Ю. В. КУЗЬМИН
К БПЛА — беспилотным летательным аппаратам (UAV — Unmanned Aerial Vehicle) относят летательные аппараты легче и тяжелее воздуха без экипажа на борту, имеющие силовую установку, способные совершать управляемый полет (дистанционно управляемые либо по заложенной программе) и рассчитанные на многократное применение.
Автономность БПЛА может быть различной: непосредственное управление оператором от взлета до посадки (чаще всего радиокомандное, хотя есть модели с управлением по проводам и оптоволокну), самостоятельный поиск целей и изменение программы полета в зависимости от обстановки на основе заложенных алгоритмов, при помощи самообучения и адаптивных нейронных сетей. Возможно и распределенное управление (системы БПЛА, городские воздушные шасси или самоорганизующиеся рои).
Согласно данному определению в понятие БПЛА не включаются ≪одноразовые≫ летательные аппараты, например крылатые ракеты. Хотя многие летающие мишени рассчитаны на многократное применение и удовлетворяют данному выше определению, обычно их также не включают в понятие БПЛА и в данной работе они не рассматриваются.
На границе класса БПЛА находятся беспилотные ≪камикадзе≫ — барражирующие ЛА, которые в случае обнаружения цели наводятся на нее и разрушаются вместе с ней, но если цель отсутствует, то аппарат возвращается к пусковой установке, совершает посадку и его готовят к следующему полету.
Способ обеспечения подъемной силы БПЛА может быть самым различным: крыло, несущие винты, комбинированные способы с использованием реактивной струи на режимах взлета и посадки и даже аэростатический.
Различны схемы взлета и посадки: по-самолетному, по-вертолетному, с применением спасательных систем (парашютов) и столь экзотичные, как зацепление аппарата при посадке за натянутый на определенной высоте трос или возвращение БПЛА к самолетуносителю, с которого он стартовал.
Разнообразны силовые установки БПЛА: от резиномотора (для некоторых разведывательных микроаппаратов) до ТРДДФ и гиперзвуковых ПВРД.
Разброс масс БПЛА на несколько порядков превышает разброс масс пилотируемых летательных аппаратов и варьируется от считанных граммов до десятков тонн.
Число созданных модификаций БПЛА измеряется многими тысячами, стоимость легких моделей с радиокомандным управлением, чаще всего реализованных в виде мультикоптеров, начинается от десятков долларов. Цена же стратегических разведчиков, таких как RQ-4 ≪Глобал Хоук≫, значительно превышает 100 млн долл.
Исторически первыми появились летающие мишени, затем разведывательные БПЛА. Однако бурное развитие электроники и алгоритмов управления привело к разработке ударных, транспортных, санитарных, танкеров-заправщиков, постановщиков помех, ретрансляторов, городских такси и даже сельскохозяйственных БПЛА.
Первым в истории управляемым летательным аппаратом без летчика на борту (но не БПЛА в нашем определении) стал самолет-снаряд MAT (Messenger Aerial Torpedo), хотя часто упоминается другой самолет-снаряд —≪Кеттеринг Баг≫, появившийся в 1918 г.
Но он летел только по прямой при помощи гироскопического автопилота и не имел возможности дистанционного управления, поэтому управляемым ЛА он не является. Аппарат MAT был создан в США фирмой ≪Сперри≫. Его оснастили одним из первых вариантов знаменитого автопилота этой компании (патент на автопилот Сперри получил в 1912 г., испытания на самолетах начались в 1913 г.), во многом определившего развитие мировой авионики в XX веке. Аппарат построили на основе легкого одноместного наблюдательного самолета ≪Мессенджер≫ (Вестник), созданного в 1920 г. подразделением армии США ≪Инжиниринг Дивижн≫.
Первый в мире опционально пилотируемый аппарат XC-10
Первым же ≪настоящим≫ БПЛА, точнее, как сказали бы сейчас, опционально пилотируемым аппаратом (OPV) можно считать Кертисс XC-10. Он был построен в 1929 г. по заказу армии США для отработки полетов с радиокомандным управлением. Опыты длились пять лет, но общий налет составил всего около 100 ч
Первый ≪чистый≫ беспилотник многоразового использования — радиоуправляемую мишень ≪Квин≫ IIIF, созданную фирмой ≪Фэйри≫, приняли на вооружение ВМС Великобри тании в 1932 г., но построили всего три экземпляра, два из которых разбились во время испытаний.
