О ПОЗИЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ БОРЬБЫ С БВС
Производители оборудования для борьбы с БВС меняют политику, делая упор на аэропортовый рынок.
Аэропорты нуждаются в эффективных контрмерах для защиты своей работы от вторжений дронов - нарушителей. Что конкретно могут предложить производители аэропортовому рынку? Поставщики, принявшие участие в британско-ирландской выставке в Лондоне в июне, показали, какие новые технологии разрабатываются с акцентом на работу аэропортов.
Норвежский оператор аэропортов Avinor для защиты своей сети аэропортов по рамочному соглашению, недавно подписанному с местным партнером компанией Anker Sikkerhet, выбрал многосенсорную систему против дронов ctrl+sky. Первая установка начала работать в феврале 2019 года в аэропорту Stavanger. Генеральный директор компании Anker говорит, что оборудование включает РЛС армейского образца,предлагаемую по гражданской цене. и в настоящее время работает в тестовом режиме для того, чтобы отслеживать как дроны, так и пернатые цели.
Ctrl+sky поставляется компанией Advanced Protection System из Польши, она обеспечивает обнаружение, отслеживание и идентификацию и возможность устранения угроз. Трехмерная РЛС компании, работающая в диапазоне X, обеспечивает обзор в 360 градусов в радиусе свыше 3 километров, интегрированную камеру слежения "панорама/наклон/зум", радиочастотный сенсор и акустический сенсор. Платформа программного обеспечения CyView передает данные на единый дисплей, который можно видеть на различных устройствах. Радиочастотный постановщик помех, который работает на избранных частотах вне используемых в аэропорту, завершает систему. Генеральный директор компании Advanced Protection System добавляет, что различные сенсоры дополняют друг друга и обеспечивают получение общей картины. Оператор аэропорта может четко определить, где находится объект и связаться с полицией.
Установка оборудования обнаружения и мониторинга позволяет оператору аэропорта принимать обоснованные решения без закрытия объекта на длительное время. Французский системный интегратор CS соединяет сенсоры и регулирующие элементы в рамках своей платформы Boreades, которая сконструирована для обеспечения управления и контроля системы обнаружения БВС. Система уже используется полицией и вооруженными силами Франции. Теперь она доступна для применения в аэропортах.
Компания Steelrock Tecnologies тем временем запустила два продукта, которые обеспечивают функцииобнаружения, отслеживания и постановки помех. Переносное оборудование уже используется военными и в аэропортах Великобритании, и за рубежом.
Главный технический директор компании говорит, что их ручной постановщик помех использует алгоритмы, которые создают колебательные сигналы таким образом, что их можно выбрать согласно типу применения. В более новой разработке, известной как ODIN, проходящей сейчас испытания у британского поставщика аэронавигационного обслуживания NATS, Steelrock сочетает решения для обнаружения, идентификация, отслеживания и сбивания. Технология ODIN сочетает РЛС SharpEye (зоркий глаз) компании Hensoldt, тепловизоры и камеры дневного света, регулирующий элемент производства Steelrock, интегрированные в единую систему, спроектированную для безопасной эксплуатации в аэропортах. Сейчас компания исследует вопрос, можно ли эксплуатировать комплект, когда воздушное судно заходит на посадку. Это необходимо для того, чтобы представить решение, полностью пригодное для эксплуатации в аэропортах.
Другой компанией, специализирующейся на ручных эффекторах, является Openworks, чья переносная система ловушки сетью Skywall 100, развернута в лондонских аэропортах Хитроу и Гатвик наряду с технологией AUDS (Anti-UAV Defence System – система защиты против БВС), представленной компаниями Brighter Surveillance Systems, Chess Dynamics и Enterprise Control Systems. Представитель разработчика говорит, что поскольку дроны становятся все более автономными, необходима многоуровневая защита с использованием различных технологий. Задача состоит в том, чтобы все упомянутые компании работали совместно и использовали бы интеллектуальную интеграцию. Так компания Openworks запускает Skywall 300, систему захвата сетью дистанционного управления, которая сейчас проходит испытания в США.
Устройство пассивного радиочастотного обнаружения и отслеживания SKYPERION компании Metis Aerospace также является интегрированной частью решения AUDS в лондонском Гатвике, обеспечивающим круглосуточное обнаружение и отслеживание. Триангулируя результаты с нескольких устройств, система имеет возможность определить местонахождение дрона и его оператора.
Говоря о решениях, пришедших не из оборонной отрасли, можно отметить, что опытные поставщики технологий обнаружения и разгона пернатых быстро диверсифицировали свою продукцию и стали предлагать свои решения для обнаружения дронов. Трехмерный пластичный радар компании Robin Radar обеспечивает наблюдение за пернатыми в аэропортах Европы и Азии. При этом их модель ELVIRA, работающая в частотном диапазоне X, была сертифицирована для обнаружения дронов. ELVIRA отслеживает, подает сигналы тревоги и фиксирует активность дронов, используя микродоплеровскую классификацию.
