ДОКЛАД СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА АЭРОПОРТОВ ОБ ОТСЛЕЖИВАНИИ ДРОНОВ
Необходим общемировой подход к отслеживанию дронов
Необходимо срочно на общемировом уровне внедрить систему дистанционной идентификации дронов, для того чтобы информацию об объекте, включая идентификационный номер дрона и его местоположение можно было автоматически передать в систему УВД. Такая позиция изложена в предварительном докладе полномочной рабочей группы по устранению угроз БВС в аэропортах, учрежденной североамериканским отделением Всемирного совета аэропортов и Международной ассоциацией беспилотных транспортных систем в апреле 2019 года.
Рабочей группе было поручено представить рекомендации аэропортам и правительствам США и Канады по устранению угроз БВС в аэропортах, в том числе обзор технологий БВС и технологий противоборства с БВС, протоколов аэропортов по решению проблем вторжений БВС и политической базы для интеграции БВС и устранения их угроз в аэропортах и вокруг них.
Предварительный доклад представляет первый этап исследовательской работы рабочей группы. Более подробный доклад готовится к публикации в конце 2019 года. Рабочая группа выдвигает следующие рекомендации в качестве части своего предварительного доклада. Дополнительные рекомендации будут изложены в окончательном докладе. Ниже представлены основные рекомендации:
ДИСТАНЦИОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
• Технология дистанционной идентификации является важнейшим компонентомбудущей структуры обнаружения и идентификации БВС; Федеральное управление гражданской авиации США и министерство транспорта Канады не могут закончить принятие других новых правовых решений для полетов БВС, таких как полеты малых БВС над людьми и полеты вне пределов прямой видимости до тех пор, пока не будет внедрена система дистанционной идентификации. Рабочая группа призывает нормотворческие органы ускорить публикацию нормы одистанционной идентификации, и на промежуточном этапе Федеральное управление гражданской авиации и министерство транспорта Канады должны найти способы стимулирования добровольного соблюдения требований;
• Дистанционная идентификация должна быть совместима с автоматикой УВД, в том числе с автоматикой поставщика аэронавигационного обслуживания Канады (NAV CANADA), таким образом, чтобы информация об объекте, включая его дистанционный идентификационный номер и местоположение, могли автоматически передаваться в систему УВД, а представляющие интерес БВС отражались на дисплеях авиадиспетчеров. Стандарты дистанционного идентификационного номера должны быть оперативно совместимы на международном уровне – БВС, приобретенное в одной стране, должна видеть система другой страны;
• Данные о дистанционном идентификационном номере должны быть доступны операторам аэропортов и органам общественной безопасности в режиме реального времени для ускорения обеспечения ситуационной осведомленности и более эффективной идентификации потенциальных угроз от БВС и, в конечном итоге, обеспечения прямой установки связи между БВС – нарушителями и их зарегистрированными эксплуатантами;
• Рабочая группа также призывает Федеральное управление гражданской авиации и министерство транспорта Канады требовать идентификации всех БВС, а не исключать любителей из требования иметь дистанционный идентификационный номер, и рассмотреть принятие требования к продавцам и изготовителям об установке системы идентификации с тем, чтобы в будущем БВС нельзя было продать без дистанционного идентификационного номера. Создание разумного регуляторного требования станет важным шагом на пути повышении уровня безопасности полетов и уровня авиационной безопасности;
• Рабочая группа поддерживает деятельность Федерального управления гражданской авиации по обеспечению доступа рекреационных пилотов к системе LAANC (Low Altitude Authorisation and Notification Capability – система автоматического получения разрешения на полет на низких высотах для БВС – Примечание AviaSafety.ru). Рабочая группа понимает, что Федеральное управление гражданской авиации распространит LAANC на рекреационных пилотов 23 июля 2019 года и рекомендует пилотам посетить онлайновый семинар по дронам. Рабочая группа будет следить за деятельностью Федерального управления гражданской авиации по расширению системы LAANC;
• Рабочая группа призывает Федеральное управление гражданской авиации начать как можно скорее сотрудничать с поставщиками услуг для БВС, сертифицированными для использования LAANC, для повышения уровня информации, доступной аэропортам, включая их правоохранительные органы и операторов аэропортов;
• Рабочая группа поддерживает новые вступившие в силу первого июня 2019 регламенты министерства транспорта Канады, которые применяются ко всем дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС), работающим в воздушном пространстве Канады, и которые требуют от них следовать требованиям для полетов в каждом классе воздушного пространства Канады.