В книге Д. А. Соболева указано, что первой беспилотной мишенью стал другой английский самолет, созданный по заказу армии Великобритании для тренировки зенитчиков, — Де Хэвилленд D.H.82B ≪Квин Би≫. Но он появился почти на три года позже, первый полет состоялся лишь 3 января 1935 г. Зато он стал первой телеуправляемой мишенью, запущенной в серийное производство: в 1937—1941 г. фирма ≪Де Хэвилленд≫ построила 320 летающих мишеней, а в 1943—1944 гг. фирма ≪Скоттиш Авиэйшн≫ — еще 60.
Самолет-снаряд MAT на испытаниях в июле 1922 г.
Радиоуправляемая мишень D.H.82B
В 1933 г. работы по радиокомандному управлению самолетами начались и в СССР. ≪Остехбюро≫ проводило летные испытания ≪телемеханических≫ самолетов ТБ-1, управляемых оператором по радио с бомбардировщика ТБ-3. Но во всех полетах на борту для подстраховки и наблюдения за действием автоматики присутствовал и пилот.
Итак, до Второй мировой войны США, Велико британия и СССР строили беспилотные радиоуправляемые самолеты: чисто экспериментальные машины, самолеты-снаряды и летающие мишени. Но БПЛА-разведчики, нашедшие практическое применение, появились гораздо позже, в конце 1950-х —начале 1960-х годов.
Тактические разведчики США (1960-е годы)
В США работы по разведывательным БПЛА стала вести Армия. В начале 1960-х годов она приняла на вооружение две системы: Нортроп AN/USD-1 и Рим AN/USD-2 (в 1959 г. фирму ≪Рим≫ купила компания ≪Аэроджет Дженерел≫). Обе системы предназначались для ведения разведки в интересах штабов дивизий. БПЛА SD-1 и SD-2 были одномоторными поршневыми высокопланами, запускались с мобильных пусковых установок и приземлялись на парашютах. Их создали на основе мишеней. В 1963 г. системы переименовали: MQM-57A и MQM-57B соответственно.
Радиоуправляемая мишень ≪Квин≫ IIIF
Самолет ТБ-1 № 712 совершает посадку по командам, подаваемым с самолета ТБ-1 № 692, аэродром Кречевицы, 3 декабря 1938 г.
Аппарат SD-2 был намного тяжелее и нес более богатый набор разведывательного оборудования: инфракрасную обзорную систему AN/AAD-2 и РЛС бокового обзора AN/DPD-2 или аэрофотоаппараты. Аппарат SD-1 мог нести только фотоаппараты: дневные KA-20A или ночные KA-30A. Но SD-2 был и намного дороже, поэтому построили только 35 таких БПЛА. Комплексы AN/USD-1 получили более широкое распространение, выпустили 125 экземпляров, всего 1500 БПЛА SD-1. Они состояли на вооружении армии США до конца 1970-х годов, а также поставлялись на экспорт.
БПЛА SD-1 (отдельно показан радиолокационный ответчик AN/DPN-62)
РЛС AN/MPQ-29, применявшаяся для слежения за самолетами SD-1
Система AN/USD-2 на позиции
1 – РЛС; 2 – счетно-решающее устройство; 3 – планшет-ная установка; 4 – дизель-электростанция; 5 – аппараты SD-2; 6 – пусковая установка; 7 – аппаратура для визуального управления при взлете и посадке
Запуск БПЛА AN/USD-2 с мобильной установки с ракетным ускорителем старта
Каждый комплекс состоял из 12 БПЛА SD-1, двух пусковых установок, РЛС сопровождения AN/MPQ-29 с планшетным столом, пульта управления на режиме взлета с передатчиком, транспортных машин и автомастерских для ремонта и проверки планеров, двигателей и аппаратуры.