Тем временем компания DeTect поставляет свою РЛС MERLIN для птиц на твердых схемах, работающую в диапазоне S, в аэропорты Северной Америки, Европы, Азии и Африки. Система компании для обнаружения и защиты Drone Watcher состоит из трех технологических систем, которые могут работать отдельно или вместе для обеспечения многоуровневой безопасности. В дополнение к радару HARRIER, спроектированному для обнаружения маленьких излучающих и неизлучающих целей в радиусе 2 миль, система включает приложение, которое отслеживает и фиксирует любительские дроны, и радиочастотные отслеживающие устройства, которые могут быть установлены вокруг аэропорта. Компания DeTect в 2017 году поставила свой радар двойного назначения DroneWatcher и MERLIN в аэропорт Флориды и работает с международным аэропортом Сан-Диего над системой защиты от дронов с использованием DroneWatcher.
Наблюдение за активностью дронов является необходимым условием для противодействия вторжениям дронов. Так считает компания Qolcom, сетевой интегратор, работающий с компанией DeDrone над предоставлением услуг обнаружения и отслеживания дронов. В 2018 году партнеры установили системы обнаружения дронов в более, чем четырех региональных британских аэропортах для обнаружения и анализа активности дронов. Согласно опубликованному партнерами документу за 148 дней были обнаружены свыше 285 дронов, причем чаше всего это происходило в уикенды. Данные устанавливали модель дрона, частоту полетов и время суток. В результате аэропорты получали базовые данные для работы со своим руководством и связей с общественностью для организации просветительских кампаний и правильного нацеливания ресурсов. Городские аэродромы Лондона и Эдинбурга выбрали Qolcom и DeDrone в качестве поставщиков услуг контроля за дронами во второй половине 2018 года. Преимущества идентификации и управления непреднамеренными вторжениями дронов являются первым шагом в сторону предотвращения тщательно спланированных вторжений дронов.
Мнение эксперта – «Никто не согласится на модель оборудования против БВС на базе только самого аэропорта» – Вице-президент компании Raytheon считает, что контролирование вторжения дронов в аэропорты и коммерческое воздушное пространство уже представляет собой проблему для операторов, как-то показали инциденты в Хитроу. Гатвике, а недавно и в сингапурском Чанги.
ПОНИМАЮТ ЛИ СЕЙЧАС АЭРОПОРТЫ НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛИЧИЯ ПРОТИВОДРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ?
Фигурально выражаясь, за одну ночь это стало предметом озабоченности. Буквально в прошлом году мы начали получать сообщения о многочисленных вторжениях, и они увеличиваются реактивными темпами. Проблема же состоит в том, что здесь не существует общепринятой модели, в то время как для физической безопасности аэропортов сейчас существует общепринятая модель для всех аэропортов мира. Существуют контрольно-пропускные пункты, через которые Вы должны пройти. Но такой общей черты нет в отношении вторжений БВС. Мы находимся на самых ранних этапах этого, но можно ожидать, что в определенный момент будет достигнут уровень системности. Возможно, будут приняты три или четыре разновидности (систем), но это будут не десятки. Мы строим нашу систему для того чтобы она развивалась естественным путем – общая эксплуатационная картина, возможность устанавливать ряд различных сенсоров и эффекторов, и обсуждать с нашими клиентами выработку общесистемного подхода для решения их проблем.
О КАКИХ ТИПАХ РЕАГИРОВАНИЯ ДУМАЮТ В АЭРОПОРТАХ?
Мы видим ряд аэропортов, которые всего лишь хотят иметь хорошую ситуационную осведомленность, для того чтобы понимать, что там происходит, но которые не обязательно хотят быть привлечены к тому чтобы что-то делать самим. Они будут полагаться на процедуры типа временных мер, когда Вы останавливаете все воздушное движение и направляете полицию разбираться. Но есть и те, кто хочет принимать сбалансированные меры для того, чтобы физически устранить угрозу.
С ЧЕГО ВЫ НАЧИНАЕТЕ РАБОТУ С АЭРОПОРТАМИ?
Мы встречаемся с рядом клиентов, которые хотят иметь ситуационную осведомленность о своем воздушном пространстве в сочетании с пропорциональными мерами реагирования. Наш основной продукт Windshear (Сдвиг ветра) – представление общей оперативной картинки любой зоны, которую Вы хотите защитить, интегрированное с оптическими или радарными интерфейсами для установки сенсоров в матрице, а затем эффектора для создания многоуровневой защиты. Самый простой способ вывести большой класс этих дронов из строя заключается в подавлении их линии связи, которая используется для управления ими и их контроля. Вы может представить саму простую систему, которая имеет основные РЛС и камеру и затем функцию постановки помех, но такая система может быть расширена.
ДЛЯ ЗАЩИТЫ АЭРОПОРТОВ ОТ БВС НУЖНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
На фото выше:система борьбы с БВС компании Liteye
Нынешние федеральные инструкции, вынуждающие аэропорты самим определять законность и эффективность технологий противостояния БВС, являются недостаточными. Поэтому правительство должно установить стандартный подход, который облегчит аэропортам принятие этих технологий. Об этом говорится в предварительном докладе отраслевой рабочей группы, которой было поручено подготовить рекомендации по минимизации угроз от беспилотных воздушных судов.