СВЯЗЬ И ПЛАН РЕАГИРОВАНИЯ
• Отрасль, местные правоохранительные органы и федеральные ведомства должны сотрудничать в разработке планов связи аэропортового сообщества,которые привлекут внимание всех субъектов отрасли, в том числе поставщиков аэронавигационного обслуживания (например, Организации воздушного движении Федерального управлении гражданской авиации в США и NAV CANADA в Канаде), операторов аэропортов и летных полей, аэропортовых и местных департаментов полиции, центров управления авиакомпаний (для уведомлении пилотов и наземных бригад), к разрешенным полетам БВС поблизости. Это поможет снять озабоченность по поводу полетов БВС в районах аэропортов и обеспечить надлежащие уровни реагирования;
• Невзирая на предыдущие наблюдения, рабочая группа понимает, что в США Управление по безопасности на транспорте разрабатывает планы реагирования на вторжение БВС, как на местном уровне (именуемые в настоящем докладе как ≪планы тактического реагирования навторжение БВС≫), так и на общенациональном уровне (Единое общенациональное реагирование на постоянное нарушение беспилотными воздушными судами полетов в 30 важнейших аэропортах). В Канаде рабочая группа министерства транспорта по ДПАС разрабатывает аналогичные планы. Полномочная рабочая группа настоятельно рекомендует, чтобы планы реагирования на обоих уровнях, тактическом и общенациональном, активно согласовывались с операторами аэропортов и представителями местных правоохранительных органов, начиная с самых ранних этапов их разработки (в особенности, планов тактического реагировании), для обеспечения эффективного использования местных ресурсов и возможностей; необходима эффективная координация с федеральными партнерами, партнерами на уровне штатов и на местных уровнях, а также быстрая и эффективная реализация таких планов.
ОЦЕНКА РИСКОВ
• Рабочая группа отмечает, что четкие процедуры оценки угроз, четко определенное и заранее скоординированное распределения ролей и обязанностей в реагировании и налаженные и хорошо понимаемые процессы принятия решений являются важнейшими элементами планов аэропортов по реагированию на вторжение БВС. Эти элементы должны рассматриваться операторами североамериканских аэропортов в тесном сотрудничестве с федеральными партнерами, когда идет разработка собственных планов реагирования на вторжения, т.е. того, что должен иметь каждый аэропорт. Как недавно отметило Федеральное управление гражданской авиации, и чье мнение разделяет рабочая группа, "совместный подход будет способствовать принятию ответственных и эффективных решений относительно того, как реагировать на случайные или злонамеренные полеты БВС". Рабочая группа призывает Федеральное правительство, включая Управление по безопасности на транспорте, быстро начать ориентироваться в своей работе на разработку протоколов безопасности аэропортов в отношении вторжений БВС;
• Североамериканские операторы аэропортов, местные правоохранительные органы и их федеральные партнеры должны вместе работать во время разработки планов реагирования на местах, географически определяя зоны высокого риска запуска БВС и места их возможного вторжения в аэропорты. Планирование на месте поможет Правоохранителям реагировать в плане поиска эксплуатанта БВС - нарушителя, в первую очередь, определив наиболее вероятное место запуска.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАГИРОВАНИЕМ
• Подготовка к различным сценариям вторжения БВС, таким как долгосрочное закрытие аэропорта, и гуманитарные, логистические и коммуникационные планы, необходимые для эффективного управления ситуацией, должны быть частью регулярного планирования и подготовки к реагированию на чрезвычайные ситуации, которыми занимаются аэропорты. С точки зрения возобновления работы аэропорта и открытия воздушного пространства после вторжения БВС, протокол восстановления работы аэропорта должен быть стандартизирован для того, чтобы определить практику возобновления работы с конкретными зонами полномочий (транснациональный, федеральный, местный уровень, оператор аэропорта). При этом для каждого аэропорта должны определяться характеристики с учетом его конкретных особенностей;