БПЛА SD-1 и SD-2 летали только в радиокомандном режиме. Системы GPS и надежных малогабаритных ИНС тогда не было, поэтому наземный оператор получал данные о местоположении БПЛА от наземной же РЛС. РЛС должна была постоянно подсвечивать летящий БПЛА, а это, естественно, выдавало позицию центра управления и могло привести к нанесению по нему удара. Кроме того, аппараты могли действовать лишь в пределах прямой радиовидимости.
Для упрощения сопровождения на концах консолей крыла БПЛА устанавливались уголковые отражатели, а при расстояниях до пункта управления свыше 45 км включался активный радиолокационный ответчик. Это делало БПЛА не просто заметными целями, а прямо-таки светящимися. Полученная информация (отснятые фотографии, изображения, полученные с помощью РЛС и ИК-систем) становилась доступной только после приземления аппарата и ее обработки.
Указанные недостатки привели к тому, что в реальных боях, не исключая военные действия во Вьетнаме, аппараты SD-1 и SD-2 не использовались и в начале 1970-х годов их сняли с вооружения. Вместе с тем, накопленный опыт, прежде всего в тактике использования БПЛА и в применении полученной информации штабами сухопутных соединений, несомненно, был полезен.
Основные характеристики БПЛА SD-1 и SD-2
|
SD-1 |
SD-2 |
Длина, м |
4.14 |
4.9 |
Размах, м |
3.5 |
4.06 |
Площадь крыла, м |
21.75 |
2.6 |
Мощность двигателя, л. с. |
100 |
225 |
Взлетная масса, кг |
183 |
450 |
Масса нагрузки, кг |
59 |
106 |
Скорость, км/ч* |
324 |
556 |
Потолок, км |
7 |
7 |
Продолжительность полета, ч |
1 |
0.75 |
* Здесь и далее указывается крейсерская скорость на маршруте.
Стратегические разведчики СССР и США (1960—1970-е годы)
Если в области оперативно-тактических беспилотных разведчиков лидерство принадлежит США, то первый в мире стратегический беспилотный разведчик был создан и впервые принят на вооружение в СССР. В 1958 г. появился опытный беспилотный разведчик Ту-121, а в 1964 г. на вооружение ВВС приняли разведывательный БПЛА Ту-123 ≪Ястреб≫. До 1972 г. на авиационном заводе в Во ронеже построили 52 аппарата Ту-123, они под наименованием ДБР-1 состояли на вооружении нес кольких отдельных эскадрилий, например 14-ой оаэбср (отдельной авиационной эскадрильи беспилотных самолетов разведчиков) в Латвии.
БПЛА ДБР-1 не требовали аэродрома: для стратегических разведчиков это необычно даже в наши дни. Они стартовали с мобильной пусковой установки при помощи твердотопливных ускорителей. Аппараты могли совершать полет по маршруту протяженностью до 3200 км, используя данные ИНС и астрокоррекции. Точность навигации была достаточно высокой для высотной аэрофотосъемки — 200м.
БПЛА ДБР-1 нес четыре аэрофотоаппарата: панорамный АФА-41/20М и три АФА-54/100М для перспективной и маршрутной съемки, а также аппаратуру радиотехнической разведки СРС-6РД ≪Ромб 4А≫. Он мог отснять полосу шириной 60—80 км и длиной
2700 км с разрешением 100 м или полосу шириной 40 км и длиной 1400 км с разрешением 20 м, а также вести радиотехническую разведку в полосе шириной до 300 км.
Однако эти аппараты не были рассчитаны на повторное применение. На парашютах спасалась только головная часть с разведывательной аппаратурой, все остальное (двигатель, автопилот, аппаратура связи) разбивалось. Единственной, но вполне достаточной на то время защитой от средств ПВО, были высота полета до 22 км и скорость 2800 км/ч. Однако из-за дороговизны и одноразовости комплекс не нашел широкого применения.