В предварительном докладе также говорится, что, когда дело доходит до устранения потенциальной угрозы в аэропорту, федеральное правительство, единственная структура имеющее право этим заниматься, должна все делать быстро, чтобы помочь аэропортам при необходимости.
Согласно предварительному докладу "Устранение БВС из аэропортов", опубликованному 12 июля, Федеральное правительство должно быстро оформить и начать применять конкретный план в отношении того, как реагировать на вторжение БВС в аэропорт.
Нынешняя позиция Федерального правительства в деле разработки общефедеральных принципов реагирования на атаки БВС в крупных аэропортах, является малоубедительной и оставляет аэропорты уязвимыми.
Сопредседателями рабочей группы являются Michael Huerta, бывший администратор Федерального управления гражданской авиации США и Deborah Flint, генеральный директор группы всемирных аэропортов Лос-Анджелеса. Группа была сформирована Международной ассоциацией беспилотных авиационных систем и североамериканским отделением Всемирного совета аэропортов. Рабочая группа заявляет, что она планирует представить окончательный доклад в конце этого года и затем обсудить его с представителями правительства и Конгресса.
В мае Федеральное управление гражданской авиации выпустило инструкции аэропортам, согласно которым использование систем обнаружения БВС разрешается по американским законам, но предоставило право аэропортам самим разбираться, если их использование разрешается.
Структуры, намеренные изучить или развернуть системы обнаружения БВС, должны иметь право на оценку и развертывание таких систем, даже системы, которые предлагаются как пассивные системы обнаружения, могут предполагать применение положений закона, по которым Федеральное управление не может выдвигать предложения. Поэтому Федеральное управление не может подтверждать законность любой системы обнаружения БВС.
Так, согласно закону, сбивание воздушных судов в воздушном пространстве США запрещено.
В 2018 году Конгресс предоставил министерствам внутренней безопасности и юстиции полномочия противостоять потенциальным угрозам БВС рядом с важными инфраструктурными и другими объектами. Закон, который был подписан президентом Трампом в декабре, также дал управлению наук и технологии министерства внутренней безопасности и Федеральному управлению гражданской авиации полномочия испытывать системы борьбы с БВС в дополнение к испытаниям систем обнаружения, отслеживания и идентификации дронов.
Министерства обороны и энергетики также получили ограниченные полномочия по использованию систем против БВС для того, чтобы защищать свои объекты.
Федеральные и профессиональные структуры озабочены тем, что некоторые технологии, используемые для обнаружения и отслеживания БВС, могут мешать работе электронных систем, используемых для работы аэропортов или даже соседних предприятий и жилых домов. То же самое касается технологий против дронов, которые при сбивании представляющих угрозу дронов, могут приводить к разрушениям где-то еще.
А для аэропортов, которые заботятся о себе, по меньшей мере, сейчас, когда речь заходит о выборе ими систем обнаружения, рынок настолько заполнен продукцией, что очень трудно выбрать, что будет работать, а что нет, и что будет правильным для конкретного аэропорта.
С точки зрения перспектив аэропорта очень трудно понять, как во всем этом разобраться и что будет самым удачным выбором для конкретных обстоятельств.
Действительно, центр изучения дронов колледжа Бард в феврале 2018 года представил доклад о системах борьбы с дронами, который определил, что существует свыше 230 систем для борьбы с дронами от 155 производителей из 33 стран.
Рабочая группа также сообщает, что дистанционная идентификация, которая является технологией создания цифрового номерного знака для малых дронов, крайне важна для их обнаружения и идентификации. Предварительный доклад призывает Федеральное управление гражданской авиации и его канадский эквивалент, министерство транспорта Канады, ускорить принятие норм о дистанционной идентификации.
Вице-президент Американской ассоциации руководителей аэропортов отмечает, что другие ключевые выдержки из предварительного доклада включают роли и обязанности различных сторон, включая местные правоохранительные органы, обмен информацией для того, чтобы местные правоохранительные органы имели информацию о дистанционной идентификации, обращают внимание на обучение и просветительскую работу, особенно среди эксплуатантов малых дронов, многие из которых не осознают, что они запускают свои системы внутри или рядом с закрытым пространством.
Предварительный доклад также описывает характеристики различных технологий, используемых для обнаружения, отслеживания, идентификации БВС и противоборства с ними и указывает на их недостатки.
Например, он отмечает, что радиочастотные технологии являются основным средством для обнаружения, отслеживания и идентификации малых дронов на расстоянии 1 – 3 километра. Но Федеральное управление гражданской авиации выражает озабоченность по поводу влияния радиочастотных сигналов на организацию воздушного движения и безопасность воздушных судов. Предварительный доклад также упоминает "темные дроны", у которых радиосигнал отключен, и поэтому они не могут быть обнаружены системами, работающими на радиочастотах.
Доклад был заказан в апреле после дорого обошедшегося в прошлом декабре нарушения работы аэропорта Гатвик из-за преднамеренного запуска дронов для нарушения полетов. Радиочастотные сигналы были отключены для того, чтобы скрыть их от радиочастотных методик обнаружения.