Regulation (EEC)
No 3922/91. European Parliament. PE-CONS 2/18. 2018.
28. Roadmap for the integration of civil Remotely-Piloted Aircraft Systems into
the European Aviation System. Final report from the European RPAS Steering Group.
ERSG. 2013.
29. Concept of Operations for Drones. A risk based approach to regulation of
unmanned aircraft. EASA. 2015.
30. Technical Opinion. Introduction of a regulatory framework for the operation
of unmanned aircraft. EASA. 2015.
31. RPAS ATM CONOPS. Edition 4. EUROCONTROL. 2017.
32. European Commission. Proposal for a Regulation of the European Parliament
and of the Council on Common Rules in the Field of Civil Aviation and Establishing
a European Union Aviation Safety Agency, and Repealing Regulation (EC) No.
216/2008 of the European Parliament and of the Council (Commission Proposal), COM
(2015) 613 final. 2015.
33. Opinion №1-2018. Introduction of a regulatory framework for the operation
of unmanned aircraft systems in the ‘open’ and ‘specific’ categories. EASA. 2018.
34. JARUS guidelines on Specific Operations Risk Assessment (SORA). JARDEL-
WG6-D.04. JARUS. 2018.
35. European Drones Outlook Study. Unlocking the value for Europe. SESAR
Joint Undertaking. 2016.
36. Demonstrating RPAS integration in the European aviation system. A summary
of SESAR drone demonstration project results. SESAR Joint Undertaking. 2016.
37. European ATM Master Plan. SESAR Joint Undertaking. 2016.
38. SESAR U-Space Blueprint. SESAR Joint Undertaking. 2017.
39. Roadmap for the safe integration of drones into all classes of airspace.
SESAR Joint Undertaking. 2018.
40. UAS ATM Integration R&D Roadmap Dashboard. EUROCONTROL. 2018.
41. CORUS Concept of Operations for U-Space. Edition 01.00.00. SESAR JU.
2018.
42. Blueprint for the Sky. The roadmap for the safe integration of autonomous
aircraft. Airbus.2018.
43. UTM Architecture, Version 1.0. GUTMA 2017.
44. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 462-ФЗ «О внесении изме-
нений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспи-
лотных воздушных судов».
45. Федеральный закон № 291-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изме-
нений в Воздушный кодекс Российской Федерации».
Электронные ресурсы
46. UAS Toolkit. Режим доступа: [
https://www.icao.int/safety/UA/t/Pages/ default.
aspx].
47. Presidential Memorandum for the Secretary of Transportation. Режим до-
ступа: [
https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-secretary-
transportation/].