Дальний беспилотный разведчик ДБР-1 (Ту-123) на пусковой установке СУРД-1, тягач МАЗ-537
Беспилотный разведчик D-21
Полностью спасаемый вариант БПЛА Ту-123, получивший обозначение Ту-139, построили в нескольких экземплярах в конце 1960-х годов, но на вооружение его не приняли, в частности, из-за появления пилотируемого разведчика МиГ-25Р со схожими летными характеристиками.
В отличие от СССР в США сделали ставку на БПЛА, запускаемые с пилотируемого самолета носителя. В начале в качестве носителей рассматривали ≪трехмаховые≫ самолеты Локхид M-21, переделанные из опытных самолетов-разведчиков Локхид
A-12 с номерами 06940 и 06941, но во время четвертого испытательного запуска 30 июля 1966 г. БПЛА D-21A ударился о самолет-носитель. Оба члена экипажа самолета М-21 катапультировались, но оператор запуска утонул в Тихом океане.
После этого решили подобрать более дешевый и практичный носитель: им стал бомбардировщик Боинг B-52H. Всего провели 17 запусков БПЛА D-21B, из них пять реальных разведывательных полетов над КНР в 1969—1971 гг.
9 ноября 1969 г. во время первого полета над КНР, аппарат D-21B ≪заблудился≫, сел в Казахстане и попал к советским военным. Когда его судьба стала известна в США, программу прекратили. Она оказалась еще менее успешной, чем программа БПЛА Ту-123: успели построить 39 аппаратов D-21, включая опытные образцы.
Менее амбициозной, но куда более успешной попыткой создания БПЛА — высотного стратегического разведчика, запускаемого с самолета, стал аппарат фирмы ≪Райан≫ AQM-34 ≪Файрби≫ (≪Огненная пчела≫), созданный в 1967 г. и принятый на вооружение Стратегическим командованием ВВС США. Запуск осуществлялся с самолета Локхид
DC-130 ≪Геркулес≫, полет происходил по заложенной заранее программе с использованием ИНС в режиме радиомолчания. Возвращающиеся БПЛА начинали спуск на парашюте, а в процессе спуска парашют подхватывал специальным крюком вертолет. Правда, удалось спасти только две трети аппаратов. Удивительно, что во время подцепки не разбили ни одного вертолета.
Самолет-носитель М-21 с аппаратом D-21 в полете, 1965 г.
Разведчик ≪Файпби≫ под крылом самолета-носителя DC-130
Серийно строились 12 модификаций аппарата ≪Файрби≫: от AQM-34G до AQM-34V. Они отличались двигателями, конструкцией планера и оборудованием. Самыми многочисленными стали AQM-34N, оснащенные несколькими АФА с высоким разрешением. С марта 1967 г. по июль 1971 г. они выполнили 138 разведывательных полетов, в основном над Вьетнамом и КНР. Несколько из них были сбиты ЗРК.
Во второй половине 1970-х годов аппараты AQM-34N сняли с вооружения. Среди причин были окончание войны во Вьетнаме и улучшение отношений с КНР.
17 февраля 1979 г. руководство КНР, недовольное вводом вьетнамских войск в Камбоджу, что привело к краху поддерживаемого Китаем режима ≪красных кхмеров≫, начало военные действия против Вьетнама. Армия КНР встретила сильный отпор и смогла захватить лишь узкую приграничную полосу. Через месяц, 16 марта, КНР объявила о прекращении войны. Вьетнамские войска остались в Камбодже.
БПЛА WZ-5 под крылом самолета Ту-4 в Музее ВВС КНР
Основные характеристики стратегических беспилотных разведчиков
|
Ту-123 |
D-21B |
AQM-34N |
WZ-5 |
Длина, м |
27.835 |
13.05 |
9.76 |
9.76 |
Размах, м |
8.415 |
6.02 |
9.15 |
8.97 |
Тяга двигателя, кН |
98 |
6.7 |
8.53 |
8.33 |
Взлетная масса, кг |
35600 |
2270 |
1737 |
1700 |
Скорость, км/ч |
2700 |
4000 |
676 |
800 |
Потолок, м |
23 000 |
28 900 |
21 300 |
17 500 |
Дальность, км |
3200 |
5500 |
3860 |
2500 |
Продолжительность полета, ч |
1.2 |
2 |
Н.д. |
3 |
Во время этой короткой войны китайцы, зная о сильной ПВО Вьетнама, особенно в районе Ханоя, применили для разведки скоростные аппараты WZ-5. Это стало первым использованием китайских БПЛА в реальных боевых действиях.