• В то время как рабочая группа не считает, что обнаружение БВС в зоне аэропорта должно по умолчанию относиться к обязанностям оператора аэропорта, в настоящее время некоторые аэропорты начали по собственной инициативе заниматься этой задачей в связи с отсутствием каких-либо действий на федеральном уровне. Поэтому рабочая группа предлагает, чтобы аэропорты и Федеральное управление гражданской авиации совместно поработали над созданием промежуточного стандарта проверки плана реализации работ для лизинга или приобретения, развертывания и технического обслуживания оборудования для обнаружения, отслеживания и идентификации БВС, а также набора соответствующего персонала.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ТЕСТИРОВАНИЕ И ДАННЫЕ
• Федеральное управление гражданской авиации и министерство транспорта Канады должны работать над стандартизацией их подхода к интеграции технологий обнаружения, отслеживания и идентификации БВС в аэропорты. Последняя инструкция Федерального управления гражданской авиации аэропортам (7 мая 2019) стала шагом в верном направлении, но она возлагает на отдельные аэропорты всю нагрузку по поиску независимого юридического руководства для подтверждения законности потенциальной системы обнаружения БВС. Такой подход делает единую систему обнаружения БВС объектом многочисленных, потенциально непоследовательных правовых трактовок в различных юрисдикциях, вместо того чтобы принять стандартизированный подход в едином режиме. Это не эффективная база ни для аэропортов, ни для Федерального управления гражданской авиации. Рабочая группа рекомендует, чтобы Федеральное управление гражданской авиации занялось работой по стандартизации подходов к интеграции технологий обнаружения БВС в аэропорты с дальнейшим их тестированием, двигалось по направлению единых стандартов и представило более четкие инструкции аэропортам, стремящимся развернуть технологии обнаружении, отслеживания и идентификации БВС. В Канаде министерство транспорта не предоставило аэропортам никакие инструкции по этому поводу по состоянию на июнь 2019, хотя было бы разумно сделать это как можно скорее;
• Необходимы дополнительные испытания и сбор данных об обнаружении, отслеживании и идентификации и о технологиях борьбы с БВС. Федеральные органы должны совместно работать над путями экспертизы технологий обнаружения, отслеживания и идентификации, и борьбы с дронами в коммерческом окружении, таком как аэропорты. При этом конечной целью должна стать выработка эксплуатационных стандартов;
• Понимание масштабов и характеров вторжений БВС в аэропорты является ключевым фактором при разработке стратегий их предотвращения. Отдельные ведомства и операторы работают над сбором данных; однако комбинированный единый подход мог бы дать более ценные и полезные результаты. Рабочая группа рекомендует федеральным ведомствам и отрасли начать сотрудничать с целью создания единой системы передачи донесений о БВС, которая будет собирать донесения о подозреваемых или подтвержденных появлениях БВС, вмешательствах в работу, результатах и т.д. В Канаде Система ежедневных донесений о событиях в гражданской авиации может использоваться как система фиксации;
• Рабочая группа считает, что производители должны разделять ответственность за оказание содействия в ограничении доступа к уязвимым объектам полетов, включая аэропорты, (кроме БВС, сертифицированных для выполнения разрешенных миссий). Это должно делаться с помощью применения технологий геозонирования;
• Следует больше делать для информирования беззаботных и безответственных эксплуатантов об угрозах и наказаниях, связанных с неразрешенными или небезопасными полетами БВС рядом с аэропортами. Аэропорты должны работать с местными средствами массовой информации, государственными чиновниками и правоохранительными органами над продвижением общественных просветительских кампаний об опасностях и запретах, имеющих отношение к запускам БВС в аэропортах. Следует устанавливать знаки с предупреждением о правовой ответственности за нарушение правил воздушного пространства в аэропортах и вокруг них, а также точках возможных запусков;
• Экзамены для новых пилотов БВС должны включать вопросы, которые позволят проверить потенциальных пилотов на предмет знания порядков полетов в районах аэропортов;
• Выполнение законов, запрещающих полеты БВС в закрытых зонах, должно строго контролироваться правоохранительными органами. Рабочая группа рекомендует выделять больше средств и ресурсов для быстрого и беспрепятственного уголовного преследования преступников. Жесткая правоприменительная практика послужит сдерживающим средством для потенциальных преступников. Рабочая группа также изучит вопрос степени необходимости принятия новых законов на федеральном уровне, на уровне штатов и на местном уровне для того, чтобы остановить и примерно наказать преступников.