ВАСИМ АХМАД КУРЕШИ,
доктор юридических наук, адвокат Верховного суда Пакистана
Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты применения БПЛА США в третьих странах в контексте норм международного права. На примерах анализируется законность таких операций с учётом аргументов вовлечённых сторон. В ходе мероприятия участникам представилась возможность принять участие в дискуссии, обменяться мнениями по рассматриваемым вопросам и задать собственные вопросы экспертам.
Ключевые слова: нормы обычного международного права; принципы международного гуманитарного права; беспилотники; БПЛА; УБПЛА; США; Пакистан; гражданские и военные цели; борьба с терроризмом; превентивные меры
Беспилотники, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), ударные беспилотные летательные аппараты (УБПЛА) – всё это названия летательных аппаратов, на борту которых отсутствует пилот. Изначально они использовались только для разведки, но в 2001 году Соединённые Штаты Америки начали вооружать
их ракетами и применять для борьбы с террористами в Афганистане. С этого момента более 80 стран, включая США, Россию, Пакистан, Индию, Иран, Китай и Израиль стали использовать БПЛА как для разведывательных, так и для ударных операций.
Для того чтобы оценить законность совершения авиаударов беспилотниками, необходимо отметить, что статья 2 (4) Устава ООН запрещает применение силы, а статья 51 является единственным исключением в отношении такого применения силы для самообороны в соответствии с принципами обычного международно-
го права. Авиаудары беспилотниками, а следовательно, и целенаправленные убийства, являются военными действиями, и такое применение силы может быть оправдано только в случае самообороны в реальном вооружённом конфликте.Нападение на негосударственные субъекты во время их преследования, сопряжённого с нарушением государственных границ «принимающего» государства (т.е. государства, на территории которого проводится военная операция силами другого государства), признано Международным судом противоречащим нормам обычного международного права. Однако беспилотные летательные аппараты могут использоваться против повстанческих групп или террористических организаций иностранным государством с согласия «принимающего» государства, но даже в таких случаях – только для стабилизации ситуации в регионе. Следовательно, беспилотные атаки, совершаемые против воли «принимающего» государства, совершенно незаконны.
Более того, даже если исходить из того, что удары беспилотников являются законными, не являются актом войны против какого-либо государства и проводятся с согласия «принимающих» государств, они должны соответствовать определённым принципам международного гуманитарного права. Эти принципы налагают существенные ограничения на такое применение силы. Во-первых, удары беспилотников должны осуществляться исходя из абсолютной военной необходимости, т. е. атака с использованием беспилотника или применение силы должны быть последними средствами урегулирования вооружённого конфликта. Во-вторых, для согласования перечня целей при использовании беспилотников эти цели должны быть комбатантами, явно отличающимися от мирного населения – в соответствии с принципом проведения различия. В-третьих, атаки беспилотников должны быть проработаны с учётом принципа ропорциональности,
в соответствии с которым гражданские лица должны быть защищены от сопутствующего ущерба.
Автор подробно рассматривает пример использования БПЛА США на территории Пакистана. После того как Пакистан занял официальную позицию, требующую немедленного прекращения ударов беспилотниками на своей территории, беспилотные атаки США в Пакистане стали незаконным применением силы, поскольку не было реального вооружённого конфликта и не было согласия «принимающего» государства. Более того, эти атаки можно назвать актом войны против суверенитета Пакистана. И даже если Пакистан даёт своё согласие
США на проведение атак с применением беспилотников – может быть, тайно и неофициально, – нарушение принципов пропорциональности, необходимости и проведения различия делает эти атаки незаконными. При возникновении какого-либо сопутствующего ущерба гражданскому населению – в отсутствие реального вооружённого конфликта и при наличии альтернативных средств урегулирования вооружённого конфликта – такие атаки противоречат нормам международного гуманитарного права.
Особое внимание уделяется позиции США, которые утверждают, что они получили молчаливое согласие Пакистана на проведение беспилотных атак против террористов, поскольку пакистанские официальные лица завуалированно допускают такие атаки. США также заявляют, что атакам с применением беспилотных летательных аппаратов предшествует «проверка личности», когда члены террористических организаций выслеживаются, но не уничтожаются. Таким образом, чтобы избежать распространения террористической деятельности в регионе и деятельности негосударственных субъектов за рубежом, США настаивают на проведении беспилотных атак против террористов на территории «принимающего» государства как на необходимой превентивной мере, а сопутствующий ущерб гражданскому населению, по их мнению, является лишь ценой за это, установленной в рамках норм международного права.
Рассмотренные в работе правовые аспекты проведения атак с применением беспилотных летательных аппаратов на территориях других государств могут представлять интерес для отечественных учёных.