Аппараты WZ-5 были созданы Пекинским университетом авиации и космонавтики (BUAA) с ис пользованием знаний, полученных при изучении сбитых американских БПЛА AQM-34N. По своим возможностям аппараты WZ-5 схожи с американским
прототипом и с БПЛА ≪Рейс≫, о которых рассказано далее. Они также оснащены пленочным АФА высокого разрешения и телекамерой. Передача информации
в реальном времени не предусмотрена, сигнал от телекамеры записывался на видеомагнитофон.
Стартовали разведчики не с земли, а, как и БПЛА AQM-34N, с самолета-носителя. Носителем служил бомбардировщик Ту-4, позднее — модификация транспортного самолета Y-8E (вариант советского самолета Ан-12). Это дало возможность заметно
поднять дальность полета. Высокий потолок также работал на увеличение дальности, но снижал качество получаемой информации — разрешение фотоснимков.
Оперативно-тактические разведчики СССР (1960—1980-е годы)
В СССР почти одновременно с США в 1962 г. на вооружение был принят оперативно-тактический разведывательный беспилотный аппарат Ла-17Р, созданный на базе мишени Ла-17М. В отличие от американских аналогов он оснащался не поршневым мотором, а ТРД РД-900 тягой 9 кН. БПЛА входил в состав комплекса тактической разведки ТБР-1.
Реактивный беспилотный самолет мог оснащаться АФА разных типов (АФА-20, АФА-40, БАФ-21, АЩФА-5М), телекамерой ≪Чибис≫ с передачей изображения по радиоканалу в реальном времени (в США подобного в то время не было) либо аппаратурой радиационной разведки.
Для запуска аппарата использовали стартовую установку СУТР-1 (стартовая установка тактического разведчика), созданную на базе лафета зенитного орудия С-60. Установка могла буксироваться тягачом КрАЗ-255. Позднее для БПЛА Ла-17Р создали самоходную пусковую установку САТР-1 на базе автомобиля ЗиЛ-134К. Для транспортировки на самоходной ПУ крыло аппарата Ла-17РМ сделали складным. Кроме установки САТР-1, в состав комплекса входили транспортные прицепы ТУТР-1, буксируемые грузовиками ЗиЛ-131, автостанция проверки систем КАТР-1, радиокомандная станция МРВ-2М и РЛС слежения ≪Кама≫. Методика применения БПЛА была сходна с методикой применения американских аппаратов SD-2.
Беспилотный разведчик Ла-17Р
Беспилотные разведчики Ту-143 на транспортно-заряжающей машине ТЗМ-143
Но и этот аппарат был одноразовым: он садился прямо на мотогондолу, которая при этом сминалась, защищая от повреждений отсек с оборудованием. Повторное применение не предусматривалось. Возможно поэтому в 1963—1965 гг. на Смоленском авиазаводе построили только 20 экземпляров. Они поступили в 81-ю оаэбср (г. Торжок) . А мишени Ла-17М выпускались много лет большой серией.
В 1970-е годы на вооружение Советской Армии поступили две новые модели разведывательных БПЛА, уже пригодных для многоразового применения: оперативные Ту-141 ≪Стриж≫ (комплекс ВР-2) и тактические Ту-143 ≪Рейс≫ (ВР-3).
Тактический разведчик Ту-143 впервые взлетел в декабре 1970 г., в 1973 г. начался его серийный выпуск, а в 1976 г. комплекс ≪Рейс≫ приняли на вооружение. До 1989 г. на авиазаводе в г. Кумертау построили 950 БПЛА — это вполне сравнимо с выпуском 1500 (куда менее сложных) БПЛА SD-1 в США. Комплекс ≪Рейс≫ поставлялся на экспорт в Чехо словакию (две эскадрильи), Румынию и Сирию.
БПЛА Ту-143 имел потолок 5 км, но в основном применялся для низковысотной аэрофотосъемки с высотой полета 200—1000 м и телевизионной разведки. Для этого на нем были установлены фотоаппарат ПА-1 со 120 м фотопленки и телекамера И-429Б
≪Чибис Б≫. Ширина полосы телеразведки до 2 км. Изза недостатков программного обеспечения самолет мог летать либо по маршруту ≪туда и обратно≫, либо по простому треугольному маршруту, что, наряду с небольшой высотой полета, сильно повышало его уязвимость. Изображение с телекамеры передавалось на станцию управления ПОД-3 (пункт приема, обработки и дешифрирования) в режиме реального времени. Навигация осуществлялась при помощи ИНС, на этапе взлета и выхода в посадочный район — радиокомандным методом. Взлетал БПЛА Ту-143 с мобильной ПУ при помощи стартового ускорителя СПРД-251, а приземлялся на парашюте.
Разведчик Ту-141 на пусковой установке
В 1987 г. в Кумертау построили опытную партию усовершенствованных БПЛА Ту-243 ≪Рейс-Д≫ (комплекс ВР-3М). В основном они отличались от предшественников составом оборудования, более экономичным двигателем и выросшей благодаря этому в два раза дальностью полета. На вооружение российской армии аппарат Ту-243 приняли только в 1999 г., он продолжает оставаться на вооружении. Комплексы ВР-2 и ВР-3 используются и армией Украины.
Оперативный БПЛА Ту-141 выпускался в Харькове в 1979—1989 гг., построили 152 аппарата. Он также запускался с мобильной ПУ при помощи стартовых ускорителей и целиком приземлялся на парашюте.
Несмотря на значительные объемы выпуска, беспилотные разведчики 1960—1970-х годов получили лишь ограниченное применение в войсках. Этому способствовали их недостатки: полет только по заранее запрограммированному маршруту c малым числом поворотных точек и получение информации лишь после посадки. Правда пилотируемые разведчики также проводили фотосъемку по заранее согласованному маршруту, а результаты их работы также становились доступными только после посадки.
Основные характеристики оперативно-тактических беспилотных разведчиков
|
Ла-17РМ |
Ту-141 |
Ту-143 |
Ту-243
|
Длина, м |
8.98 |
14.33 |
8.60 |
8.30 |
Размах, м |
7.50 |
3.875 |
2.24 |
2.25 |
Площадь крыла, м2 |
8.55 |
10.00 |
2.90 |
2.90 |
Тяга двигателя, кН |
9.40 |
19.60 |
6.40 |
6.40 |
Взлетная масса, кг |
3100 |
5370 |
1230 |
1230 |
Скорость, км/ч |
900 |
1110 |
950 |
940 |
Потолок, м |
Н. д. |
6000 |
5000 |
5000 |
Дальность, км |
400 |
1000 |
180 |
360 |
Продолжительность полета, ч |
0.4 |
1 |
0.2 |
0.4 |
Первое комплексное применение БПЛА (1982 г.)
Большинство историков считает, что 1982 г. является границей между ≪предысторией≫ БПЛА и началом их широкого практического применения, хотя и до этого времени ряд систем реально состоял на вооружении ВВС и армий нескольких стран.
Но именно в 1982 г. Израиль впервые провел комплексную операцию по подавлению мощной ПВО противника с использованием специализированных БПЛА нескольких типов, действующих совместно с пилотируемыми летательными аппаратами, что привело к всплеску интереса к подобным вооружениям практически во всех ведущих странах. И неожиданно для многих именно Израиль, а не США или СССР, на долгие годы стал ведущей страной в области разработки и производства БПЛА.
Героем событий 1982 г. стал БПЛА IAI ≪Заа ван≫ (≪Иволга≫), более известный под именем ≪Скаут≫. Его создали в 1978 г., а в 1979 г. впервые показали на Парижском авиасалоне. В 1981 г. эти аппараты применили в бою, но не в Израиле, а в ЮАР, во время операции ≪Протея≫ против лагерей организации SWAPO (South West African People's Organisation).
6 июня 1982 г. Израиль атаковал сирийские войска, расположенные в Ливане в долине реки Бекаа. Сирийская армия имела много бронетехники, поэтому израильтянам было необходимо добиться господства в воздухе. Однако ПВО Сирии была очень сильной: на участке земли размером всего 28 r30 км сосредоточились 24 зенитных дивизиона систем ≪Квадрат≫, С-75М ≪Волга≫ и С-125М ≪Печо ра≫, зоны обстрела ЗРК многократно перекрывались.
Аппарат IAI ≪Скаут≫
В 4 часа утра 9 июня Израиль массово применил БПЛА. Их разделили на четыре группы. Аппараты первой группы были оснащены телекамерами, передающими изображение на командные пункты в реальном масштабе времени. Как только БПЛА обнаруживал позицию ЗРК противника, поднимались еще несколько пар аппаратов. Ведущий пары нес уголковые отражатели и имитировал ударный самолет. В принципе, сирийские военные должны были понять, что цели ложные: все упомянутые ЗРК оснащены режимом СДЦ (селекции движущихся целей), а скорость БПЛА в несколько раз меньше скорости самолетов. Но в большинстве случаев они этого не поняли и брали БПЛА на сопровождение. Второй БПЛА пары нес станцию РТР (радиотехнической разведки). Он принимал излучение включившейся РЛС, анализировал его параметры и передавал сводные данные на борт ≪висящего≫ за линией фронта самолета ДРЛОиУ Грумман E-2C ≪Хоукай≫. На этом самолете формировались исходные данные для ротиворадиолокационных ракет HARM, подвешенных под уже поднявшиеся в воздух ударные самолеты ВВС Израиля.
Часть сирийских РЛС успела выключиться до попадания в них ракет HARM, но их это не спасло. Потому что за парами радиоразведки шел БПЛА с лазерным целеуказателем, который подсвечивал найденное разведчиками место расположения РЛС ЗРК лазерным лучом, а по этому лучу наводились запущенные с израильских самолетов ракеты AGM-65 ≪Мейврик≫.
После подавления РЛС в воздух поднялась третья волна ударных самолетов, засыпавшая позиции ЗРК кассетными бомбами. К утру 9 июня всего через несколько часов после начала военных действий, сирийская ПВО в зоне реки Бекаа перестала существовать. После этого в течение недели ВВС Сирии потеряли 86 самолетов МиГ-21, МиГ-23 и Су-22, ВВС Израиля — один самолет и два вертолета.
БПЛА ≪Сечер≫ сохранил
схему предшественника
При разработке аппарата ≪Скаут≫ были найдены решения, которые потом стали стандартными для большинства тактических разведывательных БПЛА. Это высокоплан с поршневым мотором мощностью 22 л. с., вращающим толкающий винт. Такая схема освобождает носовую часть фюзеляжа для размещения аппаратуры и снижает радиолокационную и акустическую заметность. Хвостовое оперение вынесено далеко назад, на двух балках. Оно имеет большое плечо и обдувается струей от винта, что дополнительно улучшает управляемость на малых скоростях. Шасси неубирающееся, трехстоечное, с пружинящими стойками. Взлет и посадка осуществляются посамолетному, с участков автомобильных дорог или других твердых ровных площадок. Предусмотрены также взлет с гидравлической катапульты и посадка на короткие участки с использованием тросов аэрофишинеров.
БПЛА ≪Скаут≫ чаще всего оснащались телекамерой IAI ≪Тамам≫ с системой передачи данных, но мог нести системы РТР, FLIR, аэрофотоаппараты и панорамные камеры. Поздние серии получили навигационные системы GPS. В комплекс входили 8 БПЛА, транспортная машина, наземная мобильная станция управления и иногда прицепная пусковая установка. Обслуживали комплекс 12 человек.
Аппаратов ≪Скаут≫ было построено не так много, всего 100 шт., но они состояли на вооружении Израиля четверть века. В 2005 г. их списали, на смену пришли более совершенные модели, в том числе БПЛА IAI ≪Сечер≫. БПЛА ≪Скаут≫ экспортировались в Сингапур, Швейцарию и Южную Африку.
Со времени принятия БПЛА ≪Скаута≫ на вооружение в 1981 г. до начала операции в Ливане прошло полтора года. За это короткое время руководство вооруженных сил Израиля поняло возможности новой техники и разработало сложную и успешную операцию. Неуди вительно, что после войны в Ливане интерес к БПЛА во всем мире резко возрос.
Первое поколение современных БПЛА
В Ливанской войне 1982 г. участвовали не только аппараты ≪Скаут≫, но их конкуренты — БПЛА ≪Мастиф≫ компании ≪Тадиран≫. По заказу армии Израиля было построено 50 таких аппаратов. Характеристики обоих БПЛА очень близки, и правительство Израиля выбрало аппараты ≪Скаут≫ вероятно потому, что он был предложен известной компанией IAI, уже обладавшей мощной производственной базой.
Основные
характеристики БПЛА первого поколения
|
≪Скаут≫ |
≪Мастиф≫ |
RQ-2A |
≪Сечер≫ |
Длина, м |
3.68 |
3.30 |
4.30 |
5.85 |
Размах, м |
4.96 |
4.25 |
5.15 |
8.54 |
Мощность двигателя, л. с. |
22 |
26 |
38 |
47 |
Взлетная масса, кг |
160 |
138 |
205 |
500 |
Масса нагрузки, кг |
38 |
37 |
Н. д. |
63 |
Скорость, км/ч |
176 |
185 |
176 |
200 |
Потолок, м |
4000 |
4500 |
4600 |
4600 |
Продолжительность полета, ч |
7.5 |
7.5 |
8 |
12 |
БПЛА ≪Мастиф≫
Компания ≪Тадиран≫ не осталась в накладе. Ее аппаратом заинтересовались в США, и корпорация AAI (основана в 1950 г., в 2007 г. куплена корпорацией ≪Текстрон≫) приобрела права на эту конструкцию.
В 1986 г. корпорация AAI получила от ВМС США заказ на поставку комплексов с БПЛА ≪Пионер≫, которым присвоили флотское обозначение RQ-2. Аппарат ≪Пионер≫ сохранил схему аппарата ≪Мастиф≫, но был больше по размерам и имел в полтора раза более мощный мотор. Главным же отличием стали намного более совершенные системы связи. Если БПЛА ≪Мастиф≫ мог удаляться от станции управления на расстояние до 50 км, то RQ-2A — на 200 км (в пределах радиовидимости). В 1987 г. заказ на системы RQ-2 разместил Корпус морской пехоты (КМП) США, а в 1990 г. — армия США.
БПЛА RQ-2B ≪Пионер≫
БПЛА RQ-2A на борту линкора ≪Айова≫ после посадки с использованием сети во время испытаний 1 ноября 1986 г.
БПЛА RQ-2 стартовал с мобильной или палубной рельсовой пусковой установки и приземлялся посамолетному. Интересно была решена задача посадки на качающуюся палубу корабля. Вместо аэрофишинеров использовали упругую сеть, в которой запутывались стойки шасси аппарата. Это надежно предотвращало от соскальзывания БПЛА с палубы даже при сильном волнении.
Во время войны в Персидском заливе 1991 г. в боях приняли участие шесть комплексов RQ-2, имевших в общей сложности 40 БПЛА. Они совершили 545 вылетов. Потери в абсолютных числах были велики: 13 аппаратов сбито, еще 18 повреждено. Однако в среднем БПЛА мог сделать более 40 боевых вылетов — очень достойный показатель.
Уровень потерь примерно соответствовал потерям американских бомбардировщиков при налетах на Германию во время Второй мировой войны. И хотя при этом не гибли летчики, результаты кампании показали, что необходимо уменьшать заметность БПЛА. Начали применять убирающееся шасси, облагораживать обводы, шире использовать композитные материалы.
К 2000 г. армия и ВМС США списали свои аппараты ≪Пионер≫. КМП эти БПЛА применял до 2007 г.